Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В СЮЖЕТНО -РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Работа №151716

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы37
Год сдачи2023
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические основы формирования гендерных представлений детей
дошкольного возраста 6
1.1 Анализ понятия «гендерные представления» в психолого -педагогическом
контексте 6
1.2 Особенности формирования гендерных представлений в средней группе
ДОУ 11
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию гендерных
представлений дошкольников в средней группе ДОУ в сюжетно-ролевой игре 17
2.1 Диагностика сформированности гендерных представлений детей в
средней группе ДОУ 17
2.2 Система работы педагога по проведению сюжетно-ролевых игр,
направленных на формирование гендерных представлений дошкольников в средней группе ДОУ 20
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию гендерных
представлений дошкольников в средней группе ДОУ 26
Заключение
Список используемых источников


В современной государственной образовательной политике созданы все условия для формирования различного рода компетентностей, закрепленных действующими законодательными актами, федеральными образовательными стандартами, нормативно-правовыми документами и национальными проектами: Конвенцией ООН о правах ребенка, федеральным законом «Об образовании», Национальной доктриной развития образования РФ до 2025 года и др. Формирование гендерных представлений детей дошкольного возраста также является одной из приоритетных задач [32].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей, в том числе и гендерное, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому [39].
В сфере гендерного воспитания в качестве проблемы наблюдается общая тенденция изменения культурных клише мужественности и женственности. Своеобразие индивидуальности человека, свобода избрания им путей самореализации независимо от половой принадлежности становятся ценностными ориентирами современного человека.
Теоретическую базу исследования данной работы составляют исследования и педагогические разработки Т. И. Бабаевой, Л .С. Выготского, В. А. Геодакян, Л. В. Градусовой, И. С. Клёциной и др., в которых широко раскрывается сущность понятия «гендер» и применение гендерного подхода в образовании, а также что такое игра и какие педагогические приёмы её организации существуют [3, 9, 10, 12, 24] .
Цель исследования: изучение формирования гендерных представлений детей средней группы в сюжетно-ролевой игре.
Объект исследования: формирование гендерных представлений детей в средней группе ДОУ.
Предмет исследования: формирование гендерных представлений детей средней группы в сюжетно-ролевой игре.
В соответствии с указанной целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
- проанализировать понятие «гендерные представления» в психолого-педагогическом контексте;
- охарактеризовать особенности формирования гендерных представлений детей в средней группе ДОУ;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию гендерных представлений детей средней группы в сюжетно-ролевой игре.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-педагогической литературы по проблеме исследования; составление библиографии, реферирование; методы опроса, наблюдения, анкетирования; педагогический эксперимент.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 54 источника и приложения. Общий объем работы составляет 44 страницы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы для работы педагогами дошкольного образовательного учреждения, а также студентами при подготовке к практическим занятиям.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Мы проанализировали понятие «гендерные представления» и в нашем исследовании мы будем использовать определение «гендерные представления», сформулированное Т. А. Репиной, которая считает что это обусловленные социальным контекстом понятия, взгляды, утверждения и объяснения относительно распределения ролей и статусных позиций мужчин и женщин в обществе.
Мы определили следующие особенности формирования гендерных представлений в средней группе:
- в средней группе у дошкольников происходит половая идентификация и это сензитивный период для начала гендерного самоопределения;
- особенности развития психических процессов детей дошкольного возраста позволяют дошкольникам начинать осознанно относиться к роли в обществе мужчин и женщин;
- в средней группе одной из приоритетных задач является формирование эмоционально положительного отношения к выполнению своей будущей социальной роли.
Мы организовали опытно-экспериментальную работу по формированию гендерных представлений дошкольников в средней группе. Первым этапом работы мы провели диагностику сформированности гендерных представлений и выяснили, что большинство дошкольников, а в частности 12 человек имеют средний показатель сформированности гендерных представлений, 2 ребенка имеют низкий уровень и только 1 дошкольник - продемонстрировал высокий показатель.
Это дало нам возможность определиться с направлениями формирующего этапа нашей работы по формированию гендерных представлений дошкольников в средней группе.
В течение формирующего этапа нашего исследования мы систематически проводили сюжетно-ролевые игры, направленные на формирование гендерных представлений детей в средней группе.
В апреле 2023 года нами была проведена повторная диагностика, по результатам которой мы обнаружили положительную динамику сформированности гендерных представлений. В частности, детей с низким уровнем выявлено не было, со среднего уровня двое дошкольников переместились на высокий уровень, и детей с высоким уровнем сформированности стало трое, средний уровень продемонстрировали 12 человек.
Полученная динамика позволяет нам сделать вывод об эффективности проделанной нами работы.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.



1. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В. П. Арсентьева. - Москва: ФОРУМ, 2019. - 144 с.
2. Архиреева, Т. В. Гендерные особенности детерминации критического самоотношения детей дошкольного возраста / Т. В. Архиреева // Российский психологический журнал. - 2007. - № 4. - С. 1812 - 1815.
3. Бабаева, Т. Н. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Т. Н. Бабаева. - Санкт- Петербург: Детство- Пресс, 2017. - 192 с.
4. Баранникова, Н. А. Полоролевое воспитание детей в свете задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Н. А. Баранникова // Вестник РМАТ. - 2017.- № 1.- С. 76 - 80.
5. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. - Москва : Перспектива, 2017. - 290 с.
6. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - Санкт-Петербург : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2015. - 320 с.
7. Буркова, Л. С. Воспитываем почемучек [Электронный ресурс] / Л. С.
Буркова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 1. - Режим доступа :
https://dovosp.ru/magazine preschool education/dv-01 -2013(дата обращения: 12.08.2022).
8. Венгер, Л. А. Вот и вышел человечек / Л. А. Венгер. - Москва : Карапуз, 2010. - 256 с.
9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 160 с.
10. Геодакян, В. А. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / В. А. Геодакян. - Москва : Мозаика-Синтез, 2020. - 121 с.
11. Гусева, Ю. Е. Гендерные представления дошкольников: продукт семейного воспитания / Ю. Е. Гусева // Вестник студенческого научного общества РГПУ им. А. И. Герцена: Сборник лучших научных работ.- Санкт- Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - С. 50-54.
12. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика: учебное пособие / Л. В. Градусова. - Москва : ФЛИНТА, 2016. - 176 с.
13. Грузик, Т. М. Методологические основы познавательного развития детей [Электронный ресурс] / Т. М. Грузик // Вестник БГУ. - 2014. - Режим доступа:https://cyberleninka.rU/article/n/metodiciskie-osnovi -poznavatelnogo- razvitiya-detey /viewer (дата обращения: 09.07.2022).
14. Доронова, Т. Н. Пол или гендер?: (девочки налево, мальчики на право!) / Т. Н. Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2019. - № 3. С. 3-6.
15. Доронова, Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду / Т. Н. Доронова. - Москва : Линка - Пресс, 2020. - 212с.
16. Дуброва, В. Н. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В. Н. Дуброва, Е. П. Милашевич. - Москва : Новая школа, 2020. - 128 с.
17. Забродина, Н. А. Особенности развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. А. Забродина // Культура и образование. - 2014. - № 11. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24219292(дата обращения: 14.08.2022).
18. Захаров, А. И. Комплекс игр для развития воображения / А. И. Захаров // Вопросы психологии. - 2018. - № 2. - С. 67-62
19. Знаменщикова, Н. В. Особенности проявление любознательности у
детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. В. Знаменщикова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - № 2. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35327293(дата обращения:
09.08.2022).
20. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия / Т. П. Елисеева. - Минск : Лексис, 2014. - 168 с.
Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. - Москва : Просвещение, 2017. - 220 с.
21. Иванова, О. И. Формирование гендерных представлений у детей среднего дошкольного возраста / О. И. Иванова, А. М. Щетинина. - Великий Новгород, 2006. - 124 с.
22. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. - 2000. - № 2.- С. 53-62.
23. Клецина, И. С. Гендерная социализация / И. С. Клецина // Социальная психология и общество. - 2020. - № 3. - С. 22-34.
24. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. - Москва : Просвещение, 1988.- 208 с.
25. Кон, И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей / И. С. Кон. - Москва, 2009. - 276.
26. Кудинов, С. И. Психологические особенности различий в проявлениях
любознательности девочек и мальчиков [Электронный ресурс] / С. И. Кудинов // Молодежь. Общество. Реформы. - 2019. - Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21158992(дата обращения: 09.09.2022).
27. Купарадзе, Н. Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Н. Ц. Купарадзе. - Тбилиси : Тбилисский государственный университет, 2018. - 121 с.
28. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р. Р. Калинина. - Санкт - Петербург : Речь, 2021. - 144 с.
29. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика / Т. С. Комарова. - Москва : Педагогика, 2020. - 379 с.
30. Меньшикова, Е. А. О психолого-педагогической природе
любопытства и любознательности детей [Электронный ресурс] / Е. А.
Меньшикова // Вестник ТГПУ. - 2009. - Режим доступа:
https://cyberlenmka.ru/article/n/o-psihologo-pedagogicheskoy-prirode-lyubopytstva-i-lyuboznatelnosti-detey(дата обращения: 09.07.2022).
31. Национальная доктрина образования в Российской Федерации
Электронный ресурс https://gart62.npi-
1:и.ги/аззе1д/Шез/123/1.%20Национальная%20доктрина%20образования%20Российской%20Федерации%20до%202025%20года.pdf(дата обращения 06.08.2022)
32. Новоселова, С. Л. Развивающая предметно-игровая среда / С. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 4.- С.56 - 58.
33. Панфилова, М. А. Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье / М. А.Панфилова. - Москва, 2019. - 60с.
34. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект / Н. Н. Поддьяков. - Волгоград : Перемена, 1995. - 211 с.
35. Рамонова, К. М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста / К. М. Рамонова. - Москва, 2021. - 85 с.
36. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. Москва: Издательство Московского психолого - социального института. - 2017. - 245 с.
37. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года Электронный ресурс
http://static.government.rU/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf(дата обращения 01.08.2022)
38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России. - Москва, 2016. - 22 с.
39. Штылева, Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ / Л. В. Штылева.- Москва: Издательство ПЕР СЭ, 2016. - 316 с.
40. Шустова, Л. П. Особенности процесса гендерной социализации детей в дошкольном возрасте / Л.П. Шустова // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 4. - С. 173-180.
41. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г. И. Щукина. - Москва : Просвещение, 2020. - 160 с.
42. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - Москва : Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ