Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерные различия сформированности познавательных процессов детей 8-9 лет с умеренной степенью умственной отсталости

Работа №151842

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы114
Год сдачи2015
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава I. Специфика познавательных процессов детей 8-9 лет с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием 3
1.1Формирование познавательных процессов в онтогенезе. 3
1.2 Специфика познавательных процессов у детей 8-9 лет с разной степенью умственной отсталости 3
1.3 Гендерные различия познавательных процессов у детей 8-9 лет с нормой развития и с нарушенным развитием. 3
Глава II. Экспериментальное изучение гендерных различий познавательных процессов детей 8-9 лет с умеренной степенью умственной отсталости 3
2.1 Организация и методики проведения исследования 3
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования познавательных процессов мальчиков и девочек 8-9 лет с умеренной степенью умственной отсталости. 3
2.3. Методические рекомендации по развитию познавательных процессов детей 8-9 лет с умеренной степенью умственной отсталости с учетом гендерного аспекта. 3
Заключение 3
Библиографический список 3
Приложения 3


Актуальность темы. Долгое время дети с умеренной степенью умственной отсталости считались необучаемыми, но в связи с социально-экономическими преобразованиями в обществе, появилась необходимость обучать таких детей. Для успешного обучения и социализации умственно отсталых детей необходимо комплексное изучение данной патологии, с целью выявления наиболее успешных методов и приемов коррекции при данном нарушении. Больше всего умственная отсталость влияет на развитие познавательных процессов, что влечет за собой их несформированность. На данный момент создание методик для диагностики и коррекции познавательных процессов умственно отсталых детей находится на уровне разработки, данная проблема является мало изученной. Большую значимость при обучении школьников с умственной отсталостью несет в себе учет гендерных особенностей таких детей. Многие авторы подчеркивают, что для более успешного обучения необходимо учитывать особенности мальчиков и девочек для построения образовательного процесса. Однако гендерные особенности достаточно изучены лишь в отношении детей с нормой развития (Т.В. Виноградова и В.В. Семенов, В.Ф. Коновалов). Также предпринимались попытки изучения гендерных особенностей познавательных процессов детей с легкой степенью умственной отсталости, однако работ по данной проблематике крайне мало. Что же касается гендерных различий детей с умеренной степенью умственной отсталости, то данная проблема не изучена, что и делает наше исследование актуальным.
Цель исследования: выявление гендерных различий в познавательных процессах детей 8-9 лет с умеренной умственной отсталостью, и разработка методических рекомендаций по работе над их развитием.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ особенностей развития познавательных процессов детей с нормой развития, с легкой и умеренной степенью умственной отсталости, учитывая гендерный аспект.
2) Подбор диагностических материалов для исследования познавательных процессов, адаптация их с учетом психофизических возможностей детей 8-9 лет с умеренной степенью умственной отсталости.
3) Проведение экспериментального обследования; обработка и интерпретация полученных результатов
4) Разработка методических рекомендаций по развитию познавательных процессов умственно-отсталых детей с умеренной степенью умственной отсталости, включающих в себя особенности гендерных различий.
Объект изучения: познавательные процессы младших школьников
Предмет изучения: специфика гендерных различий познавательных процессов детей 8-9 лет с умеренной степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования: познавательные процессы детей с умеренной степенью умственной отсталости будут иметь гендерные особенности, так же, как и у детей с нормой развития.
Методы исследования: анализ литературных источников, изучение анамнеза, беседа с педагогами, наблюдение за детьми данной категории, проведение диагностических методик, статистическая обработка полученных результатов.
Этапы работы:
Сентябрь – ноябрь 2013 г. изучение и анализ литературы по проблеме изучения гендерных особенностей познавательных процессов детей 8-9 лет с умеренной степенью умственной отсталости.
Декабрь – февраль 2014 г. подбор диагностических методик и их адаптация с учётом психофизических возможностей.
Март-июнь 2014 г. проведение диагностического исследования гендерных аспектов познавательных процессов детей 8-9 лет с умеренной степенью умственной отсталости, обработка полученных результатов.
Сентябрь – октябрь 2014 г. работа над оформлением теоретической части выпускной квалификационной работы.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный теоретический анализ литературных источников позволил нам выделить особенности познавательных процессов детей с нормой развития и с различными степенями умственной отсталости, включая гендерный аспект. Авторы отмечают, что при умеренной степени умственной отсталости страдают все познавательные процессы, в частности мышление. Здесь прослеживается принцип тотальности и иерархичности нарушений. Также нам удалось установить, что у детей с нормальным развитием прослеживаются гендерные особенности в развитии когнитивных процессов - у девочек в 8-9 лет познавательные процессы сформированы лучше, чем у мальчиков. Это согласуется с данными В.Ф Коновалова, который утверждает, что морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее, поэтому в возрасте 5–10 лет девочки опережают по интеллектуальным способностям мальчиков.
Работ по проблеме гендерных различий познавательных процессов детей с умственной отсталостью нами встречено не было, но опираясь на общность законов нормального и аномального развития (Выгодсткий Л.С.) мы предположили, что у них, также как и у детей с нормой развития будут наблюдаться гендерные особенности.
Основываясь на теоретических знаниях о гендерных различиях в норме, нами было проведено экспериментальное исследование на базе Красноярских коррекционных школ VIII вида №4 и №5. В исследовании принимали участие дети 8-9 лет с умеренной степенью умственной отсталости. Для диагностического обследования нами были подобраны методики для диагностики восприятия, памяти и мышления детей. Первоначальный вариант методик модифицирован и адаптирован с учетом возможностей детей изучаемого контингента детей – так для методики Урунтаевой Г.А. «Пирамидка» была упрощена процедура проведения, допускалась наглядная демонстрация задания; для проведения методики этого же автора «Запоминание предметов» - включен игровой мотив, стимульный материал состоял в большей части из игрушек; для адаптации методики Белопольской Н.Л. «Четвертое лишнее изображение» исключен учет времени затраченного на выполнение задания, стимульный материал подобран по ярко выраженному категориальному признаку. Также для каждой методики нами была разработана трехбалльная оценочная шкала.
По итогам проведения трех методик нам удалось выявить уровень развития изучаемых познавательных процессов каждого ребенка, и на основе это выделить три группы детей – с успешным, достаточным и недостаточным уровнем развития определенного познавательного процесса. По результатам диагностики зрительного восприятия выявлено, что успешный уровень встречается на 15% чаще у девочек, чем у мальчиков. Мальчикам чаще была нужна наглядная демонстрация, они в большинстве своем использовали метод «проб и ошибок» при выполнении задания.
Итоги диагностики кратковременной памяти показали, что девочки на 5% справились с заданиями успешней, чем мальчики. Мальчики чаще неверно называли предъявляемые им игрушки, так же они в большей степени, чем девочки испытывали трудности при запоминании игрушек, зачастую «забывали что искали».
Результаты диагностики мышления позволили выявить, что успешный уровень у девочек встречается на 10% чаще, чем у мальчиков. За основу обобщений мальчики чаще всего брали конкретный признак, а девочки категориальный и функциональный признаки.
На основании полученных результатов были выявлены общие затруднения, которые чаще всего испытывали мальчики, в виде недостаточной сформированности речи, низкой мотивации к выполнению задания, высокой отвлекаемости, проблемам в понимании инструкции, что повлияло на результаты диагностического обследования.
На основе изученных данных можно сделать вывод о том, гипотеза подтверждена, у детей с умеренной степенью умственной отсталости, так же, как и у детей с нормой развития имеются гендерные особенности.
Исходя из результатов исследования, нами были выделены направления работы по коррекции отстающих в развитии познавательных процессов в виде рекомендаций учителям, психологу и родителям умственно отсталого ребенка. Не смотря на то, что у девочек результаты выполнения заданий были лучше, их уровень развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) недостаточно высокий, поэтому коррекционная работа ориентирована как на мальчиков, так и на девочек. Рекомендации по коррекционной работе предложены нами с учетом возможностей детей с умеренной степенью умственной отсталости.
Работа, предложенная для педагога по развитию познавательных процессов детей с умеренной степенью умственной отсталости, содержит приемы активизации познавательной деятельности в контексте урока, занятия. Данные упражнения включают в себя как групповые, так и индивидуальные. Работа, предложенная родителям, отличается тем, что она ориентирована на проведение развивающих упражнений в бытовых условиях и не требует специального методического инструментария. Предложенные для психолога методические рекомендации по развитию восприятия, памяти и мышления ориентированы на проведение дидактических упражнений в контексте индивидуальной или групповой коррекционной работы.
Следует отметить, что коррекционная работа с детьми с умеренной степенью умственной отсталости будет эффективна в том случае, если все специалисты будут работать взаимосвязано, а родители развивать когнитивные процессы в бытовых условиях.


1. Белопольская Н.Л. – Исключение предметов (четвертый лишний) – модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию, 2002 год с. 6-19
2. Бендас Т.В. Гендерная психология: / Т.В.Бендас. Учебное пособие. СПб: Питер, 2006
3. Берн Шон "Гендерная психология" СПб, 2001 год.
4. Болонана В.В., Дугинова Е.А., Еремина И.А. Технологии развития памяти и мышления у детей с ОВЗ. Методический сборник для педагогов. – г. о. Новокуйбышевск, 2010 - 203 стр.
5. Боровик О.В. Развитие воображения. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. 112с.
6. Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. М., 1960. 120 с.
7. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. /Состав. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин - М., изд. центр «Академия», 1999. - 320 с.)
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М. Академия. 1999.250с.
9. Выготский Л. С.История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3-М., Педагогика, 1985 г.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-и Т. Т5 Основы дефектологии. М.: Педагогика 1983.370с.
11. Гаврилушкина. О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // журнал «Дошкольное воспитание». 1998. № 2. с. 67.
12. Граборов А.Н. Воспитание детей с глубокими формами умственной отсталости//Олигофренопедагогика. М., 1941 С. 207-230.
13. Данилюк В.Б.  журнал «Дефектология» № 3 за 1979 г. Родителям о подготовке умственно отсталого ребенка в школе, с. 76
14. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, с. 3-14 - журнал «Дефектология» № 6 за 2006 год
15. Забрамная С.Д. Некоторые особенности внимания детей с глубоким нарушением интеллекта (имбецилов) и пути его коррекции//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. М., 1983. С. 18-27....58


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ