ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «творческие способности» и особенности их развития в дошкольном возрасте 7
1.2. Средства и методы развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Значение народной игры для развития творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАРОДНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Содержание работы по использованию народных игр как средства
развития творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста 38
2.3. Анализ эффективности использования народных игр в работе по
развитию творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Дошкольный возраст - самый оптимальный период для проявления первых творческих экспериментов, формирования и закладки способностей для дальнейшего развития и определения себя в жизненной позиции и социуме.
Важность развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста особо подчеркивается в ФГОС ДО, где сказано, что одной из задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром [29]. В свою очередь, программа дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, должна быть направлена «на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для развития его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» [29].
Творчество нельзя не назвать главным элементом развития личности дошкольников, при котором формирование личности зависит от влияния взрослого на ребенка с раннего детства. Огромная роль в этой связи принадлежит игровой деятельности. Это обусловлено тем, что игровая деятельность в дошкольном возрасте - это основа становления личности детей старшего дошкольного возраста. На современном этапе дошкольная педагогика предусматривает сочетание игровой деятельности с развитием творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [5].
К вопросам развития творческих способностей в детском возрасте обращались Л.А. Венгер, А.Н. Лук, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др. Вопрос о творчестве детей, о развитии у них творческих способностей и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка наиболее подробно рассматривается в трудах Л.С. Выготского. Игра как ведущая деятельность дошкольника анализируется в трудах А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Н. Рубинштейна, А.П. Усовой и др.
Часто воспитатели в старшей группе не выделяют необходимого времени для игр, не заботятся о создании соответствующей среды. В итоге игровая деятельность старших дошкольников становится фрагментарной, однообразной, что не способствует развитию творческих способностей детей.
Одним из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста может стать народная игра. Народные игры для дошкольников - это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. В народной игре заложены традиции народного творчества, поэтому их использование в воспитательно-образовательном процессе может стать основой для эстетического воспитания ребенка, приобщения его к национальной культуре, что, на наш взгляд, способствует повышению уровня развития творческих способностей дошкольников. Особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, стоящих на пороге новой, школьной, жизни. Этот возраст многие ученые определяют как самый податливый для педагогического воздействия, так как у ребенка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, происходящему вокруг, зато степень принятия, «впитывания» чрезвычайно высока. Все сказанное позволяет нам считать тему нашего исследования достаточно актуальной.
Объект исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: народные игры как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования народных игр как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...
Дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Одной из задач дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.
Огромная роль в развитии творческих способностей принадлежит игровой деятельности. Это обусловлено тем, что игровая деятельность в дошкольном возрасте - это основа становления личности. На современном этапе дошкольная педагогика предусматривает сочетание игровой деятельности с развитием творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В первой главе нашего исследования мы проанализировали имеющиеся психолого-педагогические и методические работы по данной теме и пришли к выводу, что к творческим способностям относятся способности, благодаря которым человек может создавать что-то новое, нестандартное. Такие способности требуют мыслительной активности, развитого интеллекта, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Творческие способности начинают развиваться в дошкольном возрасте, особенно в художественных видах деятельности, в том числе музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, художественно-речевой и других. В своей работе по развитию творческих способностей детей воспитатель может использовать словесные, наглядные и практические методы. Воспитательнообразовательный процесс детей дошкольного возраста должен строиться как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и непрерывный рост его творчества и самостоятельности.
Применение народных игр в воспитательно-образовательном процессе ДОО не только приобщает детей к традициям и истокам народной культуры, но и может стать одним из средств развития творческих способностей. Использование народных игр способствует развитию умений ребенка создавать игровые образы, развивает творческую индивидуальность, музыкальный вкус, формирует красоту речи, укрепляет коммуникативные качества, прививает любовь к народной культуре, традициям.
Вторая глава нашего исследования посвящена экспериментальной работе, направленной на развитие творческих способностей старших дошкольников средствами народных игр и организованной на базе МБДОУ детский сад «Колосок» с. Чаадаевка Городищенского района Пензенской области. В исследовании принимали участие 18 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Цель констатирующего этапа заключалась в выявлении уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели были использованы методики «Странная картинка», разработанная В.Б. Синельниковым,
В.Т. Кудрявцевым, «Сочини сказку», «Выразительное движение»,
предложенные Е.В. Котовой, С.В. Кузнецовой.
Анализ данных по методике «Странная картинка» показал, что у 1 ребенка старшего дошкольного возраста развитие умения творчески преобразовать изображение находится на очень низком уровне, у 4 детей развитие данного умения соответствует низкому уровню, у 11 дошкольников - средний уровень, у 3 детей - высокий уровень. Анализ данных по методике «Сочини сказку» показал, что у 7 детей старшего дошкольного возраста развитие умения сочинять сказку на заданную тему находится на низком уровне, у 4 детей - на среднем уровне, у 3 детей - на высоком. Анализ данных по методике «Выразительное движение» продемонстрировал, что у 3 детей старшего дошкольного возраста развитие развития способности к образному перевоплощению находится на очень низком уровне, у 6 детей развитие данного умения соответствует низкому уровню, у 8 дошкольников - среднему уровню, у 2 детей - высокому...
1. Астраханцева Т.Н. Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары, 2020. - 190 с.
2. Артемова Л.В. Народные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 2019.- 127 с.
3. Васильева М.О., Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №2. - С. 9-16.
4. Вергелес Г.И. Развитие творческих способностей как проблема педагогической психологии. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2009. №100. - [Электронный ресурс]. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie- obschih-tvorcheskih-sposobnostey-kak-problema-pedagogicheskoy-psihologii (дата обращения: 07.06.2022).
5. Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива. Z Под ред. В.Г. Хроменок. - Рязань: РГПИ, 2017. - 358 с.
6. Воробьева Д.И. Гармония развития: интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. - СПб.: ЛГОУ, 2018. - 112 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте психол. очерк: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
8. Гришина Г.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. ZZ Управление ДОУ. - 2021. - №1. - С. 14-18.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретич. и эксперимент. психол. исслед.: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2017. - 288 с.
10. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 4. - С. 10-14.
11. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Академия, 2018. - 216 с.
12. Дьяченко Т.В. Развитие творческих способностей посредством приобщения к культуре родного края. / Т.В. Дьяченко, Е.В. Панферова. // Молодой ученый. - 2016. - № 13.2 (117.2). - С. 30-32.
13. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №3. - С. 21-27.
14. Игра дошкольника. / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.:
Просвещение, 1989. - 286 с.
15. Капица Ф.С. Русский детский фольклор: учебное пособие для студентов вузов. / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 320 с...42