ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования диалогической речи детей средней
группы посредством сюжетно-ролевой игры 10
1.1 Анализ понятия «диалогическая речь» в психолого-педагогическом
контексте 10
1.2 Особенности формирования диалогической речи детей в средней группе
ДОУ 15
1.3 Характеристика сюжетно-ролевой игры как средства формирования
диалогической речи детей средней группы 20
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию диалогической речи
детей средней группы посредством сюжетно-ролевой игры 26
2.1 Диагностика сформированности диалогической речи детей в средней
группе ДОУ 26
2.2 Организация сюжетно-ролевых игр как средства формирования
диалогической речи детей средней группы 33
2.3 Анализ эффективности работы по формированию диалогической речи
детей средней группы 37
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение А Результаты первичной диагностики сформированности
диалогической речи детей средней группы 58
Приложение Б Планирование сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей средней группы 59
Приложение В Результаты повторной диагностики сформированности
диалогической речи детей средней группы
1 Теоретические аспекты формирования диалогической речи детей средней
группы посредством сюжетно-ролевой игры 10
1.1 Анализ понятия «диалогическая речь» в психолого-педагогическом
контексте 10
1.2 Особенности формирования диалогической речи детей в средней группе
ДОУ 15
1.3 Характеристика сюжетно-ролевой игры как средства формирования
диалогической речи детей средней группы 20
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию диалогической речи
детей средней группы посредством сюжетно-ролевой игры 26
2.1 Диагностика сформированности диалогической речи детей в средней
группе ДОУ 26
2.2 Организация сюжетно-ролевых игр как средства формирования
диалогической речи детей средней группы 33
2.3 Анализ эффективности работы по формированию диалогической речи
детей средней группы 37
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение А Результаты первичной диагностики сформированности
диалогической речи детей средней группы 58
Приложение Б Планирование сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей средней группы 59
Приложение В Результаты повторной диагностики сформированности
диалогической речи детей средней группы
Актуальность темы выпускной квалификационной работы предопределена исключительной значимостью речи в жизни человека. Именно речь выступает средством общения людей, связующим звеном развития всех психических процессов. Сформированная речь опосредует коммуникативные связи и оказывает непосредственное влияние на социализацию индивида. Важность и значимость сформированности всех компонентов речи не вызывает сомнений, однако особое место принадлежит диалогической речи.
Формирование диалогической речи является объективной необходимостью современного образования, целевая направленность которого связывается с формированием личности ребенка. Результаты обучения достигаются в процессе активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Важность и значимость развития языковых способностей, речи, общения подчеркивается в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, в Государственной программе «Развития образования» на 2019-2025 годы.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), сегодня на первом месте стоит задача развития ребёнка, которая позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
Согласно требованиям ФГОС ДО одним из приоритетов образования является речевое развитие дошкольника, позволяющее успешно общаться в кругу взрослых и сверстников.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом психического развития ребёнка, когда интенсивно формируются его познавательные процессы, включающие речь. Значимость изучаемой темы состоит в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет область речевого развития. Таким образом, перед педагогами ставится задача организовать воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) таким образом, чтобы требования стандарта нашли отражение в содержании деятельности с дошкольниками [38].
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивает особую роль социализации детей, начиная с дошкольной ступени образования [39].
В «Концепции развития дошкольного образования в Красноярском крае на период до 2025 года» говорится о том, что отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности, начинают формироваться в дошкольном возрасте[27].
Дошкольный возраст - основополагающий этап развития ребенка, период активного формирования и развития всех познавательных процессов, в том числе, речи. Значимость изучаемой темы состоит в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет область речевого развития. Перед педагогами ставится задача организовать воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации таким образом, чтобы требования стандарта нашли отражение в содержании деятельности с дошкольниками [38].
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Выдающийся лингвист А. Н. Гвоздев называл диалог «первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения» [17, с. 22].
Известный филолог Л. В. Щерба подчёркивал, что «посредством диалога происходит освоение окружающей действительности, развитие дара слова, познание внутреннего мира другой личности и самого себя» [52, с. 23].
По мнению исследователя речи детей дошкольного возраста Л. Н. Ефименковой, «в последнее время имеет место негативная тенденция, связанная с недостаточностью общения ребёнка в семье, заменой живого общения на виртуальное, чтения - на просмотр мультфильмов посредством сети Интернет. Результатом этого является нарушение речевого развития дошкольников» [19, с. 39].
Существуют разнообразные методы, способы и технологии, применяемые в процессе формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста: непосредственная образовательная деятельность, проектная деятельность, чтение художественной литературы, досуговые мероприятия, режимные моменты, беседы, экскурсии, театрализация.
Наряду с перечисленными, огромную лепту в формирование диалогической речи вносит игровая деятельность, в которой ведущая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре. Суть сюжетно-ролевой игры состоит в такой организации воспитательно-образовательного процесса, при которой формирование у дошкольников умений взаимодействовать происходит в процессе общения, распределения и проигрывания ролей, выстраивании взаимоотношений. Сюжетно-ролевая игра даёт детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. Однако, несмотря на высокую эффективность сюжетно-ролевой игры в формировании диалогической речи у дошкольников, исследователями отмечается недостаточная востребованность данного средства [22].
Сказанное подчёркивает актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы, её теоретическую и практическую значимость.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность организации сюжетно-ролевых игр в формировании диалогической речи детей средней группы ДОУ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что организация сюжетно-ролевых игр будет способствовать формированию диалогической речи детей средней группы при соблюдении следующих условий:
- подобраны сюжетно-ролевые игры;
- составлен план проведения сюжетно-ролевых игр с учётом календарно-тематического планирования средней группы;
- составлены методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр с целью формирования диалогической речи детей средней группы ДОУ;
- подобраны маркеры игрового пространства и атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: формирование диалогической речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство формирования диалогической речи детей в средней группе ДОУ.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «диалогическая речь» в психолого-педагогическом контексте.
2. Определить особенности формирования диалогической речи детей в средней группе ДОУ.
3. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру как средство формирования диалогической речи детей средней группы
4. Определить уровень сформированности диалогической речи детей средней группы.
5. Составить методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр с целью формирования диалогической речи детей средней группы.
6. Провести анализ результатов экспериментальной работы по формированию диалогической речи детей средней группы посредством сюжетно-ролевых игр.
В работе были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, тезирование;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование (опрос), эксперимент с
использованием методик: «Основные направления речевого развития дошкольников» (автор - Н.А. Стародубова), «Изучение умения вступать в контакт» (автор - Р.Е. Левина), «Изучение диалогической речи детей дошкольного возраста» (автор - Н. И. Левшина);
- интерпретационные: количественный и качественный эмпирических анализ данных.
Методологическую основу исследования составляют:
- исследования, посвящённые формированию диалогической речи детей дошкольного возраста, таких авторов, как Е. Г. Арушанова, О. А. Бизикова, А. М. Бородич, А. Н. Гвоздев, Л. Н. Ефименкова, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова [5], [7], [10], [17], [19], [30], [45], [46].
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Степновский детский сад «Колосок» (далее - ДОУ «Колосок»).В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 4-5 лет.
Практическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций по формированию диалогической речи детей средней группы посредством организации сюжетно-ролевых игр. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам дошкольного образования, студентам в период педагогической практики, родителям. Также представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация материалов исследования: подготовлена и опубликована научная статья «Формирование диалогической речи детей в средней группе ДОУ посредством сюжетно-ролевой игры» в сборнике по материалам международной научно-практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2023.
Исследование проводилось с октября 2022 года по май 2023 года.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (54 наименования) и 3 приложений. В работе содержится 16 рисунков и 3 таблицы. Общий объём работы составляет 79 страниц
Формирование диалогической речи является объективной необходимостью современного образования, целевая направленность которого связывается с формированием личности ребенка. Результаты обучения достигаются в процессе активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Важность и значимость развития языковых способностей, речи, общения подчеркивается в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, в Государственной программе «Развития образования» на 2019-2025 годы.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), сегодня на первом месте стоит задача развития ребёнка, которая позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
Согласно требованиям ФГОС ДО одним из приоритетов образования является речевое развитие дошкольника, позволяющее успешно общаться в кругу взрослых и сверстников.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом психического развития ребёнка, когда интенсивно формируются его познавательные процессы, включающие речь. Значимость изучаемой темы состоит в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет область речевого развития. Таким образом, перед педагогами ставится задача организовать воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) таким образом, чтобы требования стандарта нашли отражение в содержании деятельности с дошкольниками [38].
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивает особую роль социализации детей, начиная с дошкольной ступени образования [39].
В «Концепции развития дошкольного образования в Красноярском крае на период до 2025 года» говорится о том, что отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности, начинают формироваться в дошкольном возрасте[27].
Дошкольный возраст - основополагающий этап развития ребенка, период активного формирования и развития всех познавательных процессов, в том числе, речи. Значимость изучаемой темы состоит в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет область речевого развития. Перед педагогами ставится задача организовать воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации таким образом, чтобы требования стандарта нашли отражение в содержании деятельности с дошкольниками [38].
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Выдающийся лингвист А. Н. Гвоздев называл диалог «первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения» [17, с. 22].
Известный филолог Л. В. Щерба подчёркивал, что «посредством диалога происходит освоение окружающей действительности, развитие дара слова, познание внутреннего мира другой личности и самого себя» [52, с. 23].
По мнению исследователя речи детей дошкольного возраста Л. Н. Ефименковой, «в последнее время имеет место негативная тенденция, связанная с недостаточностью общения ребёнка в семье, заменой живого общения на виртуальное, чтения - на просмотр мультфильмов посредством сети Интернет. Результатом этого является нарушение речевого развития дошкольников» [19, с. 39].
Существуют разнообразные методы, способы и технологии, применяемые в процессе формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста: непосредственная образовательная деятельность, проектная деятельность, чтение художественной литературы, досуговые мероприятия, режимные моменты, беседы, экскурсии, театрализация.
Наряду с перечисленными, огромную лепту в формирование диалогической речи вносит игровая деятельность, в которой ведущая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре. Суть сюжетно-ролевой игры состоит в такой организации воспитательно-образовательного процесса, при которой формирование у дошкольников умений взаимодействовать происходит в процессе общения, распределения и проигрывания ролей, выстраивании взаимоотношений. Сюжетно-ролевая игра даёт детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. Однако, несмотря на высокую эффективность сюжетно-ролевой игры в формировании диалогической речи у дошкольников, исследователями отмечается недостаточная востребованность данного средства [22].
Сказанное подчёркивает актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы, её теоретическую и практическую значимость.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность организации сюжетно-ролевых игр в формировании диалогической речи детей средней группы ДОУ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что организация сюжетно-ролевых игр будет способствовать формированию диалогической речи детей средней группы при соблюдении следующих условий:
- подобраны сюжетно-ролевые игры;
- составлен план проведения сюжетно-ролевых игр с учётом календарно-тематического планирования средней группы;
- составлены методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр с целью формирования диалогической речи детей средней группы ДОУ;
- подобраны маркеры игрового пространства и атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: формирование диалогической речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство формирования диалогической речи детей в средней группе ДОУ.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «диалогическая речь» в психолого-педагогическом контексте.
2. Определить особенности формирования диалогической речи детей в средней группе ДОУ.
3. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру как средство формирования диалогической речи детей средней группы
4. Определить уровень сформированности диалогической речи детей средней группы.
5. Составить методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр с целью формирования диалогической речи детей средней группы.
6. Провести анализ результатов экспериментальной работы по формированию диалогической речи детей средней группы посредством сюжетно-ролевых игр.
В работе были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, тезирование;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование (опрос), эксперимент с
использованием методик: «Основные направления речевого развития дошкольников» (автор - Н.А. Стародубова), «Изучение умения вступать в контакт» (автор - Р.Е. Левина), «Изучение диалогической речи детей дошкольного возраста» (автор - Н. И. Левшина);
- интерпретационные: количественный и качественный эмпирических анализ данных.
Методологическую основу исследования составляют:
- исследования, посвящённые формированию диалогической речи детей дошкольного возраста, таких авторов, как Е. Г. Арушанова, О. А. Бизикова, А. М. Бородич, А. Н. Гвоздев, Л. Н. Ефименкова, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова [5], [7], [10], [17], [19], [30], [45], [46].
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Степновский детский сад «Колосок» (далее - ДОУ «Колосок»).В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 4-5 лет.
Практическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций по формированию диалогической речи детей средней группы посредством организации сюжетно-ролевых игр. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам дошкольного образования, студентам в период педагогической практики, родителям. Также представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация материалов исследования: подготовлена и опубликована научная статья «Формирование диалогической речи детей в средней группе ДОУ посредством сюжетно-ролевой игры» в сборнике по материалам международной научно-практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2023.
Исследование проводилось с октября 2022 года по май 2023 года.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (54 наименования) и 3 приложений. В работе содержится 16 рисунков и 3 таблицы. Общий объём работы составляет 79 страниц
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы.
В научной литературе предлагается большой спектр трактовок понятия «диалогическая речь», или «диалог». В настоящей выпускной квалификационной работе нами выбрано определение О. А. Бизиковой: совокупность диалогических умений, необходимых для полноценного участия в диалоге: общительность, умение вступать в диалог и адекватно реагировать на разнообразные обращения собеседников, культура диалога.
Особенности формирования диалогической речи в средней группе: дошкольники 4-5 лет в основном ориентируются на собеседника-взрослого, реже - на партнера-сверстника, предпочитают использовать в диалогах такой тип коммуникативных высказываний, как побуждение, реже - сообщение. Дошкольники 4-5 лет проявляют инициативу в диалоге со взрослыми и сверстниками, однако навык постановки вопросов и ответов на них сформирован не в полной мере. Также недостаточно развит навык выслушивания собеседника и ориентировки на него. Диалогическая речь детей средней группы эмоциональна: дети способны использовать различные интонации и средства выразительности, однако затрудняются в использовании невербальных средств общения в диалоге. В возрасте 4-5 лет формируется способность планировать и выполнять действия совместно, уместно сопровождая их речью, соблюдать тематическое единство в комментирующих и рассуждающих высказываниях. Культура диалогического общения детей 4-5 лет находится в стадии формирования: средства речевого этикета дети используют в своей речи нерегулярно, не соблюдают принятую очередность реплик в диалоге, перебивают друг друга, повышают голос и ведут себя невежливо, для того чтобы произнести свою реплику, чтобы говорить, но не слушать.
формирование диалогической речи у детей средней группы, является сюжетно - ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т.е. вступают в общение от имени этих персонажей.
Базой экспериментального исследования по формированию диалогической речи детей средней группы выступило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Степновский детский сад «Колосок». В исследовании прияли участие 20 детей средней группы возрастной категории 4-5 лет. Использованы критерии, предложенные O. И. Бизиковой, и в соответствии с ними подобраны диагностические методики: «Основные направления речевого развития дошкольников» (автор Н. А. Стародубова), «Изучение умения вступать в контакт» (автор P. Е. Левина), «Изучение диалогической речи детей дошкольного возраста» (автор Н. И. Левшина).
Исходя из результатов проведённого диагностического исследования сформированности диалогической речи, составлен план проведения сюжетно-ролевых игр. План разработан с учётом: календарно-тематического планирования средней группы; лексических тем, положенных в основу календарно-тематического планирования средней группы ДОУ.
Перед проведением сюжетно-ролевых игр организована совместная деятельность педагога с детьми для обогащения игрового опыта. Для проведения сюжетно-ролевых игр подобраны маркеры игрового пространства, необходимые атрибуты, предметы-заместители. Играя в сюжетно-ролевые игры, дети получили навыки самостоятельно выстраивать диалог, логически излагать материал, точно и в полной мере использовать лексику. В своей речи широко использовали мимику, пантомимику и другие невербальные проявления. Они активно вступали в диалоговое общение, становились его инициаторами. Их диалоги отличались яркостью, выразительностью, насыщенностью.
Для того чтобы получить достоверные данные о результативности проведённой нами работы, организована контрольная диагностика. Сопоставительный анализ данных первичной и повторной диагностики позволяет говорить о положительной динамике. Дети научились самостоятельно выстраивать диалог, логически излагать материал, точно и в полной мере использовать лексику. В своей речи широко используют мимику, пантомимику и другие невербальные проявления. Они активно вступают в диалоговое общение, становятся его инициаторами. Диалоги дошкольников отличаются яркостью, выразительностью, насыщенностью. Дети научились обращаться к взрослому, знакомиться, приветствовать человека, извиняться, выражать просьбу, не допускают конфликт в игре.
По итогам проведенной работы составлены методические рекомендации для педагогов и родителей по организации сюжетно-ролевых игр с целью формирования диалогической речи детей средней группы.
Таким образом, цель исследования достигнута и задачи решены, гипотеза исследования нашла своё подтверждение.
В научной литературе предлагается большой спектр трактовок понятия «диалогическая речь», или «диалог». В настоящей выпускной квалификационной работе нами выбрано определение О. А. Бизиковой: совокупность диалогических умений, необходимых для полноценного участия в диалоге: общительность, умение вступать в диалог и адекватно реагировать на разнообразные обращения собеседников, культура диалога.
Особенности формирования диалогической речи в средней группе: дошкольники 4-5 лет в основном ориентируются на собеседника-взрослого, реже - на партнера-сверстника, предпочитают использовать в диалогах такой тип коммуникативных высказываний, как побуждение, реже - сообщение. Дошкольники 4-5 лет проявляют инициативу в диалоге со взрослыми и сверстниками, однако навык постановки вопросов и ответов на них сформирован не в полной мере. Также недостаточно развит навык выслушивания собеседника и ориентировки на него. Диалогическая речь детей средней группы эмоциональна: дети способны использовать различные интонации и средства выразительности, однако затрудняются в использовании невербальных средств общения в диалоге. В возрасте 4-5 лет формируется способность планировать и выполнять действия совместно, уместно сопровождая их речью, соблюдать тематическое единство в комментирующих и рассуждающих высказываниях. Культура диалогического общения детей 4-5 лет находится в стадии формирования: средства речевого этикета дети используют в своей речи нерегулярно, не соблюдают принятую очередность реплик в диалоге, перебивают друг друга, повышают голос и ведут себя невежливо, для того чтобы произнести свою реплику, чтобы говорить, но не слушать.
формирование диалогической речи у детей средней группы, является сюжетно - ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т.е. вступают в общение от имени этих персонажей.
Базой экспериментального исследования по формированию диалогической речи детей средней группы выступило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Степновский детский сад «Колосок». В исследовании прияли участие 20 детей средней группы возрастной категории 4-5 лет. Использованы критерии, предложенные O. И. Бизиковой, и в соответствии с ними подобраны диагностические методики: «Основные направления речевого развития дошкольников» (автор Н. А. Стародубова), «Изучение умения вступать в контакт» (автор P. Е. Левина), «Изучение диалогической речи детей дошкольного возраста» (автор Н. И. Левшина).
Исходя из результатов проведённого диагностического исследования сформированности диалогической речи, составлен план проведения сюжетно-ролевых игр. План разработан с учётом: календарно-тематического планирования средней группы; лексических тем, положенных в основу календарно-тематического планирования средней группы ДОУ.
Перед проведением сюжетно-ролевых игр организована совместная деятельность педагога с детьми для обогащения игрового опыта. Для проведения сюжетно-ролевых игр подобраны маркеры игрового пространства, необходимые атрибуты, предметы-заместители. Играя в сюжетно-ролевые игры, дети получили навыки самостоятельно выстраивать диалог, логически излагать материал, точно и в полной мере использовать лексику. В своей речи широко использовали мимику, пантомимику и другие невербальные проявления. Они активно вступали в диалоговое общение, становились его инициаторами. Их диалоги отличались яркостью, выразительностью, насыщенностью.
Для того чтобы получить достоверные данные о результативности проведённой нами работы, организована контрольная диагностика. Сопоставительный анализ данных первичной и повторной диагностики позволяет говорить о положительной динамике. Дети научились самостоятельно выстраивать диалог, логически излагать материал, точно и в полной мере использовать лексику. В своей речи широко используют мимику, пантомимику и другие невербальные проявления. Они активно вступают в диалоговое общение, становятся его инициаторами. Диалоги дошкольников отличаются яркостью, выразительностью, насыщенностью. Дети научились обращаться к взрослому, знакомиться, приветствовать человека, извиняться, выражать просьбу, не допускают конфликт в игре.
По итогам проведенной работы составлены методические рекомендации для педагогов и родителей по организации сюжетно-ролевых игр с целью формирования диалогической речи детей средней группы.
Таким образом, цель исследования достигнута и задачи решены, гипотеза исследования нашла своё подтверждение.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2015 - Формирвание у старших дошкольников регулятивно-коммуникативных умений в сюжетно-ролевой игре (Оренбургский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Беседа как метод обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Формирование социально-коммуникативных навыков у старших
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



