ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 8
1.1 Понятие, правовая природа и значение договора транспортной экспедиции 8
1.2 Основные элементы договора транспортной экспедиции 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 47
2.1 Порядок заключения, изменения и прекращения договора транспортной экспедиции 47
2.2 Ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
1.1 Понятие, правовая природа и значение договора транспортной экспедиции 8
1.2 Основные элементы договора транспортной экспедиции 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 47
2.1 Порядок заключения, изменения и прекращения договора транспортной экспедиции 47
2.2 Ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Актуальность темы исследования, прежде всего, определяется значимой ролью транспорта в жизни современного общества, которое уже просто не в состоянии существовать без транспортных услуг. Транспорт является важнейшей инфраструктурой для обеспечения экономического роста России. Он позволяет доставлять товары и услуги в различные регионы страны, что, в свою очередь, способствует развитию рынков и повышению трудовой продуктивности. Без эффективного и развитого транспортного сектора многие отрасли экономики не смогут функционировать в полной мере.
К разряду транспортных услуг имеет отношение и договор транспортной экспедиции, выполняющий важные функции в сфере экономико-правовой деятельности. Договор транспортной экспедиции является важным документом, который регулирует отношения между заказчиком и экспедитором при организации перевозок грузов. Этот договор служит правовым основанием для выполнения всех действий, связанных с транспортировкой товаров от отправителя до получателя.
Недостаточное законодательное регулирование ряда вопросов договора транспортной экспедиции ведёт к тому, что участники правоотношений, урегулированных договором транспортной экспедиции, при осуществлении своей деятельности сталкиваются с некоторыми проблемами.
Можно без преувеличения сказать, что качественное оформление и соблюдение условий договора транспортной экспедиции способствуют успешному развитию российской экономики. Однако для этого требуется гармоничное правовое регулирование отношений, связанных с транспортными экспедициями.
Таким образом, трудно переоценить значимость и востребованность договора транспортной экспедиции.
Также, транспортные обязательства, о которых идет речь, регулируются значительным числом нормативных правовых актов. Тем не менее, они не решают всех актуальных вопросов, связанных с выполнением договора транспортной экспедиции. В связи с этим, актуальность темы исследования заключается также в том, что законодательство в данной сфере требует усовершенствования, а проблемы, которые были выявлены в ходе данного исследования, нуждаются в осмыслении и разрешении.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением транспортно-экспедиционной деятельности.
Предмет исследования составляют нормы гражданского права, регулирующие указанные отношения, а также практика их применения.
Цель исследования заключается в том, чтобы произвести всесторонний комплексный анализ правового регулирования транспортно-экспедиционной деятельности, выявить теоретические и правоприменительные проблемы в данной сфере.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
– раскрыть понятие договора транспортной экспедиции, определить его правовую природу;
– определить основные элементы договора транспортной экспедиции;
– рассмотреть порядок заключения, изменения и прекращения договора транспортной экспедиции;
– проанализировать ответственность сторон по договору транспортной экспедиции.
Методологической основой исследования являются диалектический, исторический, сравнительно-правовой, логический и ряд других методов научного исследования.
Степень освещения темы в литературе - тема достаточно широко освещена в юридической литературе. Правовую основу исследования составили Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности», транспортные уставы и кодексы, иные нормативные правовые акты. Теоретическая основа работы представлена трудами М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, А.П. Сергеева, С.Ю. Морозова, Е.А. Суханова, Б.М. Гонгало, Я.Е. Парция.
Положения, выносимые на защиту:
- Несмотря на зависимость договора транспортной экспедиции от договора перевозки, договор транспортной экспедиции всегда является консенсуальным договором. Для того чтобы договор считался заключенным, передачи клиентом груза экспедитору не требуется. В том же случае, если момент заключения договора и передачи груза экспедитору совпадают, это совпадение не превращает договор экспедиции в реальный договор. Передача груза в данной ситуации выступает лишь основанием для возложения на экспедитора ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза;
- Условия договора транспортной экспедиции отличаются от общих условий перевозки, которые определяются транспортными уставами и кодексами. Согласно пункту 3 статьи 801 Гражданского кодекса РФ, условия выполнения этого договора определяются соглашением сторон. Однако, поскольку перечень услуг, связанных с перевозкой грузов, достаточно расплывчат, возникает необходимость определить, какие именно услуги составляют основу договора транспортной экспедиции, отсутствие которых лишает его правовой природы. Также нужно определить, какие услуги - такие как погрузка и разгрузка грузов - являются лишь завершающим этапом хозяйственной деятельности экспедитора, и их можно рассматривать как дополнительные или случайные условия договора. Подобное разграничение поможет четко выделить договор транспортной экспедиции из множества возмездных услуг, и особенно из группы транспортных договоров без определенного наименования.
- Статья 801 Гражданского кодекса Российской Федерации в ее современной редакции, в связи с отсутствием четких критериев разделения экспедиционных услуг на основные и дополнительные и открытым перечнем таких услуг, не имеет практической ценности и требует корректировки. С целью улучшения статьи 801 ГК РФ, следует устранить упомянутое разделение, используя при определении предмета договора транспортной экспедиции юридико-технический подход, примененный в статье 779 ГК РФ. Это предполагает указание примерного перечня транспортно-экспедиционных услуг, а также исключительного перечня услуг, которые не могут быть включены в данный вид договора.
- В абзац. 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортно экспедиционной деятельности» внести изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции: «Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Федеральном законе. В случаях, когда экспедитор приступил к исполнению обязательств по договору транспортной экспедиции, не запросив у клиента дополнительных документов или информации (п. 4 ст. 3 настоящего Закона), клиент освобождается от возмещения убытков, возникших у экспедитора в связи с неполнотой информации».
- Существенной особенностью договора транспортной экспедиции является наличие права на односторонний отказ от его исполнения, возможность которого оговорена в ст. 806 ГК РФ. Однако в правоприменительной практике зачастую возникают проблемные ситуации, которые ни ГК РФ, ни подзаконные акты не регулируют. В этой связи представляется целесообразным дополнить ст. 806 ГК РФ абзацем следующего содержания: «Возможность одностороннего отказа от исполнения своих обязательств по договору транспортной экспедиции следует ограничить только теми случаями, когда в соответствии с условиями договора экспедитор совершает действия, необходимые по договору (отправка груза, страхование, хранение, паллетирование и т.д.) от имени клиента и по доверенности от него».
- Так как на сегодняшний момент нет конкретно установленных разумных сроков ни в Законе «О транспортной экспедиции», ни в ст. 806 ГК РФ, то это значит, что данное понятие носит оценочный характер, и каждая из сторон может трактовать его по-разному. Целесообразно внести соответствующее изменение в ч. 1 ст. 806 ГК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок, определяющийся в зависимости от сроков действия данного договора».
Структура работы включает введение, две главы, разделенные на подпункты, заключение и список использованных источников.
К разряду транспортных услуг имеет отношение и договор транспортной экспедиции, выполняющий важные функции в сфере экономико-правовой деятельности. Договор транспортной экспедиции является важным документом, который регулирует отношения между заказчиком и экспедитором при организации перевозок грузов. Этот договор служит правовым основанием для выполнения всех действий, связанных с транспортировкой товаров от отправителя до получателя.
Недостаточное законодательное регулирование ряда вопросов договора транспортной экспедиции ведёт к тому, что участники правоотношений, урегулированных договором транспортной экспедиции, при осуществлении своей деятельности сталкиваются с некоторыми проблемами.
Можно без преувеличения сказать, что качественное оформление и соблюдение условий договора транспортной экспедиции способствуют успешному развитию российской экономики. Однако для этого требуется гармоничное правовое регулирование отношений, связанных с транспортными экспедициями.
Таким образом, трудно переоценить значимость и востребованность договора транспортной экспедиции.
Также, транспортные обязательства, о которых идет речь, регулируются значительным числом нормативных правовых актов. Тем не менее, они не решают всех актуальных вопросов, связанных с выполнением договора транспортной экспедиции. В связи с этим, актуальность темы исследования заключается также в том, что законодательство в данной сфере требует усовершенствования, а проблемы, которые были выявлены в ходе данного исследования, нуждаются в осмыслении и разрешении.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением транспортно-экспедиционной деятельности.
Предмет исследования составляют нормы гражданского права, регулирующие указанные отношения, а также практика их применения.
Цель исследования заключается в том, чтобы произвести всесторонний комплексный анализ правового регулирования транспортно-экспедиционной деятельности, выявить теоретические и правоприменительные проблемы в данной сфере.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
– раскрыть понятие договора транспортной экспедиции, определить его правовую природу;
– определить основные элементы договора транспортной экспедиции;
– рассмотреть порядок заключения, изменения и прекращения договора транспортной экспедиции;
– проанализировать ответственность сторон по договору транспортной экспедиции.
Методологической основой исследования являются диалектический, исторический, сравнительно-правовой, логический и ряд других методов научного исследования.
Степень освещения темы в литературе - тема достаточно широко освещена в юридической литературе. Правовую основу исследования составили Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности», транспортные уставы и кодексы, иные нормативные правовые акты. Теоретическая основа работы представлена трудами М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, А.П. Сергеева, С.Ю. Морозова, Е.А. Суханова, Б.М. Гонгало, Я.Е. Парция.
Положения, выносимые на защиту:
- Несмотря на зависимость договора транспортной экспедиции от договора перевозки, договор транспортной экспедиции всегда является консенсуальным договором. Для того чтобы договор считался заключенным, передачи клиентом груза экспедитору не требуется. В том же случае, если момент заключения договора и передачи груза экспедитору совпадают, это совпадение не превращает договор экспедиции в реальный договор. Передача груза в данной ситуации выступает лишь основанием для возложения на экспедитора ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза;
- Условия договора транспортной экспедиции отличаются от общих условий перевозки, которые определяются транспортными уставами и кодексами. Согласно пункту 3 статьи 801 Гражданского кодекса РФ, условия выполнения этого договора определяются соглашением сторон. Однако, поскольку перечень услуг, связанных с перевозкой грузов, достаточно расплывчат, возникает необходимость определить, какие именно услуги составляют основу договора транспортной экспедиции, отсутствие которых лишает его правовой природы. Также нужно определить, какие услуги - такие как погрузка и разгрузка грузов - являются лишь завершающим этапом хозяйственной деятельности экспедитора, и их можно рассматривать как дополнительные или случайные условия договора. Подобное разграничение поможет четко выделить договор транспортной экспедиции из множества возмездных услуг, и особенно из группы транспортных договоров без определенного наименования.
- Статья 801 Гражданского кодекса Российской Федерации в ее современной редакции, в связи с отсутствием четких критериев разделения экспедиционных услуг на основные и дополнительные и открытым перечнем таких услуг, не имеет практической ценности и требует корректировки. С целью улучшения статьи 801 ГК РФ, следует устранить упомянутое разделение, используя при определении предмета договора транспортной экспедиции юридико-технический подход, примененный в статье 779 ГК РФ. Это предполагает указание примерного перечня транспортно-экспедиционных услуг, а также исключительного перечня услуг, которые не могут быть включены в данный вид договора.
- В абзац. 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортно экспедиционной деятельности» внести изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции: «Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Федеральном законе. В случаях, когда экспедитор приступил к исполнению обязательств по договору транспортной экспедиции, не запросив у клиента дополнительных документов или информации (п. 4 ст. 3 настоящего Закона), клиент освобождается от возмещения убытков, возникших у экспедитора в связи с неполнотой информации».
- Существенной особенностью договора транспортной экспедиции является наличие права на односторонний отказ от его исполнения, возможность которого оговорена в ст. 806 ГК РФ. Однако в правоприменительной практике зачастую возникают проблемные ситуации, которые ни ГК РФ, ни подзаконные акты не регулируют. В этой связи представляется целесообразным дополнить ст. 806 ГК РФ абзацем следующего содержания: «Возможность одностороннего отказа от исполнения своих обязательств по договору транспортной экспедиции следует ограничить только теми случаями, когда в соответствии с условиями договора экспедитор совершает действия, необходимые по договору (отправка груза, страхование, хранение, паллетирование и т.д.) от имени клиента и по доверенности от него».
- Так как на сегодняшний момент нет конкретно установленных разумных сроков ни в Законе «О транспортной экспедиции», ни в ст. 806 ГК РФ, то это значит, что данное понятие носит оценочный характер, и каждая из сторон может трактовать его по-разному. Целесообразно внести соответствующее изменение в ч. 1 ст. 806 ГК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок, определяющийся в зависимости от сроков действия данного договора».
Структура работы включает введение, две главы, разделенные на подпункты, заключение и список использованных источников.
Результаты исследования позволяют заключить, что договор транспортной экспедиции обладает специфическим правовым регулированием. Изучение нормативной базы и судебной практики выявило, что в России экспедиторская деятельность и законодательство, регулирующее ее, продолжают развиваться. В связи с этим, важно не только обеспечить единство и непротиворечивость законодательства в области транспортной экспедиции, но и сформировать правоприменительную практику, которая поможет избежать сложностей при заключении и выполнении договора транспортной экспедиции.
Нормативная основа, которая регулирует рассматриваемые отношения, имеет ряд проблем, включая пробелы и противоречия. Одним из примеров являются вопросы, связанные с односторонним отказом от договора. Принцип исполнения гражданско-правовых обязательств заключается в обязательности выполнения условий договора. Однако в случае договора транспортной экспедиции может быть предусмотрено право на односторонний отказ от выполнения договора в соответствии со статьей 806 ГК РФ.
На текущий момент, единственным ограничением является обязанность стороны, отказывающейся от выполнения своих обязательств, заранее уведомить об этом другую сторону в разумные сроки, а также компенсировать ей убытки, вызванные неисполнением договора. На сегодняшний день в законодательстве не существует конкретного определения разумных сроков в связи с чем такое понятие является субъективным и может толковаться каждой стороной по-разному. Отсутствие конкретных разумных сроков в Законе «О транспортной экспедиции» и в статье 806 Гражданского кодекса РФ означает, что это понятие имеет оценочный характер.
Следующим пробелом является то, что Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» регулирует отношения и ответственность только с экспедиторами, которые принимают груз в свое ведение. Отношения с экспедиторами-посредниками закон не регулирует. В этой связи целесообразно в указанный Закон ввести соответствующее дополнение.
Договор транспортной экспедиции - это сложный договор, и отдельные его конструкции могут быть восприняты как, например, договор перевозки, договор поручения, агентский договор, договор подряда, договор хранения и т.п. А поскольку отдельные конструкции этого договора могут быть ошибочно восприняты как другие договоры, то иногда даже стороны могут ошибаться в отношении юридической природы заключенного между ними договора. В связи с этим вопрос о собственном предмете договора транспортной экспедиции, который позволит однозначно его идентифицировать из числа подобных договорных конструкций, достаточно актуален.
Законодательство, говоря о «предмете договора», не предоставляет его легального определения. Тем не менее, в случае с договором транспортной экспедиции Гражданский кодекс Российской Федерации предлагает конкретное понимание предмета договора через перечисление услуг, которые выполняет экспедитор, разделяя их на основные и дополнительные. Однако неясно, чем обусловлена такая необходимость, учитывая, что есть только одно императивное требование к этим услугам – они должны быть связаны с перевозкой. Разделение услуг, о котором идет речь, становится бессмысленным, так как в законодательстве предлагается открытый, диспозитивный список для каждой из этих категорий. При этом критерий связанности услуг с перевозкой (для основных услуг) и необходимости для доставки груза (для дополнительных услуг) является недостаточно четким.
Также в действующем Законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» отсутствует перечень определений, следует дополнить закон главой «термины и определения», который предусматривал бы понятийный аппарат. Данное нововведение поспособствовала бы совершенствованию нормативно-правового регулирования договора транспортной экспедиции.
В заключение исследования, можно отметить, что система правового регулирования договора транспортной экспедиции нуждается в дальнейшем улучшении и адаптации к современным реалиям.
Нормативная основа, которая регулирует рассматриваемые отношения, имеет ряд проблем, включая пробелы и противоречия. Одним из примеров являются вопросы, связанные с односторонним отказом от договора. Принцип исполнения гражданско-правовых обязательств заключается в обязательности выполнения условий договора. Однако в случае договора транспортной экспедиции может быть предусмотрено право на односторонний отказ от выполнения договора в соответствии со статьей 806 ГК РФ.
На текущий момент, единственным ограничением является обязанность стороны, отказывающейся от выполнения своих обязательств, заранее уведомить об этом другую сторону в разумные сроки, а также компенсировать ей убытки, вызванные неисполнением договора. На сегодняшний день в законодательстве не существует конкретного определения разумных сроков в связи с чем такое понятие является субъективным и может толковаться каждой стороной по-разному. Отсутствие конкретных разумных сроков в Законе «О транспортной экспедиции» и в статье 806 Гражданского кодекса РФ означает, что это понятие имеет оценочный характер.
Следующим пробелом является то, что Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» регулирует отношения и ответственность только с экспедиторами, которые принимают груз в свое ведение. Отношения с экспедиторами-посредниками закон не регулирует. В этой связи целесообразно в указанный Закон ввести соответствующее дополнение.
Договор транспортной экспедиции - это сложный договор, и отдельные его конструкции могут быть восприняты как, например, договор перевозки, договор поручения, агентский договор, договор подряда, договор хранения и т.п. А поскольку отдельные конструкции этого договора могут быть ошибочно восприняты как другие договоры, то иногда даже стороны могут ошибаться в отношении юридической природы заключенного между ними договора. В связи с этим вопрос о собственном предмете договора транспортной экспедиции, который позволит однозначно его идентифицировать из числа подобных договорных конструкций, достаточно актуален.
Законодательство, говоря о «предмете договора», не предоставляет его легального определения. Тем не менее, в случае с договором транспортной экспедиции Гражданский кодекс Российской Федерации предлагает конкретное понимание предмета договора через перечисление услуг, которые выполняет экспедитор, разделяя их на основные и дополнительные. Однако неясно, чем обусловлена такая необходимость, учитывая, что есть только одно императивное требование к этим услугам – они должны быть связаны с перевозкой. Разделение услуг, о котором идет речь, становится бессмысленным, так как в законодательстве предлагается открытый, диспозитивный список для каждой из этих категорий. При этом критерий связанности услуг с перевозкой (для основных услуг) и необходимости для доставки груза (для дополнительных услуг) является недостаточно четким.
Также в действующем Законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» отсутствует перечень определений, следует дополнить закон главой «термины и определения», который предусматривал бы понятийный аппарат. Данное нововведение поспособствовала бы совершенствованию нормативно-правового регулирования договора транспортной экспедиции.
В заключение исследования, можно отметить, что система правового регулирования договора транспортной экспедиции нуждается в дальнейшем улучшении и адаптации к современным реалиям.
Подобные работы
- ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ
ЭКСПЕДИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Договор транспортной экспедиции
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Правовая природа договора транспортной экспедиции
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Договор транспортной экспедиции
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Договор транспортной экспедиции
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2023 - ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - Договор транспортной экспедиции
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



