Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование технологии развивающих игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста

Работа №151734

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и характеристика сенсорного воспитания в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности сенсорного воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста 15
1.3. Средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста 20

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 27
2.2. Содержание работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников посредством технологии развивающих игр 36
2.3. Определение эффективности использования технологии развивающих игр в работе по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, ребенок познает их свойства и качества.
Важным компонентом обучения и воспитания детей дошкольного возраста является развитие сенсорных способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой и др. исследователей в области воспитания детей дошкольного возраста [2, 3, 4, 5, 6, 12, 13, 25].
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт.
Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета и других характеристик предметов, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать окружающую действительность, выделять основные признаки и свойства.
Многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей младшего дошкольного возраста носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. Поэтому у детей данного возраста существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Одним из наиболее эффективных средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, по мнению многих ученых и практиков дошкольного воспитания, является игровая деятельность. Игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. Однако до настоящего времени остается нерешенным ряд вопросов, связанных с использованием игры как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. В частности, остается неясным, как постепенно формировать у детей представления о сенсорных эталонах, какие требования должны быть учтены воспитателем при использовании игровых технологий, как отрабатывать отдельные умения и др.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования: сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование технологии развивающих игр в работе по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: в ходе экспериментальной работы определить и проверить эффективность сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством использования технологии развивающих игр. ...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, формирование которой предполагает использование различных средств.
Изучив теоретические аспекты проблемы исследования, мы определили роль игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста: их необходимость для развития познавательных процессов (воображения, памяти и т. д.). Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность развивающих игр. Организация и проведение таких игр осуществляется под руководством педагога.
В практической части исследования мы убедились, что технология развивающих игр способствует сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Для выявления эффективности использования технологии развивающих игр в процессе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, нами была разработаны и реализованы конспекты НОД, основанные на использовании игр В.В. Воскобовича.
Анализ результатов диагностики свидетельствует, что уровень сенсорного развития детей ЭГ значительно изменился, в частности: высокий уровень сенсорного развития на констатирующем этапе эксперимента был отмечен у 9% детей, на контрольном этапе эксперимента у 54%; средний уровень на констатирующем этапе эксперимента был у 27% детей, на контрольном этапе эксперимента у 46%; низкий уровень на констатирующем этапе эксперимента был у 64%, на контрольном этапе – выявлен не был.
Необходимо отметить, что некоторые дошкольники ЭГ, показавшие на этапе констатирующего эксперимента низкий уровень, в ходе контрольной диагностики продемонстрировали высокий уровень сенсорного развития.
В КГ группе дошкольников результаты в ходе итоговой диагностики не были столь значительными: высокий уровень сенсорного развития на констатирующем этапе эксперимента был отмечен у 14% детей, на контрольном этапе эксперимента у 27%; средний уровень на констатирующем этапе эксперимента был у 32% детей, на контрольном этапе эксперимента у 23%; низкий уровень на констатирующем этапе эксперимента был у 54%, на контрольном этапе – 50%. То есть половина дошкольников КГ на этапе контрольного эксперимента продемонстрировали низкий уровень сенсорного развития.
Таким образом, проведенная работа с использованием технологии развивающих игр показала свою эффективность в решении проблем сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Наше предположение о том, что использование технологии развивающих игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста способствует их эффективному сенсорному развитию, нашло свое подтверждение в ходе проведенного исследования.


1. Богусловская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 2000. – 267 с.
3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1998. – 143 с.
4. Венгер Л.А. Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию. // Дошкольное воспитание. – 2002. – №3. – С. 20-28.
5. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2004. – 95 с.
6. Венгер Л.А., Венев И.Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1999. – 328 c.
7. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1994. – 252 c.
8. Выготский Л.С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2007. – 391 с.
9. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. – М.: Владос, 2007. – 301 с.
10. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008. – 315 с.
11. Журнал «Дошкольное воспитание» www.dovosp.ru
12. Запорожец А.В Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1996. – 378 c.
13. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 1993. – 98 с.
14. Игры-занятия с малышами. / А.Н. Фролова. – К.: Рад. школа, 2007. – 368 с.
15. Истомина Э.М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста. – М. , 1997. – 412 с....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ