Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Понятие проектной деятельности 6
1.2. Значение проектной деятельности для всестороннего развития ребенка 10
1.3. Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста 15
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Понятие народное искусство 20
2.2. Изучения народного искусства детьми старшего дошкольного возраста 29
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗНАНИЙ О НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 40
3.1. Констатирующий эксперимент насколько детей интересуют народное искусство 40
3.2. Организация проектной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о народном искусстве 46
3.3. Контрольный эксперимент 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект, в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.
Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам. Процессы глобализации, становление постиндустриального, информационного общества поставили перед дошкольным образованием новые задачи, которые ориентируют педагогов на формирование у дошкольников ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности [7].
Организация проектной деятельности направлена на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование у дошкольников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Метод проектов активно используется в системе школьного и дошкольного образования и во внеурочной деятельности. За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований.
В системе дошкольного образования проектная деятельность активно используется в экологическом и патриотическом воспитании, на занятиях по познавательному развитию и ручному труду.
Актуальность и недостаточная теоретическая обоснованность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование у детей старшей дошкольной возраста знаний о народном искусстве в процессе проектной деятельности».
Объект исследования: организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование у детей старшей дошкольной возраста знаний о народном искусстве в процессе проектной деятельности.
Цель исследования: изучить особенности организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным искусством.
Задачи исследования:
1) изучать организацию проектной деятельности как психолого-педагогическую проблему;
2) рассмотреть теоретические основы формирований знаний о народном искусстве у детей старшего дошкольного возраста;
3) провести экспериментальную работу по формировании у детей старшего дошкольного возраста знаний о народном искусстве в процессе проектной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование у детей старшей дошкольного возраста знаний о народном искусстве в процессе проектной деятельности будут успешным, если будут соблюдены следующие условия:
- осуществлять активное взаимодействия с родителями воспитанников;
- создать предметно - развивающую среду при общение к народному искусству;
- разработать форму работу с детьми (волонтерское движение в ДОУ)
Методы исследования:
а) изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
б) наблюдение за деятельностью дошкольников;
в) опытно-экспериментальная работа, направленная на проектную деятельность дошкольников средствами народного искусства.
Теоретические основы исследования составили теории, в которых обоснованы различные походы к проектированию педагогических систем: Л.С. Выготского, И.Д. Зверева, Е.А. Флериной, Н.Ф. Федорова, В.А. Сухомлинского, А.Н. Леонтьевой и др.
Практическая значимость могут быть учтены в планировании учебно-воспитательного процесса в ДОУ и рекомендованы в помощь педагогам и родителям.
База исследования: МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 7» г. Заречный Пензенская область. В эксперименте участвовали дети старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», – говорит Д.С. Лихачев.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.
Процесс руководства проектной деятельностью проводился в МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №7» Пензенская область г. Заречный в ходе ознакомления дошкольников с народным искусством
Процесс развития проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста может быть успешным при реализации ряда педагогических условий:
- взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к проектной деятельности с учетом направленности детских интересов, и, создается необходимая для этого предметно-развивающая среда;
- процесс развития проектной деятельности строится как этапный процесс, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации, обеспечивающие постепенное овладение проектной умениями, необходимыми для успешного самостоятельного поиска;
- создаются ситуации обсуждения и взаимного обмена детьми опытом самостоятельного и совместного определения вариантов направления дальнейшего поиска;
- дошкольники активно вовлекаются в проект решения проблемных ситуаций в детском саду и в семье, при этом взаимодействие педагогов и родителей строится по принципу взаимной дополняемости и обогащения практики детской работы;
- взаимодействие взрослых и детей объединяет, в котором каждый участник проявляет себя в различных ролях (инициирование исследовании, продуцирование идей, активное участие, координация, презентация) и создается обстановка «радости общего открытия нового»;
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу детей, на развитие творческих способностей.
Таким образом, используя исследовательские познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников.
Подтвердилась гипотеза о том, что формирование у детей старшей дошкольного возраста знаний о народном искусстве в процессе проектной деятельности будут успешным если будут соблюдены следующие условия:
- осуществлять активное взаимодействия с родителями воспитанников;
- создать предметно - развивающую среду при общение к народному искусству;
- разработать форму работу с детьми (волонтерское движение в ДОУ).
Результаты показали, что проектная деятельность способствует развитию интереса к познанию истории и культуры родного края у детей 5-6 лет, открытости педагогов и родителей друг к другу, их способности поддержать ребенка в процессе познания, изменению позиции взрослых и детей по отношению друг к другу.
Проектная деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы ребенок значительно расширяет свой кругозор. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят.
1. Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 1-6. Режим доступа: https://moluch.ru.
2. Бабенкова Е.А. Знакомим дошкольников с произведениями изобразительного искусства. / Е.А. Бабенкова, Г.В. Курдюмова. // Воспитатель ДОУ : практический журнал для воспитателей ДОУ. – 2010. – №1. – C. 70-72.
3. Бранник П. Калейдоскоп народных игр. // Юный краевед. – 2017.– №10. – С. 29-31.
4. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 380 с.
5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 246 с.
6. Знай свой край: вопросы и ответы. / Авт.-сост. В.Ф. Ефремов; Под общ. ред. Г.Н. Белорыбкина. – Пенза: Министерство образования Пензенской области; Пензенский ин-т развития образования, 2009. – 129 с.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2012. – 416 с.
8. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 208 с.
9. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2007. – 208 с.
10. Костина Л.В. Истоки творчества: методическое пособие.
– Тюмень, 1999. – 70 с.
11. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 2014. – 232 с.
12. Лашкова Л.М., Макаренко Е.В. Сотрудничество детей и взрослых в проектной деятельности. // Детский сад: теория и практика. – 2015. – №12. – С. 84-95.
13. Лыкова И.А. От содействия к сотворчеству – вектор развития взаимоотношений детей и взрослых в образовательном пространстве детского сада. // Детский сад: теория и практика. – 2015. – №12. – С. 6-15.
14. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной деятельности детского сада: Пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2015. – 189 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2014. – 456 с....40