Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект организации факультативных занятий 5
1.1 Понятие, цели и задачи факультативных занятий 5
1.2 Принципы обучения иностранному языку на факультативных занятиях 11
1.3 Особенности и организация факультативных занятий 14
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Практический аспект организации факультативных занятий 29
2.1 Организация обучения смысловому чтению на английском языке 29
2.2 Разработка программы по внеурочной деятельности по организации обучению смысловому чтению 35
2.3 Разработка заданий к факультативному курсу на примере книги Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» 45
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение 1 57
Приложение 2 58
Приложение 3 60
Приложение 4 62
Актуальность исследования. Иностранный язык (в особенности английский, который является международным) играет немаловажную роль в современном обществе. Он становится средством успешной жизнедеятельности человека, а также помогает в формировании личности и её способностей. Изменения, что происходят в нашем обществе, межкультурное взаимодействие, огромное информационное богатство требуют большое количество граждан, которые владеют иностранным языком.
На занятиях основного курса нельзя в полной мере погрузиться в язык, узнать о его особенностях, истоках. Для полного понимания языка необходимо также ознакомиться с культурой, традициями, обычаями народов страны (стран) изучаемого языка, чего на обычных занятиях не так много. Для тех учащихся, что хотят улучшить свои навыки и умения владения языком, а также узнать о нём больше, возможна организация факультативных занятий в школе. Учитель также может в полном объёме реализовать все образовательные, воспитательные, практические и развивающие цели обучения своему предмету.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку на факультативных занятиях.
Предмет исследования: факультативный курс по английскому языку, содержание, форма организации, методы и средства обучения английскому языку в рамках факультативного курса.
Цель исследования: изучить возможные способы организации факультативных занятий и разработать программу для пятого класса на примере работы над книгой Дж. Роулинг «Гарри Поттер».
Задачи исследования:
• изучить понятие факультативных занятий, их цели и задачи;
• изучить принципы обучения иностранному языку на факультативных занятиях;
• выявить особенности факультативных занятий;
• изучить возможные способы организации факультативных занятий;
• определить роль факультативных занятий;
• изучить организацию обучения чтению на английском языке;
• разработать программу факультативных занятий для пятого класса на примере работы над книгой Дж. Роулинг «Гарри Поттер»;
• разработать задания для проведения факультативных занятий по чтению на примере книги Дж. Роулинг «Гарри Поттер».
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ педагогической и методической литературы по теме, её синтез и систематизация, классификация) и практические (опрос).
Теоретическая основа исследования: труды по методике обучения иностранному языку Л.С. Выготского, Н.И. Гез, А.С. Комарова, А.В. Луначарского, Р.П. Мильруд, Б.С. Островского, Е.И. Пассова и других.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в дальнейшем разработанная программа факультативных занятий может быть использована педагогами для проведения в своих школах.
Апробация исследования: материалы и промежуточные результаты работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции заочного этапа «Авдеевские чтения» 2024 года со статьей «Факультативные занятия по английскому языку».
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
При выполнении выпускной квалификационной работы на тему «Организация факультативных занятий по английскому языку в пятом классе на примере работы над книгой Дж. Роулинг «Гарри Поттер» была достигнута основная цель исследования, а также выполнены поставленные задачи. Было раскрыто понятие факультативных заданий их цели и задачи, изучены принципы обучения языку на данных занятиях, их особенности, роль, возможные способы организации и организация обучения смысловому чтению.
При анализе методической литературы по теме, было выяснено, что факультативные занятия являются особой формой организации учебного процесса, который проходит во внеурочное время. Они способствуют расширению, углублению и корректированию знаний учащихся по предметам, что вызывают у них интерес. Факультативные занятия выполняют ряд функций: мотивирующую, предметно-повышающую, общеобразовательную и профориентационную. Для выполнения данных функций должны соблюдаться определённые принципы: принцип коммуникативной направленности, принцип связи с основным курсом, принцип самостоятельной работы над языком, принцип организации занятий как особой формы образовательного процесса.
Факультативные занятия имеют ряд особенностей, связанных в основном с их организацией, а также большей направленностью на развитие навыков чтения, говорения и аудирования.
Посещение таких занятий очень важно для учащихся, которые хотят глубже работать с языком, а также улучшить свои знания. В современном обществе знание хотя бы одного иностранного языка может открыть новые двери при приёме на работу, а также помогает в развитии всестороннюю личность.
Чтение - это рецептивный вид деятельности, который направлен на восприятие и переработку текста читателем. С помощью чтения учащийся может получать знания, которые человечество приобрело во время своего развития в различных областях. Главная роль при этом отведена этой информации, то есть результату чтения. В то же время сам процесс чтения выполняет образовательную и воспитательную роли, поскольку происходит синтез, анализ, прогнозирование и так далее, тем самым полирует интеллект и обостряет чувства.
В зависимости от целей чтения выделяют просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое виды чтения, и развитие умения работать со всеми этими типами одна из главных целей обучения чтению на занятиях. Для того чтобы получить как можно больше преимуществ чтения необходимо строить процесс обучения, соблюдая определённые принципы.
Работа над любым видом текста делится на дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы, каждый из которых имеет свои цели и упражнения для их достижения.
Также в ходе работы была разработана программа факультативного курса для пятого класса на основе работы над книгой Дж. Роулинг «Гарри Поттер и Философский камень», рассчитанная на 32 часа. Данная книга выбрана по результатам проведённого среди пятиклассников опроса на их заинтересованность в посещении факультативных занятий и литературных предпочтений. Итоги данного опроса показали, что большинство учащихся хотели бы улучшать свои знания языка (83%) и для этого ходить на данные занятия (64%). Среди любимых жанров книг, большинство учащихся отметили фэнтези и приключения.
Целями данного курса являются совершенствование навыков чтения и говорения и формирование уважения к стране изучаемого языка через культуру, а также разработаны задания для каждого занятия, которые предполагают 3 этапа работы над текстом. Итоговый продукт подразумевает спектакль, пересказывающий основные события книги.
1. Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Кн. 1. Система профильного обучения старшеклассников. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 73 с.
2. Базык А. И. Факультативные занятия в системе довузовской подготовки старшеклассников (практико-ориентированный подход) // Наукаи современность. - 2012. - № 16. - С. 51-57.
3. Беляева Л. А. Интерактивные средства обучения иностранному языку. Интерактивная доска: учебное пособие для среднего профессионального образования. - М.: Издательство Юрайт, 2024. - 183 с.
4. Васильев Л. С. Английский язык. Предметные недели в школе. Вып. 2. - М.: Издательство «УЧИТЕЛЬ», 2007. - 119 с.
5. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия: термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
6. Востокова Е. В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения // Интеграция образования. - 2004. - № 16. - С. 77-86.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Перспектива, 2020. - 125 с.
8. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учеб. пособие для пед. ин- тов по спец. «Иностр. яз.». - М.: Высш. школа, 1982. - 373 с.
9. Гурвич П. Б. Некоторые вопросы факультативного курса обучения иностранным языкам // Иностранный язык в школе. - 1968. - № 3. - С. 43-48.
10. Домбровская Е. А. Справочник методиста. Часть 1. Основные термины, их определения, применяемые в Кодексе Республики Беларусь об образовании. - Мн.: МГОУМК, 2012. - 48 с.
11. Калинина С. В. «Cours facultatif» на факультативных занятиях в 8 классе // Иностранный язык в школе. - 1975. - № 4. - С. 13-22.
12. Комаров А. С. Методика обучения английскому языку. Устный тренинг для начальных классов: учебное пособие для среднего профессионального образования. - М.: Издательство Юрайт, 2024. - 186 с.
13. Коростелев В.С. Обогащение словарного запаса учащихся на факультативных занятиях // Иностранный язык в школе. - 1981. - № 4. - С. 53-59.
14. Крючкова Т. А. Развитие исследовательских умений младших школьников средствами факультативного курса «Учись учиться» // ВестникШадринского государственного педагогического университета. - 2022. - № 2 (54). - С. 83-87.
15. Кузовлев В. П., Коростылёв В. С., Пассов Е. И. Иностранный язык как учебный предмет на современном этапе развития общества // Иностранный язык в школе. - 1987. - № 4. - С. 3-9....(44)