Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование сетевого капитала современной студенческой молодёжи

Работа №151663

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы133
Год сдачи2024
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения сетевого и социального капиталов 10
1.1Эволюция подходов в определении сетевого и социального капиталов 10
1.2Структура, виды и функции сетевого и социального капиталов 17
Глава 2. Студенческая молодежь в контексте изучения сетевого и социального капиталов 25
2.1Молодежь как социальная группа: понятие и характеристики 25
2.2Особенности коммуникации в сетевом пространстве: феномен цифровизации и цифрового доверия 28
Глава 3. Эмпирическое исследование формирование сетевого капитала студенческой молодежи 31
3.1 Программа эмпирического исследования формирование сетевого капитала студенческой молодежи 31
3.2 Результаты эмпирического исследования формирование сетевого капитала студенческой молодежи 36
Заключение 75
Список используемой литературы: 79
Приложения 86



В настоящее время изучение понятия «социального капитала» является одним из наиболее востребованных и широко обсуждаемых в области социальных наук, ведь его интерпретация многогранна и в большинстве случаев носит контекстуальный характер. Вопросы измерения социального капитала все еще вызывают бурные дискуссии в социологическом дискурсе, несмотря на многочисленные попытки его фиксации и определения. Так, наравне с повышенным вниманием исследователей к всестороннему изучению этого конструкта к нему добавляется и другой, более новый термин - «сетевой капитал», который ученые рассматривают прежде всего во взаимодействии с «социальным».
В условиях современного информационного общества, в котором проявляются особенные социальные взаимодействия, актуальным становится вопрос рассмотрения потенциала и возможностей наращивания сетей коммуникации. Специфика взаимодействия участников сети в виртуальном пространстве заключается в том, что оно предполагает высокий уровень дифференциации связей. Безусловно, коммуникация в онлайн-пространстве имеет динамичную структуру, для нее свойственны факторы как позитивного, так и отрицательного характера. Следует добавить, что постоянное взаимодействие и поддержание межличностных связей является некоторой необходимостью для сохранения положения акторов сети на довольно устойчивом уровне. На сегодняшний день именно молодежь в силу своих социальных особенностей становится одним из ключевых участников взаимодействия в виртуальном пространстве. В качестве основного источника информации, Интернет выбирают подавляющее большинство молодых людей .Последствием такого включения в пространство сетей становится постепенное формирование и наращивание социального капитала.
Кроме того, студенты формируют сетевой капитал, используя различные социальные платформы, что в итоге позволяет повысить их шансы на доступ к некоторым ресурсам и информации для индивидуального и профессионального становления. Принято полагать, что студенты являются максимально динамичным и передовым слоем населения любого общества, сегодняшняя студенческая молодежь является будущим старшим поколением страны, поэтому, именно от того, в каком направлении она осуществит свой потенциал, а также реализует свои устремления, будет предопределяться успешное развитие будущего нашего общества.
Актуальность исследования. Сегодня жизнь молодых людей происходит как в онлайн, так и в офлайн пространствах, поэтому граница между ними становится условной. Важно понимать, что взаимодействие в условиях современных сетевых связей имеет ряд особенностей. Сетевой капитал – мера, с помощью которой можно определить ценность социальных связей в сетях. Социальный капитал – способность индивида извлекать преимущества из социального статуса, связей или ресурсов, принадлежащих определенному сообществу. При соотношении сетевого и социального капиталов важно отметить, что оба капитала дополняют друг друга, а также, по своей сути, представляют собой определенную совокупность полезных ресурсов, которые актор способен достигать благодаря своим социальным связям. Изучение сетевого и социального капиталов студенческой молодежи полезно с точки зрения рассмотрения и дальнейшей разработки эффективных стратегий поддержания молодых людей, развития и укрепления их социальных ресурсов и связей. Актуальность исследования продиктована недостаточной информацией о способах формирования сетевого капитала современной молодежью.
Состояние научной разработанности проблемы.
Изучению проблемы сетевого и социального капиталов в нынешнем информационном обществе посвящено значительное количество публикаций как зарубежных авторов, так и отечественных исследователей. Под сетевым капиталом понимается способность акторов создавать и поддерживать социальные отношения, находясь в любой точке мира, и извлекать из этого максимальную выгоду.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена описанию и анализу процесса формирования сетевого и социального капитала среди студенческой молодежи. Актуальность исследования продиктована возрастающим интересом к изучению сетевого и социального капиталов, совместно с рассмотрением ориентаций студенческой молодежи в формировании сетей коммуникации в рамках виртуального пространства.
В рамках проведения ВКР была достигнута поставленная цель и задачи, а также была проанализирована научная литература по затрагиваемой проблематике. По результатам анализа теоретического материала были разработаны теоретико-методологические основания исследования, которые послужили основой для проведения эмпирического исследования и сбора данных.
Первая глава данной работы содержит в себе детальное определение места сетевого и социального капиталов в дискурсе современной науки, а также отражение изменений и развитие взглядов и подходов в определении этих феноменов. Также в этой главе были рассмотрены и описаны основные свойства сетевого и социального капиталов: их структура, функции и виды. Были названы ведущие исследователи и представители науки, которые работают в рассмотренном проблемном поле.
Сетевой капитал – мера, с помощью которой можно определить ценность социальных связей в сетях. Социальный капитал – способность индивида извлекать преимущества из социального статуса, связей или ресурсов, принадлежащих определенному сообществу.
Во второй главе была предпринята попытка описания группы студенческой молодежи. В первом параграфе было рассмотрено понятие «молодежь», а также проведен краткий анализ теоретических основ к его определению и изучению. В рамках данной главы были рассмотрены идеи ведущих ученых, изучающих данную социально-демографическую группу. Второй параграф посвящен рассмотрению особенностей коммуникации молодых людей в сетях, раскрыты понятия: цифровизация и цифровое доверие.
Третья глава данной работы посвящена эмпирическому исследованию. Был разработан дизайн, а также проанализированы результаты авторского эмпирического исследования – «Формирование сетевого капитала студенческой молодежи». В рамках проведения эмпирической части данной ВКР была разработана программа эмпирического исследования, которая состояла из: целей, задач, объекта и предмета, гипотез, а также методологии. Методом выступил онлайн-опрос, инструментарий представлял собой анкету (см. Приложение 1), генеральную совокупность составила студенческая молодежь. Данные были собраны посредством распространения через студенческие чаты следующих высших учебных заведений: СПбГУ, СПбГАСУ, ИТМО, СПбГПМУ,СПбПУ и РАНХиГС. Полученный массив данных был проанализирован при помощи специального программного обеспечения IBM SPSS 22. В результате исследования было опрошено 106 человек. Во втором параграфе третьей главы представлены результаты авторского эмпирического исследования.
Гипотезы, которые были поставлены перед началом исследования, подтвердились либо полностью, либо частично. Основная гипотеза о том, что учащиеся студенты, активно участвующие в различных сетях коммуникации и обладающие многосторонними связями, имеют больше возможностей для личностного и профессионального становления, а также для успешной реализации своих целей, подтвердилась. По результатам анализа полученных данных была обнаружена взаимосвязь между количеством друзей у студентов в социальных сетях с их опытом работы и поиском занятости. Гипотеза о том, что сила и качество сетевых связей молодых людей влияет на их уровень доступа к социальным ресурсам и информации подтвердилась. Было установлено, что люди, обладающие множеством связей в социальных сетях, получают различную помощь через своих знакомых и других пользователей в интернете.
...


1. Бондаренко С.В. Информационная стратификация в информационном обществе / С. В. Бондаренко // Информационное общество. 2000. № 6. С. 33-39.
2. Бондаренко С.В. Информационная стратификация и сетевые сообщества // Сб. научных трудов: «Социальные процессы в современном российском обществе». Ростов-на-Дону: Пегас, 2000. С. 6-26.
3. Бондаренко С.В. О методологических аспектах осуществления социоструктурного анализа виртуальных сетевых сообществ // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2003. № 3. С. 20-21.
4. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / Сб. трудов; пер. с франц. СПб.: Алетейя, 2005.
5. Бурдье П. Социальный капитал: Предварительные замечания. / под ред. Никос Панайотопулос. 1994. С. 91-95.
6. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 66.
7. Бурмакина А.Л. Сетевой капитал лидеров молодежных организаций // Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2023. Т. 2, № 3. С. 154–159. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2023-2-3-154-159
8. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
9. Веселов Ю.В. Доверие в цифровом обществе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, № 2. С. 129-143. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.202
10. Волков Ю.Г. Социология молодёжи / под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 576 с.
11. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.
12. Губанова М.А. Трансформация человека в глобальном сетевом обществе / М. А. Губанова // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2020. № 4. С. 103–109.
13. Демин Т.С. «Сети» и «Потоки» в социологической теории // Социология науки и технологий. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/seti-i-potoki-v-sotsiologicheskoy-teorii (дата обращения: 18.03.2024).
14. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представления коллективные // Дюркгейм, Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.
15. Заякина Р.А. Социальный и сетевой капиталы: соотношение понятий в сетевом подходе // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13, № 3, ч. 2. С. 231–251. DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-231-251.
...
72 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ