Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к организации психосоциальной работы с жертвами насилия 7
§ 1.1 Насилие в семье как социально-психологическая проблема……7
§ 1.2 Социально-психологические особенности детей, подвергшихся насилию…………………………………………………………………………..21
§ 1.3 Специфика психосоциальной работы с жертвами семейного насилия………………………………………………………………………………...29
Глава 2. Система мероприятий по психосоциальной работе с детьми, подвергшимися насилию…………………………………………………32
§ 2.1 Диагностическое изучение последствий психологического насилия над детьми в семье…………………………………………………………..32
§ 2.2 Содержание психосоциальной работы с жертвами насилия…….22
§ 2.3. Анализ и оценка полученных результатов……………………..44
Заключение………………………………………………..……………..50
Список литературы……………………………………………………..54
Приложения……………………………………………………………...57
На территории Российской Федерации современное общество характеризуется глубокими преобразованиями во многих сферах жизни: политической, экономической, педагогической, социальной, а также психологической.
Изменения привели к множеству негативных последствий: резкое расслоение населения по уровню материального благосостояния и имеющимся в связи с этим возможностям, ухудшению уровня жизни преобладающей части населения и отсутствие уверенности в завтрашнем дне; произошла утрата важных общественных ценностей, особенно семейных, когда культивируемый в течение нескольких лет индивидуализм привёл к культу потребления и к возникновению цели «достичь успеха любой ценой». Игнорируя интересы других граждан, используя их в своих целях; к отстранению общества, государства от ответственности за воспитание человека, формирование его жизненных принципов, нравственных и моральных ценностей.[1]
Негативными последствиями таковых реформ относят: рост агрессии, насилия в социуме и семье, от которого страдают, прежде всего дети, которая является самой незащищенной и уязвимой социальной группой. В месте с этим, рост насилия - не только федеральная, но и общемировая проблема.[2]
Согласно статистике, примерно 2 млн. детей в возрасте до 15 лет ежегодно подвергаются со стороны родителей фиксированному насилию; более 50 тыс. детей убегают из дома ради спасения. На сегодняшний день жестокое обращение с детьми обычное явление: около 10% подвергшихся насилию погибает, у всех остальных появляются отклонения в психической, физической и эмоциональной сфере. Жестокое обращение не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, но и травмирует психику, деформирует и замедляет развитие личности, но и порождает множество других негативных последствий, формирует асоциальное поведение, не желание и не умение трудиться, не способность создать здоровую семью, что и приводит к нарушению детско-родительских отношений.
Недостаточная информированность родителей о правах своих детей свидетельствует о недостатках в разъяснительной работе, проведение которой является важной обязанностью органов социальной защиты. К сожалению, в учреждениях и семьях имеют место быть случаи бесчеловечного, унизительного и жестокого обращения с детьми. Это могут быть побои, пренебрежение нуждами, издевательства и психологическое насилие».
Данная проблема долгое время была табуированной областью, и сопротивление социума обращению к ней существует до настоящего времени. Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов (И. С. Кон и др.), не заслуживают доверия как явно заниженные. В общественном сознании и средствах массовой информации (СМИ) проблемы насилия представлены в очень усеченной и трансформированной форме «ужасов отдельного случая». Представления о том, что насилие имеет место только в социально-неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социально-экономических аспектов.
Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Поэтому проблема исследования психологического насилия над детьми является крайне актуальной.[14]
Проблематика насилия – обширная область, разрабатывающаяся в мировой психологии, педагогике, философии, социологии, социальной работе, культурологии, медицине и других отраслях научного знания. Пересмотр роли и места насилия в системе общественных отношений связан с достижениями целой плеяды выдающихся исследователей во всех областях познания. Большой вклад в проблему изучения психологии насилия внесли Зигмунд Фрейд, Э. Фромм, и многие другие.
Наряду с исследованием насилия, активно исследуется понятие «ненасилие», появились новые научные направления - педагогика ненасилия (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов), психология ненасилия (А. Маслоу, К. Роджерс. Ф. Перлз, В. Франкл).
В отечественной общественно-политической лексике термин «ненасилие» закрепился с конца 80-х гг. ХХ в. Наше время внесло существенные изменения в традиционное понимание насилия и ненасилия.
Различные аспекты насилия над детьми затрагиваются в работах Н.К. Асановой, М.А. Догадиной, Л.О. Пережогина, С. В. Ильиной, и др.
Сущность профилактики насилия над детьми и технологии ее осуществления раскрываются в работах М.А. Беляевой, М.Н. Бессоновой, Г.В. Латышева, М.Ф. Черкасовой и др.
Однако при всей несомненной теоретической и практической значимости данных исследований и их важности в решении насущных задач профилактики насилия над детьми следует отметить, что разработка научно обоснованной системы психосоциальной работы с жертвами семейного насилия является одной из мало исследованных проблем социальной работы.
В связи с этим была поставлена цель исследования: изучить особенности психосоциальной работы с детьми, подвергшимися насилию.
Объект исследования: психологическое насилие над детьми в семье.
Предмет исследования – психосоциальная работа с детьми, подвергшимися насилию.
Задачи исследования:
1. изучить основные подходы к проблеме насилия;
2. рассмотреть особенности психологического насилия над детьми в семье;
3. проанализировать социально-психологические особенности детей, подвергшихся насилию;
4. определить специфику психосоциальной работы с детьми, подвергшимися насилию;
5. провести диагностическое изучение последствий психологического насилия над детьми;
6. организовать и провести мероприятия по психосоциальной работе с детьми, подвергшимися насилию.
7. проанализировать полученные результаты.
Гипотеза исследования: психосоциальная работа с детьми, подвергшимися насилию, будет эффективна в том случае, если:
– будут выявлены особенности и последствия психологического насилия над детьми в семье;
– будет проведен комплекс занятий по преодолению последствий психологического насилия;
– в работу по профилактике насилия будут включены родители детей, подвергшихся насилию.
Методы исследования:
- теоретический анализ философской, психологической, педагогической, социологической, методической, юридической литературы;
- изучение накопленного опыта работы по профилактике психологического насилия над детьми и его обобщение;
- анкетирование;
- анализ документов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений и программ по профилактике психологического насилия над детьми.
В дипломной работе мы изучили основные подходы к проблеме насилия и рассмотрели психологические особенности насилия в семье. Проанализировали психологические особенности детей, подвергшихся насилию. Наше исследование показало, что насилие в семье – многогранная проблема. Там, где дети должны чувствовать себя наиболее защищенными, дети подвергаются насилию. Насилие всегда наносит непоправимый вред ребёнку, что в последствии всегда приводит к различным заболеваниям, нарушениям психического развития ребёнка, социальной дезадаптации, патологиям, суициду и т.д.
Семейное насилие формирует у подростков и у детей такие поведенческие и личностные качества, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества. Специалисты по социальной работе, врачи, педагоги и психологи, работая по специальным программам, способны восстановить у детей и подростков уважение к себе и породить наличие адекватной самооценки, как к личности, повысить уверенность, страхоустойчивость и прочие защитные качества, таким образом утверждая, право каждого на здоровье и безопасность.
Для определения последствий психологического насилия в семье было проведено диагностическое исследование психологического состояния детей, подвергшихся насилию в семье, в ходе которого было выявлено, что все дети, пережившие психологическое насилие, подвержены постоянному переживанию страхов, обладают низкой степенью страхоучтойчивости и требуют организованной психосоциальной помощи.
В ходе дальнейшей работы была поведена серия мероприятий с элементами арт-терапии, занятий по преодолению страхов и работа с родителями. Предложенный ряд мероприятий по психосоциальной работе помог организовать информационно-просветительскую работу по профилактике семейного насилия над детьми, обучать детей разных возрастов противостоять насилию, повышать страхоустойчивость и сохранить важнейший социальный институт семьи.
. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2010. – 272 с.
2. Алексеева Л.С. Проблема жестокого обращения с детьми в семье / Л.С.Алексеева // Педагогика. - 2006. - №5. С. 43-52.
3. Алексеева Л.С. Проблема жестокого обращения с детьми в семье / Педагогика. 2006. № 5. С. 43–52.
4. Баклан Н.С., Глуздова О.В. Школа безопасности для подростков: руководство для практических психологов, педагогов, социальных педагогов. / Н.С.Баклан, О.В. Глуздова. - Н.Новгород: Изд-во НГЦ, 2007.
5. Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры / М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова. - СПб, 2007.
6. Большакова О.Н. Межведомственное взаимодействие структур по решению проблем домашнего насилия / О.Н.Большакова, Т.А.Косенкова, Т.В. Сытикова //Социальная работа. 2005. -№ 2. - С. 28 - 30.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга // Краткий лекционный курс. -СПб.: Речь, 2008. - 144 с.
8. Волков В.В. Правовые аспекты защиты прав ребенка: российский и американский опыт / В.В. Волков- Н.Новгород: НГЦ, 2003.
9. Волков В.В., Волкова Е.Н. Развитие системы защиты прав детей и подростков в Нижегородской области / В.В.Волков, Е.Н.Волкова // «Право на детство»: Профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков» - Нижний Новгород, 2008.
10. Волкова Е.Н. Междисциплинарный подход предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми / Волкова Е.Н. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2006. - № 6. С.24-28.
11. Гребенщикова Л.Г. «Основы куклотерапии» // Учебно-методическое пособие г. Перьм Государственное учреждение дополнительного образования детей, центр дополнительного образования детей «Краевой центр художественного творчества учащихся «Росток»2009
12. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Диагностика. Помощь. Предупреждение. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012. – 184 с.
13. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком: Общие вопросы и физическое насилие / И.Н. Григович. - Петрозаводск, 2000.- 68 с.
14. Гуггенбюль Н. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / Перевод с немецкого Н. Скородума. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2008 - 220 с.
15. Догадина М.А., Пережогин Л.О.Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших / М.А. Догадина, Л. О.Пережогин. - М., 2005. ....34