МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты применения компетентностно-ориентированных
заданий в обучении 7
1.1 Понятие компетентностно-ориентированные задания в педагогической
литературе 7
1.2 Педагогический опыт применения компетентностно-ориентированных
заданий 15
2 Методические аспекты применения компетентностно-ориентированных
заданий на уроках русского языка 25
2.1 Анализ учебников русского языка 9 класса 25
2.2. Методические рекомендации по применению компетентностно- ориентированных заданий на уроках русского языка в 9 классе 31
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложение А
1 Теоретические аспекты применения компетентностно-ориентированных
заданий в обучении 7
1.1 Понятие компетентностно-ориентированные задания в педагогической
литературе 7
1.2 Педагогический опыт применения компетентностно-ориентированных
заданий 15
2 Методические аспекты применения компетентностно-ориентированных
заданий на уроках русского языка 25
2.1 Анализ учебников русского языка 9 класса 25
2.2. Методические рекомендации по применению компетентностно- ориентированных заданий на уроках русского языка в 9 классе 31
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложение А
Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должны быть присущи потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и русскому языку.
Основная задача школы - обучать и подготавливать конкурентоспособных людей с ключевыми и основными компетенциями, которые в будущем будут позволять им успешно действовать в различных ситуациях. Одним из определяющих условий реформы образования, обновления содержания образования является компетентность и подход к деятельности. В настоящее время идет переосмысление «как методологических оснований, так и практических путей подготовки подрастающего поколения к новым условиям жизни, где результат деятельности человека оценивается не только знанием, но и тем, что он может делать» [32].
Компетентностно-ориентированные задания способствуют развитию у учащихся ключевых компетенций, которые будут необходимы им после окончания школы. В связи со всем выше сказанным становится актуальной тема, связанная с методикой использования компетентностно- ориентированных заданий в учебном процессе.
Объект исследования: компетентностно-ориентированные задания в 9 классе на уроках русского языка.
Предмет исследования: методика применения компетентностно- ориентированных заданий на уроках русского языка в 9-ом классе.
Цель исследования - описать методику применения компетентностно - ориентированных заданий на уроках русского языка в 9-ом классе.
Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач:
1) на основе педагогической литературе представить понимание компетентностно-ориентрованных заданий;
2) описать педагогический опыт применения на уроках компетентностно-ориентированных заданий;
3) провести анализ учебников русского языка 9-ого класса
4) разработать методические рекомендации по применению компетентностно - ориентированных заданий в 9-ом классе на уроках русского языка.
В данном исследовании использовались методы обобщения, сравнения, анкетирования, метод обработки данных.
Методологической основой исследования являются работы отечественных авторов, таких как Н. А. Асипова, Ю. К. Бабанский, В. А. Болотов, М. А. Дубовая, Н. Ф. Ефремова, И. А. Зимняя, А. М. Куличенко, Д. А. Махотин, А. Н. Фасоль, А. В. Хуторской и другие.
Практическая значимость исследования:
Разработанные компетентностно-ориентированные задания могут быть применены в практике преподавания русского языка, в ходе педагогической практики студентов.
Апробация выпускной квалификационной работы состоялась в форме публикации статьи «Применение компетентностно-ориентированных заданий в обучении» на образовательном портале «Знанио» и в форме выступления с докладом «Методика применения компетентностно- ориентированных заданий на уроках русского языка в 9 классе» на XIII Международных (XXVII Всероссийских) филологических чтениях памяти профессора Р.Т. Гриб «Человек и язык в коммуникативном пространстве» (30.04.22 г. Леосоибирск)
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего в себя 50 источников, а также приложения. Содержит 13 рисунков, 6 таблиц. Общий объем работы составляет 62 страниц и 1 приложения.
Основная задача школы - обучать и подготавливать конкурентоспособных людей с ключевыми и основными компетенциями, которые в будущем будут позволять им успешно действовать в различных ситуациях. Одним из определяющих условий реформы образования, обновления содержания образования является компетентность и подход к деятельности. В настоящее время идет переосмысление «как методологических оснований, так и практических путей подготовки подрастающего поколения к новым условиям жизни, где результат деятельности человека оценивается не только знанием, но и тем, что он может делать» [32].
Компетентностно-ориентированные задания способствуют развитию у учащихся ключевых компетенций, которые будут необходимы им после окончания школы. В связи со всем выше сказанным становится актуальной тема, связанная с методикой использования компетентностно- ориентированных заданий в учебном процессе.
Объект исследования: компетентностно-ориентированные задания в 9 классе на уроках русского языка.
Предмет исследования: методика применения компетентностно- ориентированных заданий на уроках русского языка в 9-ом классе.
Цель исследования - описать методику применения компетентностно - ориентированных заданий на уроках русского языка в 9-ом классе.
Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач:
1) на основе педагогической литературе представить понимание компетентностно-ориентрованных заданий;
2) описать педагогический опыт применения на уроках компетентностно-ориентированных заданий;
3) провести анализ учебников русского языка 9-ого класса
4) разработать методические рекомендации по применению компетентностно - ориентированных заданий в 9-ом классе на уроках русского языка.
В данном исследовании использовались методы обобщения, сравнения, анкетирования, метод обработки данных.
Методологической основой исследования являются работы отечественных авторов, таких как Н. А. Асипова, Ю. К. Бабанский, В. А. Болотов, М. А. Дубовая, Н. Ф. Ефремова, И. А. Зимняя, А. М. Куличенко, Д. А. Махотин, А. Н. Фасоль, А. В. Хуторской и другие.
Практическая значимость исследования:
Разработанные компетентностно-ориентированные задания могут быть применены в практике преподавания русского языка, в ходе педагогической практики студентов.
Апробация выпускной квалификационной работы состоялась в форме публикации статьи «Применение компетентностно-ориентированных заданий в обучении» на образовательном портале «Знанио» и в форме выступления с докладом «Методика применения компетентностно- ориентированных заданий на уроках русского языка в 9 классе» на XIII Международных (XXVII Всероссийских) филологических чтениях памяти профессора Р.Т. Гриб «Человек и язык в коммуникативном пространстве» (30.04.22 г. Леосоибирск)
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего в себя 50 источников, а также приложения. Содержит 13 рисунков, 6 таблиц. Общий объем работы составляет 62 страниц и 1 приложения.
В выпускной квалификационной работе была рассмотрена методика применения компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка в 9 классе.
Нами было рассмотрено понятие компетентностно-ориентированное задание в педагогической литературе на примере научно-педагогических трудов Н.А. Асиповой, И.А. Зимней, Н.Ф. Ефремовой и других ученых. Компетентностно-ориентированное задание это моделирование
практической, жизненной ситуацию, оно строится на актуальном для обучающихся материале, его структура задаётся особыми элементами. Компетентностно-ориентированные задания представляют собой средства интеллектуального развития учащегося, они направлены на активизацию учения, а также развивают ключевые компетенции школьников.
Нами был рассмотрен педагогический опыт применения компетентностно-ориентированных заданий. На его основе и результатах анкетирования педагогов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Лесосибирска», МАОУ «Гимназия №1 города Сосновоборск» мы пришли к выводу, что педагоги испытывают трудности в составлении компетентностно-ориентированных заданий, не умеют эффективно применять их на уроке. Кроме этого, учащиеся имеют низкую мотивацию к выполнению таких заданий.
Был проведен анализ учебников русского языка 9 класса. В рассмотренных нами учебниках компетентностно-ориентированные задания практически не используются. Однако педагог может на основе материала учебников разрабатывать компетентностно-ориентированные задания по русскому языку и успешно применять в учебном процессе.
Были разработаны методические рекомендации по применению компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка в 9 классе, состоящие из подборки заданий данного типа, которые можно использовать для самостоятельной работы учащихся на уроке и как домашнее задание. При разработке компетентностно-ориентированных заданий мы придерживались структуры, предложенной Н. Ф. Ефремовой. При составлении заданий нами был использован материал учебников русского языка 9 класса.
Таким образом, результатом выполнения работы стали методические рекомендации по применению компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка в 9 классе, которые могут быть использованы педагогами в своей педагогической деятельности.
Цели и задачи, которые были поставлены в начале работы, нами были достигнуты.
Нами было рассмотрено понятие компетентностно-ориентированное задание в педагогической литературе на примере научно-педагогических трудов Н.А. Асиповой, И.А. Зимней, Н.Ф. Ефремовой и других ученых. Компетентностно-ориентированное задание это моделирование
практической, жизненной ситуацию, оно строится на актуальном для обучающихся материале, его структура задаётся особыми элементами. Компетентностно-ориентированные задания представляют собой средства интеллектуального развития учащегося, они направлены на активизацию учения, а также развивают ключевые компетенции школьников.
Нами был рассмотрен педагогический опыт применения компетентностно-ориентированных заданий. На его основе и результатах анкетирования педагогов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Лесосибирска», МАОУ «Гимназия №1 города Сосновоборск» мы пришли к выводу, что педагоги испытывают трудности в составлении компетентностно-ориентированных заданий, не умеют эффективно применять их на уроке. Кроме этого, учащиеся имеют низкую мотивацию к выполнению таких заданий.
Был проведен анализ учебников русского языка 9 класса. В рассмотренных нами учебниках компетентностно-ориентированные задания практически не используются. Однако педагог может на основе материала учебников разрабатывать компетентностно-ориентированные задания по русскому языку и успешно применять в учебном процессе.
Были разработаны методические рекомендации по применению компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка в 9 классе, состоящие из подборки заданий данного типа, которые можно использовать для самостоятельной работы учащихся на уроке и как домашнее задание. При разработке компетентностно-ориентированных заданий мы придерживались структуры, предложенной Н. Ф. Ефремовой. При составлении заданий нами был использован материал учебников русского языка 9 класса.
Таким образом, результатом выполнения работы стали методические рекомендации по применению компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка в 9 классе, которые могут быть использованы педагогами в своей педагогической деятельности.
Цели и задачи, которые были поставлены в начале работы, нами были достигнуты.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ
ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Формирование эмотивной компетенции обучающихся с применением
модели «смешанного обучения» на уроке английского языка в 6 классе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ НА
ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (УЧИТЕЛЬ-
УЧЕНИК) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование речевых умений на уроках русского языка в 5-6 классах
Магистерская диссертация, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Современные подходы к организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023 - РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



