Работа над текстом-рассуждением как средство развития письменной речи в начальной школе
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Проблема развития речи младших школьников на основе работы над текстом-рассуждением в научном освещении
§ 1. Текст как синтаксическая единица. Функционально-семантические типы текстов: повествование, описание, рассуждение 5
§2. Психолого-педагогические особенности развития речи младших школьников 17
§ 3. Методический аспект работы над текстом-рассуждением как средством развития речи в начальной школе 26
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 38
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение развития речи младших школьников при работе над текстом-рассуждением
§ 1. Определение актуального уровня развития речи младших школьников на основе работы над текстом-рассуждением 38
§ 2. Основные направления работы над текстом-рассуждением в процессе развития речи младших школьников 49
§ 3. Проверка эффективности работы по развитию речи младших школьников на основе текста-рассуждения 56
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Проблема развития речи младших школьников на основе работы над текстом-рассуждением в научном освещении
§ 1. Текст как синтаксическая единица. Функционально-семантические типы текстов: повествование, описание, рассуждение 5
§2. Психолого-педагогические особенности развития речи младших школьников 17
§ 3. Методический аспект работы над текстом-рассуждением как средством развития речи в начальной школе 26
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 38
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение развития речи младших школьников при работе над текстом-рассуждением
§ 1. Определение актуального уровня развития речи младших школьников на основе работы над текстом-рассуждением 38
§ 2. Основные направления работы над текстом-рассуждением в процессе развития речи младших школьников 49
§ 3. Проверка эффективности работы по развитию речи младших школьников на основе текста-рассуждения 56
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Работа над развитием речи – одна из важных задач обучения родному языку. Речь – это средство общения с окружающими людьми, важнейший показатель мышления и интеллекта. Умение учащихся производить анализ, сравнивать, обобщать формируется в процессе усвоения знаний через речь и проявляется также в речевой деятельности. Логичная, четкая устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают результат в учебной работе по всем предметам.
Умение рассуждать является важнейшим общеучебным умением, оно нужно детям для освоения материала школьных программ, при изучении большинства предметов, когда ученикам приходится делать выводы, выявлять причинно-следственные и условно-следственные связи, сравнивать, обобщать, приводить доказательства, устанавливать истинность или ложность определенных суждений. Это умение связано с овладением текстом типа рассуждения [3айдман, 2001, с.7]. Именно работа с текстом-рассуждением вызывает у многих учащихся трудности, которые проявляются в неумении аргументировать свою точку зрения, нарушении логики при построении конструкции, в подмене рассуждения повествованием. В методике недостаточно разработан вопрос об обучении рассуждению в начальных классах. Поэтому одной из наиболее важных задач считаем развитие речевой деятельности через работу над текстом-рассуждением. В ФГОС по русскому языку подчёркивается, что развитие речи – та необходимая часть содержания и то звено, которое органически связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет – русский язык.
Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы исследования.
Лингвистическое осмысление понятие «текст», «связный текст» находит отражение в исследованиях Н.С. Валгиной, В.В. Одинцова, Г.Я. Солганика, И.Р. Гальперина и др.
Психолого-педагогические аспекты анализа текста рассмотрены в трудах В.С. Мухиной, А.В. Петровского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.С. Абрамова, А.И. Айдаровой, Н.И. Жинкина и др.
Рассмотрение текста в методическом аспекте находим в работах Т.А. Ладыженской, Н.Ф. Виноградовой, А.В. Поляковой, С.В. Иванова и др.
Цель исследования: Определить эффективность работы по развитию речи младших школьников на основе текста-рассуждения.
Объект исследования: Процесс развития связной речи младших школьников.
Предмет исследования: Комплекс упражнений, включающий различные приемы работы над текстом-рассуждением.
Методы исследования:
1. Анализ теоретической литературы.
2. Эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы.
4. Метод статистической обработки данных.
Задачи:
1. Дать анализ теоретической литературы.
2. Составить и апробировать программу определения актуального уровня развития речи младших школьников на основе текста-рассуждения.
3. Составить и апробировать программу развития речи младших школьников на основе текста-рассуждения.
4. Определить эффективность работы над развитием речи младших школьников на основе текста-рассуждения.
5. Выполнить статистическую обработку данных экспериментального исследования.
Гипотеза:
Если при работе над функционально-семантическим типом текста-рассуждения обращать внимание на его композицию (тезис, аргументация, вывод), на логическую последовательность предложений текста, на языковые средства, специфические для текста-рассуждения, то это будет способствовать развитию речи младших школьников.
Умение рассуждать является важнейшим общеучебным умением, оно нужно детям для освоения материала школьных программ, при изучении большинства предметов, когда ученикам приходится делать выводы, выявлять причинно-следственные и условно-следственные связи, сравнивать, обобщать, приводить доказательства, устанавливать истинность или ложность определенных суждений. Это умение связано с овладением текстом типа рассуждения [3айдман, 2001, с.7]. Именно работа с текстом-рассуждением вызывает у многих учащихся трудности, которые проявляются в неумении аргументировать свою точку зрения, нарушении логики при построении конструкции, в подмене рассуждения повествованием. В методике недостаточно разработан вопрос об обучении рассуждению в начальных классах. Поэтому одной из наиболее важных задач считаем развитие речевой деятельности через работу над текстом-рассуждением. В ФГОС по русскому языку подчёркивается, что развитие речи – та необходимая часть содержания и то звено, которое органически связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет – русский язык.
Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы исследования.
Лингвистическое осмысление понятие «текст», «связный текст» находит отражение в исследованиях Н.С. Валгиной, В.В. Одинцова, Г.Я. Солганика, И.Р. Гальперина и др.
Психолого-педагогические аспекты анализа текста рассмотрены в трудах В.С. Мухиной, А.В. Петровского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.С. Абрамова, А.И. Айдаровой, Н.И. Жинкина и др.
Рассмотрение текста в методическом аспекте находим в работах Т.А. Ладыженской, Н.Ф. Виноградовой, А.В. Поляковой, С.В. Иванова и др.
Цель исследования: Определить эффективность работы по развитию речи младших школьников на основе текста-рассуждения.
Объект исследования: Процесс развития связной речи младших школьников.
Предмет исследования: Комплекс упражнений, включающий различные приемы работы над текстом-рассуждением.
Методы исследования:
1. Анализ теоретической литературы.
2. Эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы.
4. Метод статистической обработки данных.
Задачи:
1. Дать анализ теоретической литературы.
2. Составить и апробировать программу определения актуального уровня развития речи младших школьников на основе текста-рассуждения.
3. Составить и апробировать программу развития речи младших школьников на основе текста-рассуждения.
4. Определить эффективность работы над развитием речи младших школьников на основе текста-рассуждения.
5. Выполнить статистическую обработку данных экспериментального исследования.
Гипотеза:
Если при работе над функционально-семантическим типом текста-рассуждения обращать внимание на его композицию (тезис, аргументация, вывод), на логическую последовательность предложений текста, на языковые средства, специфические для текста-рассуждения, то это будет способствовать развитию речи младших школьников.
В ходе исследования нами были рассмотрены теоретические проблемы, связанные с формированием речевых умений младших школьников, связанных с использованием текста-рассуждения. В первой главе мы рассматривали теоретические основы текста-рассуждения в разных аспектах: психологическом, лингвистическом, методическом. При рассмотрении теоретической части были проанализированы труды таких педагогов и психологов, как С.Л.Рубинштейна, А.А. Леонтьева, Г.С. Абрамовой, Л.И. Айдаровой, В.Я. Булохова, Н.И. Жинкина и др. В процессе анализа было выяснено, что работа над развитием речи в младшей школе занимает особое место в учебном процессе. Цель уроков по развитию речи – формирование у школьников способности к самовыражению, овладению речевыми умениями логического построения текста, умениями аргументировать свою точку зрения.
Во второй главе мы выстроили и апробировали программу констатирующего эксперимента, целью которого было определение актуального уровня развития речи младших школьников при использовании текста-рассуждения. Учащимся предлагались задания на выяснение умений идентифицировать языковые средства, характерные для текста-рассуждения, умений выстраивать текст в соответствии с логикой рассуждения, умений создавать свое собственное рассуждение. Работа проводилась в двух классах – контрольном и экспериментальном.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что учащиеся контрольного и экспериментального классов затрудняются в выделении элементов рассуждения, не осознают необходимости выстраивания текста в соответствии с логической структурой, подменяют рассуждение повествованием.
Для совершенствования речевых умений учащихся экспериментального класса был разработан и проведен формирующий эксперимент. В формирующем эксперименте были даны задания:
1) задания на выяснение языковых особенностей текста-рассуждения;
2) задания на выяснение композиционных особенностей текста-рассуждения;
3) задания на восстановление недостающих частей текста (тезиса, аргументации, вывода);
4) задания на порождение текста-рассуждения с опорой на языковые средства, характерные для этого типа текста с учетом его композиционных особенностей.
Эти задания способствовали формированию у учащихся умений использовать текст-рассуждение в своей речевой практике.
Проверка эффективности проведенной работы в ходе выполнения программы формирующего эксперимента проводилась с помощью контрольного среза. Задания контрольного среза были аналогичны первому констатирующему эксперименту.
Результаты работы показали, что экспериментальный класс продемонстрировал более высокие результаты, чем контрольный. Это свидетельствует о том, что мы достигли поставленной цели.
Проведенный нами эксперимент подтвердил гипотезу о том, что если при работе над функционально-семантическим типом текста-рассуждения обращать внимание на его композицию (тезис, аргументация, вывод), на логическую последовательность предложений текста, на языковые средства, специфические для текста-рассуждения, то это будет способствовать развитию речи младших школьников.
Во второй главе мы выстроили и апробировали программу констатирующего эксперимента, целью которого было определение актуального уровня развития речи младших школьников при использовании текста-рассуждения. Учащимся предлагались задания на выяснение умений идентифицировать языковые средства, характерные для текста-рассуждения, умений выстраивать текст в соответствии с логикой рассуждения, умений создавать свое собственное рассуждение. Работа проводилась в двух классах – контрольном и экспериментальном.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что учащиеся контрольного и экспериментального классов затрудняются в выделении элементов рассуждения, не осознают необходимости выстраивания текста в соответствии с логической структурой, подменяют рассуждение повествованием.
Для совершенствования речевых умений учащихся экспериментального класса был разработан и проведен формирующий эксперимент. В формирующем эксперименте были даны задания:
1) задания на выяснение языковых особенностей текста-рассуждения;
2) задания на выяснение композиционных особенностей текста-рассуждения;
3) задания на восстановление недостающих частей текста (тезиса, аргументации, вывода);
4) задания на порождение текста-рассуждения с опорой на языковые средства, характерные для этого типа текста с учетом его композиционных особенностей.
Эти задания способствовали формированию у учащихся умений использовать текст-рассуждение в своей речевой практике.
Проверка эффективности проведенной работы в ходе выполнения программы формирующего эксперимента проводилась с помощью контрольного среза. Задания контрольного среза были аналогичны первому констатирующему эксперименту.
Результаты работы показали, что экспериментальный класс продемонстрировал более высокие результаты, чем контрольный. Это свидетельствует о том, что мы достигли поставленной цели.
Проведенный нами эксперимент подтвердил гипотезу о том, что если при работе над функционально-семантическим типом текста-рассуждения обращать внимание на его композицию (тезис, аргументация, вывод), на логическую последовательность предложений текста, на языковые средства, специфические для текста-рассуждения, то это будет способствовать развитию речи младших школьников.
Подобные работы
- СОЧИНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2015 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ-ОПИСАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Обучение сжатому изложению как способ работы над точностью и лаконичностью речи в 5-6 классах
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - СОЧИНЕНИЕ ПО ОБРАЗЦУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ - РАССУЖДЕНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование логичности речи младших школьников в процессе работы над сочинением
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - Реализация деятельностного подхода к развитию речи учащихся 9-х классов в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ - ОПИСАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Методика обучения изложению в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018





