Только Word
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование изучения профессионального социального сознания выпускников образовательной программы 37.03.01 – Психология 4
1.1. Социальные представления и социальное сознание как категория социальной психологии. Понятие профессионального социального сознания 4
1.2. Возможности изучения социального сознания 14
1.3. Социально-психологическое содержание компетенций, согласно ФГОС ВО по направлению подготовки «Психология» 19
Выводы по Главе 1 21
ГЛАВА 2. Исследование профессионального социального сознания студентов – социальных психологов и программа его развития 23
2.1. Организация и проведение исследования 23
2.2. Анализ данных эмпирического исследования 25
2.3. Программа развития профессионального социального сознания студентов – социальных психологов 51
Выводы по Главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
Ориентация современной психологической науки на решение конкретных практических задач стимулировала резкое расширение арсенала психологического измерительного инструментария. Помимо использовавшихся ранее и зарекомендовавших себя психодиагностических методик общепсихологического плана потребовался более широкий спектр методов профессиональной психодиагностики.
Наиболее адекватным по полноте и точности отражения того, что происходит в процессе вузовского обучения, является понятие профессионального сознания. Это мнение становится достаточно распространённым. Как центральную категорию психологии высшего образования рассматривает профессиональное сознание Н.Н.Нечаев, определяя вузовскую подготовку как процесс системного формирования профессионального сознания.
Профессиональное социальное сознание является центральным звеном в структуре личности профессионала. Процесс обучения социального психолога в вузе требует мониторинга становления профессионального сознания и его оценки в конце обучения. Требуется выявить особенности социального сознания студентов – социальных психологов и в случае необходимости провести мероприятия, направленные на развитие социального сознания будущих социальных психологов.
Анализ литературы показал, что социальное сознание понимается как целостная система социальных представлений, имеющих структурные связи, иерархию, глубинный и актуальный для возраста уровни, система, репрезентированная в формы речи и языка, в формы поведения (И.Г. Маланчук).
Необходимость выявления особенностей социального сознания студентов определило тему нашего исследования: «Развитие профессионального сознания студентов, обучающихся по программе 37.03.01 «Социальная психология» в КГПУ им. В. П. Астафьева».
Цель данной работы: выявить индивидуальные особенности профессионального социального сознания студентов – социальных психологов и разработать программу его развития.
Объект исследования: социальное сознание.
Предмет исследования: развитие профессионального социального сознания студентов.
Гипотеза исследования: профессиональное социальное сознание студентов имеет как ресурсное, так и дефицитарное социально-психологическое содержание.
Задачи:
1. Выявить особенности социального сознания студентов – социальных психологов;
2. Установить соответствие качества социального сознания студентов – социальных психологов с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки;
3. Разработать программу и провести комплекс мероприятий направленных на развитие профессионального сознания.
Методы исследования:
• метод экспертной оценки,
• контент-анализ,
• качественный и количественный анализ данных.
Эмпирическая база исследования. Респондентами явились студенты, обучающиеся по программе 37.03.01 «Социальная психология» в КГПУ им. В. П. Астафьева. Выборка данного исследования представляет собой мини-сочинения на тему «Люди». Для анализа были отобраны десять сочинений, что является достаточным для проведения анализа и разработки программы развития профессионального социального сознания в ее инвариантном индивидуально направленном содержании.
В работе проведен теоретический анализ проблемы социального сознания как системы социальных представлений, предложено понятие профессионального социального сознания.
Анализ профессионального социального сознания студентов – будущих социальных психологов был проведен с помощью методов субъективной психосемантики, контент-анализа мини-сочинений студентов, экспертных оценок, реконструкции социальных представлений по речи и языку.
Результаты исследования выявили профессиональные дефициты и ресурсы студентов – будущих социальных психологов. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
Для последующего этапа профессионализации (в рамках программ магистратуры, повышения квалификации) предложена интенсивная программа развития профессионального сознания социальных психологов. Представлены принципы ее формирования, разработано содержание, направленное на развитие профессионального социального сознания.
Предлагаемая нами программа учитывает приобретенный учебно-профессиональный либо начальный профессиональный опыт обучающихся (прежде всего, выпускников бакалавриата, магистрантов, слушателей курса повышения квалификации с небольшим стажем профессиональной деятельности). Это позволит подкрепить мотивацию к профессиональной деятельности имеющимися навыками анализа, применения тех или иных аналитических и консультативных технологий, навыками разработки программ развития тех или иных социальных субъектов.
Таким образом, разработанная программа направлена на построение образа успешного профессионального будущего с возможностью достижения планируемого результата, обнаружение профессиональных дефицитов и возможностей их преодоления; оценку и актуализацию профессиональных ресурсов, идентификацию с профессией за счет формирования адекватных профессиональных представлений и компетенций, трансформацию личностных качеств в личностно-профессиональные, осознание значения рефлексивной практики в профессиональной деятельности.
1. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Институт психологии РАН. 2002. С. 88–103.
2. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т.15. №4. С.39-55
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Гриф. Минобр, 2004. 288 с.
4. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука; Смысл, 1999. 350 с.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 270 с.
6. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовых коммуникаций. М.: Аспект Пресс, 2008. 191 с.
7. Бодалев, А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. – 187 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
9. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1983. 288 с.
10. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М: Институт психологии РАН, 2004. 312 с.
11. Воловикова М.И., Мустафина Л.Ш. Социальные представления о совести в российском менталитете. - М.: Институт психологии РАН, 2016. 128 с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
13. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина – М.: Приор, 2003. – 397
14. Горшков М.К. Реформы в зеркале общественного мнения // Социс. 2011. № 10. С. 3–11.
15. Губенко М.С. Механизмы общественного сознания // Вестник МГУ. Серия Философские науки. 2008. № 4. С. 44–49....38