Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трилогия А.Н. Архангельского "Счастливая жизнь": поэтика и нарративное устройство (литературоведческий и методический аспекты)

Работа №151847

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение …………………………………………………………………..…… 3
Глава I. Автор и нарратор в трилогии А. Н. Архангельского «Счастливая жизнь» …………………………………………………………………7
1.1. Автор ………………………………………………………………..……… 7
1.2. Нарратор ………………………………………………………..………….. 9
Выводы по главе I …………………………………………………..………… 16
Глава II. Стратегии жизнеописания в трилогии Архангельского «Счастливая жизнь» ………………………………………………………………. 17
2.1. Стратегия жизнеописания Т. Шанина …………………..…………….... 19
2.2. Стратегия жизнеописания Ж. Нива ……………………..…………….... 21
2.3. Стратегия жизнеописания И. Ли ……………………………..………..... 23
Выводы по главе II …………………………………………………..……..… 26
Глава III. Тематические инварианты трилогии ……………..………..... 27
3.1. Тема социально-политических потрясений ……………………………. 30
3.2. Тема связи с русской культурой ………………………………………... 32
Выводы по главе III ……………………………………………...…………… 36
Заключение ………………………………………………………..……..…... 38
Список использованных источников …………………………..……..….. 40
Приложение №1. Методическая разработка урока внеклассного чтения для 10 класса на тему «Тема любви к русской культуре в книге А. Н. Архангельского “Русофил. История жизни Жоржа Нива, рассказанная им самим”» …………….. 44


Современная русская литература представлена неоднородными и многочисленными жанровыми формами, что позволяет значительно расширить читательскую аудиторию. Писатели ищут не только новых героев, но и совершают разного рода эксперименты со своими текстами. Для современного литературного процесса характерно обращение и к non-fiction, это обусловлено прежде всего интересом к истории. В этом смысле заметной фигурой является А. Н. Архангельский – кандидат филологических наук, прозаик, публицист, преподаватель, известный телеведущий, литературный критик, автор книг «Бюро проверки», «Музей революции», «Цена отсечения», «1962. Послание к Тимофею» и серии «Счастливая жизнь», которая на данный момент включает три книги. Для трилогии не только выбраны выдающиеся герои ХХ–ХХI веков (Теодор Шанин, Жорж Нива, Инна Ли), но и сконструировано уникальное нарративное устройство. Проект связан с интервью, подкастом и целым рядом Интернет-сервисов, например, «карта жизни»1, с помощью которой можно найти любую географическую точку, с которой был связан Т. Шанин, или таймлайн2 Шанина, благодаря которому читатель может вспомнить год событий жизни Теодора и большой истории, частью которой он стал [Архангельский 2019]. Серия создана на стыке биографического и автобиографического, фикционального и нефикционального дискурсов. О нестандартном способе создания книг А. Н. Архангельский говорит так:
С каждым героем книги мы поначалу долго разговариваем. Просто так. Мы долгие годы общались: с Жоржем Нива – почти тридцать лет, с Теодором Шаниным – лет пятнадцать. С Инной и Ли Ша, которой было почти сто лет, я познакомился в Пекине в 2004-м, и постепенно в течение этих разговоров вызревал каркас – потому что повесть должна быть короткой, динамичной и выверенной. Эпизоды проходят отсев: годятся – не годятся, говорят они что-то о герое – не говорят. Просто подробности не нужны – нужен каркас судьбы [Архангельский, Гликман 2020].
Актуальность работы определяется тремя взаимосвязанными обстоятельствами. Во-первых, в целом проза А. Н. Архангельского, занимающего важное место в современном культурно-интеллектуальном ландшафте, исследована явно недостаточно, тем более это относится к его проекту «Счастливая жизнь», в которую вошли работы об исключительных людях ХХ столетия: Теодоре Шанине, Жорже Нива и Инне Ли. Во-вторых, нарратологические проблемы литературы находятся в фокусе пристального внимания современных гуманитарных наук. В-третьих, изучение фрагментов книги Архангельского в школе позволяет решить задачи расширения читательского кругозора школьников и популяризации современной русской литературы, которая представлена в школьной программе очень ограниченно.
Новизной исследования является то, что предложенный подход к книгам Архангельского, созданным на стыке биографического и автобиографического жанра, позволяет уточнить теоретические проблемы описания сложных в нарративном и семантическом отношениях явлений современной отечественной литературы и, шире, литературы вообще.
Объектом исследования являются поэтика и нарративная организация трилогии А. Н. Архангельского «Счастливая жизнь».
Предмет исследования – категории автора и нарратора, стратегии жизнеописания главных героев и серия тематических инвариантов в серии «Счастливая жизнь».
Цель исследования – комплексное изучение комплексное изучение поэтики и нарративной организации в трилогии А. Н. Архангельского «Счастливая жизнь».
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи.
1. Описать стратегии жизнеописания Т. Шанина, Ж. Нива, И. Ли.
2. Сопоставить книгу «Несогласный Теодор» с двумя другими частями одноименного медиапроекта – подкастом и серией видеоинтервью, взятых А. Н. Архангельским у Т. Шанина.
3. Выявить тематические инварианты, объединяющие книги серии «Счастливая жизнь».
4. Разработать конспект урока для 10 класса (урок внеклассного чтения).
Материалом данного исследования являются трилогия Архангельского «Счастливая жизнь», интервью Архангельского и Шанина, интервью Архангельского.
Объект и предмет, цель и задачи работы, а также специфика анализируемого материала обусловили выбор нарратологического, историко-литературного и сравнительно-сопоставительного методов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы по теории литературы и нарратологии В. Шмида, В. И. Тюпы, А. К. Жолковского и Ю. К. Щеглова, критические работы А. Берсеневой, Л. Масловой, Е. В. Сафроновой, А. В. Маркова, С. П. Костырко и др., посвященные творчеству А. Н. Архангельского.
Теоретическая значимость работы определяется исследовательским ракурсом, демонстрирующим тематическую общность и сложное нарративное устройство трилогии А. Н. Архангельского, а также включением прозы Архангельского в контекст русской культуры.
Практическая значимость исследования в сфере образования заключается в возможности использования его результатов в процессе педагогической деятельности в школе, а также в рамках дисциплин «Теория литературы» и «Современная русская литература».  
Структуры работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, насчитывающий 31 наименование, и приложение, включающее методическую разработку урока.
Апробация. Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (Красноярск, Сибирский федеральный университет, 11–12 апреля 2024 г.), Всероссийская конференция с международным участием «Актуальные проблемы современной филологии» в рамках ХХV Международного научно-практического форму студентов, аспирантов Основные положения работы были представлены на следующих научных конференциях: XVI и молодых ученых «Молодежь и наука ХХI века» (Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 17 апреля 2024 г.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Книги серии «Счастливая жизнь» имеют признаки и фикционального, и фактуального начал. Это определяет сложное нарративное устройство текстов. Мы показали, как сочетаются эти два дискурса в трилогии путем сравнительного анализа интервью и главы книги. Анализ показал, что нарраторы серии пользуются всеми приемами повествователей: осуществляют отбор событий, детализируют и конкретизируют их, композиционно организуют текст, дают оценку событиям, комментируют, лексически и синтаксически окрашивают текст. Мы определили Архангельского как конкретного автора, охарактеризовали фиктивных нарраторов, которые присутствуют во всех книгах серии, используя типологию Вольфа Шмида.
Каждая из книг серии имеет собственную стратегию жизнеописания, картину мира и доминирующий нарративный этос, но объединяет их окказиональная картина мира, этос желания и элементы авантюрной стратегии жизнеописания по В. И. Тюпе. В книгах трилогии мы также находим признаки вероятностной и императивной картины мира, этосы покоя и совести, экзистенциальную стратегию жизнеописания. Кроме того, мы выделили тематические инварианты серии: тема социально-политических потрясений, тема связи с русской культурой и др. Повествователи всех трех книг раскрывают их по-своему, так как принадлежат к разным религиозным конфессиям (или, как в случае Шанина, ни к какой из них), культурам, традициям, имеют разные идеологические убеждения. Иными словами, каждый из нарраторов имеет собственную точку зрения.
Также нами была представлена методическая разработка урока внеклассного чтения для 10 класса с углубленным изучением литературы на тему «Тема любви к русской культуре в книге А. Н. Архангельского “Русофил. История жизни Жоржа Нива, рассказанная им самим”». В ходе занятия, рассчитанного на 1 академический час, обучающиеся выполняют задания, связанные с родом занятий одного из героев трилогии – Жоржем Нива, открывают факты биографии великого французского слависта, связанные с русской культурой.
Тема нашего исследования, разумеется, не исчерпана и может быть масштабирована. В качестве перспективы видится привлечение к подобного рода анализу других произведений А. Н. Архангельского.



Абраменкова А. В. Структура романа А. Архангельского «Русофил»: документальное и художественное // Смоленский филологический сборник. 2023. № 15–1. С. 123–130.
2. Архангельский А. Н. Гуманитарная политика: Статьи для газеты «Известия»: 11 сентября 2001 – 11 сентября 2005. М.: ОГИ, 2006. 560 с.
3. Архангельский А. Н. Кому позволено писать чужую биографию / Стенограмма Л. Прохоровой // Год литературы. 20.06.2021. URL: https://godliteratury.ru/articles/2021/06/20/biografiia-mezhdu-ogranicheniiami-iprimochkami (дата обращения: 05.05.2024).
4. Архангельский А. Н. Несогласный Теодор. История жизни Теодора Шанина, рассказанная им самим. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. 218 с.
5. Архангельский А. Н. Путь Теодора Шанина к своему университету был фееричным // Мел. 7 декабря 2018. URL: https://mel.fm/zhizn/istorii/4726309–shanin?ysclid=lsrtdmgshq470057047 (дата обращения: 10.03.2024).
6. Архангельский А. Н. Русофил. История жизни Жоржа Нива, рассказанная им самим. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. 282 с.
7. Архангельский А. Н. Русский иероглиф. История жизни Инны Ли, рассказанная ею самой. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2022. 250 с.
8. Архангельский А. Н. Серия «Счастливая жизнь» Александр Николаевич Архангельский // YouTube. 30.09.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=zsvindveJrk (дата обращения: 12.02.2024).
9. Архангельский А. Н., Гликман К. Каркасы судьбы // Троицкий вариант – Наука. 2020. № 23. URL: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/435628/Karkasy_sudby?ysclid=lsrsp0zgjq126643049 (дата обращения: 10.03.2024).
10. Архангельский А. Н., Солодников Н. Н. Несогласный Теодор // Диалоги ОБ. 25 января 2020. URL: http://www.open–lib.ru/dialogues/arkhangelskysolodnikov (дата обращения: 12.02.2024).
11. Архангельский А. Н., Шанин Т. Несогласный Теодор. История Жизни Теодора Шанина, записанная Александром Архангельским // Arzamas. 2 октября 2018. URL: https://arzamas.academy/shorts/307 (дата обращения: 10.02.2024).
12. Архангельский А. Н., Яковлева Е. С. О феномене Жоржа Нива. Разговор с Александром Архангельским // Год литературы. 2 сентября 2020. URL: https://godliteratury.ru/articles/2020/09/02/o–fenomene–zhorzha–niva–razgovor–s–avtor?ysclid=lsso7bbcp7591811030 (дата обращения: 10.03.2024).
13. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература. 1975. С. 234–407.
14. Берсенева А. «Мучились, но выживали…» Вышла книга Александра Архангельского о Китае ХХ века // Новые известия. 5 апреля 2022. URL: https://newizv.ru/news/2022–04–05/muchilis–no–vyzhivali–vyshla–kniga–aleksandra–arhangelskogo–o–kitae–hh–veka–351092 (дата обращения: 12.02.2024).
15. Берсенева А. Несогласный Теодор // Библиотечное дело. 2019. № 22. С. 44....31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ