ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов и его нормативно-правовая основа 7
1.1. Понятие социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов 7
1.2. Система нормативных правовых актов о социальном обеспечении сотрудников правоохранительных органов 12
1.3. Основные направления реформирования системы социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов 15
Глава 2. Правовое регулирование отдельных видов социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов 21
2.1. Денежное содержание и другие дополнительные выплаты сотрудникам правоохранительных органов 21
2.2. Пенсионное обеспечение сотрудников правоохранительных органов 27
2.3. Проблемы социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов и пути их решения 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Актуальность темы настоящего исследования заключается в следующем.
Формой выражения социальной политики государства является социальное обеспечение. Данная форма направлена на материальное обеспечение из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов при наступлении событий, признающихся государством социально значимыми, определенных категорий граждан.
Право на социальное обеспечение имеет каждый гражданин нашего государства. Данное право означает, что государство наделено обязанностью принимать должное участие в жизни тех людей, которые, оказавшись в трудной жизненной ситуации, не могут самостоятельно справиться с решением своих жизненных задач.
Также со стороны государства необходимо создание определенных условий реализации прав таких граждан и механизма их социальной защиты.
Российская Федерация является основным источником и гарантом прав граждан на социальную защиту. Социальное обеспечение является самой важной конституционной формой защиты населения.
Сотрудники правоохранительных органов занимают особое место среди субъектов социального обеспечения. Особенность указанного субъекта в социальной сфере обусловлена, прежде всего, характером выполняемых ними функций.
Одним из условий успешной деятельности правоохранительных органов является проводимая в отношении их сотрудников государственная социальная политика, которая заключается в достижении соразмерности компенсирования не только сложных и напряженных условий службы, но и ограничений некоторых общегражданских прав сотрудников. Так, прохождение службы в МВД России связано с повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, с социальными рисками (в том числе угрозами для их жизни и здоровья, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов), что, в свою очередь, возлагает на государство обязанность гарантировать сотрудникам правоохранительного ведомства достойное социальное и материальное обеспечение, повышенные гарантии и компенсации. Кроме того, социальная политика в системе МВД охватывает не только сотрудников и пенсионеров МВД России, но и членов их семей, а также отдельные категории граждан РФ, попадающих в сферу реализации государственной социальной политики в системе МВД России.
Учитывая социально-экономические изменения, тенденции развития криминогенной обстановки в стране, вызовы геополитического характера и обострение международных конфликтов в мире, требования к осуществлению деятельности МВД России только повышаются, а деятельность министерства направлена как на обеспечение внутреннего порядка в стране, так и на борьбу с внешними угрозами. И без того огромная нагрузка на личный состав ведомства только увеличивается, а низкое материальное содержание сотрудников органов внутренних дел и дисбаланс социальных гарантий и уровня их ответственности не способствуют стабилизации профессионального ядра, а в условиях высокой конкуренции на рынке труда и вовсе приводит к негативным тенденциям в сфере подбора кадров.
В этой связи остаются злободневными вопросы повышения уровня материального обеспечения сотрудников, актуализации нормативной базы, регламентирующей вопросы прохождения службы в правоохранительных органах, ориентированной на реальное обеспечение социальных льгот и гарантий сотрудникам, направленных на обеспечения им достойного уровня жизни.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является исследование особенностей социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации.
Задачами настоящей выпускной квалификационной работы являются:
1. дать понятие социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов;
2. рассмотреть систему нормативных правовых актов о социальном обеспечении сотрудников правоохранительных органов;
3. раскрыть основные направления реформирования системы социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов;
4. охарактеризовать денежное содержание и другие дополнительные выплаты сотрудникам правоохранительных органов;
5. охарактеризовать пенсионное обеспечение сотрудников правоохранительных органов;
6. выявить проблемы социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов и пути их решения.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исследования социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации.
Предметом настоящего исследования являются нормы законодательства, регулирующие институт социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов.
Методологическая база и методы исследования. При проведении настоящего исследования применялись как общие, так и специальные методы: метод исторического анализа, диалектико-материалистическая теория познания, обобщения и сравнения, системный метод.
Нормативную базу исследования образуют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и др.
Научная новизна исследования определяется самой постановкой проблемы, намеченными целями и задачами и заключается в том, что результатом обобщения и систематизации научно-теоретических, нормативных и эмпирических материалов, положенных в основу настоящей работы, стала осуществленная автором попытка формирования общетеоретической концепции института социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов.
Указанный спектр вопросов исследован автором системно, комплексно, не в узком, а широком смысле, с позиций теоретического осмысления, познания глубинных закономерностей в государственно-правовой материи, что предопределило новизну, направление и характер данного исследования.
Теоретическая значимость исследования. Сформулированные теоретические положения и выводы позволяют полнее раскрыть сущность и осветить особенности института социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов.
Практическая значимость исследования. Основные положения данной работы могут послужить дальнейшим исследованиям обозначенной проблематики, и стать полезными при совершенствовании действующего законодательства.
Структуру настоящей выпускной квалификационной работы составляют введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, заключение, библиографический список и приложения.
Из всего вышеизложенного необходимо сформулировать соответствующие выводы.
Социальная защита сотрудников органов внутренних дел является весьма актуальной проблемой. Сотрудники органов внутренних дел повседневно выполняют служебные задачи в экстремальных условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, и должны быть обеспечены социальными гарантиями.
Под социальной защитой сотрудников органов внутренних дел понимается организационная деятельность, осуществляемая органами государственной власти и управления, общественными объединениями и должностными лицами, направленная на создание условий, способствующих реализации сотрудниками органов внутренних дел экономических, социальных, культурных и иных прав и свобод.
В законодательстве РФ действует механизм, который выработан и урегулирован и слаженно выполняет свои задачи по обеспечению санаторно-курортным лечением и оздоровительным отдыхом сотрудников ОВД РФ и отдельных категорий граждан.
Необходимо учитывать, что одной из особенностей службы в органах внутренних дел является ее экстремальный характер, связанный с риском для жизни и здоровья для сотрудников, ее осуществляющих. Выполняя служебные обязанности по пресечению правонарушений и преступлений, сталкиваются с непосредственными угрозами для своей жизни и здоровья. При этом они не вправе отказаться от выполнения своих профессиональных обязанностей, ссылаясь на их опасность для жизни и здоровья, в отличие от служащих и иных категорий работников, которым прямо предоставляется право на отказ без каких-либо негативных последствий для них от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для их жизни и здоровья до устранения этой опасности.
Социальные гарантии, предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, закреплены во многих нормативных правовых актах Российской Федерации, основными из которых являются Федеральный закон
ряд проблем, таких как необходимость предварительного заключения договора на оказание медицинской помощи посредством контракта на оказание услуг, что исключает возможность быстрого обращения, а также участие самого сотрудника в выборе организации для получения медицинского обслуживания; длительность ожидания очереди; невозможность своевременного получения медицинской помощи.
В отдаленных районах не всегда имеются медицинские организации, в которые можно обратиться за помощью, а усложненная процедура получения направления на обследование через ведомственные медицинские организации приводит к необходимости сотрудников органов внутренних дел обращаться за помощью в платные медицинские организации. При этом невозможно попасть к узким специалистам бесплатно, т.к. в ведомственных организациях они отсутствуют. Поэтому гарантированное сотруднику органов внутренних дел право на медицинскую помощь становится трудным в реализации по ряду озвученных причин.
Решением проблемы может служить, в первую очередь, возврат сотрудников органов внутренних дел в систему обязательного медицинского страхования. Такая мера позволит сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу в отдаленных районах страны, упростить процедуру получения медицинской помощи, а также увеличит возможности обращения за медицинской помощью к узким специалистам.
Заслуживает внимания вопрос об упрощении порядка получения медицинской помощи сотрудниками органов внутренних дел в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
В настоящее время МВД России проводится большая работа по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам социальной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Специфика медицинского обеспечения сотрудников и пенсионеров МВД в определённых случаях негативно сказывается на качестве их уровня жизни и здоровья и, следовательно, законодателю необходимо внести ряд изменений в нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу деятельности органов внутренних дел.
Механизм социальной защиты сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации необходимо модернизировать так, чтобы социальная помощь оказывалась максимально адресно и оперативно. Необходимо создать такие условия, при которых сам сотрудник, а также трудоспособные члены его семьи сами могли бы эффективно решать свои социальные, организационные и иные бытовые проблемы.
Таким образом, изменение системы социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов не ограничивается только изменением нормативной базы. Важными компонентами также являются методы и механизмы управления социальной политикой в правоохранительных органах и эффективность ее практической реализации. Поэтому социальная политика в правоохранительных органах должна быть адаптирована к современным общественным условиям и способствовать повышению мотивации и эффективности служебной деятельности.
Кроме того, при реализации социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов следует уделять должное внимание социальному планированию, анализу социальных расходов и формированию долгосрочных прогнозов, основанных на количественных и качественных показателях, отражающих уровень жизни сотрудников правоохранительных органов и его взаимосвязь с эффективностью их деятельности.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 05.12.2022 N 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 50 (Часть I). Ст. 8760.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6965.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
5. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 26.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
6. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
7. Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.
8. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
9. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2024) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.
10. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2024) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 18.
11. Указ Президента РФ от 24.12.2009 № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 06.06.2022) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6536.
12. Постановление Правительства РФ от 23.01.2023 N 58 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (ред. от 04.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 2023. № 5. Ст. 796.
13. Постановление Правительства МО от 05.12.2022 N 1315/43 «Об оказании дополнительных мер социальной поддержки сотрудникам Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, подчиненных ему территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и их подразделений» // Информационный вестник Правительства МО. № 5. 2023.
14. Постановление Правительства РФ от 28.09.2022 N 1701 «Об установлении дополнительных мер социальной поддержки сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 21.12.2023) // Собрание законодательства РФ. 2022. № 40. Ст. 6825.
15. Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 N 1563 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 52. Ст. 8290.
16. Постановление Правительства РФ от 08.12.2011 N 1021 "О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции" (ред. от 28.06.2023) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 51. Ст. 7532.
17. Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (ред. от 15.11.2022) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 46. Ст. 6504.
18.
19. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (ред. от 04.07.2023) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 40. Ст. 3753
20. Приказ МВД России от 30.10.2023 N 813 "Об установлении размеров месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации". URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 30.05.2024).
21. Приказ Росгвардии от 28.09.2023 N 354 "Об установлении размеров окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, подлежащим замещению высшими офицерами, и размеров окладов по другим (нетиповым) должностям лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, подлежащим замещению высшим начальствующим составом". URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 30.05.2024).
22. Приказ ГФС России от 22.06.2023 N 182 "Об установлении размеров месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по другим (нетиповым) должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации". URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 30.05.2024).
23. Приказ МВД России от 24.04.2019 N 275 «Об отдельных вопросах медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.06.2019.
24. Приказ МВД России от 14.12.2011 N 1234 «Об утверждении стоимости путевки и размера платы за санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в санаторно-курортных организациях системы МВД России» (ред. от 20.07.2017) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 12. 2012.
Судебная практика
25. Решение Кировского районного суда г. Омска № 2-5512/2023 2-5512/2023~М-4902/2023 М-4902/2023 от 20 октября 2023 г. по делу № 2-5512/2023. URL: https://sudact.ru/regular/doc/XyzLDExjJPdu (дата обращения: 30.05.2024).
26. Решение Благовещенского городского суда Амурской области № 2-5870/2023 2-5870/2023~М-4551/2023 М-4551/2023 от 28 сентября 2023 г. по делу № 2-5870/2023. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 01.04.2024).
27. Решение Адлерского районного суда г. Сочи № 2-2889/2023 2-2889/2023(2-7452/2022;)~М-6992/2022 2-7452/2022 М-6992/2022 от 13 сентября 2023 г. по делу № 2-2889/2023. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 01.04.2024).
28. Постановление Правительства Новосибирской области от 17.01.2023 № 8-п. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.04.2024).
29. Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. № 1634-О. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.04.2024).
Научная литература
30. Адамян Г.К., Мовсисян В.В., Ананян С.С. О медицинском обеспечении сотрудников правоохранительных органов (обзор литературы) // Вестник стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. 2019. Т. 16. № 2. С. 32-39.
31. Амиров Н.Б., Потапова М.В., Сабиров Л.Ф., Гинятуллина Л.Р. Преимущества совместной работы клинических кафедр в ведомственной медицине МВД на примере медико-санитарной части МВД по Республике Татарстан // Фундаментальные исследования. 2011. №10-2. С. 257-260.
32. Бунакова Л.К. Совершенствование оказания дерматологической помощи сотрудникам органов внутренних дел: Автореф. … дисс. к.м.н. Казань, 2014. 24 с.
33. Варич О.Б. Административно-правовой механизм социальной защиты сотрудников ОВД // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 4. С. 126-131.
34. Гаврищук В.В. Медицинское и санаторно-курортное обеспечение военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов: правовое обеспечение // Симбирский научный вестник. 2012. № 1 (7). С. 111-115.
35. Газизов Т.И. Социальные гарантии в сфере медицинского обеспечения, санаторно-курортного лечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2022. № 6 (169). С. 247-248.
36. Гладинец И.В., Будул Ю.И., Суин П.А., Байтуров О.Р. Исследование дефектов в оказании медицинской помощи военнослужащим на догоспитальном этапе в системе контроля качества медицинской помощи // Медицинский вестник МВД. 2015. №2. С. 7-11.
37. Дмитриева А.Н. К вопросу о социальном обеспечении сотрудников органов внутренних дел // В сборнике: Гражданские правоотношения в цифровой среде: вопросы теории и практики. Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 164-168.
38. Зайцева К.Ю. Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. № 1-3 (88). 2024. С. 164 – 166.
39. Казамиров А.И. Некоторые проблемы социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2018. № 3. С. 90-93.
40. Калашников К. Н., Калачикова О. Н. Доступность и качество медицинской помощи в контексте модернизации здравоохранения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. №2 (32). С. 130-142.
41. Комаров Ю.М. Качество медицинской помощи как одно из приоритетных направлений развития здравоохранения // Здравоохранение. 2009. №10. С. 35-45.
42. Королева Е.Ю. Совершенствование управления лечебно-профилактическими учреждениями МВД России на основе статистического анализа заболеваемости: Дисс. … к.м.н. Москва, 2010. 410 с.
43. Кудряшов К.В., Санькова А.А. Проблемы реализации конституционного права граждан РФ на получение ими бесплатной медицинской помощи // Концепт. 2019. № 9. С. 6 – 12.
44. Линденбратен А.Л. Методические подходы к оценке качества организации медицинской помощи // Здравоохранение. 2015. №1. С. 74-78.
45. Матвеев С.П. Социальная защита государственных служащих: теоретические основы построения системы, практика осуществления и проблемы административно-правового регулирования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Воронеж, 2012. 47 с.
46. Миклошевич К.С. Медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2015. №4 (75). С. 116-120.
47. Набока А.А. Особенности социальной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 4. С. 54-58.
48. Науширванов О.Р., Нигматуллин Р.Х., Фазлыев М.М., Кутуев З.З. Организация работы ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по республике Башкортостан» в период подготовки и проведения саммита стран шанхайской организации сотрудничества и встречи глав государств и правительств БРИКС 8-10 июля 2015 года в городе Уфе // Вестник современной клинической медицины. 2015. №6. Т.8. С. 148-152.
49. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: учебник / под. общ. ред. Ю.В. Анохина, В.Я. Кикотя. М.: ЦОКР МВД России, 2010. 890 с.
50. Пономарева Е.В., Кашафутдинова Ю.С. К вопросу о совершенствовании медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел // В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО ПРАВА, ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА И СПОСОБОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ. Материалы IV всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2018. С. 266-269.
51. Потапова М.В., Амиров Н.Б., Гинятуллина Л.Р. Роль медико-санитарной части МВД России по Республике Татарстан в вопросах сохранения здоровья сотрудников ОВД. // Вестник современной клинической медицины. 2012. Т. V. приложение 1. С. 13-19.
52. Равнюшкин А.В. Некоторые аспекты реализации сотрудниками органов внутренних дел права на медицинскую помощь // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 1 (39). С. 28-32.
53. Разаков Р.Ч., Касумов Р.М., Абдуразаков З.А. Социальная защита сотрудников правоохранительных органов: актуальные проблемы // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОСУДИЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции 26 апреля 2023 года. 2023. С. 206-211.
54. Римашевская Н.М., Русанова Н.Е. О новых критериях оценки здоровья населения России: проблемы и подходы // Вопросы статистики. 2014. №2. С. 17–21.
55. Сабиров Л.Ф., Спиридонов А.В, Смирнов А.О. Организация стационарного звена медицинского обеспечения сотрудников МВД в период проведения Универсиады-2013 // Вестник современной клинической медицины. 2013. Т. 6. Приложение 1. С. 38-39.
56. Садыков Р.З., Павлов А.А., Ишкинеев Ф.И. Анализ работы военно-врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан» за последние 5 лет // Вестник современной клинической медицины. 2015. №6. Т.8. С. 156-163.
57. Сидоренко В.А. Модернизация здравоохранения МВД России // Медицинский вестник МВД. 2015. №1(74). С. 2-6.
58. Сидоренко В.А., Зубрицкий В.Ф. Медицинское обеспечение деятельности МВД России в условиях террористической угрозы // Медицинский вестник МВД. 2013. №2(63). С. 2-6.
59. Смольянинов С.В., Кулакова А.А. Изучение взаимосвязи между различными факторами риска и структурой заболеваемости у сотрудников органов внутренних дел // Медицинский вестник МВД. 2013. №4(65). С. 2-5.
60. Сорокотягин И.Н. Юридическая психология: учебник для бакалавров / 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. 461 с.
61. Фахрадова Л.Н. Основные тренды показателей здоровья населения Российской Федерации и Вологодской области // Вопросы территориального развития. 2014. №10 (20). С. 1-13.
62. Хисамиев Р.Ш., Гинятуллина Л.Р., Амиров Н.Б. Достижения и перспективы развития ведомственной медицинской службы МВД по Республике Татарстан // Вестник современной клинической медицины. 2016. Т. 9. вып. 6. С. 13-15.
63. Щелконогова И.С. Социальная защита сотрудников полиции // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. 2023. № 5. С. 216-219.
Интернет-ресурсы
64. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.04.2024).