Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Право на свободу мысли и слова: конституционно-правовой аспект

Работа №151794

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ПРАВА НА СВОБОДУ МЫСЛИ И СЛОВА 8
1.1 Понятие и сущность конституционного права на свободу мысли и слова 8
1.2 Запрет цензуры как конституционная гарантия реализация свободы мысли и слова 13
1.3 Место конституционной свободы мысли и слова в системе конституционных прав 25
2 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СВОБОДУ МЫСЛИ И СЛОВА 31
2.1 Проблемы реализации свободы слова в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 31
2.2 Проблемы ограничения свободы мысли и слова в Российской Федерации 39
2.3 Пути совершенствования законодательства в сфере реализации конституционного права на свободу мысли и слова 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64

Актуальность исследования права на свободу мысли и слова в конституционно-правовом аспекте проявляется в том, что права человека и гражданина является высшей ценностью, а их соблюдение и обеспечение важнейшая задача государства. Одной из наиболее частых свобод, по поводу которой возникают споры и конфликты, является свобода мысли и слова. Свобода мысли и слова занимает особое место среди политических прав и свобод граждан, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Без свободы мысли и слова невозможна нормальная жизнь общества, ибо она лежит в основе других важнейших свобод, таких как свобода печати, свобода творчества, свобода выбирать и быть избранным. В настоящее время проблемы реализации права на свободу мысли и слова, определения границ законодательного регулирования приобретают особое значение в связи с необходимостью построения юридически четкой и согласованной системы прав и свобод человека, их действенного гарантирования, что должно послужить претворению в жизнь принципов демократического правового государства и гражданского общества.
На основании изложенного, существует необходимость научного осмысления проблем реализации конституционного права на свободу мысли и слова, что и предопределило выбор темы исследования.
Эффективность правового регулирования данной сферы, спорные вопросы правоприменительной практики, позволяют говорить о наличии проблемы регулирования данных отношений. Высокая значимость данного института в обществе приводит к необходимости защиты как самого общества, так и государства от всевозможных коллизий и пробелов законодательства в данной области.
Институт конституционных прав в целом, а также проблемы реализации конституционного права на свободу мысли и слова, в частности, стали объектом исследования многих отечественных ученых, среди которых необходимо выделить: А.А. Лихолетова, Е.В. Медведева, Н.Н. Надежина, А.А. Павлова, Н.В. Панову, М.Н. Попова, Д.В. Прохоренко, А.Ф. Пьянкова, И.М. Середу, А.А. Соловьева, С.В. Суханова, Т.Д. Устинову, Е.В. Хромова, С.А. Чернякова, Ю.В. Чукичева, М.Д. Шапсугову, С.А. Щеглову и других отечественных деятелей юриспруденции.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права на свободу мысли и слова.
Предметом исследования нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права на свободу мысли и слова, а также правоприменительная практика в данной области.
Цель работы заключается в актуальном анализе проблем и противоречий общественных отношений, возникающих в связи с реализацией конституционного права на свободу мысли и слова.
Задачами исследования выступают:
- определение понятия и сущности конституционного права на свободу мысли и слова;
- анализ запрета цензуры как конституционной гарантии реализации свободы мысли и слова;
- определение места конституционной свободы мысли и слова в системе конституционных прав;
- выявление проблем реализации свободы слова в информационно - телекоммуникационной сети Интернет;
- выявление проблем ограничения свободы мысли и слова в Российской Федерации;
- определение потенциальных путей совершенствования законодательства в сфере реализации конституционного права на свободу мысли и слова.
Материалы данной работы могут быть использованы при чтении лекционных курсов и в практике преподавания курса конституционного права, при подготовке учебных и методических пособий для студентов и преподавателей. Материалы работы могут быть полезны при подготовке к научным конференциям и семинарским занятиям, в написании рефератов, курсовых и дипломных работ, а также статей. Кроме того, материалы данной работы могут повлиять на состояние законности в сфере соблюдения прав человека....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование конституционно-правовой природы права на свободу мысли и слова позволило сделать следующие теоретические выводы.
Длительная эволюция идей о праве на свободу мысли и слова, свободу выражения мнений привела к признанию большинством демократических государств мира социальной и политической значимости свободомыслия и закреплению этого права в конституциях данных государств.
Право на свободу мысли и слова о носится к категории личных прав, но есть и такие государства, в которых свобода мысли и слова, свобода выражения мнений предоставляется исключительно гражданам данного государства (Болгария, Бельгия). В некоторых странах, несмотря на демократический характер конституций, ущемляются права и свободы человека и гражданина, в частности, право на свободу слова.
Закрепление права каждого на свободу мысли и слова в Конституции РФ 1993 г. подтверждает приверженность правовому демократическому пути развития. Данное право в России давно было признано конституционно-правовой доктриной, но в разные исторические эпохи не получало прямого закрепления в нормах национального права. Однако, в настоящее время право человека и гражданина на свободу мысли и слова приобрело в Российской Федерации повсеместное государственно-правовое признание и гарантированность.
Сущностью права на свободу мысли и слова является свобода человека, которая также является принципом реализации данного права. Благодаря праву на свободу выражения мнений у человека появляется возможность беспрепятственно выражать свои мысли, свободно передавать их другим людям, участвовать в политической жизни страны, в управлении делами государства, реализовывать свои творческие способности.
В Российской Федерации право на свободу мысли и слова может быть отнесено как к личным, так и к политическим правам человека и гражданина.
Право на свободу мысли и слова - это неотъемлемое право каждого, принадлежащее человеку от рождения, обеспечиваемое повышенной правовой охраной, позволяющее человеку самореализоваться, отражающее прогрессивные тенденции развития правового государства и являющееся принципом построения взаимоотношений человека с государством.
Благодаря беспрепятственной реализации права на свободу слова возможна эффективная защита всех других прав человека и гражданина.
Право на свободу мысли и слова имеет свою структуру, согласно статье 29 Конституции Российской Федерации, элементами которой являются: - свобода мысли;
-свобода слова, распространения и выражения мнений; -свобода от вмешательства в сферу распространения мнений; -право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; -свобода массовой информации.
Тесная взаимосвязь прослеживается между правом на свободу слова и свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, свободой преподавания.
Свобода мысли не может быть урегулирована законодательно, если она не выражается в коммуникациях, но, тем не менее, будучи закрепленной в Конституции РФ она становится категорией правовой.
Свобода слова, распространения и выражения мнений является инструментом прямого участия в общественной жизни, в управлении государством. Свобода слова осуществляется устно, письменно, любыми не запрещенными законом способами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей. Любое вмешательство со стороны государственных органов при осуществлении свободы слова влечет за собой ее нарушение, если только оно не подпадает под ограничения, предусмотренные Конституцией РФ для данного права....


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 2. - Ст. 163.
3. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.03.2020) «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 7. - Ст. 300.
4. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.
5. Федеральный закон от 01.12.2014 № 402-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области средств массовой информации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 49 (часть VI). - Ст. 6911.
6. Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 170.
7. Постановление Правительства РФ от 03.05.1995 № 448 «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства Российской Федерации со средствами массовой информации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 20. - Ст. 1803.
8. Постановление Правительства РФ от 16.10.2015 № 1107 «Об утверждении перечня документов, свидетельствующих о соблюдении учредителями (участниками) средств массовой информации, редакциями средств массовой информации, организациями (юридическими лицами), осуществляющими вещание, требований статьи 19.1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 43. - Ст. 5966.
Научная и учебная литература
9. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. - М., 2014. - 647 с.
10. Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2015. - 375 с.
11. Витрук, Н.В. Конституционный статус личности в СССР. - М.: Юридическая литература, 1980. С. 80.
12. Елизаров, В.Г. Свобода массовой информации в Российской Федерации: Конституционные основы и правовые ограничения: Автореф. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 29 с.
13. Комментарий к Закону РФ «О средствах массовой информации» (постатейный) / Е.А. Моргунова, В.В. Погуляев, В.А. Вайпан и др.; под ред. В.В. Погуляева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2005. - 208 с.
14. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Под ред. В.А. Четвернина. - М., 1997. - 299 с.
15. Крусс, В.И. Теория конституционного правопользования. - М., 2007. - 257 с....(51)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ