Только Word
Введение 3 – 10
Глава 1. Развитие российско-финляндских отношений после
распада СССР 11 – 25
1.1. Общий курс внешней политики Финляндии в отношении России...11 – 16
1.2. Роль России во взаимоотношениях Финляндии и ЕС 16 – 20
1.3. Приграничное сотрудничество России и Финляндии
в контексте интеграционных процессов 20 – 25
Глава 2. Российско-финляндское торгово-экономическое
сотрудничество 26 – 46
2.1. Развитие торговых и инвестиционных отношений 26 – 33
2.2. Инновационное сотрудничество 33 – 39
2.3. Сотрудничество Финляндии и России в лесном секторе 39 – 46
Глава 3. Российско-финляндское сотрудничество в социальной сфере 47 – 64
3.1. Сотрудничество в сфере туризма 47 – 51
3.2. Российско-финляндское сотрудничество в области образования..51 – 58
3.3. Взаимоотношения в сфере культуры 58 – 64
Глава 4. Методическая разработка урока 64 – 74
Заключение 75 – 79
Список использованных источников и литературы 80 – 85
Актуальность работы обусловлена тем, что в конце XX в. после распада СССР внешнеполитический курс Финляндии претерпел существенные изменения, которые отразились в смене ориентиров страны в международных отношениях. Россия и Финляндия являются давними партнерами в политической области и других важных сферах общественной жизни. После вступления Финляндии в ЕС российско-финляндские отношения необходимо рассматривать не как взаимодействие двух стран с разными социально-политическими системами, как это было во времена СССР, и не как сотрудничество между двумя соседними странами с общей границей, а как сотрудничество между Российской Федерацией, и страной – членом ЕС. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что Финляндия является государством наиболее ориентированным на развитие конструктивного и позитивного сотрудничества Европейского союза с нашей страной.
Для России, ее северный сосед, имеет особое значение во многих европейских интеграционных процессах, всестороннее сотрудничество с Финляндией является важным компонентом российской внешней политики. Активизация взаимодействия России и Финляндии, использование опыта, накопленного нашим северным партнером, а также имеющихся у него результатов и моделей развития позволяют эффективно решать общие проблемы. Активное участии России в интеграционных процессах со странами Европы является важным стратегическим направлением внешней политики, способствующим поступательному развитию и укреплению политических и экономических позиций России. Все это способствует интеграции России в общеевропейское пространство во всех его основных измерениях, и помогает активно развивать связи нашей страны и ЕС по различным направлениям.
Условия государственного строительства в обеих странах делают более понятными процесс формирования направления внешней политики России и Финляндии, конкретные действия российской и финской дипломатии, что в свою очередь, позволяет отслеживать все нюансы и многообразие подходов России и Финляндии к их взаимоотношениям, объяснять природу меняющихся приоритетов обоих государств на региональном и глобальном уровнях, давать оценку пределов и возможностей их вклада в формирование полицентрической модели мира и выработку новых форм сотрудничества – все вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность данной работы.
Объектом является определение основных направлений двустороннего межгосударственного сотрудничества России и Финляндии в условиях формирования международных интеграционных процессов, как нового этапа сотрудничества двух стран; формирование и развитие российско-финляндского взаимодействия в сфере внешней политики, его взаимосвязи с основными тенденциями в современных международных отношениях.
Предмет – накопленный опыт и перспективные тенденции развития отношений России и Финляндии в контексте европейских процессов и «интенсивного» развития государств-партнеров.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 г. по настоящее время. Нижняя граница исследования определена 1991 г., что обусловлено изменением геополитической системы и появлением большого объема международных субъектов, влияющих на отношения между Финляндией и новым субъектом международного права в лице Российской Федерации. Это время было насыщено важными и знаковыми событиями для двусторонних отношений, относящимися к интенсивному пересмотру и модернизации нормативно-правовой базы двустороннего партнерства. Во внешнеполитической деятельности финляндского правительства по отношению к России просматривались тенденции, свидетельствующие об отходе от прежних геостратегических схем.
Верхняя рамка исследования определена настоящим временем. Второе десятилетие XXI в. ознаменовалось успехами конструктивного диалога Финляндии с обновленной Россией, особенно в торгово-экономическом секторе сотрудничества. На смену клиринга пришло взаимовыгодное и прогрессивное партнерство, основанное на корректных валютно-кредитных отношениях с возможностью самостоятельного выбора наиболее приемлемого иностранного бизнес-партнера. Активно реализуется свыше 150 совместных проектов в приграничных регионах.
Историография. Всю изученную литературу, касающуюся формирования и развития международного сотрудничества Российской Федерации и Финляндской Республики на современном этапе условно можно разделить на четыре группы.
Первую группу составляют работы, рассматривающие общие вопросы сотрудничества, а также правовые аспекты политических и внешнеэкономических связей России и Финляндии. Данные аспекты затронуты в работах Е.С. Алексеевой1, М.А. Исаева2, Е.Ю. Маркеловой3. Среди зарубежных исследователей особо следует выделить работы финских ученых: Р. Нюберга4, который внес значительный вклад в теоретическое осмысление процессов глобализации, регионализации и в развитие российско-финляндского политического диалога. Автором была изложена финская точка зрения, которая, несомненно, имеет свою ценность: она позволяет понять финскую политическую стратегию...
Внутренняя и внешняя политика России играют важную роль в дальнейшем развитии отношений, как с Финляндией, так и по линии Россия – ЕС. Для Финляндии весьма важно иметь в качестве соседа открытую, демократическую, экономически богатую и модернизирующуюся, а также общественно стабильную страну, имеющую все более тесные взаимоотношения с ЕС. Основанное на взаимной выгоде, учете обоюдных интересов сотрудничество Финляндии и России может послужить убедительным примером плодотворности регионального сотрудничества на Европейском континенте.
Финляндия подчеркивает важность стратегических целей, таких как переход на режим свободной торговли при осуществлении сотрудничества между Европейским союзом и Россией. Новое соглашение о партнерстве и членстве России в ВТО могут открыть дорогу для заключения соглашений о свободной торговле, которое улучшило бы предпосылки для торговли и инвестиций и, следовательно, приносило бы пользу обеим сторонам. Режим свободной торговли повысил бы роль России в экономике Европы и постепенно привел бы к улучшению структуры российской экономики и экспорта и способствовал бы интернационализации предприятий.
Кроме того, внешнеэкономическая сфера играет возрастающую роль в развитии национальных экономик. Существуют узкие места во внешнеторговой деятельности, это односторонняя структура внешней торговли с преобладанием сырьевой направленности. Односторонний характер внешней торговли предполагает наличие опасности, связанной, с одной стороны, с уменьшением ресурсных запасов, с другой – с открытием новых альтернативных видов ресурсов, т.е. существует опасность потери источника экспортного дохода, что создает угрозу стабильному экономическому развитию страны в условиях глобализации.
Одной из проблем России остается крайнее недостаточное развитие национальной инновационной сферы: непоследовательность, неспособность сформулировать и реализовать научные и инновационные проекты, многократное отставание от стран-лидеров в научных исследованиях и разработках по наиболее важным направлениям не дает возможности эффективному развитию государства. России нужны стратегические партнеры для преодоления отставания. Таким партнером является Финляндия. Финский подход к сопровождению инновационных проектов от возникновения до коммерческого воплощения заслуживает внимание органов государственного управления и может быть использован в России. Принципиально новым направлением сотрудничества в области инноваций – это создание технологических и инновационных центров, предпринимательских инкубаторов, развитие совместной научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности.
Финские компании намерены развивать инвестиционную активность на российском рынке, но существуют причины относительно слабой инвестиционной активности финнов на российской территории: высокие коммерческие риски по сравнению с благоприятными для инвестиций регионами мира; устойчивая ориентация крупных финских фирм на сохранение сложившейся структуры торговли с Россией, в основе которой сырьевой импорт; недостаточная государственная поддержка как со стороны Финляндии, так и России среднему и малому бизнесу, готовому к осуществлению инвестиционных и кооперационных проектов на сопредельных территориях.
Правительство Российской Федерации за последние годы предприняло ряд результативных мер, направленных на улучшение инвестиционного климата. Главный итог – устойчивый рост российской экономики, что уже само по себе является привлекательным фактором для инвесторов, в том числе и для финских партнеров.
Перспективность и масштабность интеграционного процесса, сотрудничества в значительной степени будет зависеть от принятия, Россией и Финляндией соответствующих политических решений по согласованию наиболее важных совместных проектов общеевропейского значения и их практической реализации при одновременном соблюдении своих национальных интересов.
Кроме того, в работе показана роль приграничного сотрудничества в развитии двусторонних отношений. Его можно рассматривать как определяющий фактор развития приграничных регионов, отвечающий долгосрочным национальным интересам России. Межрегиональное и приграничное сотрудничество становится одним из главных катализаторов интеграции России с сопредельными государствами и прямое соприкосновение с ЕС – Россия выходит к ЕС своей наиболее развитой частью, имеет немаловажное значение для развития российских приграничных регионов.
В качестве благоприятных предпосылок в приграничном сотрудничестве можно отнести: взаимную заинтересованность и многолетний опыт в осуществлении совместных проектов в энергетике, лесопромышленном комплексе, транспорте, логистике; географическая близость обеих стран; наличие исходной законодательной и договорно-правовой базы.
Для достижения ожидаемых результатов от приграничного сотрудничества России с Финляндией важно достигнуть согласованных действий российских приграничных субъектов Российской Федерации с Финляндией, особенно в сфере пространственного стратегического планирования.
С расширением Европейского союза и вхождения в него новых членов из региона Балтийского моря, условия для развития рассматриваемого вида международных связей существенным образом изменились, возникло много новых благоприятных возможностей и одновременно появились серьезные требующие своего решения организационные проблемы. Так, российские и финские эксперты, авторы доклада «Vision 2013» отмечают: «Процессы глобализации и развития новых информационных технологий заставляют регионы столкнуться лицом к лицу с проблемой вовлечения в мировую конкуренцию в условиях труднопрогнозируемой и изменяющейся среды. ....
Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию: о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. – М.: Известия, 2006. – 62 с.
2. Программа Приграничного Сотрудничества «Европейский инструмент соседства (ППС ЕИС) «Юго-Восточная Финляндия – Россия» 2014 – 2020 Совместная программа действий Проект от 5 февраля 2015 г.
3. Протокол заседания российско-финляндской рабочей группы по лесному хозяйству, Москва, июнь 2006 г. URL:http://vvww.bаnner.аllmediа.ru/provider/go.аsp?id=11386&p=212
4. Распоряжение правительства РФ от 23.11.2005 г. № 2018-р «О пролонгации сроков поставок товаров для погашения части долга бывшего СССР перед Финляндской Республикой» // Правда. 2005. – 15 декабря.
5. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской республики о пунктах пропуска через российско-финляндскую государственную границу (1994 г.) // Бюллетень международных договоров. – 2007.
6. Устав еврорегиона «Карелия» // Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. – М.: Научная книга, 2002. – 450 с.
7. Федеральный институт развития образования. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования
международное сотрудничество в сфере профессионального образования: Россия – Германия. Россия – Финляндия. – М., 2014. – 89 с.
II. Литература:
8. Аксенов М.А. Развитие общехозяйственнной конъюнктуры и внешнеэкономических связей Финляндии. – М.: Владос, 1995. – 285 с.
9. Александров А.А. Приграничное сотрудничество России и Финляндии в контексте интеграционных процессов на современном этапе // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 6. – С. 16 – 20.
10. Алексеева Е.С. Знакомьтесь: Финляндская Республика // Новая библиотека. – 2005. – № 9. – С. 25 – 27.
11. Алчинов В.М. Политические проблемы международных экономических отношений. – М.: Восток-Запад, 2009. – 192 с.
12. Андросова Т.В. Финляндия и планы экономического объединения Европы // Процессы взаимодействия и интеграции в Европе. – М., 1991. – С. 220 – 245.
13. Бартеньев Т. Б. СССР – Финляндия: ориентиры сотрудничества. – М.: Политиздат, 1978. – 118 с.
14. Вардамовский Л.Б., Скатерщиков Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России – М.: КРОНУС, 2009. – 320 с.
15. Вилен X. Финляндия поправляет свои дела медленно, но уверенно // Международная жизнь. – 1994. – № 12. – С. 36 – 42....56