Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА

Работа №151816

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2015
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 2
Глава 1.Характеристика межличностных отношений в дошкольном возрасте 6
1.1.Особенности отношений детей в группе сверстников 6
1.2.Особенности взаимоотношений в разновозрастной группе 15
1.3.Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях дошкольников 20
Выводы 24
Глава 2. Диагностика и формирование межличностных отношений детей в разновозрастной группе 27
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 27
2.2.Особенности межличностных отношений детей в разновозрастной
группе 28
2.3. Формирование межличностных отношений детей в разновозрастной группе посредством проекта «Домашнее подворье» 41
Выводы 51
Заключение 53
Список литературы 57
Приложения 61

В детском возрасте зарождаются и наиболее интенсивно развиваются отношения с другими людьми, поскольку с самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает с ними в контакт. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка, поскольку определяет особенности его отношение к себе, окружающим и окружающей среде.[30]
Необходимым условием психического развития ребёнка является общение со сверстниками, оно играет важнейшую роль в жизни дошкольника.
Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявлением и началом развития коллективных взаимоотношений детей. Этим определяется необходимость профессионального наблюдения за нормальным ходом процесса социализации детей дошкольного возраста.
Группа дошкольного учреждения, с одной стороны, явление социально-педагогическое, которое развивается под влиянием воспитателей, а с другой - имеет зачатки саморегуляции, ведь представляет собой генетически наиболее ранний уровень социальной организации, на котором у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, что положительно влияет на становление личности. [8 ]
В дошкольном детстве проявляется феномен взаимосвязи и взаимопроникновения разного вида отношений. Межличностные отношения проявляются в общении, деятельности и социальной перцепции. В группе детского сада существуют относительно длительные привязанности между детьми, прослеживается относительно устойчивое положение ребенка в группе сверстников, проявляется определенная ситуативность в отношениях дошкольников. Они чаще общаются со сверстниками своего пола. (Т.А. Репина).[24]
В основе формирования межличностных отношений и привязанностей лежит удовлетворение коммуникативных потребностей. В случае, когда содержание общения не соответствует уровню коммуникативных потребностей субъекта, привлекательность партнера уменьшается, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей приводит к тому, что предпочтение отдается конкретному человеку, который удовлетворил эти потребности.[9]
В практике дошкольного воспитания педагогам достаточно часто приходится иметь дело с особым социальным объединением - это разновозрастная группа. Такие детские группы существуют в населенных пунктах с относительно небольшим количеством жителей, например, в сельской местности; или как временное объединение детей на период летних отпусков как в селе, так и в условиях города. В условиях организации различных альтернативных учреждений по уходу за детьми также достаточно часто возникают разновозрастные группы. Безусловно, каждая социальная группа, если даже она однородна по возрастному признаку, характеризуется определенными межличностными отношениями, а в разновозрастной группе эти отношения приобретают особый неповторимый характер.
Разновозрастная группа детского сада является типичной моделью интегративной группы, в которой объединяются дети, разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, знаниям, умениям и т. д. Можно полагать, что отношения между такими разными детьми имеют свою специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в гомогенной группе. Психологический анализ отношений старших и младших детей может дать новые подходы к воспитанию таких важнейших личностных качеств, как толерантность, нравственность, способность считаться с другими и сотрудничать с непохожими на них людьми. [18]
В сельской местности, в силу относительно небольшого количества жителей, достаточно часто дети объединены в разновозрастные группы. Разновозрастная группа в сельском детском саду есть особое образование, в котором происходит тесное взаимодействие между субъектами образовательно-воспитательного процесса, зачастую это взаимодействие поддерживается не только в условиях дошкольной организации, но и в бытовых отношениях, в силу близости проживания. Кроме того, интересы и менталитет жителей села также имеют свои особенности. Специфика проживания и трудовой деятельности сельского населения определяет специфику содержания и форм образовательно-воспитательного процесса.
Таким образом, разновозрастная группа сельского детского сада – особое объединение, которое диктует свои условия для развития личности каждого ребёнка. Задача педагога – вовремя увидеть эти особенности, выявить проблемы межличностных отношений дошкольников и оптимизировать их с целью обеспечения полноценного развития личности каждого ребенка.
Цель: изучить особенности межличностных отношений детей и, на этой основе, обеспечить их формирование в разновозрастной группе в условиях сельского детского сада.
Объект исследования - межличностные отношения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – изучение особенностей формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе сельского детского сада.
Гипотеза исследования - предполагается, что диагностика взаимоотношений и учет специфики проживания детей в сельской местности позволит оптимизировать процесс формирования межличностных отношений детей в разновозрастной группе сельского детского сада.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Необходимым условием психического развития ребёнка является общение со сверстниками, оно играет важнейшую роль в жизни дошкольника.
Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определенное взаимодействие.
В практике дошкольного воспитания педагогам достаточно часто приходится иметь дело с особым социальным объединением - это разновозрастная группа. Такие детские группы существуют в населенных пунктах с относительно небольшим количеством жителей, например, в сельской местности; или как временное объединение детей на период летних отпусков как в селе, так и в условиях города. В условиях организации различных альтернативных учреждений по уходу за детьми также достаточно часто возникают разновозрастные группы. Каждая социальная группа, если даже она однородна по возрастному признаку, характеризуется определенными межличностными отношениями, а в разновозрастной группе эти отношения приобретают особый неповторимый характер.
Разновозрастная группа детского сада является типичной моделью интегративной группы, в которой объединяются дети, разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, знаниям, умениям и т. д. Можно полагать, что отношения между такими разными детьми имеют свою специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в группе сверстников.
В сельской местности, в силу относительно небольшого количества жителей, достаточно часто дети объединены в разновозрастные группы.
Тема данной работы «Формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе сельского детского сада»
Интересы и менталитет жителей села имеют свои особенности. Специфика проживания и трудовой деятельности сельского населения определяет специфику содержания и форм образовательно-воспитательного процесса. Задача педагога – вовремя увидеть эти особенности, выявить проблемы межличностных отношений дошкольников и оптимизировать их с целью обеспечения полноценного развития личности каждого ребенка.
Целью данной работы было изучение особенностей межличностных отношений детей и, на этой основе, обеспечение их формирования в разновозрастной группе в условиях сельского детского сада.
В главе 1 на основе психолого-педагогической литературы (теоретические положения Божович Л.В., Герасимовой Е.Н., Клюевой .И.В., Леонтьева А.А., Репиной Т.А., Эльконина Д.Б. и др. [3, 8 12, 16, 24, 30]) были выявлены особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста как в однородной по возрасту группе, так и в разновозрастной группе детского сада. Общим во взглядах исследований можно отметить следующее: дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общение ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности
Субъектом образовательного процесса разновозрастной группы выступает группа детей разного возраста с различными возрастными, индивидуально-психологическими особенностями и потребностями, уровнем физического, социального и речевого развития. Они объединены совместной деятельностью, системой взаимоотношений и взаимовлияний основных структурных компонентов (предметно-пространственного, учебно-воспитательного и социального),
Глава 2 рассматривает особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе сельского детского сада.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в детском саду «Буратино» п. Запасной Имбеж Партизанского района. Состав разновозрастной группы - 6 человек (возраст 3˗6лет). Цель эмпирического исследования: на основе диагностики взаимоотношений детей в разновозрастной группе детского сада разработать и реализовать программу формирующих мероприятий по оптимизации детских отношений с учетом специфики проживания детей в сельской местности.
Констатирующий этап эксперимента был направлен на определение исходного уровня развития межличностных отношений в разновозрастной группе. Для диагностики взаимоотношений детей в разновозрастной группе был выбран метод наблюдения.
Результаты констатирующего эксперимента выявили низкий уровень развития межличностных отношений в данной разновозрастной группе. Большое количество конфликтов говорит о неблагоприятных отношениях в группе. Конфликтные ситуации возникают из-за того, что дети не владеют коммуникативными навыками, не находят деятельность, которая бы объединяла детей, не могут конструктивными способами решать конфликты.
Результаты изучения особенностей межличностных отношений детей в разновозрастной группе указывают на необходимость проведения работы по оптимизации отношений детей. Средством формирования межличностных отношений детей в разновозрастной группе детского сада был выбран среднесрочный (4 недели) образовательно-воспитательный проект «Домашнее подворье».
Проект направлен на формирование межличностных отношений детей в разновозрастной группе в условиях организации совместной деятельности.
Образовательная задача проекта – расширить и систематизировать представления детей о домашних животных; воспитывать гуманное отношение к животным, а по возможности привлечь детей к уходу за ними в домашнем хозяйстве.
В проекте принимают участие субъекты образовательного процесса: дети, педагоги, родители.
Практическая значимость: Уменьшение населения, и в том числе детского, в сельской местности приводит к тому, что в детских садах увеличивается количество разновозрастных групп. Разработанная программа формирования межличностных отношений в разновозрастной группе детского сада выполнена с учетом специфики проживания детей в сельской местности. Данная разработка может быть полезна для воспитателей дошкольных учреждений, осуществляющих образовательно-воспитательный процесс не только в разновозрастной группе, но и в однородных по возрасту группах.


. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Юнити, 2000. – 545 с.
2. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. Автореферат дисс док. пед. наук. - Казань, 2008.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 380 с.
4. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследования: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов. – М.: Академия, 2002. – 134 с.
5. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 446, [1] с. – (Высшее образование).
6. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст] / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1. – С. 111-113; С. 118-120.
7. Воробьёва, М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам [Текст] / М.В. Воробьёва // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 54-61.
8. Герасимова Е. Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: Дис. д-ра пед. Наук. - СПб., 2002. - 339 c.
9. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Горянина; 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 416с.
10. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
11. Детская практическая психология [Текст]; под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. – 295с.
12. Клюева, И.В. Учим детей общению [Текст] / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 1997. – 207с.
13. Ковалев А.Г. Психология личности - М.: Просвещение, 2000, - 630с.
14. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. – 1990. - № 2. – С.37-42.
15.Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека - М.: Просвещение, 2004, 344 с....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ