Введение 3
1 Особенности бухгалтерского учета в розничной торговле (на примере ООО
«Русский Разгуляйка») 6
1.1 Организационно - экономическая характеристика ООО «Русский
Разгуляйка» 6
1.2 Особенности учета товаров в ООО «Русский Разгуляйка» 10
1.3 Учет финансовых результатов в ООО «Русский Разгуляйка» 16
2 Проблемы развития розничной торговли в России и теория комплексной
оценки деятельности организаций 21
2.1 Итоги и современные тренды развития розничной торговли РФ 21
2.2 Теория комплексного анализа торгово-хозяйственной деятельности
торговых организаций 26
2.3 Влияние товарооборота на финансовые результаты организации 33
3 Анализ торгово-хозяйственной деятельности торговой организации ООО
«Русский Разгуляйка» 40
3.1 Анализ розничного товарооборота ООО «Русский Разгуляйка» 40
3.2 Анализ издержек обращения ООО «Русский Разгуляйка» 46
3.3 Эффективность использования ресурсов в ООО «Русский Разгуляйка» .. 51
Заключение 61
Список использованных источников 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс ООО «Русский Разгуляйка» за 2021 г 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о финансовых результатах ООО «Русский
Разгуляйка» за 2021 г
Бухгалтерский учет представляет собой систему, определяющую характеристики деловой активности и отображает их в отчетном виде для осуществления наиболее рациональных решений в развитии организации. Документами, которые отображают сведения в денежном эквиваленте на индивидуальном уровне или на уровне организации называют финансовыми отчетами. Руководители применяют данные сведения в целях построения дальнейших планов развития организации. Бухгалтерия ведет учет результатов работы организации и предоставляет эту информацию непосредственному руководителю.
Для более детального понимания нюансов бухгалтерского учета в организациях розничной торговли нужно понять, что представляют собой розничная торговля. Розничная торговля - это одна из значимых отраслей хозяйственной деятельности. Основным показателем работы торговых организаций является розничный товарооборот. В розничной торговле товары и продукция переходят в личное пользование потребителей и клиентов [26].
Экономический анализ - это научный метод понимания сути экономических явлений и процессов, основанный на расчленении составляющих и изучении многообразия во всех отношениях и зависимостях. Данный процесс является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления резервов, основой для разработки обоснованных планов - прогнозов и управленческих решений, а также контроля за их реализацией с целью повышения эффективности функционирования предприятия.
Комплексный анализ деятельности организации рассматривает не только внутреннюю, но и внешнюю хозяйственную среду организации [41]. Это требует учета взаимосвязи отдельных факторов при изучении, измерении и обобщении их влияния на формирование экономических показателей. Все стороны финансово-хозяйственной деятельности рассматриваются при этом не изолированно, а во взаимосвязи и динамике.
Методы экономического анализа отличаются большим разнообразием, но для них характерны следующие общие черты: оценка деятельности организации с позиции роста эффективности торговли, определение влияния отдельных факторов на конечные результаты деятельности [15]. Классическими методами анализа являются наблюдение, сравнение, детализация, подстановки, корреляция, экономико-математические методы анализа и др.
В условиях рыночной экономики главной задачей любой организации является получение максимально возможной прибыли. В этих условиях могут осуществлять свою торгово-финансовую деятельность только те участники, которые получают от нее наивысший экономический результат. Организации, которые работают неэффективно, малорентабельно, тем более убыточно, нежизнеспособны. Они неизбежно разоряются и прекращают свое существование. Следовательно, на каждом объекте необходимо выявлять наличие фактов бесхозяйственности, неразумного вложения средств и т. п. для их устранения. Поэтому в настоящее время значительно возрастает роль экономического анализа, основная цель которого - выявление и устранение недостатков в деятельности организаций, поиск и вовлечение в процесс неиспользуемых резервов.
Актуальность выбранной темы бакалаврской работы заключается в том, что на современном этапе усиливается конкуренция, увеличивается поток товаров, поэтому приобретают особую значимость полнота, своевременность, достоверность отражения всех финансовых показателей, определяющих качество работы организации. Это делается с целью увеличения эффективности работы организации, обеспечения ее конкурентоспособности и дальнейшего развития.
Целью бакалаврской работы является оценка состояния бухгалтерского учета ООО «Русский Разгуляйка», а также разработка направлений по повышению эффективности деятельности организации на основе финансового анализа.
В соответствии с поставленной целью в работе должны быть решены следующие задачи:
1. Выявление особенностей учета товаров и финансовых результатов в ООО «Русский Разгуляйка»;,
2. Анализ итогов и современных трендов развития розничной торговли РФ.
3. Обзор теоретических основ комплексного анализа финансового состояния предприятия.
4. Описание методов рейтинговой оценки торгово -хозяйственной деятельности организации.
5. Проведение рейтингового анализа торгово-хозяйственной деятельности компании ООО «Русский Разгуляйка».
6. Анализ эффективности использования ресурсов в данной организации
7. Предложение рекомендаций по улучшению организации розничной торговли ООО «Русский Разгуляйка».
Объектом исследования работы является торгово-хозяйственная деятельность ООО «Русский Разгуляйка».
Предметом исследования выступают особенности бухгалтерского учета OOO «Русский Разгуляйка» и причинно-следственные связи экономических процессов, познание которых позволяет комплексно исследовать результаты деятельности организации.
Структурно бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В бакалаврской работе используются методы исследования: экономико-статистический, наблюдения, сравнения, анализа, обобщения, средних величин, цепных подстановок.
Розничная торговля - важнейший сегмент рынка в России. К современным трендам развития розничной торговли РФ относится стремительное развитие торговых сетей РФ, рост оборота розничной торговли на территории страны, а также развитие и поддержание международной торговли России. К негативным тенденциям можно отнести наличие теневого сектора экономики, недостаточную эффективность государственного регулирования, низкий уровень развития инфраструктуры, дефицит кадров и недостаточное развитие малого бизнеса в торговле.
В основе теории комплексного анализа хозяйственной деятельности организаций лежит решение таких задач, как установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях деятельности предприятия, изучение влияния внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности, оценка результатов деятельности организаций.
Необходимым предпринимаемым действием для любого хозяйствующего субъекта является обеспечение экономического благополучия своей организации в текущих рыночных условиях. Руководство компании должно уметь грамотно оценивать свое финансовое положение. Анализ прибыли и убытков - является одним из важнейших звеньев процесса управления, в результате которого будет предоставлена оценка достигнутых результатов, а также первые идеи разработки финансовой стратегии и методики. Финансовые результаты деятельности целесообразно учитывать не только с точки зрения бухгалтерского и налогового учета, но и с точки зрения управленческого учета.
В современных условиях для эффективного управления финансовыми показателями хозяйствующего субъекта необходимо выявить и проанализировать факторы, так или иначе оказавшие на него наибольшее влияние. Это не следует упускать из анализа, поскольку все факты хозяйственной жизни хозяйствующего субъекта взаимосвязаны.
В настоящее время экономика в РФ нестабильна. И розничная компания ООО «Русский Разгуляйка» старается преодолевать все препятствия вместе со всеми.
Основными показателями, характеризующими финансовые результаты предпринимательской деятельности торговых организаций, являются валовой доход (реализованные торговые и оптовые надбавки), другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Рост прибыли формирует базу для дальнейшего экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений с партнерами, а также создает условия для самофинансирования и расширения видов экономической деятельности.
Рассматриваемая организация имеет достаточно хорошие экономические показатели. Анализ розничного товарооборота ООО «Русский Разгуляйка» показал, что по рассматриваемым торговым группам произошло увеличение продаж, главной причиной роста которых является расширение торговых точек организации.
Проанализировав деятельность торговой организации за отчетный период, можно сказать, что:
1. В 2021 г. произошло увеличение практически всех статей издержек обращения. Больше всего возросла оплата труда, что связано с увеличением торговых точек;
2. Организация за последние года стремительно растет, с каждым годом растет количество торговых точек не только в Красноярске, но и за его пределами;
3. Также за отчетный период произошло увеличение аренды и коммунальных платежей, что подтверждает расширение области компании по продаже продукции.
Анализ эффективности использования ресурсов показал:
1. Торговая организация ООО «Русский Разгуляйка» имеет также высокий уровень качества обслуживания покупателей;
2. Уровень издержек обращения торгового предприятия ООО «Русский Разгуляйка» в 2021 г. по сравнению с 2020 г. уменьшился вследствие различных темпов роста товарооборота и издержек обращения, что подтверждает грамотное ведение организации расходов.
Таким образом, на основании проведенного анализа торгово¬хозяйственной деятельности торгового предприятия можно сказать, что ООО «Русский Разгуляйка» ведет эффективную политику управления организацией торговли. Организация за рассматриваемый период расширила свои торговые площади и увеличила розничный товарооборот. А это, в свою очередь, привело к увеличению прибыли.
Для роста эффективности деятельности торговому предприятию ООО «Русский Разгуляйка» рекомендуется:
1. Минимизировать расходы транспортировку товаров. Для оптимизации затрат необходимо оперативно контролировать выполнение транспортных заданий. Это позволяет избегать потерь, связанных со срывами сроков поставок, простоями, отклонениями от графика работы транспорта по причине незапланированных и форс-мажорных ситуаций. Онлайн-мониторинг местонахождения транспорта, маршрутов движения, времени прохождения контрольных точек и т.п. дает возможность быстро реагировать на любые возникающие отклонения и корректировать ситуацию.
2. Работа с товаром - провести анализ ассортимента и товаров организации, чтобы сегментировать их по степени оборачиваемости. Таким образом можно выделите товары, которые приносят большую часть выручки и неликвидные товары. Такой анализ нужно проводить организации чаще, чтобы понимать спрос и формировать закупку на его основе. В настоящее время ООО «Русский Разгуляйка» открывает новые точки продаж и только разбирается со спросом на товары в разных районах края и страны в целом, поэтому данная рекомендация позволит избежать снижение выручки и доли покупателей.
3. Проведение распродаж, установление сезонных скидок. Этот способ позволит увеличить объемы продаж алкогольной продукции. Проведение подобных акций стимулирует покупателей выбрать либо конкретный бренд, либо купить больше, чем было запланировано потребителем изначально. Данное мероприятие является действенным для российского рынка, из-за менталитета местных жителей, предпочитающих отмечать праздники с размахом. Поэтому можно существенно поднять объем продаж за относительно короткий период.
4. Уменьшение налоговой базы. Нередко компании прибегают к услугам маркетологов для изучения рынка с целью увеличить свои продажи. Затраты на данную услугу уменьшают базу по налогу на прибыль как расходы на консультации. Однако это верно при одном условии - такие затраты оправданы, документально подтверждены и производятся в целях роста дохода. Изучение рынка должно проводиться в отношении товаров, которыми занимается компания. Если оно будет направлено на какие-то сторонние товары, то расходы могут не признать. ИФНС решит, что исследование было фиктивным и проводилось исключительно для того, чтобы уменьшился налог на прибыль.
Таким образом при помощи данных рекомендаций по повышению эффективности деятельности организации можно добиться увеличения прибыли, минимизировать расходы и стать более конкурентоспособным игроком на рынке розничных продаж.
1 Анализ факторов экономического кризиса 2020 года / [Электронный ресурс].: Журнал StudNet. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n7analiz-faktorov-ekonomicheskogo-krizisa-2020-goda(дата обращения: 15.06.2022).
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации
[Электронный ресурс].: Сайт Бизнес.ру. - URL:
https://www.business.ru/article/2711 -analiz-finansovo-hozyaystvennoy-deyatelnosti(дата обращения: 15.06.2022).
3 Багомедов С. Г. Управление товарооборотом торговой фирмы / С.Г. Багомедов, С.Т. Мурсалов // Электронный журнал «Транспортное дело России». - 2018 г.
4 Вислова А. В., Соснаускене О. И. Бухгалтерский учет в торговле. - Система ГАРАНТ, 2019. - 412 с.
5 Влияние впечатлений на совершение розничных покупок [Электронный
ресурс] / С.В.Карпова // Статья - 2022. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-vpechatleniy-na-sovershenie-roznichnyh-pokupok (дата обращения: 15.06.2022).
6 Внешняя торговля России в первой половине 2020 г.: сокращение
товарооборота в период пандемии [Электронный ресурс].: Статья. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-pervoy-polovine-2020-g-sokraschenie-tovarooborota-v-period-pandemii (дата обращения:
10.06.2022).
7 Геммерлинг Г.А., Ломакин О.Е., Шлёнов Ю.В. Ваше дело. Практический курс предпринимательства. - М.: БИНОМ, 2019. - 648 с.
8 Герасимов Б. И. Комплексный экономический анализ финансово - хозяйственной деятельности организации / Б.И. Герасимов, Т.М. Коновалова, С.П. Спиридонов, Н.И. Саталкина. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2019. — 160 с.
9 Горшкова Л. Л., Борисов Ю. К., Кудрявцева А. Л., Годунова Н. С. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй) (под редакцией Л.Л. Горшковой). - М.: Система ГАРАНТ, 2019. - 644 с.
10 Государственный информационный ресурс бухгалтерской
(финансовой) отчетности [Электронный ресурс]: сайт ФНС России - URL: https://bo.nalog.ru/ (дата обращения: 01.06.2022).
11 Гусева Т.А., К.В., Леташова И.С. Руководство по организации малого и среднего бизнеса: правовые аспекты. - М.: Деловой двор, 2020.
12 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2020 года. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад / А.М. Шестоперов. - М., 2020. - 38 с.
13 Карасев А. В. Новые организационные формы управления предприятием в рыночных условиях. - М.: ЮНИТИ, 2021. - 364 с.
14 Кожарский В. В. Анализ издержек обращения в торговле // Планирование и анализ хозяйственной деятельности, 2018, № 1. - 332 с.
15 Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / Л.И. Кравченко. - М.: Новое знание, 2018. - 544 с.
16 Крупнейшие компании розничной торговли в России, рейтинг компаний [Электронный ресурс].: Бизнес - Каталог Профессионалы рынка. - URL:https://www.oborudunion.ru/russia/company/torgovlya-roznichnaya(дата обращения: 15.06.2022).
17 Кучеренко, О.В. Планирование в системе управления издержками
обращения торгового предприятия [Электронный ресурс] / О.В. Кучеренко // Журнал Сибирский торгово-экономический журнал. - 2021. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/planirovanie-v-sisteme-upravleniya-izderzhkami-obrascheniya-torgovogo-predpriyatiya(дата обращения: 01.06.2022).
18 НДС в розничной торговле [Электронный ресурс]: сайт - URL: https://www.b-kontur.ru/enquiry/954-nds-v-roznichnoy-torgovle#(дата обращения: 29.05.2022).
19 Общая система налогообложения [Электронный ресурс]: сайт - URL: https://www.klerk.ru/buh/articles/513044/(дата обращения: 29.05.2022).
20 ООО "Русский Разгуляйка" [Электронный ресурс].: сайт - URL: https://xn—8sbaltdhechj6ceja4ak1t.xn--p1ai/(дата обращения: 01.06.2022).
21 Основные направления улучшения финансового состояния торговых организаций [Электронный ресурс] / Н.К.Васильева // Статья - 2020. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-uluchsheniya-finansovogo-sostoyaniya-torgovyh-organizatsiy (дата обращения: 15.06.2022).
22 Особенности функционирования торговой организации [Электронный
ресурс] / Б.М.Мусаева // Статья - 2021. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-funktsionirovaniya-torgovoy-organizatsii(дата обращения: 10.06.2022).
23 Потребление товаров [Электронный ресурс].: Бюллетень о текущих
тенденциях российской экономики. - URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-
Publications/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82 web(1).pdf(дата обращения: 15.06.2022).
24 Правила ведения бухгалтерского учета в торговле [Электронный
ресурс].: сайт - URL: https://nalog-
nalog.ru/buhgalterskij uchet/vedenie buhgalterskogo ucheta/pravila vedeniya buhgalterskogo ucheta v tor govle/(дата обращения: 10.06.2022).
25 Прушковский, Л.В. Оценка системы качества торгового обслуживания
на предприятиях и ее обоснование [Электронный ресурс] / Л. В. Прушковский // Журнал Научный результат. Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - 2018. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenkasistemy-kachestva-torgovogo-
obsluzhivaniya-na-predpriyatiyah-riteyla-i-ee-obosnovanie (дата обращения:
01.06.2022).
26 Розничная торговля (рынок России) [Электронный ресурс].: Статья. - URL:https://www.tadviser.ru/a/126411 (дата обращения: 29.05.2022).
27 Роль учета поступления и продажи товаров в организациях торговли [Электронный ресурс] / Р.З.Бабаханов // Журнал Вестник науки. - 2020. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ucheta-i-audita-postupleniya-i-prodazhi-tovarov-v-organizatsiyah-torgovli(дата обращения: 01.06.2022).
28 Рост товарооборота в новых условиях развития экономики
[Электронный ресурс] / И.Х.Сетдеков // Статья - 2022 г. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7rost-tovarooborota-v-novyh-usloviyah-razvitiya-ekonomiki (дата обращения: 15.06.2022).
29 Сборник Торговля в России [Электронный ресурс].: Федеральная
служба государственной статистики. - URL:
http://www.gks.ru/free doc/doc 2018/torg18.pdf(дата обращения: 01.06.2022).
30 Сервис проверки и анализа российских контрагентов [Электронный ресурс]: Общество с ограниченной ответственностью «Русский Разгуляйка» - URL:https://www.rusprofile.ru (дата обращения: 15.06.2022).
31 Современные тенденции маркетинга розничных торговых предприятий
[Электронный ресурс].: Журнал практический маркетинг. - URL:
https://www.cfin.ru/press/practical/2012-11/01.shtml(дата обращения: 01.06.2022).
32 Статистика предприятий розничной торговли [Электронный ресурс].: Федеральная служба государственной статистики. - URL:http://www.gks.ru(дата обращения: 01.06.2022).
33 Тенденции развития торговли в регионах в условиях пандемии
коронавируса [Электронный ресурс] / Е.В.Репаринцева // Журнал Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии - 2021. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-torgovli-v-regionah-v-usloviyah-pandemii-koronavirusa(дата обращения: 15.06.2022).
34 Толпегина, О.Л. Анализ прибыли: теория и практика исследования [Электронный ресурс] / О.Л. Толпегина // Журнал Экономический анализ: теория и практика - 2018. - URL: httpsV/cyberleninka.ru/article/n/analiz-pribyli-teoriya-i- praktika-issledovaniya (дата обращения: 15.06.2022).
35 Торговля в России [Электронный ресурс].: Федеральная служба
государственной статистики. - URL:
https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13233(дата обращения: 01.06.2022).
36 Управление издержками обращения торговых организаций
[Электронный ресурс] / Т.Е.Фасенко // Статья - 2019. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-izderzhkami-obrascheniya-torgovyh-organizatsiy (дата обращения: 15.06.2022).
37 Учет и анализ товаров в розничной торговле [Электронный ресурс] / Л.М.Шаханова // Статья - 2021. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n7uchet-i-analiz-tovarov-v-roznichnoy-torgovle(дата обращения: 01.06.2022).
38 Анализ факторов, влияющих на прибыль предприятия /
Е.В.Романовская А.В.Захарова // Московский Экономический Журнал- 2020. - C. 7-15.
39 Федеральный закон "Об основах государственного регулирования
торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ:[сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 95629/(дата
обращения: 15.06.2022).
40 Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы».от
15.11.2019 № 180н // Минфин России Официальный сайт: [сайт]. - URL:
https ://minfin. gov.ru/ru/document/?id 4=133539federalnyi standart bukhgaltersko go ucheta fsbu 52019 zapasy(дата обращения: 15.06.2022).
41 Финансовый анализ по данным отчетности [Электронный ресурс]
Бухгалтерский учет, налоги, аудит. - URL: https://www.audit-
it.ru/finanaliz/terms/analysis/altman z model.html(дата обращения: 01.06.2022).
42 Экономическая сущность и значение товаров в организациях розничной торговли [Электронный ресурс] / О.М.Воронько // Статья - 2018. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-suschnost-i-znachenie-tovarov-v-organizatsiyah-roznichnoy-torgovli (дата обращения: 01.06.2022).