Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №151848

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2015
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы социально-психологической адаптации мигрантов подросткового возраста к условиям образовательной организации 7
1.1.  Понятие «социально-психологическая адаптация» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Психологические особенности  мигрантов подросткового возраста  14
1.3. Образовательная организация как особая поликультурная среда 20
1.4. Факторы, детерминирующие социально-психологическую адаптацию мигрантов подростков к условиям образовательной организации 35
Выводы по I главе 40
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование  социально‑психологической адаптации мигрантов подросткового возраста к условиям образовательной организации 42
2.1. Процедура и методики эмпирического исследования 42
2.2. Результаты исследования социально-психологической адаптации мигрантов подросткового возраста .46
2.3. Программа по социально-психологической адаптации мигрантов подросткового возраста 54
2.4. Контрольный этап исследования 65
Выводы по II главе 66
Заключение 70
Библиографический список 72
Приложение 82

Актуальность данного исследования обусловлена широким кругом социально-психологических проблем, вызванных большим притоком мигрантов из стран ближнего зарубежья. Ни один из субъектов образовательной среды Российской Федерации не готов полностью к обучению мигрантов, от педагогов, которые имеют мало опыта и навыков в работе с мигрантами, администрации школ, не идущей навстречу интересам приезжих, а также русских сверстников, которые зачастую относятся к ним с непониманием или враждебностью.
Включение во взаимодействие таких элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий и поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.
Интенсивный рост миграционных потоков поставил перед обществом ряд новых проблем, направленных на решение задач психологической поддержки и адаптации обучающихся мигрантов. Развитие миграционных процессов, привело к появлению вынужденных и трудовых мигрантов, обострению проблемы их социально-психологической адаптации в новой инокультурной среде. Можно выделить следующие причины увеличения миграционных потоков: природно-климатические,демографические, этнические, политические, военные.
Усиление миграционных потоков привело к появлению большого количества семей мигрантов, испытывающих материальные, социальные и образовательные трудности в социально-психологической адаптации мигрантов подросткового возраста.
Вынужденная миграция - это трудноразрешимая жизненная ситуация, ее можно отнести к числу экстремальных, когда перед индивидом ставится проблема сложных жизненных обстоятельств, равносильная проблеме выживания, эта ситуация требует от человека усилий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых проблем, среди которых можно назвать: экономические, социальные и психологические. Постоянный рост миграции способствовал тому, что выходцы из стран бывшего СССР встречаются в России в каждом классе общеобразовательной школы. В связи с данной тенденцией возникла необходимость в разработке теоретических и практических основ психологической работы с учащимися-мигрантами, которые имели бы обосновывающие содержание, значимость и инновационные практические технологии психологической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве.
Вследствие высокой интенсивности ощущения опасности и угрозы для мигранта и его родных образуется выраженное стремление справиться с возникающими трудностями. В этом и заключается потребность, высокой эффективной профессиональной психологической помощи.
Тема межнационального взаимодействия в современном обществе становит­ся актуальной не только в экономической, политической сферах, но и в обра­зовании. В российские учебные заведения стремятся мигранты подросткового возраста разных на­циональностей, среди которых встречаются люди, не освоившие русский язык.
Многие школы не обладают соответствующим офици­альным статусом, чтобы иметь достаточно средств для привлечения квали­фицированных специалистов, которые, возможно, решили бы существующие проблемы с учащимися-мигрантами, изучили этнопсихологическое содержа­ние реальных ситуаций, лежащих в основе межэтнической напряженности. Актуальной на сегодняшний день является задача создания условий, в кото­рых мигранты могли бы благоустроиться и получить образование. Перед специалистами-психологами социальные изменения ставят многие цели, ко­торыми являются изучение и обоснование программ психологической реа­билитации и обустройства прибывающих мигрантов, поиск механизмов фор­мирования позитивной этнической идентичности. Поэтому большое внима­ние в данном исследовании уделяется проблеме адаптации мигрантов к ус­ловиям образовательного учреждения как одной из составляющих института рус­скоязычной культуры. Учитывая актуальность выше обозначенной проблемы мы  сформулировали  цель  данного  исследования:  изучить специфику социально‑психологической адаптации мигрантов подростко-вого возраста к условиям образовательной организации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что  показатели социально‑психологической адаптации мигрантов подросткового возраста к условиям образовательной организации ‑ снижены; в конфликтной ситуации у подростков преобладающими являются стратегии соперничества и приспособления.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты расширяют и углубляют представления о социально-психологической адаптации мигрантов подросткового возраста к условиям образовательной организации. Исследование позволило дополнить общие положения о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях, характерных для мигрантов подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы социально-психологической адаптации мигрантов подросткового возраста.
2. Сформулировать основные теоретические единицы понятийного аппарата исследования.
3. Осуществить подбор испытуемых и диагностического инструментария.
4. Провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации мигрантов подросткового возраста.
5. Разработать программу повышения социально‑психологической адаптации мигрантов подросткового возраста к условиям образовательной организации.
6. Проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования: социально-психологическая адаптация мигрантов подросткового возраста к условиям образовательной организации.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы и методики:
1. Методика исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации К.Томас и Р. Килмен (адаптирована Н.В. Гришиной).
2. Методика социально‑психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд.
3. Анкета для опроса родителей мигрантов (автор М.А. Лобас).
4. Количественный и качественный анализ результатов.
Практическая значимость. Выявлены некоторые основания психодиагностики социально ‑ психологической адаптации мигрантов подосткового возраста к условиям образовательной организации. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе, включены в курсы возрастной, педагогической, социальной, этнической  психологии, этнологии. Результаты проведенного нами диссертационного  исследования могут использоваться в работе педагога-психолога для решения проблем, связанных с повышением социально-психологической адаптации мигрантов подросткового возраста к условиям образовательной организации.
Теоретико‑методологическую базу исследования составили: основные положения социально-психологической теории Б.Д. Парыгина, эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона, теория социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тернера [15, 17 ,56]

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


До начала 90-х гг. проблема вынужденной миграции в отечественной науке особо тщательно не рассматривалось. Со времен второй мировой войны эта тема была не актуальна в связи с крайне низкой миграцией в стране. Новая научная и практическая проблема возникла перед обществом и социальной наукой после распада СССР и массовой миграцией из стран ближнего зарубежья. Вследствие увеличения миграционных потоков количество нуждающихся в психологической помощи мигрантов возросло, так как нагрузка на эмоциональные ресурсы значительно возросла, и поддержка становилась необходима тем, кто вчера справлялся с проблемами связанными с миграцией самостоятельно.
Постоянный миграционный поток в РФ ставит проблему приоритетности формирования общественного сознания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, нравственной культуры межнациональных отношений в целях совершенствования всех сторон жизнедеятельности многонационального коллектива и общества.
На основании полученных данных по методике диагностики социально‑психологической адаптации  К.Роджерса  и Р. Даймонд можно сделать следующие выводы: по показателю «Адаптация» группа мигрантов подросткового возраста характеризуется как имеющая повышенные адаптивные способности, т.е. в данной группе в большей степени присутствуют респонденты с высокими и нормальными адаптивными способностями. Так же большинство респондентов этой группы имеют высокий интегральный показатель по школам: самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт, интернальность, доминирование.
27% подростков в конфликтных ситуациях предпочитают стратегию соперничества. Они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Около 23% готовы к сотрудничеству то есть они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 20% подростков выбирают избегание или уход, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Около 17% могут пойти на компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Остальные 13% подростков предпочитают стратегию приспособления – принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Общение в школе является очень интенсивным и в значительной степени вынужденным. Этому способствуют большая наполненность клас­сов, необходимость для учащихся длительное время находиться рядом и зани­маться одним и тем же делом, традиционная для школьной системы образо­вания и воспитания насыщенность жизни внеклассными мероприятиями, требующими совместной деятельности и т.д.
Таким образом, наше предположение о том, что  показатели социально‑психологической адаптации мигрантов подросткового возраста к условиям образовательной организации  являются сниженными – не подтвердилось; предположение о том, что в конфликтной ситуации у подростков преобладающими являются стратегии соперничества и приспособления подтвердилась частично, а именно преобладающей является стратегия соперничества.


1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь: Пер. с англ.-Казань: Из-во Казанского университета, 2007-420с.
2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М., 1990.
3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы). М., 1990.
4. Айрапетян С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы использова­ния понятия "адаптация". Ереван, 1984.
5. Актуальные проблемы этнической психологии // Под ред. Шикуна А.Ф., Платонова Ю.П., Тверь, 1992.
6. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая иден­тичность» // Этнографическое обозрение. 1996, № 3, с. 13-23.
7. Амбрумова А.Г., Тихоненко А.А., Бергельсон Л.А. Социально-психоло­гическая адаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психо­логии, 1981, № 4, с. 91-102.
8. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
10. Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М., Стефаненко Т.Г., Тихо- мандрицкая О. А. Уровень социальной стабильности и особенности социа­лизации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997, № 4, с. 31-41.
11. Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический фено­мен в условиях социоэтнических изменений // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1998.
12. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переос­мысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психо­логический журнал, 1994, № 1, с. 3-18.
13. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: учебное пособие для вузов. М., 1998.
14. Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное само­сознание // Социальные исследования, 1990, № 7, с. 42-49
15.  Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. ...119


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ