Только Word
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Проблема развития речи младших школьников на основе работы над текстом-рассуждением в научном освещении
§ 1. Текст как синтаксическая единица. Функционально-семантические типы текстов: повествование, описание, рассуждение 5
§2. Психолого-педагогические особенности развития речи младших школьников 17
§ 3. Методический аспект работы над текстом-рассуждением как средством развития речи в начальной школе 26
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 38
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение развития речи младших школьников при работе над текстом-рассуждением
§ 1. Определение актуального уровня развития речи младших школьников на основе работы над текстом-рассуждением 38
§ 2. Основные направления работы над текстом-рассуждением в процессе развития речи младших школьников 49
§ 3. Проверка эффективности работы по развитию речи младших школьников на основе текста-рассуждения 56
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Работа над развитием речи – одна из важных задач обучения родному языку. Речь – это средство общения с окружающими людьми, важнейший показатель мышления и интеллекта. Умение учащихся производить анализ, сравнивать, обобщать формируется в процессе усвоения знаний через речь и проявляется также в речевой деятельности. Логичная, четкая устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают результат в учебной работе по всем предметам.
Умение рассуждать является важнейшим общеучебным умением, оно нужно детям для освоения материала школьных программ, при изучении большинства предметов, когда ученикам приходится делать выводы, выявлять причинно-следственные и условно-следственные связи, сравнивать, обобщать, приводить доказательства, устанавливать истинность или ложность определенных суждений. Это умение связано с овладением текстом типа рассуждения [3айдман, 2001, с.7]. Именно работа с текстом-рассуждением вызывает у многих учащихся трудности, которые проявляются в неумении аргументировать свою точку зрения, нарушении логики при построении конструкции, в подмене рассуждения повествованием. В методике недостаточно разработан вопрос об обучении рассуждению в начальных классах. Поэтому одной из наиболее важных задач считаем развитие речевой деятельности через работу над текстом-рассуждением. В ФГОС по русскому языку подчёркивается, что развитие речи – та необходимая часть содержания и то звено, которое органически связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет – русский язык.
Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы исследования.
Лингвистическое осмысление понятие «текст», «связный текст» находит отражение в исследованиях Н.С. Валгиной, В.В. Одинцова, Г.Я. Солганика, И.Р. Гальперина и др.
Психолого-педагогические аспекты анализа текста рассмотрены в трудах В.С. Мухиной, А.В. Петровского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.С. Абрамова, А.И. Айдаровой, Н.И. Жинкина и др.
Рассмотрение текста в методическом аспекте находим в работах Т.А. Ладыженской, Н.Ф. Виноградовой, А.В. Поляковой, С.В. Иванова и др.
Цель исследования: Определить эффективность работы по развитию речи младших школьников на основе текста-рассуждения.
Объект исследования: Процесс развития связной речи младших школьников.
Предмет исследования: Комплекс упражнений, включающий различные приемы работы над текстом-рассуждением.
Методы исследования:
1. Анализ теоретической литературы.
2. Эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы.
4. Метод статистической обработки данных.
Задачи:
1. Дать анализ теоретической литературы.
2. Составить и апробировать программу определения актуального уровня развития речи младших школьников на основе текста-рассуждения.
3. Составить и апробировать программу развития речи младших школьников на основе текста-рассуждения.
4. Определить эффективность работы над развитием речи младших школьников на основе текста-рассуждения.
5. Выполнить статистическую обработку данных экспериментального исследования.
Гипотеза:
Если при работе над функционально-семантическим типом текста-рассуждения обращать внимание на его композицию (тезис, аргументация, вывод), на логическую последовательность предложений текста, на языковые средства, специфические для текста-рассуждения, то это будет способствовать развитию речи младших школьников.
В ходе исследования нами были рассмотрены теоретические проблемы, связанные с формированием речевых умений младших школьников, связанных с использованием текста-рассуждения. В первой главе мы рассматривали теоретические основы текста-рассуждения в разных аспектах: психологическом, лингвистическом, методическом. При рассмотрении теоретической части были проанализированы труды таких педагогов и психологов, как С.Л.Рубинштейна, А.А. Леонтьева, Г.С. Абрамовой, Л.И. Айдаровой, В.Я. Булохова, Н.И. Жинкина и др. В процессе анализа было выяснено, что работа над развитием речи в младшей школе занимает особое место в учебном процессе. Цель уроков по развитию речи – формирование у школьников способности к самовыражению, овладению речевыми умениями логического построения текста, умениями аргументировать свою точку зрения.
Во второй главе мы выстроили и апробировали программу констатирующего эксперимента, целью которого было определение актуального уровня развития речи младших школьников при использовании текста-рассуждения. Учащимся предлагались задания на выяснение умений идентифицировать языковые средства, характерные для текста-рассуждения, умений выстраивать текст в соответствии с логикой рассуждения, умений создавать свое собственное рассуждение. Работа проводилась в двух классах – контрольном и экспериментальном.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что учащиеся контрольного и экспериментального классов затрудняются в выделении элементов рассуждения, не осознают необходимости выстраивания текста в соответствии с логической структурой, подменяют рассуждение повествованием.
Для совершенствования речевых умений учащихся экспериментального класса был разработан и проведен формирующий эксперимент. В формирующем эксперименте были даны задания:
1) задания на выяснение языковых особенностей текста-рассуждения;
2) задания на выяснение композиционных особенностей текста-рассуждения;
3) задания на восстановление недостающих частей текста (тезиса, аргументации, вывода);
4) задания на порождение текста-рассуждения с опорой на языковые средства, характерные для этого типа текста с учетом его композиционных особенностей.
Эти задания способствовали формированию у учащихся умений использовать текст-рассуждение в своей речевой практике.
Проверка эффективности проведенной работы в ходе выполнения программы формирующего эксперимента проводилась с помощью контрольного среза. Задания контрольного среза были аналогичны первому констатирующему эксперименту.
Результаты работы показали, что экспериментальный класс продемонстрировал более высокие результаты, чем контрольный. Это свидетельствует о том, что мы достигли поставленной цели.
Проведенный нами эксперимент подтвердил гипотезу о том, что если при работе над функционально-семантическим типом текста-рассуждения обращать внимание на его композицию (тезис, аргументация, вывод), на логическую последовательность предложений текста, на языковые средства, специфические для текста-рассуждения, то это будет способствовать развитию речи младших школьников.