Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ГЕОФИЗИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 6
1.1. Содержание школьного курса ОБЖ по изучению опасных ситуаций природного и геофизического характера 6
1.2. Формы и методы обучения учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации природного характера 11
1.3. Опасные ситуации природного характера 17
1.4. Термины и определения 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.2. Методы исследования 23
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И 26
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ 26
3.1. Содержание педагогического эксперимента 26
3.2. Результаты эксперимента 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ВЫВОДЫ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Приложение №1: 34
Приложение №2 36
Приложение №3 42
Актуальность исследования не вызывает сомнений. Стихийные действия сил природы могут нанести непоправимый ущерб обществу и экономике государства.
Стихийные бедствия представляют собой опасные явления природного характера или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, которые вызывают катастрофические ситуации, и характеризуются внезапным нарушением жизнедеятельности населения, уничтожением или разрушением материальных ценностей, гибелью людей [9].
Одними из наиболее страшных природных катастроф в настоящее время являются землетрясения, поскольку уносят десятки и сотни тысяч человеческих жизней и вызывают опустошительные разрушения на огромных пространствах. При сильных землетрясениях разрушаются здания, строения и сооружения, нарушается целостность грунта, выводятся из строя коммунально-энергетические сети и так далее.
Как правило, землетрясение сопровождается множеством звуков различной интенсивности в зависимости от расстояния до источника его возникновения. Вблизи источника землетрясения могут быть слышны характерные резкие звуки, напоминающие раскаты грома или гул взрыва. Если землетрясение происходит под водой, возникают огромные волны – цунами, вызывающие страшные разрушения на суше; землетрясение в горах может привести к обвалам и лавинам. В какой-то степени последствия сильных землетрясений можно сравнить с последствиями ядерного взрыва.
Многие ученые во всем мире прилагают большие усилия в изучении природы землетрясений и их прогноза. К сожалению, до сих пор предсказать место и время землетрясения, за исключением нескольких случаев, не представляется возможным. В силу этого затруднительным становится предупреждение населения об угрозе землетрясения. Однако знание признаков его приближения может помочь пережить данную ситуацию с наименьшими потерями.
Объектом исследования является процесс обучения школьников безопасному поведению в опасных ситуациях природного характера.
Предметом исследования является организация проведения занятий по формированию навыков безопасного поведения в опасных ситуациях природного характера на уроках основ безопасности жизнедеятельности и внеклассных занятиях.
Целью исследования является проведение анализа организации занятий, формирования навыков и совершенствование методики образовательного процесса в области безопасного поведения в опасных ситуациях природного характера.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать содержание школьного курса ОБЖ в части опасных ситуаций природного характера с помощью материалов в научно методической литературе и в интернете.
2. Усовершенствовать методику проведения занятий по формированию навыков поведения учащихся в опасных ситуациях в природной среде.
3. Апробировать методику проведения занятий по формированию навыков поведения учащихся в опасных ситуациях в природной среде.
Гипотеза исследования: предполагалось, что формирование навыков безопасного поведения в опасных ситуациях природного характера будет успешным, если организовать систему обучения школьников в рамках курса ОБЖ с применением разработанной нами методики.
При выполнении данной выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования:
• анализ и обобщение научно-методической литературы, документальных материалов;
• изучение современного педагогического опыта;
• педагогический эксперимент;
• статистическая обработка данных.
Практическая значимость: проведенные исследования должны помочь учителям ОБЖ наиболее более эффективно организовать систему проведения занятий обучения школьников.
За последние десятилетия частота и масштаб природных катастроф значительно увеличились. Также возросло число жертв, пострадавших от катастроф. По данным статистики 150 природных и 158 антропогенных катастроф в мире за последний год послужили причиной гибели и пропажи без вести почти 26 тысяч человек и принесли ущерб мировой экономике в размере 140 миллиардов долларов.
Для предупреждения тяжелых последствий природных бедствий необходимо вырабатывать навыки безопасного поведения, которые должны быть получены при обучении основам безопасности жизни деятельности. Поэтому актуальным является разносторонняя подготовка учащихся в области безопасности жизни деятельности.
По результатам дипломной работы можно сделать следующие выводы:
1. Проанализировано содержание школьного курса ОБЖ в части опасных ситуаций природного характера, а также формы и методы обучения действиям в чрезвычайных ситуациях. Как правило, традиционной формой проведения занятий у школьников является словесный рассказ. Однако такая форма занятий не позволяет привлечь учащихся к обучению, заинтересовать их. Кроме того, устная речь, особенно в большом объеме, воспринимается достаточно сложно, в связи с чем, оптимальной формой проведения занятий будет использование наряду со словесным рассказом видеоматериалов, проведение различных игр, самостоятельных и творческих работ и так далее;
2. С помощью внедрения информационных технологий была усовершенствована методика проведения занятий по безопасному поведению в опасных ситуациях природного характера. При проведении занятий у школьников, использовались различные схемы, показ видеофильмов, моделирование ситуаций, организация игр;
3. Была апробирована методика проведения занятий по безопасному поведению в опасных ситуациях природного характера и предложены рекомендации. С помощью метода тестирования, было доказано, что наблюдается видимое различие между контрольной и экспериментальной группами. Ученики, обучающиеся по предложенной методике, лучше усваивали учебный материал и справлялись с тестовыми заданиями на порядок выше, чем ученики, обучающиеся по общешкольной программе.
1. Акимова Л. А., Лутовина Е.Е. « Теория и Методика обучения Основам безопасности жизнедеятельности в школе»: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по специальности Безопасность Жизнедеятельности – Оренбург: Издательство ОГПУ 2008, -268с.
2. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным: Альбом-задачник. 3 класс. М.: Вентана-Граф, 1998
3. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения // Основы безопасности жизнедеятельности. 2002. № 10; 2003. № 2.
4. Бочкарева Н.Ф., Колбасов Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Калуга: Адэль, 1996.
5. Смирнов А. Защита человека в опасных ситуациях. // Основы безопасности жизнедеятельности. 2003 № 5
6. Рындак В. Г., Алехина Н. В. «Педагогика»: учебное пособие – М.: Высшая школа 2006, - 495с.
7. Далакишвили М. Землетрясения как потенциально опасное явление (разработка заданий в курсе «ЧС природного характера и защита от них»)/ М. Далакишвили, Е. Крылова, Л. Маринина // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2006. - № 10. – С.47 – 53.
8. Словарь по педагогике/ Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. – Москва: ИКЦ «МарТ» Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448с.
9. Журнал к новому учебному году: Организация урока по ОБЖ, понятие здоровья, что должен знать пассажир, опасности природного характера, терроризм, техногенные катастрофы // Основы безопасности жизнедеятельности (для преподавателей) : сб. методических материалов. – 2003. - № 8 – 9. – С. 3 – 151.
10. Суздалева, А.М. Чрезвычайные ситуации природного характера : учеб. Пособие для студентов педвузов / А.М. Суздалева, В.И. Воробьев. – Оренбург : Изд – во ОГПУ, 2004. – 104с.
11. Петров, Н.Н. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Защита населения от их последствий / Н.Н. Петров // Петров, Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях / Н.Н.Петров. – Челябинск, 1997. – С.4 – 46
12. Миронов, С. К. Основы безопасности жизнедеятельности : методические рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5 – 11 классы / С.К. Миронов. – М. : Дрофа, 2004. – 94с.
13. Стрелец В.М. Безопасность жизнедеятельности для студентов вузов / В.М. Стрелец. – Изд. 2 – е – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. – 187с.
14. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4 – е изд. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 521с.
15. Потапов Б. Классификация опасных природных явлений. // Основы безопасности жизнедеятельности» 2003. № 1.....22