Введение 4
1 Теоретические аспекты применения компетентностно-ориентированных
заданий в обучении 7
1.1 Понятие компетентностно-ориентированные задания в педагогической
литературе 7
1.2 Педагогический опыт применения компетентностно-ориентированных
заданий 15
2 Методические аспекты применения компетентностно-ориентированных
заданий на уроках русского языка 25
2.1 Анализ учебников русского языка 9 класса 25
2.2. Методические рекомендации по применению компетентностно- ориентированных заданий на уроках русского языка в 9 классе 31
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложение А
Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должны быть присущи потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и русскому языку.
Основная задача школы - обучать и подготавливать конкурентоспособных людей с ключевыми и основными компетенциями, которые в будущем будут позволять им успешно действовать в различных ситуациях. Одним из определяющих условий реформы образования, обновления содержания образования является компетентность и подход к деятельности. В настоящее время идет переосмысление «как методологических оснований, так и практических путей подготовки подрастающего поколения к новым условиям жизни, где результат деятельности человека оценивается не только знанием, но и тем, что он может делать» [32].
Компетентностно-ориентированные задания способствуют развитию у учащихся ключевых компетенций, которые будут необходимы им после окончания школы. В связи со всем выше сказанным становится актуальной тема, связанная с методикой использования компетентностно- ориентированных заданий в учебном процессе.
Объект исследования: компетентностно-ориентированные задания в 9 классе на уроках русского языка.
Предмет исследования: методика применения компетентностно- ориентированных заданий на уроках русского языка в 9-ом классе.
Цель исследования - описать методику применения компетентностно - ориентированных заданий на уроках русского языка в 9-ом классе.
Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач:
1) на основе педагогической литературе представить понимание компетентностно-ориентрованных заданий;
2) описать педагогический опыт применения на уроках компетентностно-ориентированных заданий;
3) провести анализ учебников русского языка 9-ого класса
4) разработать методические рекомендации по применению компетентностно - ориентированных заданий в 9-ом классе на уроках русского языка.
В данном исследовании использовались методы обобщения, сравнения, анкетирования, метод обработки данных.
Методологической основой исследования являются работы отечественных авторов, таких как Н. А. Асипова, Ю. К. Бабанский, В. А. Болотов, М. А. Дубовая, Н. Ф. Ефремова, И. А. Зимняя, А. М. Куличенко, Д. А. Махотин, А. Н. Фасоль, А. В. Хуторской и другие.
Практическая значимость исследования:
Разработанные компетентностно-ориентированные задания могут быть применены в практике преподавания русского языка, в ходе педагогической практики студентов.
Апробация выпускной квалификационной работы состоялась в форме публикации статьи «Применение компетентностно-ориентированных заданий в обучении» на образовательном портале «Знанио» и в форме выступления с докладом «Методика применения компетентностно- ориентированных заданий на уроках русского языка в 9 классе» на XIII Международных (XXVII Всероссийских) филологических чтениях памяти профессора Р.Т. Гриб «Человек и язык в коммуникативном пространстве» (30.04.22 г. Леосоибирск)
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего в себя 50 источников, а также приложения. Содержит 13 рисунков, 6 таблиц. Общий объем работы составляет 62 страниц и 1 приложения.
В выпускной квалификационной работе была рассмотрена методика применения компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка в 9 классе.
Нами было рассмотрено понятие компетентностно-ориентированное задание в педагогической литературе на примере научно-педагогических трудов Н.А. Асиповой, И.А. Зимней, Н.Ф. Ефремовой и других ученых. Компетентностно-ориентированное задание это моделирование
практической, жизненной ситуацию, оно строится на актуальном для обучающихся материале, его структура задаётся особыми элементами. Компетентностно-ориентированные задания представляют собой средства интеллектуального развития учащегося, они направлены на активизацию учения, а также развивают ключевые компетенции школьников.
Нами был рассмотрен педагогический опыт применения компетентностно-ориентированных заданий. На его основе и результатах анкетирования педагогов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Лесосибирска», МАОУ «Гимназия №1 города Сосновоборск» мы пришли к выводу, что педагоги испытывают трудности в составлении компетентностно-ориентированных заданий, не умеют эффективно применять их на уроке. Кроме этого, учащиеся имеют низкую мотивацию к выполнению таких заданий.
Был проведен анализ учебников русского языка 9 класса. В рассмотренных нами учебниках компетентностно-ориентированные задания практически не используются. Однако педагог может на основе материала учебников разрабатывать компетентностно-ориентированные задания по русскому языку и успешно применять в учебном процессе.
Были разработаны методические рекомендации по применению компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка в 9 классе, состоящие из подборки заданий данного типа, которые можно использовать для самостоятельной работы учащихся на уроке и как домашнее задание. При разработке компетентностно-ориентированных заданий мы придерживались структуры, предложенной Н. Ф. Ефремовой. При составлении заданий нами был использован материал учебников русского языка 9 класса.
Таким образом, результатом выполнения работы стали методические рекомендации по применению компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка в 9 классе, которые могут быть использованы педагогами в своей педагогической деятельности.
Цели и задачи, которые были поставлены в начале работы, нами были достигнуты.
1. Аглямова, 3. Ш. Об одном подходе к измерению сформированное™ компетенций / 3. Ш. Аглямова, Ю. Л. Камашева, Д. В. Шевченко // Азимутнаучных исследований : педагогика и психология : электронный научный журнал. - №2(23). - 2018. - С.139-146.
2. Акматова, К. К. Ключевые компетентности урока русского языка / К. К. Акматова, К. А. Душеева // Известия ВУЗов. - №5. - 2019. - С.190-195.
3. Александрова, Н. В. Разработка компетентностно-ориентированных заданий с использованием ресурсов СДО MOODLE / Н. В. Александрова. - 2020. - С.241-244.
4. Афер, О. С. Факультатив по фонетике и орфоэпии как средство формирования языковой и лингвистической компетенции учащихся 6 класса / О. С. Афер // Выпускная квалификационная работа. - Пермь, 2016. - URL: https: //vkr.pspu.ru/uploads/7889/Afer vkr.pdf(дата обращения: 15.04.2016).
5. Баранов, Е. Г. Смысло-ориентированные задания как способ активизации познавательной деятельности и развития профессионального мышления обучающихся: опыт разработки и использования / Е. Г. Баранов // Инновации в образовании. - №9. - 2021. - С.91-101.
6. Бабанский, Ю. К. Педагогика : учебное пособие для педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, Т. А. Ильина, Н. А. Сорокин [и др.] ; под редакцией Ю. К. Бабанского. - Москва : Просвещение, 1983. - 245 с.
7. Безукладников, К. Э. Проблема оценивания в международных образовательных системах / К. Э. Безукладников, А. А. Красноборова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №9. - С. 79-83.
8. Бесхмельницына, М. Н. Реализация компетентностно- ориентированного подхода в обучении посредством использования на уроках русского языка технологии проблемного обучения / М. Н. Бесхмельницына, В. Н. Хаустова, М. А. Полякова. - Старый Оскол, 2021. - С. 210-211.
9. Бузик, Т. Ф. Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины / Т. Ф. Бузик, Д. В. Сыкеев // Педагогические проблемы образования : теория и практика : сборник материалов международной научно-практической конференции. - Димитровград, 2018. - С.10-12.
10. Величко, А. Н. Разработка компетентностно ориентированных заданий и внедрение их в предметное обучение при реализации основной профессиональной образовательной программы СПО / А. Н. Величко, Д. Л. Денисенко // Стандарты и мониторинг в образовании. - №3. - 2018. - С.34¬
39.
11. Гайфуллина, А. 3. Компетентностно-ориентированные задания: структура, типы, конструирование / А. 3. Гайфуллина // Химия в школе. - №7. - 2019. - С.17-21.
12. Гаркавая, Д. И. Компетентностно-ориентированные задачи (задания) как средство реализации компетентностной модели образования : методические рекомендации / Д. И. Гаркавая. - Белгород, 2016. - 26 с.
13. Гизатулина, Н. А. Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе / Н. А. Гизатулина. -2010. - URL: https://clck.ru/qCJJr(дата обращения: 02.08.2010).
14. Горденко, Н. В. Глава 1 опыт формирования компетенций обучающихся с учетом психологических свойств личности : коллективная монография / Н. В. Горденко, Е. В. Цыганкова, Д. В. Горденко; под ред. Н. В. Гордиенко. - Ставрополь, СЕКВОЯ, 2021. - С.12-122.
15. Демидова, М. Компетентностно-ориентированные задания в естественно-научном образовании / М. Демидова // Народное образование. - 2008. - № 4. - 216-224.
16. Дмитриева, И. Е. Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка / И. Е. Дмитриева // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - №2. - 2018. - С.19-22.
17 Дорошенко, И. Л. Пакет метапредметных заданий по русскому языку для 8-9 классов / И. Л. Дорошенко. - URL:
http://school102perm.ru/files/docs/ZIO/2017/Sbornik 2017/Rus 8 9.pdf.
18. Дубова, М. В. О возможностях реализации компетентностного подхода в начальном общем образовании / М. В. Дубова // Современная педагогика. - 2015. - №3. - С. 12-18.
19. Ефремова, Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании / Н. Ф. Ефремова. - Ростов-на-Дону - 2010. - С.123-125.
20. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
21. Илюшин, Л. С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся / Л. С. Илюшин // Открытый урок. - 2017. - URL:http://lfond.spb/Lesson/ilushina.doc/(дата обращения: 30.05.2017).
22. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сборник научных статей / А. В. Хуторского ; под редакцией А. В. Хуторского. - Москва : ИНЭК, 2007. - 327 с. - ISBN 978-5-94857-034-1.
23. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования : учебное пособие / А. А. Шехонин, В. А. Тарлыков, И. В. Клещева И.В, А. Ш. Багаутдинова [и др.]. - Санкт-Петербург, 2014. - 97 с.
24. Коршунова, О. В. Компетентностно-ориентированные задания как средство достижения современных образовательных результатов / О. В. Коршунова // Концепт. - 2016. - № 1. - С. 1- 6.
25. Кривошеева, В. С. Использование компетентностно- ориентированных заданий при формировании стохастической компетентности учащихся / В. С. Кривошеева // Системы компьютерной математики и их приложения. - №18. - 2017. - С. 250-252.
26. Крыжова, Т. В. Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка как средство повышения мотивации учащихся // Преподаватель года 2020: сборник статей международного научно¬методического конкурса. - Петрозаводск: Новая наука, 2020. - С. 248-254.
27 Куличенко, А. И. Анализ производственных ситуаций — один из способов повышения качества подготовки будущего специалиста / А. И. Куличенко, Т. В. Мамченко, С. В. Куличенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 610-611.
28. Лахова, Б. М. Компетентностный подход в современном образовательном процессе. - №1-5(53). - 2020. - С.31-34.
29. Мамытов, А. М. Состояние и перспективы развития содержания общего среднего образования в Кыргызстане / А. М. Мамытов // Известия Кыргызской академии образования. - 2011. - №4(20). - С. 6-13.
30. Махотин, Д. А. Компетентностно-ориентированные задания как средство оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся / Д. А. Махотина // Среднее профессиональное образование. - №5. - 2014. - С.17-20.
31. Нагимова, С. Н. Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка // В мире научных открытий: материалы XVII Международной научно-практической конференции. - Москва : Перо, 2015. - С. 90 - 93.
32. Ниязова, А. М. Компетентностно-ориентированные задания как средство достижения планируемых результатов обучения / А. М. Ниязова // Известия кыргызской академии образования. - 2015. - № 3(35). - С. 263- 266.
33. Осиянова, О. М. Компетентностно-ориентированные задания как средство оценки результатов обучения в лингвистическом образовании / О. М. Осиянова, Н. А. Хмелевская // Оренбургский государственный университет. - 2020. - С. 1912- 1916.
34. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 05.02.2021 N 64101. - URL:https://clck.ru/WDdSy(дата обращения: 05.02.2021).
35. Программа формирования ключевых компетенций учащихся на
уровне основного общего образования. - URL:
https://iro86.ru/images/documents/programma form.pdf.
36. Решеткова, Е. В. Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку / Е. В. Решеткова. - 2013. - URL:https://clck.ru/qCHhx(дата обращения: 12.05.2013).
37. Русский язык. 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова ; под ред. Н. М. Шанский. - Москва : Просвещение, 2004. - 207 с. - ISBN 978-5-09-024200-4.
38. Русский язык. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - 13-е изд. - Москва : Дрофа, 2022. - 286 с.
39. Русский язык. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. / С. И. Львова, В. В. Львов. - 6-е изд. - Москва : Мнемозина, 2012. - 336 с. - ISBN 978-5-346-02113-1.
40. Русский язык : учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Т. М. Воителева ; под ред.
Е. А. Быстровой. - 4-е изд. - Москва : ООО «Русское слово» , 2017. - 384 с. - ISBN 978-5-00092-905-6.
41. Рябухина, Е. А. Особенности компетентностно-ориентированных заданий для старших классов / Е. А. Рябухина // Русский язык в школе. - 2010. - №7. - С. 3-8.
42. Смирнова, Н. 3. Компетентностно-ориентированные задания по формированию исследовательской компетенции учащихся / Н. 3. Смирнова, О. В. Бережная. - 2020. - №2. - С. 14-21.
43. Снигирева, Т. А. Практико-ориентированные комплексные задания как средство контроля сформированное™ компетенций студентов / Т. А. Снигирева, И. А. Гришанова, Е. В. Ворсина [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - №2. - 70 с.
44. Степанов, В. Р. Проблемы построения технологий массовой оценки уровня сформированное™ компетенций в образовании / В. Р. Степанов //Педагогическое образование и наука. - 2019. - №2. - С. 12-20.
45. Третьякова, Н. В. Творческое вступительное испытание в дистанционном формате: опыт планирования в рамках компетентностно- ориентированного подхода / Н. В. Третьякова и др. // Ученые записки российского государственного социального университета. - 2020. - №3(156). - С. 93-101.
46. Умаралиева, М. Т. Контрольно-измерительные средства оценивания уровня сформированное™ компетенций / М. Т. Умаралиева // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - С. 32-35.
47. Ульянина, О. А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования / О. А. Ульянина // Психолого-педагогические исследования. - №2. - 2020. - С.135-147.
48. Фасоля, А. Н. Компетентностно ориентированные задачи / А. Н. Фасоля / А. Н. Фасоля // Основа. - 2015. - №11. - С. 6-9.
49. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Эйдос. - 2002. - № 2. - 58-64.
50. Шамсутдинова, Р. А. Компетентностно-ориентированные задания как средство оценивания профессиональной готовности будущих педагогов // Человек. Общество. Культура. Социализация: материалы XVII Международной молодежной научно-практической конференции. - Уфа : Принт, 2021. - С.401-408.