ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста в НОД по художественно-эстетическому развитию 11
1.1 Анализ понятия «творческие способности» в психолого-педагогическом
контексте 11
1.2 Особенности формирования творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3 Характеристика организации НОД по художественно-эстетическому
развитию в старшем дошкольном возрасте 23
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественно-эстетическому развитию 27
2.1 Диагностика сформированности творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 27
2.2 Система работы педагога по формированию творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественно-эстетическому развитию 33
2.3 Анализ эффективности системы работы по формированию творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 38
Заключение 42
Список использованных источников 46
Приложение А Результаты первичной диагностики сформированности творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 52
Приложение Б Календарно-тематическое планирование НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми подготовительной группы 56
Приложение В Результаты повторной диагностики сформированности творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 63
Приложение Г Методические рекомендации по организации непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию
1 Теоретические аспекты формирования творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста в НОД по художественно-эстетическому развитию 11
1.1 Анализ понятия «творческие способности» в психолого-педагогическом
контексте 11
1.2 Особенности формирования творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3 Характеристика организации НОД по художественно-эстетическому
развитию в старшем дошкольном возрасте 23
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественно-эстетическому развитию 27
2.1 Диагностика сформированности творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 27
2.2 Система работы педагога по формированию творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественно-эстетическому развитию 33
2.3 Анализ эффективности системы работы по формированию творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 38
Заключение 42
Список использованных источников 46
Приложение А Результаты первичной диагностики сформированности творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 52
Приложение Б Календарно-тематическое планирование НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми подготовительной группы 56
Приложение В Результаты повторной диагностики сформированности творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 63
Приложение Г Методические рекомендации по организации непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию
Актуальность выпускной квалификационной работы продиктована важностью и значимостью развития творческого начала личности, живущей в век новых информационных технологий и постоянной модернизации и инноваций. Мир, окружающий современного человека, наполнен компьютерами, гаджетами, умными техническими помощниками, что делает нашу жизнь лишённой творчества. Поэтому становится чрезвычайно актуальным вопрос формирования творческих способностей, без которых немыслимо человеческое существование, всестороннее развитие личности и её совершенствование. Особо важен этот вопрос для подрастающего поколения, поскольку именно дети - это потенциал будущего, их воспитание и развитие - залог процветания нашей страны.
Важность и значимость формирования творческих способностей подтверждена в нормативно-правовых актах. В Основах законодательства Российской Федерации о культуре и Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года подчёркивается необходимость формирования нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности [19, 31].
Образование, представляющее собой целенаправленный процесс обучения и воспитания, направлено на удовлетворение образовательных потребностей и интересов личности, а также на творческое и профессиональное развитие личности в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Образование является общественно значимым благом, оно удовлетворяет потребности общества в кадрах разного уровня квалификации. Государство, наука, общество и каждый человек должны способствовать созданию условий для реализации потенциала каждого обучающегося и развитию сферы образования [40].
В пункте 1.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечена задача развития творческого потенциала каждого ребёнка, являющегося субъектом взаимоотношений с другими детьми, взрослыми и миром. В детском саду осуществляется начальный этап этого целенаправленного процесса, который позволяет сформировать эмоционально-волевую, социальную и интеллектуальную составляющие личности нашего будущего гражданина. Важно не только предоставить детям площадку для развития и самовыражения, но и обеспечить квалифицированными кадрами и сделать дошкольное образование более доступным для всех слоев населения [28].
На сегодняшний день наработан богатейший опыт по вопросам формирования и развития творческих способностей детей. Особо актуален данный вопрос в отношении детей старшего дошкольного возраста, стоящих на пороге новой ступени образования.
Педагоги, осознавая важность и значимость данной проблемы, в своей работе применяют различные приёмы, средства, методы и технологии, направленные на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста: знакомят с творчеством знаменитых людей, демонстрируют репродукции картин, организуют экскурсии в музеи и выставочные залы, проводят беседы, инициируют проектную деятельность и досуговые мероприятия (развлечения, праздники).
Огромную лепту в формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста вносит непосредственная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию. Современная организация образовательной деятельности в дошкольных учреждениях - это отход от традиционной образовательной деятельности и предпочтение игровых форм деятельности как основного направления работы с детьми. Развитие техники и социального процесса привело к появлению новых эффективных форм работы с детьми, таких, как проектная деятельность, проблемные и игровые ситуации, а также использование информационно-коммуникативных технологий. Интеграция образовательных областей предлагает комплексный подход, который позволяет детям дошкольного возраста приобретать универсальные знания и развивать все стороны их личности.
Сказанное подчеркивает актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы, её теоретическую и практическую значимость.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно- экспериментальным путем доказать эффективность организации непосредственной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию в формировании творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что организация непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию будет способствовать формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
- составлено календарно-тематическое планирование НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми подготовительной группы;
- при проведении НОД используются разные материалы: карандаши, фломастеры, кисти, краски, мелки, свечи;
- при проведении НОД используются нетрадиционные техники рисования: коллаж, граттаж, монотипия, кляксография, штампование, ниткография.
Объект исследования: формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: непосредственная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию как условие формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «творческие способности» в психолого-педагогическом контексте.
2. Определить особенности формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать организацию непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей в старшем дошкольном возрасте.
4. Определить уровень сформированности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Составить систему работы педагога по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественно-эстетическому развитию.
6. Провести анализ результатов экспериментальной работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.
7. Составить методические рекомендации по организации непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшем дошкольном возрасте.
В работе были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, тезирование;
- эмпирические: анализ продуктов деятельности (диагностические методики «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко), «Преврати кружок в предмет» (Т. Д. Марцинковская); «Солнце в комнате» (авторы В.Т. Кудрявцев, В. А. Синельников,);
- интерпретационные: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Методологическую основу исследования составляют труды таких авторов, как Ю. А. Афонькина, И. Г. Галянт, О. В. Дыбина, О. М. Дьяченко, Т. С. Комарова, Л. Ю. Субботина, О. С. Ушакова, Н. А. Шинкарёва [2], [10; 11; 12], [14;15], [16], [23], [38], [39], [41; 42].
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 43 "Журавушка" города Лесосибирска». В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет.
Одной из возможных практических задач, возникающих перед педагогами и методистами, является проблема разработки методических рекомендаций по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, ориентированных на художественно-эстетическое развитие. Данные рекомендации помогут организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы дети могли в полной мере проявить свои творческие способности и развить свой творческий потенциал. Непосредственная образовательная деятельность, связанная с различными видами искусства и культурного наследия, станет действенным инструментом в руках педагогов для достижения поставленных целей. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам дошкольного образования, родителям. Студенты, готовящиеся к занятиям или выполняющие исследовательские работы, могут использовать этот материал в качестве дополнительного ресурса, который поможет им лучше охватить тему, понять некоторые сложные аспекты или углубиться в изучение конкретных проблем . Широкий спектр тем и огромное количество материала позволит студентам выбрать направление обучения и использовать его как источник полезной информации для написания курсовых, выпускных квалификационных работ.
Апробация результатов исследования проводилась посредством наблюдения, публикации статьи по результатам исследования. Подготовлена и опубликована научная статья «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественно-эстетическому развитию» в сборнике по материалам международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы», 2023.
Исследование проводилось с октября 2022 года по май 2023 года.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (44 наименования) и 4 приложений. В работе содержится 6 рисунков и 2 таблицы. Общий объём работы составляет 67 страниц.
Важность и значимость формирования творческих способностей подтверждена в нормативно-правовых актах. В Основах законодательства Российской Федерации о культуре и Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года подчёркивается необходимость формирования нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности [19, 31].
Образование, представляющее собой целенаправленный процесс обучения и воспитания, направлено на удовлетворение образовательных потребностей и интересов личности, а также на творческое и профессиональное развитие личности в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Образование является общественно значимым благом, оно удовлетворяет потребности общества в кадрах разного уровня квалификации. Государство, наука, общество и каждый человек должны способствовать созданию условий для реализации потенциала каждого обучающегося и развитию сферы образования [40].
В пункте 1.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечена задача развития творческого потенциала каждого ребёнка, являющегося субъектом взаимоотношений с другими детьми, взрослыми и миром. В детском саду осуществляется начальный этап этого целенаправленного процесса, который позволяет сформировать эмоционально-волевую, социальную и интеллектуальную составляющие личности нашего будущего гражданина. Важно не только предоставить детям площадку для развития и самовыражения, но и обеспечить квалифицированными кадрами и сделать дошкольное образование более доступным для всех слоев населения [28].
На сегодняшний день наработан богатейший опыт по вопросам формирования и развития творческих способностей детей. Особо актуален данный вопрос в отношении детей старшего дошкольного возраста, стоящих на пороге новой ступени образования.
Педагоги, осознавая важность и значимость данной проблемы, в своей работе применяют различные приёмы, средства, методы и технологии, направленные на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста: знакомят с творчеством знаменитых людей, демонстрируют репродукции картин, организуют экскурсии в музеи и выставочные залы, проводят беседы, инициируют проектную деятельность и досуговые мероприятия (развлечения, праздники).
Огромную лепту в формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста вносит непосредственная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию. Современная организация образовательной деятельности в дошкольных учреждениях - это отход от традиционной образовательной деятельности и предпочтение игровых форм деятельности как основного направления работы с детьми. Развитие техники и социального процесса привело к появлению новых эффективных форм работы с детьми, таких, как проектная деятельность, проблемные и игровые ситуации, а также использование информационно-коммуникативных технологий. Интеграция образовательных областей предлагает комплексный подход, который позволяет детям дошкольного возраста приобретать универсальные знания и развивать все стороны их личности.
Сказанное подчеркивает актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы, её теоретическую и практическую значимость.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно- экспериментальным путем доказать эффективность организации непосредственной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию в формировании творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что организация непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию будет способствовать формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
- составлено календарно-тематическое планирование НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми подготовительной группы;
- при проведении НОД используются разные материалы: карандаши, фломастеры, кисти, краски, мелки, свечи;
- при проведении НОД используются нетрадиционные техники рисования: коллаж, граттаж, монотипия, кляксография, штампование, ниткография.
Объект исследования: формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: непосредственная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию как условие формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «творческие способности» в психолого-педагогическом контексте.
2. Определить особенности формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать организацию непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей в старшем дошкольном возрасте.
4. Определить уровень сформированности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Составить систему работы педагога по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественно-эстетическому развитию.
6. Провести анализ результатов экспериментальной работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.
7. Составить методические рекомендации по организации непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшем дошкольном возрасте.
В работе были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, тезирование;
- эмпирические: анализ продуктов деятельности (диагностические методики «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко), «Преврати кружок в предмет» (Т. Д. Марцинковская); «Солнце в комнате» (авторы В.Т. Кудрявцев, В. А. Синельников,);
- интерпретационные: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Методологическую основу исследования составляют труды таких авторов, как Ю. А. Афонькина, И. Г. Галянт, О. В. Дыбина, О. М. Дьяченко, Т. С. Комарова, Л. Ю. Субботина, О. С. Ушакова, Н. А. Шинкарёва [2], [10; 11; 12], [14;15], [16], [23], [38], [39], [41; 42].
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 43 "Журавушка" города Лесосибирска». В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет.
Одной из возможных практических задач, возникающих перед педагогами и методистами, является проблема разработки методических рекомендаций по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, ориентированных на художественно-эстетическое развитие. Данные рекомендации помогут организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы дети могли в полной мере проявить свои творческие способности и развить свой творческий потенциал. Непосредственная образовательная деятельность, связанная с различными видами искусства и культурного наследия, станет действенным инструментом в руках педагогов для достижения поставленных целей. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам дошкольного образования, родителям. Студенты, готовящиеся к занятиям или выполняющие исследовательские работы, могут использовать этот материал в качестве дополнительного ресурса, который поможет им лучше охватить тему, понять некоторые сложные аспекты или углубиться в изучение конкретных проблем . Широкий спектр тем и огромное количество материала позволит студентам выбрать направление обучения и использовать его как источник полезной информации для написания курсовых, выпускных квалификационных работ.
Апробация результатов исследования проводилась посредством наблюдения, публикации статьи по результатам исследования. Подготовлена и опубликована научная статья «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественно-эстетическому развитию» в сборнике по материалам международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы», 2023.
Исследование проводилось с октября 2022 года по май 2023 года.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (44 наименования) и 4 приложений. В работе содержится 6 рисунков и 2 таблицы. Общий объём работы составляет 67 страниц.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В научной литературе предлагается большой спектр трактовок понятия «творческие способности». В качестве рабочего в настоящей выпускной квалификационной работе принято определение предложенное Л. Н. Степановой, А. А. Куликовой: «Творческие способности - креативные качества (образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, фантазия, инициативность, способность к генерации идей, независимость, склонность к риску) личности». Творческие способности включают способность к постановке проблем перед собой для их последующего решения; умение видеть связи и отношения между объектами, явлениями и процессами; способности к нетрадиционному мышлению и поиску нетрадиционных форм решения ситуаций.
Наиболее благоприятным периодом формирования творческих способностей является старший дошкольный возраст. Наглядно-образное мышление ребёнка способствует самостоятельному созданию изображений творческого характера, дети способны создавать фантастические образы, стремятся к творческому самовыражению. Словесно-логическое мышление позволяет старшим дошкольникам фантазировать, креативно мыслить. При этом полнота и яркость восприятия определяет силу и глубину фантазий ребёнка. Ребёнок старшего дошкольного возраста проявляет стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, желает творить. В творческих продуктах детей присутствует замысел и сюжет, появляются элементы композиции. Дети могут создавать и творчески обыгрывать сложные постройки, конструкции.
Для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста организуются НОД по художественно-эстетическому развитию в формах, учитывающих психические особенности детей:
индивидуализированные (формирование способов действия), подгрупповые (формирование умений организовывать свои действия и закрепление способов действий), фронтальные (закрепление умения ставить цели и самостоятельно достигать их), собственно самостоятельная деятельность детей в созданной педагогом предметной среде.
Базой экспериментального исследования по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста выступило МАДОУ «Журавушка» г. Лесосибирска. В исследовании прияли участие 20 детей возрастной категории 6-7 лет. В качестве диагностического инструментария использованы методика «Дорисовывание фигур» (автор О. М. Дьяченко), методика «Преврати кружок в предмет» (автор Т. Д. Марцинковская), методика «Солнце в комнате» (авторы В. А. Синельников, В. Т. Кудрявцев).
Результаты первичной диагностики показали, что творческие способности у детей старшего дошкольного возраста сформулированы преимущественно на среднем уровне. Рисунки детей носят упрощенный, шаблонный характер, не отличаются оригинальностью: в них в основном изображаются предметы и объекты, в которых просматривается слабая фантазия, нечёткая схематизация образов и детализация. Дошкольники затрудняются в дорисовывание предложенных фигур, не испытывают интерес к выполнению заданий, не могут придумать оригинальную дорисовку даже с подсказками педагога, не проявляют эмоциональное отношение к изображению, избегают трудностей.
Результаты проведенной диагностики позволили составить систему работы педагога по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественно-эстетическому развитию включала в себя: составление тематического планирования НОД по художественно-эстетическому развитию, разработку и реализацию НОД с применением нетрадиционных техник рисования (монотипия, набрызг, ниткография, различного рода оттиски, кляксография, рисование подручными материалами и пальцами, фроттаж), наполнение предметно-пространственной среды группы детского сада различными материалами для изобразительной деятельности; ознакомление родителей с приёмами развития творчества детей в разных видах детской деятельности; определение результатов формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественно-эстетическому развитию, составление методических рекомендаций по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественно-эстетическому развитию.
Составлено тематическое планирование НОД по художественно - эстетическому развитию с применением нетрадиционных техник рисования. Занятия проводились один раз в неделю в игровой форме с использованием разных материалов: карандашей, фломастеров, кистей, красок, мелков, свечей, с помощью которых дети могут творить, воплощая на листе бумаги любые свои фантазии. Использовались нетрадиционные техники рисования: коллажа, граттажа, монотипии, кляксографии, штампования, ниткографии, которые дали возможность детям думать, пробовать, искать, экспериментировать, самовыражаться. НОД по художественно-эстетическому развитию построена на основе игровых ситуаций, на каждом занятии использовалась изобразительная деятельность.
Результаты повторной диагностики свидетельствуют о положительной динамике. При первичной диагностике было выявлено 7 (35%) дошкольников с низким уровнем сформированности творческих способностей, при повторной диагностике - 2 (10%) ребёнка. При первичной диагностике выявлено 10 (50%) дошкольников со средним уровнем сформированности творческих способностей, при повторной диагностике - 11 (55%) детей. При первичной диагностике выявлено 3 (15%) дошкольников с высоким уровнем сформированности творческих способностей, при повторной диагностике - 7 (35%) детей.
Сопоставительный анализ данных первичной и повторной диагностики позволяет говорить о положительной динамике. В процессе проведения НОД по художественно-эстетическому развитию с применением нетрадиционных техник рисования у дошкольников творческие способности детей вышли на качественно новый уровень. Рисунки детей отличаются оригинальностью: в них изображаются необычные предметы и объекты, прослеживается фантазия, чёткая схематизация образов и детализация. Дошкольники с интересом дорисовывали предложенные фигуры, охотно выполняли задания, самостоятельно придумывали оригинальную дорисовку, проявляли эмоциональное отношение к изображению, не боялись фантазировать, творить.
По итогам проведённой работы составлены методические рекомендации по организации непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, доказана эффективность использования НОД по художественно-эстетическому развитию с применением нетрадиционных техник рисования в формировании творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
В научной литературе предлагается большой спектр трактовок понятия «творческие способности». В качестве рабочего в настоящей выпускной квалификационной работе принято определение предложенное Л. Н. Степановой, А. А. Куликовой: «Творческие способности - креативные качества (образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, фантазия, инициативность, способность к генерации идей, независимость, склонность к риску) личности». Творческие способности включают способность к постановке проблем перед собой для их последующего решения; умение видеть связи и отношения между объектами, явлениями и процессами; способности к нетрадиционному мышлению и поиску нетрадиционных форм решения ситуаций.
Наиболее благоприятным периодом формирования творческих способностей является старший дошкольный возраст. Наглядно-образное мышление ребёнка способствует самостоятельному созданию изображений творческого характера, дети способны создавать фантастические образы, стремятся к творческому самовыражению. Словесно-логическое мышление позволяет старшим дошкольникам фантазировать, креативно мыслить. При этом полнота и яркость восприятия определяет силу и глубину фантазий ребёнка. Ребёнок старшего дошкольного возраста проявляет стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, желает творить. В творческих продуктах детей присутствует замысел и сюжет, появляются элементы композиции. Дети могут создавать и творчески обыгрывать сложные постройки, конструкции.
Для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста организуются НОД по художественно-эстетическому развитию в формах, учитывающих психические особенности детей:
индивидуализированные (формирование способов действия), подгрупповые (формирование умений организовывать свои действия и закрепление способов действий), фронтальные (закрепление умения ставить цели и самостоятельно достигать их), собственно самостоятельная деятельность детей в созданной педагогом предметной среде.
Базой экспериментального исследования по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста выступило МАДОУ «Журавушка» г. Лесосибирска. В исследовании прияли участие 20 детей возрастной категории 6-7 лет. В качестве диагностического инструментария использованы методика «Дорисовывание фигур» (автор О. М. Дьяченко), методика «Преврати кружок в предмет» (автор Т. Д. Марцинковская), методика «Солнце в комнате» (авторы В. А. Синельников, В. Т. Кудрявцев).
Результаты первичной диагностики показали, что творческие способности у детей старшего дошкольного возраста сформулированы преимущественно на среднем уровне. Рисунки детей носят упрощенный, шаблонный характер, не отличаются оригинальностью: в них в основном изображаются предметы и объекты, в которых просматривается слабая фантазия, нечёткая схематизация образов и детализация. Дошкольники затрудняются в дорисовывание предложенных фигур, не испытывают интерес к выполнению заданий, не могут придумать оригинальную дорисовку даже с подсказками педагога, не проявляют эмоциональное отношение к изображению, избегают трудностей.
Результаты проведенной диагностики позволили составить систему работы педагога по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественно-эстетическому развитию включала в себя: составление тематического планирования НОД по художественно-эстетическому развитию, разработку и реализацию НОД с применением нетрадиционных техник рисования (монотипия, набрызг, ниткография, различного рода оттиски, кляксография, рисование подручными материалами и пальцами, фроттаж), наполнение предметно-пространственной среды группы детского сада различными материалами для изобразительной деятельности; ознакомление родителей с приёмами развития творчества детей в разных видах детской деятельности; определение результатов формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественно-эстетическому развитию, составление методических рекомендаций по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественно-эстетическому развитию.
Составлено тематическое планирование НОД по художественно - эстетическому развитию с применением нетрадиционных техник рисования. Занятия проводились один раз в неделю в игровой форме с использованием разных материалов: карандашей, фломастеров, кистей, красок, мелков, свечей, с помощью которых дети могут творить, воплощая на листе бумаги любые свои фантазии. Использовались нетрадиционные техники рисования: коллажа, граттажа, монотипии, кляксографии, штампования, ниткографии, которые дали возможность детям думать, пробовать, искать, экспериментировать, самовыражаться. НОД по художественно-эстетическому развитию построена на основе игровых ситуаций, на каждом занятии использовалась изобразительная деятельность.
Результаты повторной диагностики свидетельствуют о положительной динамике. При первичной диагностике было выявлено 7 (35%) дошкольников с низким уровнем сформированности творческих способностей, при повторной диагностике - 2 (10%) ребёнка. При первичной диагностике выявлено 10 (50%) дошкольников со средним уровнем сформированности творческих способностей, при повторной диагностике - 11 (55%) детей. При первичной диагностике выявлено 3 (15%) дошкольников с высоким уровнем сформированности творческих способностей, при повторной диагностике - 7 (35%) детей.
Сопоставительный анализ данных первичной и повторной диагностики позволяет говорить о положительной динамике. В процессе проведения НОД по художественно-эстетическому развитию с применением нетрадиционных техник рисования у дошкольников творческие способности детей вышли на качественно новый уровень. Рисунки детей отличаются оригинальностью: в них изображаются необычные предметы и объекты, прослеживается фантазия, чёткая схематизация образов и детализация. Дошкольники с интересом дорисовывали предложенные фигуры, охотно выполняли задания, самостоятельно придумывали оригинальную дорисовку, проявляли эмоциональное отношение к изображению, не боялись фантазировать, творить.
По итогам проведённой работы составлены методические рекомендации по организации непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, доказана эффективность использования НОД по художественно-эстетическому развитию с применением нетрадиционных техник рисования в формировании творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Подобные работы
- МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2023 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ
ИЗ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях ручным трудом
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного стилизованного танца
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



