Только Word
Введение 3
ГЛАВА I. ШКОЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 6
1.1. Сущность школьной театральной педагогики 6
1.2. Методы, приемы и формы театральной педагогики 9
1.3. Роль театральной педагогики в повышении учебной мотивации к изучению английского языка в средней общеобразовательной школе 15
Выводы по главе I 20
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 22
2.1. Особенность изучения английского языка в контексте современной системы образования 22
2.2. Театральная педагогика на уроке иностранного языка как средство достижения комплекса целей 27
2.3. Практические рекомендации по использованию средств театральной педагогики на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 31
Выводы по главе II 41
Заключение 42
Список литературы 44
Задачей изучения иностранного языка в современном мире является развитие иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся в совокупности пяти её составляющих: речевой, языковой, компенсаторной, социокультурной, учебно-познавательной.
Цель обучения иностранному языку на сегодняшний день – это не только передача знаний, а их превращение в инструмент творческого познания мира. При изучении тренируются такие качества как восприимчивость, творческое мышление, способность образовывать новые сочетания идей. Так, подразумевается, что обучающийся, в процессе мыслительной деятельности, должен всегда создавать нечто новое и, таким образом, достигать творческий результат.
Для того, чтобы превратить учебную деятельность в творческий процесс, предлагается использовать элементы школьной театральной педагогики на уроках английского языка. Это способствует ускоренному усвоению материала при помощи игры и различных художественных образов. Школьная театральная педагогика (ШТП) эффективна тем, что её приемы не только способны разнообразить процесс обучения, но также обогатить его, создать на уроке здоровый психологический климат. Известно, что изучение языка – не простое занятие, поэтому многочисленные трудности способны снизить интерес еще до перехода на среднюю ступень владения языком. Чтобы это предотвратить, предлагается использование ШТП, так как театральная деятельность является самой точной моделью общения, ведь она точно передает действительность, и в ней, как и в жизни, переплетается речевое и неречевое поведение настоящих людей.
Бесспорно, школьникам легче запоминать тот материал, который им интересен и который вызывает в них эмоциональный отклик. Именно от этого театр близок и понятен детям. Увлекательное взаимодействие обучающихся друг с другом создают условия для непроизвольного усвоения материала.
Так, целью данного исследования является обосновать необходимость использования школьной театральной педагогики на уроках английского языка как эффективную модель для повышения мотивации к изучению иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую основу и историю школьной театральной педагогики;
2. Рассмотреть, какие существуют методы, приемы и формы школьной театральной педагогики;
3. Разобрать школьную театральную педагогику как средство повышения мотивации к изучению английского языка;
4. Проанализировать особенности изучения английского языка в современной системе образования;
5. Рассмотреть, каких целей можно достичь, используя методы и приемы школьной театральной педагогики;
6. Предложить некоторые практические рекомендации по использованию приемов школьной театральной педагогики на уроке английского языка в СОШ;
Объект исследования – процесс изучения предмета «Английский язык» в СОШ.
Предмет исследования – процесс обучения английскому языку с помощью театрализованных постановок.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
2. Практические: наблюдение и сравнение составных частей некоторых УМК.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования выявленных и составленных приемов школьной театральной педагогики на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определяются цель и основные задачи исследования, обосновываются его актуальность и практическая значимость.
В первой главе рассматривается сущность понятия «школьная театральная педагогика», её цели и задачи, реализуемые в её рамках методы, приемы и формы, а также обоснована её роль в повышении мотивации школьников.
Во второй главе выделяются особенности изучения английского языка в современном мире, обосновывается роль театральной педагогики в решении поставленных целей, а также даются методические рекомендации по использованию школьной театральной педагогики на уроках английского языка.
В заключении представлены основные выводы, полученные в результате исследования.
В списке литературы представлены работы отечественных и зарубежных лингвистов и педагогов.
Педагогика как наука не стоит на месте, выявляя все больше способов и средств успешного воздействия на обучающихся. Данное исследование показывает современные методы школьной театральной педагогики и способы её применения в современном процессе обучения.
Как уже было сказано ранее, ШТП является одним из направлений творческого развития при обучении. Укрепляя и развивая творческое начало в обучающихся средней школы данный метод стимулирует возможность мыслить разносторонне, тем самым, создавая новые способы не только для усвоения материала, но и для применения его на практике. Методы школьной театральной педагогики, помимо совершенствования результатов учебной деятельности, способствуют также улучшению психического состояния школьников.
Методы театральной педагогики имеют богатую историю как в России, так и за рубежом. Они основываются на принципах естественных приемов обучения и социализации детей, таких как игра и имитация, применяются на всех ступенях образования и реализуются в различных формах. Использование этих методов отвечает основным целям и задачам современной педагогики.
Подводя итоги, можно рассматривать метод театрализации как одновременно проверенный временем и в то же время современный педагогический прием.
Его роль особенно велика в развитии мотивации к обучению иностранному языку учеников среднеобразовательных учреждений.
Активное использование ролевых игр и различных видов инсценировок позволяет повысить мотивацию учеников, их образовательную активность и самостоятельность.
В ходе данного исследования была проанализирована теоретическая основа и история школьной театральной педагогики, были выявлены цели, которых можно добиться, используя методы ШТП, определена роль мотивации в обучении иностранному языку, выявлены возможные средства театральной педагогики, которые могут быть использованы на уроке английского языка, и, наконец, были предложены конкретные рекомендации использования этих методов.
Можно заключить, что использование средств школьной театральной педагогики даёт положительные результаты при обучении, способствует формированию иноязычной компетентности, повышает мотивацию к обучению, снимает языковой барьер и отвечает всем требованиям компетентностного подхода в обучении.
Таким образом, были решены все поставленные задачи, и материал данной работы может стать хорошим помощником в обучении детей для учителей английского языка.
1. Антонова О. А. Школьная театральная педагогика // Детский театр-это серьезно. 2002. №5. С. 84-87.
2. Басина Н. Э., Крайзель Е. З. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды. Екатеринбург: АМБ, 2005. 160 с.
3. Варченко Е. И. Английский язык, как компонент системы основных элементов научного знания на начальной ступени образования // Молодой ученый. 2013. №2. С. 346-348.
4. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Spotlight / Английский в фокусе. Рабочая тетрадь. 5 класс. Москва: Просвещение, Express Publishing, 2013.
5. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Spotlight / Английский в фокусе. Учебник. 5 класс. Москва: Просвещение, Express Publishing, 2013.
6. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Spotlight / Английский в фокусе. Языковой портфель. 5 класс. Москва: Просвещение, Express Publishing, 2013.
7. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Spotlight / Английский в фокусе. Книга для учителя. Москва: Просвещение, Express Publishing, 2013.
8. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Spotlight / Английский в фокусе. Книга для чтения «Джек и бобовое зернышко». Москва: Просвещение, Express Publishing, 2008.
9. Власова И. А., Лобашев В. Д., Тропим В. Ф. Стимулирование интереса учащихся к учебной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. №3.
10. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: 'Лабиринт', 1999. 352 с.
11. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Аркти, 2004. 128 с.
12. Генкин Д. М. Театрализованные формы массовой работы М.: Знание, 1969. 75 с.
13. Гербач Е. М. Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе. // Иностранные языки в школе. 2006. С. 90-93
14. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. 1974. №3. 73 с.
15. Донская Н. Ю. Домашний театр М.: Утро, 2007....48