Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Работа №151755

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2023
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования диалогической речи детей средней
группы посредством сюжетно-ролевой игры 10
1.1 Анализ понятия «диалогическая речь» в психолого-педагогическом
контексте 10
1.2 Особенности формирования диалогической речи детей в средней группе
ДОУ 15
1.3 Характеристика сюжетно-ролевой игры как средства формирования
диалогической речи детей средней группы 20
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию диалогической речи
детей средней группы посредством сюжетно-ролевой игры 26
2.1 Диагностика сформированности диалогической речи детей в средней
группе ДОУ 26
2.2 Организация сюжетно-ролевых игр как средства формирования
диалогической речи детей средней группы 33
2.3 Анализ эффективности работы по формированию диалогической речи
детей средней группы 37
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение А Результаты первичной диагностики сформированности
диалогической речи детей средней группы 58
Приложение Б Планирование сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей средней группы 59
Приложение В Результаты повторной диагностики сформированности
диалогической речи детей средней группы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы предопределена исключительной значимостью речи в жизни человека. Именно речь выступает средством общения людей, связующим звеном развития всех психических процессов. Сформированная речь опосредует коммуникативные связи и оказывает непосредственное влияние на социализацию индивида. Важность и значимость сформированности всех компонентов речи не вызывает сомнений, однако особое место принадлежит диалогической речи.
Формирование диалогической речи является объективной необходимостью современного образования, целевая направленность которого связывается с формированием личности ребенка. Результаты обучения достигаются в процессе активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Важность и значимость развития языковых способностей, речи, общения подчеркивается в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, в Государственной программе «Развития образования» на 2019-2025 годы.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), сегодня на первом месте стоит задача развития ребёнка, которая позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
Согласно требованиям ФГОС ДО одним из приоритетов образования является речевое развитие дошкольника, позволяющее успешно общаться в кругу взрослых и сверстников.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом психического развития ребёнка, когда интенсивно формируются его познавательные процессы, включающие речь. Значимость изучаемой темы состоит в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет область речевого развития. Таким образом, перед педагогами ставится задача организовать воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) таким образом, чтобы требования стандарта нашли отражение в содержании деятельности с дошкольниками [38].
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивает особую роль социализации детей, начиная с дошкольной ступени образования [39].
В «Концепции развития дошкольного образования в Красноярском крае на период до 2025 года» говорится о том, что отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности, начинают формироваться в дошкольном возрасте[27].
Дошкольный возраст - основополагающий этап развития ребенка, период активного формирования и развития всех познавательных процессов, в том числе, речи. Значимость изучаемой темы состоит в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет область речевого развития. Перед педагогами ставится задача организовать воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации таким образом, чтобы требования стандарта нашли отражение в содержании деятельности с дошкольниками [38].
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Выдающийся лингвист А. Н. Гвоздев называл диалог «первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения» [17, с. 22].
Известный филолог Л. В. Щерба подчёркивал, что «посредством диалога происходит освоение окружающей действительности, развитие дара слова, познание внутреннего мира другой личности и самого себя» [52, с. 23].
По мнению исследователя речи детей дошкольного возраста Л. Н. Ефименковой, «в последнее время имеет место негативная тенденция, связанная с недостаточностью общения ребёнка в семье, заменой живого общения на виртуальное, чтения - на просмотр мультфильмов посредством сети Интернет. Результатом этого является нарушение речевого развития дошкольников» [19, с. 39].
Существуют разнообразные методы, способы и технологии, применяемые в процессе формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста: непосредственная образовательная деятельность, проектная деятельность, чтение художественной литературы, досуговые мероприятия, режимные моменты, беседы, экскурсии, театрализация.
Наряду с перечисленными, огромную лепту в формирование диалогической речи вносит игровая деятельность, в которой ведущая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре. Суть сюжетно-ролевой игры состоит в такой организации воспитательно-образовательного процесса, при которой формирование у дошкольников умений взаимодействовать происходит в процессе общения, распределения и проигрывания ролей, выстраивании взаимоотношений. Сюжетно-ролевая игра даёт детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. Однако, несмотря на высокую эффективность сюжетно-ролевой игры в формировании диалогической речи у дошкольников, исследователями отмечается недостаточная востребованность данного средства [22].
Сказанное подчёркивает актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы, её теоретическую и практическую значимость.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность организации сюжетно-ролевых игр в формировании диалогической речи детей средней группы ДОУ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что организация сюжетно-ролевых игр будет способствовать формированию диалогической речи детей средней группы при соблюдении следующих условий:
- подобраны сюжетно-ролевые игры;
- составлен план проведения сюжетно-ролевых игр с учётом календарно-тематического планирования средней группы;
- составлены методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр с целью формирования диалогической речи детей средней группы ДОУ;
- подобраны маркеры игрового пространства и атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: формирование диалогической речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство формирования диалогической речи детей в средней группе ДОУ.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «диалогическая речь» в психолого-педагогическом контексте.
2. Определить особенности формирования диалогической речи детей в средней группе ДОУ.
3. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру как средство формирования диалогической речи детей средней группы
4. Определить уровень сформированности диалогической речи детей средней группы.
5. Составить методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр с целью формирования диалогической речи детей средней группы.
6. Провести анализ результатов экспериментальной работы по формированию диалогической речи детей средней группы посредством сюжетно-ролевых игр.
В работе были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, тезирование;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование (опрос), эксперимент с
использованием методик: «Основные направления речевого развития дошкольников» (автор - Н.А. Стародубова), «Изучение умения вступать в контакт» (автор - Р.Е. Левина), «Изучение диалогической речи детей дошкольного возраста» (автор - Н. И. Левшина);
- интерпретационные: количественный и качественный эмпирических анализ данных.
Методологическую основу исследования составляют:
- исследования, посвящённые формированию диалогической речи детей дошкольного возраста, таких авторов, как Е. Г. Арушанова, О. А. Бизикова, А. М. Бородич, А. Н. Гвоздев, Л. Н. Ефименкова, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова [5], [7], [10], [17], [19], [30], [45], [46].
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Степновский детский сад «Колосок» (далее - ДОУ «Колосок»).В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 4-5 лет.
Практическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций по формированию диалогической речи детей средней группы посредством организации сюжетно-ролевых игр. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам дошкольного образования, студентам в период педагогической практики, родителям. Также представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация материалов исследования: подготовлена и опубликована научная статья «Формирование диалогической речи детей в средней группе ДОУ посредством сюжетно-ролевой игры» в сборнике по материалам международной научно-практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2023.
Исследование проводилось с октября 2022 года по май 2023 года.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (54 наименования) и 3 приложений. В работе содержится 16 рисунков и 3 таблицы. Общий объём работы составляет 79 страниц

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы.
В научной литературе предлагается большой спектр трактовок понятия «диалогическая речь», или «диалог». В настоящей выпускной квалификационной работе нами выбрано определение О. А. Бизиковой: совокупность диалогических умений, необходимых для полноценного участия в диалоге: общительность, умение вступать в диалог и адекватно реагировать на разнообразные обращения собеседников, культура диалога.
Особенности формирования диалогической речи в средней группе: дошкольники 4-5 лет в основном ориентируются на собеседника-взрослого, реже - на партнера-сверстника, предпочитают использовать в диалогах такой тип коммуникативных высказываний, как побуждение, реже - сообщение. Дошкольники 4-5 лет проявляют инициативу в диалоге со взрослыми и сверстниками, однако навык постановки вопросов и ответов на них сформирован не в полной мере. Также недостаточно развит навык выслушивания собеседника и ориентировки на него. Диалогическая речь детей средней группы эмоциональна: дети способны использовать различные интонации и средства выразительности, однако затрудняются в использовании невербальных средств общения в диалоге. В возрасте 4-5 лет формируется способность планировать и выполнять действия совместно, уместно сопровождая их речью, соблюдать тематическое единство в комментирующих и рассуждающих высказываниях. Культура диалогического общения детей 4-5 лет находится в стадии формирования: средства речевого этикета дети используют в своей речи нерегулярно, не соблюдают принятую очередность реплик в диалоге, перебивают друг друга, повышают голос и ведут себя невежливо, для того чтобы произнести свою реплику, чтобы говорить, но не слушать. 
формирование диалогической речи у детей средней группы, является сюжетно - ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т.е. вступают в общение от имени этих персонажей.
Базой экспериментального исследования по формированию диалогической речи детей средней группы выступило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Степновский детский сад «Колосок». В исследовании прияли участие 20 детей средней группы возрастной категории 4-5 лет. Использованы критерии, предложенные O. И. Бизиковой, и в соответствии с ними подобраны диагностические методики: «Основные направления речевого развития дошкольников» (автор Н. А. Стародубова), «Изучение умения вступать в контакт» (автор P. Е. Левина), «Изучение диалогической речи детей дошкольного возраста» (автор Н. И. Левшина).
Исходя из результатов проведённого диагностического исследования сформированности диалогической речи, составлен план проведения сюжетно-ролевых игр. План разработан с учётом: календарно-тематического планирования средней группы; лексических тем, положенных в основу календарно-тематического планирования средней группы ДОУ.
Перед проведением сюжетно-ролевых игр организована совместная деятельность педагога с детьми для обогащения игрового опыта. Для проведения сюжетно-ролевых игр подобраны маркеры игрового пространства, необходимые атрибуты, предметы-заместители. Играя в сюжетно-ролевые игры, дети получили навыки самостоятельно выстраивать диалог, логически излагать материал, точно и в полной мере использовать лексику. В своей речи широко использовали мимику, пантомимику и другие невербальные проявления. Они активно вступали в диалоговое общение, становились его инициаторами. Их диалоги отличались яркостью, выразительностью, насыщенностью.
Для того чтобы получить достоверные данные о результативности проведённой нами работы, организована контрольная диагностика. Сопоставительный анализ данных первичной и повторной диагностики позволяет говорить о положительной динамике. Дети научились самостоятельно выстраивать диалог, логически излагать материал, точно и в полной мере использовать лексику. В своей речи широко используют мимику, пантомимику и другие невербальные проявления. Они активно вступают в диалоговое общение, становятся его инициаторами. Диалоги дошкольников отличаются яркостью, выразительностью, насыщенностью. Дети научились обращаться к взрослому, знакомиться, приветствовать человека, извиняться, выражать просьбу, не допускают конфликт в игре.
По итогам проведенной работы составлены методические рекомендации для педагогов и родителей по организации сюжетно-ролевых игр с целью формирования диалогической речи детей средней группы.
Таким образом, цель исследования достигнута и задачи решены, гипотеза исследования нашла своё подтверждение.



1. Ажиев, А. В. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста / А. В. Ажиев, З. И. Гадаборшева // Новая наука: проблемы и перспективы : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание, Кишинев, Молдавия, 17 марта 2016 года / Под общей редакцией А. И. Вострецова. - Кишинев, Молдавия : Научно-издательский центр «Мир науки», 2016. - С. 133 - 141.
2. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: (Для детей от 3 до 6 лет) / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. - Санкт-Петербург : Детство-
Пресс, 2010. - 380 с.
3. Амет-Уста, З. Р. Педагогические возможности сюжетно-ролевых игр как средства развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста / З. Р. Амет-Уста, Н. Н. Сапон // Вестник науки и образования. - 2019. - С. 74 - 77.
4. Андреева, И. Н. Диагностика диалогической речи детей старшего дошкольного возраста / И. Н. Андреева, Л. А. Отто // Социальная сфера: теоретические и прикладные аспекты исследования : Сборник статей с международным участием. - Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2019. - С. 135 - 138.
5. Арушанова, А. Г. Игры-занятия со звучащим словом: книга для воспитателей ДОУ / А. Г. Арушанова, Е. С. Рычагова. - Москва : Творческий центр Сфера, 2012. - 186 с.
6. Бабаева, Т. И. Игра и дошкольник: Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 135 с.
7. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Бизикова Ольга Анатольевна. - Екатеринбург, 2007. - 200с.
8. Богданович, Л. Б. Методика использования педагогом игровых технологий в процессе формирования диалогической речи детей старшего дошкольного возраста / Л. Б. Богданович, Н. П. Изофатова // Детство в пространстве социокультурных образовательных практик : сборник научных трудов, Минск, 19 ноября 2019 года. - Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2019. - С. 39-41.
9. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. - Москва : Издательство «Институт практической психологии», 1996. - 256 с.
10. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - Москва : Норма, 1981. - 167 с.
11. Буршит, И. Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста / И. Е. Буршит, А. А. Зайцева // Символ науки, 2016. - С. 139 - 141.
12. Бутвина, О. Ю. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре / О. Ю. Бутвина, Л. К. Муратова // Вестник науки и образования, 2019. - С. 53 - 55.
13. Бутырская, Е. В. Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры / Е. В. Бутырская, Н. В. Жукова // Аксиологические проблемы педагогики, 2021. - С. 12 - 20.
14. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов - на - Дону : Феникс, 2012. - 537 с.
15. Вирченко, В. И. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста / В. И. Вирченко, Г. В. Павленко, 2017. - С. 158 - 163.
16. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка // Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва : Смысл, 2004.-220с.
17. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 470 с.
18. Горная, Т. И. Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Т. И. Горная, Е. В. Байрамова // Современное дошкольное и начальное образование: традиции и инновации : Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. - 2022. - С. 43 - 46.
19. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.
20. Завалко, Е. А. Развитие коммуникативных навыков в речи детей дошкольного возраста: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.02.01 / Завалко Елена Александровна. - Самара, 2012. - 186 с.
21. Зайцева, О. Ю. Сотрудничество в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста / О. Ю. Зайцева, В. В. Карих // Азимут научных исследований : педагогика и психология. - 2021. - № 1. - С. 116 - 120.
22. Зотова, И. В. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры / И. В. Зотова, Ж. Н. Моисиди // Проблемы науки. - 2018. - С. 126 - 128.
23. Зотова, И. В. Экспериментальное исследование по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализовано-игровой деятельности / И. В. Зотова, Л. И. Аббасова // Обзор педагогических исследований, 2022. - С. 17 - 21.
24. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - Санкт - Петербург : Питер, 2009. - 576 с.
25. Кахнович, С. В. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх / С. В. Кахнович, И. Е. Парамонова // Евсевьевские чтения. Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, 2016. - С. 39 - 44.
26. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [электронный ресурс]
URL:https://base.garant.ru/10103000/(дата обращения 07.05.2023).
27. Концепция развития дошкольного образования в Красноярском
крае на период до 2025 года: Утверждена решением учебно-методического объединения общего образования Красноярского края от 07. 07. 2022
[электронный ресурс]
URL:https://kipk.ru/images/docs/UMO/Приложение_2_к реш._УМО_от _7.06.22_Протокол 11.Концепция разв.дошкольн.обр-ния КК до 2025.pdf (дата
обращения 07.05.2023).
28. Кот, Т. А. Коммуникативно-деятельностный подход к развитию диалогической речи детей дошкольного возраста / Т. А. Кот // Педагогический вестник. - 2019. - № 11. - С. 40 - 41.
29. Леонтьев, А. А. Психология общения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / А. А. Леонтьев. - 3-е изд. - Москва: Смысл : Academia, 2005. - 365 с.
30. Лисина, М. И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет / М. И. Лисина. - Москва : Норма, 1970. - 352c.
31. Лялина, Н. А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук:13.00.07 / Лялина Наталия Ахъядовна. - Санкт - Петербург, 2007. - 214 с.
32. Мельниченко, Я. И. Развитие диалогической речи дошкольников / Я. И. Мельниченко, З. З. Галеева // Совершенствование методологии познания в целях развития науки : сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях, Пермь, 25 марта 2017 года. - Пермь: ООО «Аэтерна», 2017. - С. 103 - 105.
33. Мигунова, Е. В. Развитие диалогической речи детей среднего
дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре / Е. В. Мигунова, А. А. Тимофеева // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации : Сборник статей III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Орехово- Зуево, 2022. - С. 716 - 720.
34. Неволина, В. В. Создание педагогических условий для развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста / В. В. Неволина, М. Ю. Бакалейко// Теория и практика педагогической деятельности: эксперименты и инновации : сборник материалов XVII международной очно¬заочной научно-практической конференции, Москва, 19 июня 2019 года. - Москва : Империя, 2019. - С. 88 - 95.
35. Новоселова, С. Л. Система «Модуль-игра»: Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология ее использования / С. Л. Новоселова. - Москва: Общероссийский общественный фонд «Социальное развитие России», 2004. - 40 с.
36. Нуриева, А. Р. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста / А. Р. Нуриева // Наука сегодня: реальность и перспективы : Материалы международной научно-практической конференции. - Вологда : Маркер, 2018. - С. 80 - 81.
37. Привалова, С. Е. Обзор проектировочной работы по формированию диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста / С. Е. Привалова, Ю. А. Башина // Филологическое образование в период детства. - 2019. - С. 24 -29.
38. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 (ред. от
21.01.2019г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 07.05.2023).
39. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [электронный ресурс] URL:https: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 180402/(дата обращения: 07.05.2023).
40. Рычагова, Е. С. Педагогические условия развития диалогической речи в процессе общения детей четырех-пяти лет в игре: / Рычагова Елена Сергеевна. - Москва, 2012. - 190 с.
41. Смирнова, О. С. Современные подходы к проблеме развития
диалогической речи у детей дошкольного возраста: обзор отечественных и зарубежных исследований / О. С. Смирнова // Коммуникативный подход в системе специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по материалам
Межрегиональной научно-практической конференции, Москва, 14-15 мая 2019 года. - Москва : ПАРАДИГМА, 2019. - С. 256 - 259.
42. Сорокина, Н. И. Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста посредством детского фольклора / Н. И. Сорокина, О. С. Глухарева // Материалы 67-й научно-практической конференции преподавателей и студентов : Благовещенск, 19 апреля 2017 года. - Благовещенск, 2017. - С. 145 - 148.
43. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - 4-е изд. - Москва : Политиздат, 1982. - 270 с.
44. Татаринцева, Е. А. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста / Е. А. Татаринцева, В. А. Новикова // Инновационные технологии нового тысячелетия: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа : Аэтерна, 2017. - С. 226 - 228.
45. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. - Москва : Просвещение, 1981. - 163 с.
46. Ушакова, О. С. Программа развития речи дошкольников: теоретические основы, основные задачи, развитие речи в возрастных группах, педагогические условия / О. С. Ушакова. - Москва : Сфера, 2017. - 95 с.
47. Фахрутдинова, Р. А. Особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста / Р. А. Фахрутдинова, Л. М. Шайхразиева // Образование: традиции и инновации: Материалы XX международной научно-практической конференции, Прага, Чешская республика, 29 апреля 2019 года / Ответственный редактор Н. В. Уварина. - Прага, Чешская республика : WorldPress, 2019. - С. 156-159.
48. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 28.02.2023г.) «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс] URL:https: //base.garant.ru/70291362/(дата обращения: 07.05.2023).
49. Цукерман, Г. А. Игра и учение: встреча двух ведущих
деятельностей / Г. А. Цукерман // Культурно-историческая психология. - 2016. - С. 4 - 13.
50. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников: учебное пособие / А. В. Чулкова. - Ростов - на - Дону : Феникс, 2008. - 220 с.
51. Шадрина, Л. Г. Развиваем связную речь : методические
рекомендации / Л. Г. Шадрина, Е. П. Фомина. - Москва : Творческий центр Сфера, 2012. - 127 с.
52. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. Изд. 2-е, стереотипное. - Москва : Едиториал, 2004. - 432 с.
53. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учебное пособие / Д. Б. Эльконин. - 4-е изд. - Москва: Академия, 2007. - 384 с.
54. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общей редакцией В. И. Яшиной. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2018. - 445 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ