Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования клиентского опыта 8
1.1 Моделирование потребительского поведения 8
1.2 Аспекты формирования и управления клиентским опытом 20
1.3 Формирование клиентского опыта на рынке онлайн-продаж 35
2 Исследование практики управления клиентским опытом на рынке онлайн-
продаж 43
2.1 Исследование рынка онлайн-продаж 43
2.2 Анализ практических инструментов формирования клиентского
опыта на рынке онлайн-продаж 52
2.3 Исследование поведения потребителей на рынке онлайн-продаж 60
3 Разработка рекомендаций по управлению клиентским опытом на рынке
онлайн-продаж 70
3.1 Алгоритм управления клиентским опытом на рынке онлайн-продаж .. 70
3.2 Система цифровых инструментов управления клиентским
опытом на рынке онлайн-продаж 78
3.3 Ключевые метрики оценки результативности работы системы
управления клиентским опытом 91
Заключение 99
Список использованных источников 104
Актуальность исследования. В современных условиях трансформации потребительского поведения и высокой конкуренции инвестиции в управление клиентским опытом становятся важным аспектом для достижения устойчивого роста бизнеса. Компании все больше ориентируются на удовлетворение потребностей своих клиентов, предвосхищая их запросы, и создание положительного опыта взаимодействия с брендом.
Качество опыта клиента имеет большое значение для успеха бизнеса, включая повторные покупки, лояльность и рекомендации. Управление клиентским опытом в онлайн-торговле включает в себя такие аспекты, как удобство сайта, качество обслуживания, скорость доставки и возможность возврата товара. Исследование клиентского опыта на рынке онлайн-продаж помогает понять характер спроса, определить причины изменения популярности товаров, выявить конкурентные преимущества компаний, оценить потенциал для развития и в целом необходимо для разработки маркетинговых стратегий и принятия решений о расширении бизнеса в данной сфере.
Управление клиентским опытом играет ключевую роль в успешном функционировании бизнеса, особенно в сфере онлайн-торговли, где может обеспечить преимущество перед конкурентами и укрепить лояльность клиентов, поможет снизить затраты на маркетинг и рекламу, так как положительный опыт клиентов приводит к бесплатной рекламе через отзывы и рекомендации. В свете динамичного развития онлайн-рынка исследование этой отрасли в настоящее время является актуальным и востребованным. Для создания стратегий, направленных на улучшение клиентского опыта и удовлетворенности клиентов в онлайн-сфере, исследователям и управленцам необходимо иметь понимание основ управления клиентским опытом: фреймворк для изучения взаимодействия между компанией и клиентами, инструменты и методы управления, способствующие созданию конкурентных преимуществ и повышению прибыльности бизнеса.
Цель исследования: разработать рекомендации по управлению клиентским опытом и обосновать необходимость их внедрения в управленческую практику компаний, занимающихся онлайн-продажами, с целью увеличения ценности предлагаемых товаров и услуг для потребителей и повышения конкурентоспособности бизнеса.
Задачи исследования:
- изучить подходы к моделированию потребительского поведения;
- изучить аспекты формирования и управления клиентским опытом, в том числе на рынке онлайн-продаж;
- исследовать рынок онлайн-продаж;
- проанализировать практические инструменты формирования клиентского опыта на рынке онлайн-продаж;
- исследовать поведение потребителей на рынке онлайн-продаж под воздействием применяемых на данный момент практических инструментов;
- разработать рекомендации по управлению клиентским опытом на рынке онлайн-продаж;
- разработать алгоритм управления клиентским опытом на рынке он- лайн-продаж;
- предложить систему цифровых инструментов управления клиентским опытом на рынке онлайн-продаж и предложить ключевые метрики оценки результативности работы системы управления клиентским опытом.
Объект исследования: рынок онлайн-продаж.
Предмет исследования: подходы к управлению клиентским опытом на рынке онлайн-продаж.
Степень изученности проблемы. Управление клиентским опытом - актуальная тема для компаний разных отраслей и сфер деятельности с практической точки зрения, а также является важным направлением теоретических исследований в различных науках. Среди отечественных и зарубежных авторов, занимающихся изучением реализации бизнес-стратегий в части управления клиентским опытом, можно отметить следующих представителей научного сообщества и бизнес-практиков: Раздольную И.В., Яковлеву Л.Р., Волобуева А.А.,Захарову И.А., Головачеву К.С., Макарову О.В., Сержантова А.А., Орлову М.В., Собина А.А., Прядохину И.В., Прищенко Е. А. , Андрееву С.В. , Борисова С.А., Хачатурова-Тавризян Е.А. , Johnston R., Kong X. , Дью Р. Исследователи отмечают актуальность разработки стратегий управления клиентским опытом компаниями, важность клиентоцентричного подхода при выработке бизнес-стратегий, опирающегося на создание ценностного предложения для клиентов и формирование положительного клиентского опыта; выделяют инструменты управления клиентским опытом - Аватары клиентов, Карты пути клиентов, системы управления взаимоотношениями с клиентами, платформы данных о заказчиках; акцентируют внимание на необходимости интеграции клиентских метрик во все процессы деятельности компаний. Подчеркивается, что улучшение клиентского опыта способствует увеличению удовлетворенности клиентов, их лояльности и общей доходности компаний...
Во введении обосновывается важность исследования, формулируются цели и задачи, определяются предмет и объект исследования, а также отмечается научная оригинальность и практическая значимость работы.
В первом разделе исследованы теоретические аспекты формирования клиентского опыта:
1) Рассмотрены подходы к моделированию потребительского поведения, изучены модели поведения потребителей, определена роль управления потребительским поведением в рамках стратегического планирования.
2) Выявлены аспекты формирования и управления клиентским опытом, определены инструменты управления клиентским опытом, изучены элементы процесса управления клиентским опытом и его уровни.
3) Исследованы особенности поведение потребителей в цифровой среде, изучен применяемый инструментарий для оценки потребительского опыта на рынке онлайн-продаж, определены ключевые аспекты формирования клиентского опыта на рынке онлайн-продаж.
Во втором разделе проведено исследование практик управления клиентским опытом на рынке онлайн-продаж.
1) Проанализирован рынок онлайн-продаж. В России рынок интернет- торговли демонстрирует стабильный рост и является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. В 2022 г. объем онлайн- торговли в России составил около 3,5 трлн руб. и увеличился на 47 % по сравнению с предыдущим годом. Одним из главных факторов роста интернет-торговли в России является увеличение числа пользователей интернета и их доверие к онлайн-покупкам. По данным ВЦИОМ, в 2022 г. более 90 % россиян пользовались интернетом, а около 70 % из них совершали онлайн- покупки. Сам по себе рынок интернет-торговли в России развивается согласно тем же общемировым тенденциям, но отличительными чертами из них являются следующие: развитие мобильной торговли; интернет-торговля значительно опережает рост розничной торговли; рост продаж в социальных медиа. Рынок онлайн продаж в России сталкивается с рядом проблем и вызовов, которые могут повлиять на его развитие: логистика; развитие собственных торговых марок (СТМ); конкуренция на маркетплейсах продолжит расти; информационная безопасность и ужесточение регулирования. Несмотря на вышеупомянутые проблемы, рынок e-commerce в России продолжает развиваться
2) Проанализированы практические инструменты формирования клиентского опыта на рынке онлайн-продаж и определены показатели оценки управления клиентским опытом. Рассмотрены стратегии, возникающие на фоне изменений процесса покупок товаров и услуг на фоне сверхактивного роста цифровизации компаний.
3) Исследовано поведение потребителей на рынке онлайн-продаж под воздействием применяемых на данный момент практических инструментов;
В третьем разделе были разработаны рекомендации по управлению клиентским опытом на рынке онлайн-продаж:
1) Разработан алгоритм управления клиентским опытом на рынке он- лайн-продаж.
2) Разработана система цифровых инструментов управления клиентским опытом на рынке онлайн-продаж, рассмотрены основные преимущества использования цифровых инструментов управления клиентским опытом.
3) Оценены ключевые метрики оценки результативности работы системы управления клиентским опытом. Определено, что система сквозной аналитики играет ключевую роль в понимании и оптимизации клиентского опыта.
Во заключении представлены основные результаты исследования, в том числе основные положения, выносимые на защиту...
1 Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - С. 35.
2 Дью Р., Ален С. Клиентский опыт: как вывести бизнес на новый уровень. - Альпина (Москва). - 2020. - 271 с.
3 Разумовская А. Маркетинг услуг. Настольная книга маркетолога практика/ А. Разумовская. - М: Вершина. 2007. - С. 99.
4 Траектории конкурентоспособности науки, социальной сферы и
экономики: [колл. моногр.] / [колл. авт.]; под общ. ред. Е.Г. Жулиной. - Энгельс: ИНИРПК, 2022. - С. 56-72. - URL:
https://elib.pnzgu.ru/files/eb/image/th_URX0dkhNQBl.pdf (дата обращения: 02.02.2024)
5 Шмитт Б. Эмпирический маркетинг: как заставить клиента чувствовать, думать, действовать, а также соотносить себя с вашей компанией / Пер. с англ. К. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 400 с.
6 Андреева С.В. Управление клиентским опытом в некоммерче
ских организациях // Практический маркетинг. - 2020. - № 11(285). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-klientskim-opytom-v-
nekommercheskih-organizatsiyah (дата обращения: 05.06.2024).
7 Борисов С.А., Хачатуров-Тавризян Е.А. Цифровизация методов
управления клиентским опытом // Успехи в химии и химической технологии. - 2021. - № 1(236). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-metodov-upravleniya- klientskim-opytom (дата обращения: 04.06.2024).
8 Васильева Е. В. Принципы перехода государственной службы на
омниканальную цифровую стратегию // Вестник ГУУ. - 2020. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-perehoda-gosudarstvennoy-
sluzhby-na-omnikanalnuyu-tsifrovuyu-strategiyu (дата обращения:
05.06.2024).
9 Головачева К.С., Макарова О.В. CX-трансформация Tele2: от
дискаунтера к лидеру клиентского сервиса // Вестник Санкт- Петербургского университета. Менеджмент. - 2022. - № 3. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/cx-transformatsiya-tele2-ot-diskauntera-k- lideru-klientskogo-servisa (дата обращения: 05.06.2024).
10 Захарова И.А. Управление клиентским опытом на основе ценности // Креативная экономика. - 2023. - Том 17. - № 4. - С. 1461-1476. - doi: 10.18334/ce.17.4.117563.
11 Зинченко С.В., Гордеев Л.А. Алгоритм управления клиентским опытом // Экономика и предпринимательство. - 2023. - № 8 (157). - С. 1426-1429. DOI: 10.34925/EIP.2023.157.8.270.
12 Зинченко С.В., Бижанова Е.М., Мухина М.Н. Соседский центр
как фактор повышения потребительской ценности жилого комплекса // Экономика и предпринимательство. - 2023. - №6 (155). - URL:
http://www.intereconom.com/component/content/article/475.html (дата обращения: 02.02.2024).
13 Кручинина В.В., Андриянова М.В. Актуальные тенденции циф
ровой трансформации клиентского сервиса // Инновации и инвестиции. - 2020. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZaktualnye-tendentsii-
tsifrovoy-transformatsii-klientskogo-servisa (дата обращения: 05.06.2024).
14 Кюркчу Ю. Инструментарий анализа данных о клиентах // E-Scio. - 2020. - №4 (43). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumentariy- analiza-dannyh-o-klientah (дата обращения: 05.06.2024).
15 Нигай Е.А., Кошевая Е.С. Специфика формирования системы
взаимодействия с клиентом организации в условиях цифровизации экономики и бизнеса // ЭТАП. - 2021. - №4. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-formirovaniya-sistemy- vzaimodeystviya-s-klientom-organizatsii-v-usloviyah-tsifrovizatsii-ekonomiki- i-biznesa (дата обращения: 11.06.2024)...44