Введение 5
1 Теоретические основы формирования нравственных представлений у
детей младшего дошкольного возраста 8
1.1 Анализ понятия «нравственные представления» 8
1.2 Особенности формирования нравственных представлений у детей
младшего дошкольного возраста в речевом развитии 12
1.3 Характеристика организации НОД по речевому развитию в младшей
Группе 18
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных
представлений у детей младшего дошкольного возраста в ходе реализации образовательной области «речевое развитие» 23
2.1 Диагностика сформированности нравственных представлений детей
младшего дошкольного возраста 23
2.2 Характеристика работы педагога ДОУ по проведению НОД по
речевому развитию в младшем дошкольном возрасте 27
2.3 Методические рекомендации по формированию нравственных
представлений у детей младшего дошкольного возраста в НОД по речевому развитию 32
Заключение 36
Список использованных источников 39
Приложение А Тематический план занятий «Из мира сказок в мир театра» 44
Приложение Б Универсальная схема работы со сказкой Л. Б. Фесюковой 46
Приложение В Перечень дидактических игр для детей 3-4 лет нравственного содержания
Формирование нравственных ценностей и идеалов в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Об этом отмечается во многих государственных документах, определяющих государственную образовательную политику страны. В Стратегии развития воспитания в РФ на сегодняшний день государство определяет в качестве приоритетных такие задачи, как ориентация содержания воспитательно-образовательного процесса на нравственно значимые ценности, а также нормы поведения [45 ].
В Национальной доктрине в области образования в РФ также отмечается, что содержание образования должно быть непосредственно связано с такими составляющими, как патриотизм и нравственные идеалы, поскольку только нравственные начала в социальной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в российском обществе [34].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что формирование нравственных начал у дошкольника необходимо осуществлять в контексте опоры на духовность и с акцентом на эмоциональную сферу развивающейся личности, создавая фундамент нравственной воспитанности и готовности ребёнка включаться в деятельность по активному и осознанному изменению окружающей его действительности. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, нравственное воспитание ребёнка должно осуществляться в процессе формирования его духовно-ценностных потребностей и опыта (эмоций и чувств, переживаний) как основы воспитания нравственно-эстетического отношения, активности к восприятию, освоению и преобразованию действительности [50].
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём доказать эффективность формирования нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию.
Объект исследования: формирование нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в формировании нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста .
В соответствии с указанной целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
- проанализировать понятие «нравственные представления» в психолого-педагогическом контексте;
- охарактеризовать особенности формирования нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста;
- описать особенности организации непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста будет эффективна если:
- осуществлять непосредственно образовательную деятельность по речевому развитию.
- организовывать предметно-игровые ситуации и своевременно пополнять речевую среду.
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, наблюдение, сравнение, педагогический эксперимент.
Методологической основой нашего исследования являются труды и О. Б. Богдановой, Е. В. Заворыгина, С. Л. Новоселова и А. П. Усовой [2], [18], [49].
Практическая значимость работы заключается в систематизации имеющегося материала по данной теме исследования, которая в последствии может быть полезна студентам педагогических вузов при написании рефератов, курсовых, выпускных квалификационных работ, а также педагогам ДОУ при организации работы по формированию нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста.
Апробация материалов исследования: подготовлена и опубликована научная статья «Особенности формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста» в «Инновации в образовательном пространстве», 2023.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 56 источника и приложения. Общий объем работы составляет 47 страниц.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Мы проанализировали сущность понятия «нравственные представления» и в контексте нашего исследования будем придерживаться понятия, предложенного О. В. Богдановой, которая считает, что это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысляет действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собою.
Мы определили следующие особенности формирования нравственных представлений в младшем дошкольном возрасте:
- ребёнку свойственно проявление негативизма, упрямства, потребности в самоутверждении;
- в этом возрасте происходит смена ведущей деятельности с предметной на игровую и при организации взаимодействия с ребёнком необходимо давать ему возможность проявлять самостоятельность в своих действиях;
- это возраст установления устойчивых взаимоотношений между детьми, что позволяет успешно осуществлять работу по организации дружеских отношений между дошкольниками.
Мы охарактеризовали особенности организации непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и считаем, что в младшем дошкольном возрасте необходимо обращать особое внимание на повышение речевой активности детей, в ходе которой формируется картина мира дошкольника, проявляются сформированные у ребенка представления и имеющиеся способности. Речь младших дошкольников тесно связана с их практической деятельностью, в процессе которой или по поводу которой они общаются с ровесниками и взрослыми.
Так как общение носит в основном ситуативный характер, речь принимает специфическую ситуативную форму, выражающуюся в ситуативной диалогической речи. Речь младших дошкольников обычно осуществляется непроизвольно, так как она формируется в относительной зависимости от общения и не считается главным видом деятельности ребёнка.
Нами была организована опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию.
В сентябре 2022 года была проведена диагностика сформированности нравственных представлений в младшей группе ДОУ. Для диагностики сформированности нравственных представлений нами были выбраны следующие методики: «Изучение эмоционального поведения при восприятии литературных произведений» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина) и педагогическое наблюдение.
Нами были получены следующие результаты: высокий уровень - 2 ребёнка, средний - 5 дошкольников низкий уровень показали 7 детей.
В течение шести месяцев систематически и целенаправленно мы проводили НОД по речевому развитию в интеграции нравственных представлений и нравственных действий, тщательно подбиралось содержание образовательных мероприятий, в соответствии с КТП, НОД обогащалась нравственным содержанием, использовались для этого задания и упражнения, направленные на формирование нравственных представлений.
В апреле 2023 года нами была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик.
Мы видим повышение показателей сформированности нравственных представлений по всем диагностическим методикам. В частности, детей с высоким уровнем так и осталось двое, однако что и эти ребята показали положительную динамику по показателю эмоционального восприятия литературных произведений.
Дошкольников со средним уровнем сформированности увеличилось на 5 человек, а с низким соответственно уменьшилось, их осталось всего двое. При наблюдении мы отмечаем появление у детей ярко выраженных представлений о передаче чувств и эмоций по отношению к персонажам произведений, воспитанники научились передавать чувства персонажей через жесты и мимику, стали более адекватно высказываться о характерах сказочных героев или персонажей, которые приходили к ним в ходе непосредственно образовательной деятельности, стали объяснять причину своего отношения к тому или иному человеку или персонажу, у младших дошкольников стало получаться выразительно вести ролевые диалоги, с опорой на нравственные нормы. Можно сделать вывод, что проведенная нами работа оказалась результативной.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута, гипотеза доказана.
1. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева. - Москва, 2019. - 160 с.
2. Богданова, О. В. О нравственности и нравственном воспитании / О. В. Богданова. - Москва : Академия, 2015. - 130 с.
3. Белешева, А. Д. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста / А. Д. Белешева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 1. - С. 48 - 51.
4. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - Москва : Академия, 2017. - 240 с.
5. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - Москва : ВЛАДОС, 2019. - 192 с.
6. Буре, Р. С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности / Р. С. Буре // Дошкольная педагогика. - 2018. - № 8. - С. 9 - 11.
7. Буре, Р. С. Формирование нравственно-ценностного поведения у дошкольников / Р. С. Буре // Управление ДОУ. - 2020. - № 7. - С. 61 - 64.
8. Бурина, Е. А. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства / Е. А. Бурина, А. Е. Кудинова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 1. - С. 6 - 8.
9. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. М. Виноградова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 4. - С. 33 - 35.
10. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Избранные психологические исследования. / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1956. - 348 с.
11. Вялова, Н. В. О проблеме формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Вялова, М. А. Пряникова // Мир педагогики и психологии. - 2022. - № 2. - С. 98 - 106.
12. Григорович, Л. А. Педагогика и психология / Л. А. Григорович. - Москва, 2020. - 234 с.
13. Емельянова, Н. П. Игра - ведущий вид деятельности ребёнка
дошкольного возраста / Н. П. Емельянова, М. Н. Лазуткина, А. В. Макарова // Воспитание и обучение : теория, методика, практика. - 2021. - № 4. -
С. 148 - 150.
14. Ермолаева, М. В. / М. В. Ермолаева, А. Е. Захарова, Л. И. Калинина, С. И. Наумова Психологическая практика в системе образования. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 2018. - 216 с.
15. Жуковская, Р. И. Игры-занятия как педагогическое условие становления самостоятельной сюжетной игры детей дошкольного возраста / Р. И. Жуковская. - Москва : Просвещение, 2017. - 117 с.
16. Зайцева, Е. В. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста / Е. В. Зайцева, Э. В. Карпова // Молодой ученый. - 2019. - № 9. - С. 63 - 65.
17. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. - Москва : Просвещение, 1984. - 350 с.
18. Зворыгина, Е. В. Методика комплексного руководства игрой / Е. В. Зворыгина, С. Л. Новоселова. - Москва : Детство, 2017. - 182 с.
19. Зосимовский, А. В. Критерии нравственной воспитанности / А. В. Зосимовский. - Москва : Издательство НПО МОДЭК, 2015. - 367 с.
20. Клецина, И. С. Гендерная социализация / И. С. Клецина // Социальная психология и общество. - 2020. - № 3. - С. 22 - 34.
21. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9. - С. 15 - 18.
22. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. - Москва : Просвещение, 1988. - 208 с.
23. Колокольцева, М. А. Технологии социально-нравственного воспитания дошкольников / М. А. Колокольцева. - Москва : Перо, 2021. - 128 с.
24. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов - на - Дону : Феникс, 2019. - 251 с.
25. Курочкина, И. Н. О культуре поведения и этикете дошкольников / И. Н. Курочкина // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 1. - С. 18 - 22.
26. Леонова, Н. А. Старший дошкольник : опыт нравственного поведения / Н. А. Леонова // Современный детский сад. - 2020. - № 5. - С. 88 - 91.
27. Леонтьев, А. Н. Теория личности / А. Н. Леонтьев // Москва : Рута, 2011. - 174 с.
28. Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. - Москва : Прометей, 2006. - 266 с.
29. Логинова, В. Г. Дошкольная педагогика / В. Г. Логинова, П. Г. Саморукова. - Москва : Логос, 2018. - 487 с.
30. Маркова, Н. В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике / Н. В. Маркова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 12. - С. 104 - 109.
31. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология /
Т. Д. Марцинковская. - Москва : Гардарики, - 2020. - 255 с.
32. Михайленко, Н. Я. Формирование сюжетной игры у детей 4 года жизни / Н. Я. Михайленко, Н. Е. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 8. - С. 18 - 22.
33. Марченкова, В. А. Социально нравственное воспитание дошкольников 4 - 5 лет / В. А. Марченкова. - Москва : Академия, 2017. - 200 с.
34. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Электронный ресурсhttDs://gart62.npitu.ru/assets/files/123/1. %20Национальная%20доктрина%20образования%20Российской%20Федерации%20до%202025%20года.цйГ(дата обращения 06.05.2023).
35. Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. - Москва : Мозаика - Синтез, 2017. - 80 с.
36. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста : концептуальный аспект / Н. Н. Поддьяков. - Волгоград : Перемена, 1995. - 211 с.
37. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы». - Москва : Мозаика Синтез, 2014. - 368 с.
38. Рычашкова, Т. А. Упражнения по закреплению культуры поведения / Т. А. Рычашкова // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 3. - С. 12 - 15.
39. Саморукова, П. Г. Творческая игра как средство ознакомления дошкольников с окружающей общественной жизнью / П. Г. Саморукова. - Москва : Просвещение, 2005. - 175 с.
40. Синюкова, Г. В. Игры, развивающие представление ребенка о себе / Г. В. Синюкова // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 2. - С. 14 - 18.
41. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. - Москва : Академия, 2019. - 160 с.
42. Смирнова, Е. О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 4. - С. 73 - 76.
43. Смирнова, Е. О. Состояние игровой деятельности современных дошкольников / Е. О. Смирнова, О. В. Гударева. - Москва : Психологическая наука и образование, 2015. - 119 с.
44. Смирнова, Е. О. Дошкольный возраст : формирование доброжела - тельных отношений / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 9. - С. 68 - 74.
45. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Электронный ресурсhttp: //static. government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf(дата обращения 06.05.2023).
46. Узбекова, Г. Д. Характеристик некоторых нравственных
представлений / Г. Д. Узбекова // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 5. - С. 17 - 20.
47. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. - Москва : Академия, 2016. - 336 с.
48. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. - Москва : Академия, 2009. - 368 с.
49. Усова, А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А. П. Усова . - Москва : Просвещение, 1976. - 157 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России. - Москва, - 2016. - 22 с.
51. Ханова, Т. Г. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования / Т. Г. Ханова, Н. В. Белинова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 5. - С. 84 - 86.
52. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - Москва : Академия, 2007. - 355 с.
53. Холодная, М. А. Нравственное становление личности / М. А. Холодная. - Москва : Педагогика, 2015. - 104 с.
54. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 1980. - 268 с.
55. Эльконинова Л. И. О единице сюжетно-ролевой игры / Л. И. Эльконинова // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С. 68 - 51.
56. Щукина, Г. И. Психолого-педагогические основы обучения и воспитания дошкольников / Г. И. Щукина. - Санкт-Петербург. - 2007. - 131 с.