Только Word
Введение 3
1 Теоретические и методологические основы развития малого предпринимательства в России 12
1.1 Малое предпринимательство в России: анализ предпосылок развития, сущность и критерии 12
1.2 Роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии страны 22
2 Особенности управления и поддержки регионального малого предпринимательства 34
2.1 Анализ современного состояния регионального малого предпринимательства 34
2.2. Механизмы поддержки регионального малого предпринимательства 45
3 Пути решения проблемы эффективного управления малым предпринимательством в регионе (на примере Пензенской области) 52
3.1 Проблемы и перспективы развития регионального малого предпринимательств 52
3.2 Разработка мероприятий по повышению эффективности управления малым предпринимательством региона (на примере Пензенской области) 61
Заключение 71
Список использованных источников 75 Приложения 86
Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что для современной России вопросы государственного регулирования и управления малым предпринимательством приобретают как социально-экономическое, так и политическое и демографическое значение. Корме того развитие малого предпринимательства – это еще и понимание того, что малый бизнес рассматривается как «изначальная форма развития предпринимательства и базовое направление оздоровления национальной экономики. Именно малый бизнес, реализуя многообразные услуги на всех стадиях воспроизводственного процесса, служит ключевым фактором экономического роста».[52]
Не секрет, что современная экономика, направлена не только на увеличение объемов производств, расширение доли наукоемких предприятий, внедрение инновационных технологий, ускорение процессов реорганизации различных отраслей народного хозяйства. «Долгое время история, закономерности и проблемы развития данного института оставались без должного внимания: интерес к заслугам малого и среднего предпринимательства (МСП) в мировой экономической мысли существенно возрос лишь в 1980-х годах. На сегодняшний день МСП является серьезной экономической и политической силой».[60, С.196]
Именно в этой связи особое внимание сегодня стало уделяться развитию малого предпринимательства, которое способно быстро и гибко реагировать на происходящие изменения.
Исследования в области экономик говорят о том, что малый бизнес демонстрирует очевидные преимущества в качестве коммерческих услуг, способствует обеспечению восстановления промышленного потенциала, снижению уровня безработицы, повышению безопасности производства.
А также повышению потребительской активности и жизнедеятельности населения страны. Отметим, что представители малого бизнеса осуществляют свою деятельность, исходя из социальной ответственности малого бизнеса перед обществом, опираясь на инновационный технологии и ориентируясь на потребности рынка [52]. То есть, в отличие от крупного и среднего бизнеса, малое предпринимательство – это чуткое реагирование на требования рынка, в том числе рынка труда, оперативное регулирование оборотом ресурсов, динамика процесса производства. Кроме того, малое предпринимательство может рассматриваться и как демпфирующий механизм в период экономических кризисов. Ведь малое предпринимательство связано с повышением экономической и социальной активностью населения и предусмотрено законом, направленным создание условий для реализации прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. [2]
Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие в нашей стране сформировались основные, распространенные в европейских странах с развитой рыночной экономикой, элементы государственной поддержки малого бизнеса. В тоже время учеными отмечаются сложные экономические условия и проблемы управления развитием малого бизнеса в России, которые могут говорить о недостаточной эффективности государственной поддержки. Что свидетельствует о необходимости дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. [58]
В качестве элементов системы государственной поддержки малого бизнеса выступают [12, С.15–17]:
а) государственное регулирование (направлено на поддержку и развитие малого предпринимательства);
б) государственный аппарат (представлен набором государственных институциональных структур, отвечающих за развитие малого бизнеса, обеспечение реализации государственной политики в этой области и инфраструктуру управления, поддерживающую ее);
в) общественная инфраструктура (поддержка малого бизнеса, в том числе некоммерческих и коммерческих организаций, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством).
Однако жизнеспособность и развитие малого предпринимательства в нашей стране сталкивается со многими проблемами и трудностями, носящими объективный и субъективный характер. Здесь можно говорить о несовершенстве нормативно-правовой базы, отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения, несовершенстве системы налогообложения и государственной системы поддержки, административные барьеры и др.[65]
Всё вышесказанное невозможно без государственной заинтересованности и поддержки.....
Несмотря на существующие проблемы развития системы государственной поддержки малого предпринимательства, на сегодняшний день в России достаточно активно развивается данные сектор экономики. Политика государства, призванная поддерживать инициативы в данном направлении постоянно расширяет спектр возможностей для граждан: усовершенствование нормативно-правовой базы, облегчение и/или упрощения налоговых обязательств, стимулирование социально-экономической активности граждан через систему поддержек и льгот и др. Однако данная тема как раздел региональной социологии нуждается в дополнительных исследованиях. Так как в жизнедеятельности любого общество происходят динамические изменения.
В представленном диссертационном исследовании автором был проведен анализ предпосылок развития, сущности и критериев малого предпринимательства в России, определена роль малого предпринимательства в процессе социально-экономического развития страны в целом и региона. В процессе работы были выявлены особенности государственного и муниципального управления малым предпринимательством и проанализированы виды и способы поддержки регионального малого предпринимательства (на примере г. Пенза).
«В современной социологической науке наряду с исследованиями глобального и национально-социетального характера резко возрос интерес к социальным проблемам регионального плана. Для российского общества это обстоятельство имеет особую значимость - в силу разнообразия природных, экономических и социальных условий, - Россию справедливо называют страной регионов». [52]
Автору магистерской диссертации удалось изучить современное состояние регионального малого предпринимательства в конкретном регионе и сделать социально-экономическую оценку проблем и перспектив развития регионального малого предпринимательства. В результате проведенного исследования были предложены и обоснованы мероприятия по повышению эффективности малого предпринимательства региона на примере г. Пенза. Что позволило сделать ряд практических выводов:
Создание социально-экономической стабильности в стране и развитие современной экономики невозможно без участия в данных процессах малого предпринимательства. Поскольку именно этот сектора способен и оказывает реальный вклад в экономику страны в современных условиях. Выполняя множество функций (экономическую, политическую, инновационную, ресурсную, организационную, социальную), малое предпринимательство успешно развивается в нашей стране. Однако, наибольшую активность в этой области, демонстрируют регионы, находящиеся в центральной части России (ЦФО и ПФО), что создает дополнительную привлекательность этим регионам. Где, в качестве наиболее успешных, можно выделить 4 региона: Республику Татарстан, Самарскую область, Нижегородскую область, Республику Башкортостан.
Показатели средней численности работников малых предприятий подтверждают тезис о том, что именно малое предпринимательство создает значительное количество рабочих мест. Традиционно эти рабочие места создаются в определенных отраслях: в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов, обрабатывающих производств и строительстве, а также профессиональной, научной и технической деятельности.
Из проведенного анализа различных источников, содержащих статистические данные о деятельности малых предприятий в России, было выяснено, что большой процент закрывающихся по различным причинам предприятий, в том числе и малых, происходит после первого года их существования. Что может говорить о недостаточной работе по прогнозированию и мониторингу экономической деятельности (конкуренции, затрат на деятельность, рынки сбыта и реализации производимых товаров и услуг, кадровое обеспечение и др.). Снижение предпринимательской деятельности наблюдается как в исследуемом регионе (Пензенская область), так и в граничащих с ней областях (Саратовская область, Ульяновская область, Республика Мордовия). Что может свидетельствовать о снижении мотивации предпринимателей вести собственный бизнес, росте конкуренции, снижении потребительского спроса, сложности ведения предпринимательской деятельности.
Для всех вышеуказанных областей нами была выявлена тенденция к сокращению количества жизнеспособных предприятий. Так, в Пензенской области количество «умерших» предприятий однолеток (37 ед.) почти в четыре раза меньше, чем двухлеток (166 ед.) и в более чем 7 раз ниже прекращающих своё существование предприятий трёхлетнего возраста (223 ед.).
В рамках проведенного исследования были также изучены и проанализированы вопросы, связанные с социальным действием и формированием имиджа малого предпринимательства. Так как успешное и рациональное управление малым предпринимательством возможно, в том числе при усилении предпринимательской мотивации. Она, в свою очередь, основана на социальном действии и поведении. Опираясь в работе на типологию социального действия, предложенную М. Вебером, автор обосновал роль социального действия для малого регионального предпринимательства и значение целерационального социальное поведения, формирующего установки, нормы и традиции.
Описанный и предложенный автором работы метод проведения SWOT-анализа как эффективный механизм управления региональным малым предпринимательством помогает выявить положительные и негативные стороны планируемых проектов и провести качественный анализ. Одна из используемых при этом методе оценка менеджмента, может быть проведена наиболее эффективно, если в ее основу положено целерациональное социального действия предпринимателя. Потому что в любой профессиональной деятельности персонал рассматривается как фундамент успеха.
Таким образом, малое предпринимательство в России до сих пор испытывающее трудности, нуждается не только в последовательной работе по совершенствованию законодательной базы и расширения спектра возможностей при финансовой поддержке малого предпринимательства. Но и в повышении эффективности региональных программ управления малым предпринимательством. Не случайно сегодня проводится большое количество исследований посвященных изучению регионального аспекта.
1. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru (режим доступа 10.10.2018)
2. Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ (ред. От 02.02.2006 г.) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru (режим доступа 10.10.2018)
3. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»//Собрание законодательства РФ. - 2008. - №30 (ч.2). С.- 3642.
4. Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 № 74 «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года» Министерство экономического развития. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. — М. 2017
5. Конституции (уставы), законы, иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов
6. Актуальные проблемы развития бизнеса в реальном сект оре экономики. Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса./ Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2001. –С. 219-225.
7. Актуальные проблемы регионального управления [Электронный ресурс]: коллективная монография/ В.В. Новикова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017.— 154 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75567.html.— ЭБС «IPRbooks»
8. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. Издательство: Финансы и статистика, 2011 год.- 412 с.
9. Алексеев А. В., Дегтярёва И. С. Региональная поддержка малого предпринимательства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1466–1470. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86314.htm.
10. Антикризисное управление. Теория и практика [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/ В.Я. Захаров [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71189.html.— ЭБС «IPRbooks»
11. Атамазова А. А. Сущность малого предпринимательства // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 450-452. URL: https://moluch.ru/archive/107/25520/ (дата обращения: 12.10.2018).
12. Борисов С. Р. Состояние малого предпринимательства и инновационное развитие России. // Информационно-аналитическое издание «Новая экономика. Инновационный портрет России», 2011. № 4. С. 45.
13. Безгодов А.В. Очерки социологии предпринимательства./ Под ред. Д.П. Гавры СПб: Петрополис, 1999.
14. Барковский Г.Ф. Социально-философские аспекты бизнеса и предпринимательства // Философия права. 2011. - №3. – С. 52-55.
15. Барьеры малого предпринимательства. Открытый электронный ресурс: http://101biznesplan.ru/wp-content/uploads/2017/05/Gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-biznesa5.jpg (дата обращения к ресурсу 12.10.2018)...92