Только Word
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы социально-психологической адаптации мигрантов подросткового возраста к условиям образовательной организации 7
1.1. Понятие «социально-психологическая адаптация» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психологические особенности мигрантов подросткового возраста 14
1.3. Образовательная организация как особая поликультурная среда 20
1.4. Факторы, детерминирующие социально-психологическую адаптацию мигрантов подростков к условиям образовательной организации 35
Выводы по I главе 40
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование социально‑психологической адаптации мигрантов подросткового возраста к условиям образовательной организации 42
2.1. Процедура и методики эмпирического исследования 42
2.2. Результаты исследования социально-психологической адаптации мигрантов подросткового возраста .46
2.3. Программа по социально-психологической адаптации мигрантов подросткового возраста 54
2.4. Контрольный этап исследования 65
Выводы по II главе 66
Заключение 70
Библиографический список 72
Приложение 82
Актуальность данного исследования обусловлена широким кругом социально-психологических проблем, вызванных большим притоком мигрантов из стран ближнего зарубежья. Ни один из субъектов образовательной среды Российской Федерации не готов полностью к обучению мигрантов, от педагогов, которые имеют мало опыта и навыков в работе с мигрантами, администрации школ, не идущей навстречу интересам приезжих, а также русских сверстников, которые зачастую относятся к ним с непониманием или враждебностью.
Включение во взаимодействие таких элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий и поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.
Интенсивный рост миграционных потоков поставил перед обществом ряд новых проблем, направленных на решение задач психологической поддержки и адаптации обучающихся мигрантов. Развитие миграционных процессов, привело к появлению вынужденных и трудовых мигрантов, обострению проблемы их социально-психологической адаптации в новой инокультурной среде. Можно выделить следующие причины увеличения миграционных потоков: природно-климатические,демографические, этнические, политические, военные.
Усиление миграционных потоков привело к появлению большого количества семей мигрантов, испытывающих материальные, социальные и образовательные трудности в социально-психологической адаптации мигрантов подросткового возраста.
Вынужденная миграция - это трудноразрешимая жизненная ситуация, ее можно отнести к числу экстремальных, когда перед индивидом ставится проблема сложных жизненных обстоятельств, равносильная проблеме выживания, эта ситуация требует от человека усилий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых проблем, среди которых можно назвать: экономические, социальные и психологические. Постоянный рост миграции способствовал тому, что выходцы из стран бывшего СССР встречаются в России в каждом классе общеобразовательной школы. В связи с данной тенденцией возникла необходимость в разработке теоретических и практических основ психологической работы с учащимися-мигрантами, которые имели бы обосновывающие содержание, значимость и инновационные практические технологии психологической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве.
Вследствие высокой интенсивности ощущения опасности и угрозы для мигранта и его родных образуется выраженное стремление справиться с возникающими трудностями. В этом и заключается потребность, высокой эффективной профессиональной психологической помощи.
Тема межнационального взаимодействия в современном обществе становится актуальной не только в экономической, политической сферах, но и в образовании. В российские учебные заведения стремятся мигранты подросткового возраста разных национальностей, среди которых встречаются люди, не освоившие русский язык.
Многие школы не обладают соответствующим официальным статусом, чтобы иметь достаточно средств для привлечения квалифицированных специалистов, которые, возможно, решили бы существующие проблемы с учащимися-мигрантами, изучили этнопсихологическое содержание реальных ситуаций, лежащих в основе межэтнической напряженности. Актуальной на сегодняшний день является задача создания условий, в которых мигранты могли бы благоустроиться и получить образование. Перед специалистами-психологами социальные изменения ставят многие цели, которыми являются изучение и обоснование программ психологической реабилитации и обустройства прибывающих мигрантов, поиск механизмов формирования позитивной этнической идентичности. Поэтому большое внимание в данном исследовании уделяется проблеме адаптации мигрантов к условиям образовательного учреждения как одной из составляющих института русскоязычной культуры. Учитывая актуальность выше обозначенной проблемы мы сформулировали цель данного исследования: изучить специфику социально‑психологической адаптации мигрантов подростко-вого возраста к условиям образовательной организации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что показатели социально‑психологической адаптации мигрантов подросткового возраста к условиям образовательной организации ‑ снижены; в конфликтной ситуации у подростков преобладающими являются стратегии соперничества и приспособления.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты расширяют и углубляют представления о социально-психологической адаптации мигрантов подросткового возраста к условиям образовательной организации. Исследование позволило дополнить общие положения о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях, характерных для мигрантов подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы социально-психологической адаптации мигрантов подросткового возраста.
2. Сформулировать основные теоретические единицы понятийного аппарата исследования.
3. Осуществить подбор испытуемых и диагностического инструментария.
4. Провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации мигрантов подросткового возраста.
5. Разработать программу повышения социально‑психологической адаптации мигрантов подросткового возраста к условиям образовательной организации.
6. Проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования: социально-психологическая адаптация мигрантов подросткового возраста к условиям образовательной организации.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы и методики:
1. Методика исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации К.Томас и Р. Килмен (адаптирована Н.В. Гришиной).
2. Методика социально‑психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд.
3. Анкета для опроса родителей мигрантов (автор М.А. Лобас).
4. Количественный и качественный анализ результатов.
Практическая значимость. Выявлены некоторые основания психодиагностики социально ‑ психологической адаптации мигрантов подосткового возраста к условиям образовательной организации. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе, включены в курсы возрастной, педагогической, социальной, этнической психологии, этнологии. Результаты проведенного нами диссертационного исследования могут использоваться в работе педагога-психолога для решения проблем, связанных с повышением социально-психологической адаптации мигрантов подросткового возраста к условиям образовательной организации.
Теоретико‑методологическую базу исследования составили: основные положения социально-психологической теории Б.Д. Парыгина, эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона, теория социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тернера [15, 17 ,56]
До начала 90-х гг. проблема вынужденной миграции в отечественной науке особо тщательно не рассматривалось. Со времен второй мировой войны эта тема была не актуальна в связи с крайне низкой миграцией в стране. Новая научная и практическая проблема возникла перед обществом и социальной наукой после распада СССР и массовой миграцией из стран ближнего зарубежья. Вследствие увеличения миграционных потоков количество нуждающихся в психологической помощи мигрантов возросло, так как нагрузка на эмоциональные ресурсы значительно возросла, и поддержка становилась необходима тем, кто вчера справлялся с проблемами связанными с миграцией самостоятельно.
Постоянный миграционный поток в РФ ставит проблему приоритетности формирования общественного сознания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, нравственной культуры межнациональных отношений в целях совершенствования всех сторон жизнедеятельности многонационального коллектива и общества.
На основании полученных данных по методике диагностики социально‑психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонд можно сделать следующие выводы: по показателю «Адаптация» группа мигрантов подросткового возраста характеризуется как имеющая повышенные адаптивные способности, т.е. в данной группе в большей степени присутствуют респонденты с высокими и нормальными адаптивными способностями. Так же большинство респондентов этой группы имеют высокий интегральный показатель по школам: самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт, интернальность, доминирование.
27% подростков в конфликтных ситуациях предпочитают стратегию соперничества. Они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Около 23% готовы к сотрудничеству то есть они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 20% подростков выбирают избегание или уход, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Около 17% могут пойти на компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Остальные 13% подростков предпочитают стратегию приспособления – принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Общение в школе является очень интенсивным и в значительной степени вынужденным. Этому способствуют большая наполненность классов, необходимость для учащихся длительное время находиться рядом и заниматься одним и тем же делом, традиционная для школьной системы образования и воспитания насыщенность жизни внеклассными мероприятиями, требующими совместной деятельности и т.д.
Таким образом, наше предположение о том, что показатели социально‑психологической адаптации мигрантов подросткового возраста к условиям образовательной организации являются сниженными – не подтвердилось; предположение о том, что в конфликтной ситуации у подростков преобладающими являются стратегии соперничества и приспособления подтвердилась частично, а именно преобладающей является стратегия соперничества.
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь: Пер. с англ.-Казань: Из-во Казанского университета, 2007-420с.
2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М., 1990.
3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы). М., 1990.
4. Айрапетян С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия "адаптация". Ереван, 1984.
5. Актуальные проблемы этнической психологии // Под ред. Шикуна А.Ф., Платонова Ю.П., Тверь, 1992.
6. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996, № 3, с. 13-23.
7. Амбрумова А.Г., Тихоненко А.А., Бергельсон Л.А. Социально-психологическая адаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии, 1981, № 4, с. 91-102.
8. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
10. Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М., Стефаненко Т.Г., Тихо- мандрицкая О. А. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997, № 4, с. 31-41.
11. Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1998.
12. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994, № 1, с. 3-18.
13. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: учебное пособие для вузов. М., 1998.
14. Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социальные исследования, 1990, № 7, с. 42-49
15. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. ...119