Реферат 3
Введение 5
1 Теоретические основы психологической и социально-педагогической
работы с несовершеннолетними правонарушителями в образовательной организации 8
1.1 Психологические особенности несовершеннолетних
правонарушителей 8
1.2 Сущность психологической и социально-педагогической работы с
несовершеннолетними правонарушителями в психологопедагогическом контексте 14
1.3 Особенности организации психологической и социальнопедагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями
в условиях образовательной организации 17
2 Некоторые аспекты психологической и социально-педагогической
работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях образовательной организации 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Анализ результатов первичной диагностики 25
2.3 Система работы с учетом психологических и социально
педагогических аспектов с несовершеннолетними правонарушителями в условиях образовательной организации 31
Заключение 37
Список использованных источников 40
Приложение А Примеры занятий для проведения с несовершеннолетними правонарушителями 49
На современном этапе своего развития общество сталкивается перед большим количеством социальных проблем. Особую тревожность вызывают те нарушения законодательства, и, в частности, их рост, которые совершаются несовершеннолетними.
Мы считаем, что одним из глобальных вопросов, которые необходимо решать на сегодняшний день на государственном уровне, однозначно, должна стать задача нахождения механизмов уменьшения количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними и усиление работы по их профилактике.
Негативные изменения в личности, ее неустойчивость, проявление антисоциальных черт берет свое начало в раннем возрасте. Детство -начальный этап активной социализации личности, включающей усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, социальных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества. Поэтому задача государства и общества заключается в создании благоприятных условий для развития будущего поколения. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки.
На основании вышеизложенного мы сформулировали цель нашего исследования: выделение и апробация внедрения аспектов психологической и социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях образовательной организации.
Объект исследования: психологические особенности
несовершеннолетних правонарушителей.
Предмет исследования: содержание психологической и социальнопедагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями в образовательной организации.
Гипотеза исследования: психологические особенности
несовершеннолетних правонарушителей определяют специфику взаимодействия с ними; при организации психологической и социальнопедагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях образовательной организации важно опираться на системнодеятельностный и субъектный подходы, учитывать принцип системности, единства деятельности и сознания, роль личности взрослого. К особенности организации психологической и социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях образовательной организации будут относиться систематичность, целенаправленность работы, мониторинг результативности и интеграция деятельности специалистов в сопровождении несовершеннолетних правонарушителей.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
1) Описать психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
2) Проанализировать сущность психологической и социальнопедагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями в психолого-педагогическом контексте.
3) Организовать и провести исследование психологических и социальных проблем несовершеннолетних правонарушителей.
4) Разработать и реализовать систему психологической и социальнопедагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях образовательной организации.
Для решения задач предполагается использовать следующие методы: теоретические - изучение и теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические - анкетирование, психодиагностика (указать, какие методики); количественная и качественная обработка результатов.
...
В результате мы пришли к следующим выводам.
Мы описали психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей и считаем, что они проявляются, прежде всего в неадекватности реакций на оценку окружающих, самоуверенностью и противоречивостью поведения, резкостью суждений. Также для несовершеннолетних правонарушителей характерно как демонстративность поведения, так и ранимость, перепады настроения, настойчивость и упорство, граничащие с вспыльчивостью и неуравновешенностью.
Мы проанализировали сущность психологической и социальнопедагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями в психолого-педагогическом контексте и пришли к выводу, что социальнопедагогическая и психологическая работа должна представлять собой систему сопровождения и комплексной помощи несовершеннолетним в определении и решении проблем и жизненных ситуаций, с которыми они сталкиваются.
Мы организовали и провели исследование психологических и социальных проблем несовершеннолетних правонарушителей. Нам удалось выяснить, что все несовершеннолетние правонарушители имеют склонность к противопоставлению своих норм и ценностей коллективу, также все, в большей или меньшей степени предрасположены к уходу от реальности и низко ценят свою жизнь.
Нами была проведена диагностика психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей
В итоге мы выяснили, что несовершеннолетние правонарушители, с которыми нам предстоит взаимодействовать в ходе экспериментального исследования, не умеют адекватно общаться и налаживать контакты с другими детьми. Кроме того, они в большинстве из выборки исследования, в частности - пять человек показали низкий уровень развития интеллекта, четыре подростка
из шести продемонстрировали низкий уровень эмоциональной устойчивости, они раздражительны и эмоционально нестабильны.
Также мы имеем пять подростков из шести с высоким уровнем возбудимости, это говорит о возбудимости, нетерпеливости, несдержанности подавляющего большинства несовершеннолетних правонарушителей, с которыми мы взаимодействуем.
У всей выборки исследования на момент начала взаимодействия с ними - выявлен низкий уровень отношения к принятию норм морали, и это неудивительно, так как все подростки, определенные нами в выборку исследования, находятся на учете в подразделении по делам несовершеннолетних. Все они беспокойны, легко возбудимы и тревожны.
Также мы продиагностировали подростков, которые вошли в выборку нашего исследования, на предмет определения типов акцентуаций характера и психологических особенностей и личностных склонностей.
У наших испытуемых были выявлены такие типы акцентуаций, как: истероидный, неустойчивый и гипертимный. Это говорит о том, что данные подростки склонны к привлечению к себе повышенного внимания, причем неважно, положительного вида это внимания, или негативное, они будут добиваться внимания с помощью совершения негативных поступков. Эти несовершеннолетние склонны к проявлению делинквентного поведения. А также от данных обучающихся вполне возможно ожидать проявления агрессии и неустойчивости поведения.
Данные несовершеннолетние, по характеристикам, данным им в образовательной организации, характеризуются раздражительностью, агрессивностью и эмоциональной неустойчивостью. На этом основании мы пришли к выводу о необходимости организации психологической и социальнопедагогической работы по работе с несовершеннолетними правонарушителями в условиях образовательной организации.
...
1. Акимжанов, Т. К. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростка - как самостоятельный объект профилактического воздействия / Т. К. Акимжанов // Юрист Юга России и Закавказья. - 2016. - № 4. - С. 24-31.
2. Ахмуллаева, М. Ф. Девиантное поведение подростков : понятие, причины, виды профилактики / М. Ф. Ахмуллаева, Б. Т. Крыкпаева // Велес. - 2016.-№4.-С. 138-145.
3. Бельский, А. И. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника / А. И. Бельский, Р. С. Ягодин // Российский следователь. -2015. -№ 15.-С. 48-50.
4. Беляева, Л. И. Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних / Л. И. Беляева. - Москва : Норма, 2016. - 127 с.
5. Битянова, М. Р. Социальная психология : наука, практика и образ мыслей / М. Р. Битянова. - Москва : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.
6. Болдина, М. А. Девиантное поведение подростков как социальная проблема / М. А. Болдина, Ю. С. Никонов // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2016. - № 1. - С. 98-101.
7. Бэндлер, Р. Руководство по изменению личности / Р. Бэндлер. - Москва : Эксмо, 2013. - 208 с.
8. Дроздецкая, И. А. Особенности социально-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением / И. А. Дроздецкая. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 160 с.
9. Валеева, Р. Т. Организация работы с детьми делинквентного поведения / Р. Т. Валеева, А. В. Поминов // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № 9. - С. 2081-2085.
10. Вершловский, С. Г. Взрослость как категория / С. Г. Вершловский // Вопросы образования. - 2013. - № 2. - С.285-295.
11. Воробьев, С. Д. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / С. Д. Воробьев // Законность. - 2017. - № 1. - С. 37-45.
12. Воробьёва, М. А. Деятельность психолога по профилактике правонарушений несовершеннолетних / М. А. Воробьева // В сборнике право и личность, история, теория и практика. Под общей редакцией В. Н. Ильченко. - 2016.-С. 13-19.
13. Гурьянова, М. П. Специфика социально-педагогической подготовки специалистов к профилактике социальных отклонений у несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации : Научно - методическое пособие для вузов / М. П. Гурьянова. - Москва : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018. - 158 с.
14. Домова, А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А. И. Домова. - Москва : Юридическая литература, 2009.-379 с.
15. Долгова, В. И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков / В. И. Долгова, Л. В. Иванова, А.И. Банщикова // Научно - методический журнал «Концепт».-2015.-№31.-С. 11-15
... всего 80 источников