Только Word
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования игр при обучении лексической стороне иноязычной речи в средней общеобразовательной школе
1.1 Обучение лексической стороне иноязычной речи как актуальная методическая проблема
1.2 Психолого-педагогические основы использования игр в процессе обучения
Выводы по главе 1
Глава 2. Практические основы использования игр при обучении лексической стороне иноязычной речи в средней общеобразовательной школе
2.1 Упражнения при обучении лексической стороне иноязычной речи в средней общеобразовательной школе
2.2 Примеры лексических игр, применяемых на уроках английского языка в 5-8 классах
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Одной из актуальных задач современной методики обучения иностранным языкам является поиск такой формы организации процесса обучения, которая отвечала бы требованиям личностно-ориентированной парадигмы, мотивировала к изучению иностранного языка и обеспечивала необходимый уровень познавательного развития обучающихся.
Многие вопросы, касающиеся проблемы повышения эффективности процесса обучения иностранному языку, ещё требуют разработки. Актуальны вопросы формирования мотивации в различных условиях обучения иностранным языкам, вопросы воздействия различных форм обучения на познавательные интересы школьников, разработки системы упражнений, обеспечивающей прочное формирование языковых и речевых навыков.
Использование игр и игровых упражнений является одним из важных условий успешной, целенаправленной учебной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя в любом школьном предмете, в том числе и в предмете «иностранный язык». Игры обеспечивают формирование или совершенствование практических языковых и речевых навыков в различных видах речевой деятельности. Игра как форма организации процесса обучения способствует приобретению опыта сотрудничества учителя и учащихся, формирует познавательный интерес, что существенно при отсутствии у них желания изучать иностранный язык.
Считаем, что игры, используемые при обучении иноязычной лексике, помогают решить трудности её усвоения и употребления на разных этапах (запоминание слов и употребление изученных слов при построении собственного высказывания).
Исследованию организации процесса обучения лексической стороне иноязычной речи в средней школе с использованием игр принадлежат труды Б.В. Беляева, А. Н. Леонтьева, Г.В. Роговой и др.
Цель исследования состоит в выявлении возможностей игры при запоминании и употреблении изученных слов при построении собственного высказывания на иностранном языке.
Объект исследования – процесс обучения лексической стороне иноязычной речи в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования – игры и игровые упражнения, применяемые при обучении лексической стороне иноязычной речи в средней общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
– выявить психологические основы обучения лексической стороне иноязычной речи;
– выявить психолого-педагогические основы использования игр в процессе обучения;
– охарактеризовать упражнения при обучении лексической стороне иноязычной речи в средней общеобразовательной школе;
– привести примеры лексических игр, применяемых на уроках английского языка в 5-8 классах.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, систематизация); эмпирические (изучение и обобщение передового педагогического опыта использования игр и игровых упражнений при обучениилексической стороне иноязычной речи в средней общеобразовательной школе).
Практическая значимость исследования заключается в создании игр, способствующих запоминанию и употреблению лексики в речи на уроках английского языка в 5-8 классах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В данной работе были рассмотрены теоретические и практические основы использования игры при обучении лексической стороне иноязычной речи в средней общеобразовательной школе.
Объектом подробного рассмотрения являлись лексические упражнения, применяемые на уроках английского языка в 5-8 классах.
В ходе исследования были выявлены психологические основы обучения лексической стороне иноязычной речи. Отмечено, что игра представляет собой сложную групповую деятельность, формирующую кругозор, коммуникативные способности ребёнка, познавательные процессы (воображение), нравственные качества и т.д. В игре формируются и проявляются интеллектуальные, моральные и волевые качества, потребность взаимодействия с миром. Игры – один из элементов неожиданности на уроке английского языка. Они выступают средством побуждения, стимулирования учащихся. Ощущение посильности помогает ученикам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок (учащиеся не думают о них, они вовлечены в процесс игры).
В методической литературе описаньI различные трудности усвоения и употребления слов иностранного язьIка на ориентировочно-подготовительном и ситуативно-стереотипизирующем этапах: запоминание слов на иностранном языке, ограниченный запас язьIкового материала, интерференция родного языка и интерференция внутри иностранного языка на фонетическом и лексическом уровнях, трудности, связанные с практическим употреблением лексики в иноязычной речи, употреблением изученных слов при построении собственного высказывания.
В работе были выявлены психолого-педагогические основы использования игр в процессе обучения. Отмечено, что отдельные трудности усвоения и употребления иноязычной лексики на разных этапах (запоминание слов и употребление изученных слов при построении собственного высказывания) могут быть устранены благодаря соответствующей системе игровых упражнений.
Анализ точек зрения известных методистов (Г. В. Роговой, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахаровой, Е. Н. Солововой, Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез) позволил охарактеризовать упражнения по обучению лексической стороне иноязычной речи в средней общеобразовательной школе.
Несмотря на различные основания, положенные в основу классификаций лексических упражнений, формулировки заданий схожи или идентичны. Учебно-методические комплекты по английскому языку для начальной и средней школы носят обучающий, но не игровой характер. Наблюдается повторение однообразных формулировок при прохождении различных тем.
Анализ упражнений, встречающихся в УМК Ю. А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Макбет «Английский язык», способствовал созданию игр, способствующих запоминанию и активизации лексики в речи. Представленные игры носят универсальный характер и сопровождают изучение конкретных тем на уроках английского языка в 5-8 классах. Предложенные игры частично представлены в пособиях Г. Н. Фёдоровой «Игры на уроках английского языка» и М.Д. Афанасьевой «Игры для детей, изучающих английский язык» и переработаны для УМК Ю. А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Макбет «Английский язык».
Использование лексических упражнений в игровой форме решает проблему усиления познавательной активности, способствует более быстрому запоминанию и первичному закреплению лексики.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты.
1. Аркин Е. А. Физиология человека. – Издание: Т-во Мир; Издание 2-е, испр. и перер. – 1968.
2. Артёмов В. А. Психология обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение. – 1969. – 279 с.
3. Афанасьева М. Д. Игры для детей, изучающих английский язык. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 64 с.
4. Беляев Б. В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. – М.: Просвещение. – 1964. – 136 с.
5. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение. – 1965. – 230 с.
6. Богин Г. И. О трудностях употребления иноязычной лексики и их преодолении // Психология в обучении иностранному языку. Сборник статей. – М.: Просвещение. – 1967. – С. 122-137.
7. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.
8. Гальскова Н.Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.
10. Комарова Ю. А. Рабочая тетрадь к учебнику Ю. А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренджер «Английский язык» для 5 класса общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово – учебник»: Макмиллан, 2015. – 104 с.
11. Комарова Ю. А. Английский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово – учебник»: Макмиллан, 2014. – 160 с.
12. Комарова Ю. А. Рабочая тетрадь к учебнику Ю. А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренджер «Английский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово – учебник»: Макмиллан, 2016. – 136 с.
13. Комарова Ю. А. Рабочая тетрадь к учебнику Ю. А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренджер «Английский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово – учебник»: Макмиллан, 2016. – 136 с.
14. Комарова Ю. А. Английский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово – учебник»: Макмиллан, 2015. – 160 с.
15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975. – 304 с...27