Ввведение 3
1 Теоретические аспекты пенсионной системы Российской Федерации 5
1.1 История развития пенсионной системы Российской Федерации 5
1.2 Сущность, роль и основные функции деятельности пенсионной системы
Российской Федерации 14
1.3 Практика пенсионного обеспечения: зарубежный и российский опыт .... 18
1.4 Проблемы пенсионного обеспечения 30
2 Анализ финансирования пенсионной системы РФ на примере УПРФ по
Советскому району г. Красноярска 38
2.1 Характеристика УПРФ в Советском районе г. Красноярска 38
2.2 Порядок составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета
УПФР 43
2.3 Анализ источников финансирования и расходов УПФР в Советском
районе г. Красноярска 48
3 Пути совершенствования механизма пенсионной системы РФ на примере
УПФР в Советском районе г. Красноярска 60
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложение А. Количество сотрудников после реорганизации
Пенсионная система считается одной из самых важнейших составляющих системы социальных гарантий населения. Данная система обеспечивает нетрудоспособных граждан любой страны при наступлении старости или же инвалидности, и является значимой в абсолютном большинстве работающего населения, так как за счет ее бесперебойного функционирования осуществляется формирование их дальнейшей «материальной подушки». Слаженное функционирование системы обязательного пенсионного страхования является фундаментом для поддержания социальной стабильности и благополучия общества.
Основные функции пенсионной системы, в силу концентрации в ней значительных объемов финансовых ресурсов, заключаются в урегулировании и сглаживании процесса их потребления с течением времени и непосредственно в сокращении значения показателя бедности населения. Это выражается в материальной поддержке тех слоев населения, которые в силу различных обстоятельств не имеют постоянного дохода.
Главным затруднением функционирования пенсионной системы является длительная невозможность сформировать оптимальную модель института пенсионной защиты, который бы в свою очередь стал эффективно функционировать в условиях рыночной экономики и выполнять задачи, отводимые ему в обществе.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы является то, что в силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях страны современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его финансово-бюджетной сфере, оказывая значительное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов на региональном и местном уровне, а также на сбалансированность финансовой системы государства в целом.
Объектом исследования является УПФР в Советском районе г. Красноярска.
Предметом исследования - рассмотрение источников финансирования УПФР, расходования его средств.
Целью данного исследования является изучение источников финансирования УПФР и анализ способов сокращения расходования средств на примере УПФР в Советском районе г. Красноярска.
Исходя из намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить историю развития пенсионной системы РФ;
2. Определить теоретические аспекты: сущность, роль и основные функции пенсионной системы РФ;
3. Изучить практику пенсионного обеспечения зарубежных стран;
4. Предоставить характеристику рассматриваемого Управления Пенсионного Фонда в городе Красноярске;
5. Произвести анализ финансирования пенсионной системы РФ и ее расходных статей на примере представленного управления;
6. Выявить проблемы формирования проекта бюджета пенсионного фонда РФ;
7. Изучить пути совершенствования механизма пенсионной системы РФ.
В первой главе работы рассмотрены история развития пенсионной системы, теоретические аспекты пенсионного обеспечения страны: сущность, роль и функции, а также опыт зарубежных стран.
Пенсионный фонд является главным механизмом формирования и распределения финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения. Однако, несовершенства механизма, которые чаще всего приводят к дефициту бюджета ПФР, влекут за собой необходимость преобразования финансирования пенсионной системы. Данные преобразования происходят за счет реорганизации Управлений Пенсионного фонда Российской Федерации.
Во второй главе была рассмотрена характеристика УПФР в Советском районе г. Красноярска. УПФР в Советском районе входит в структуру Пенсионного фонда РФ (далее - ПФР) и непосредственно подчиняется Отделению Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю (далее - Отделение), управление является правопреемником соответствующего органа социальной защиты населения в части назначения (перерасчета) государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
УПФР в Советском районе является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Управление имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием, а также фирменные бланки, штампы.
Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе и ПФР, регламентирован ст. 145 БК РФ. Органы управления ПФР составляют проект бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Проект вносится в установленном порядке в Правительство РФ.
Проект бюджета формируется в соответствии с классификацией видов расходов бюджета и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемая с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.
При проведении вертикального и горизонтального анализа бухгалтерского баланса за 2018-2020 гг. замечено динамичное снижение валюты баланса или же стоимости имущества Управления.
Снижение основных средств привело к падению уровня нефинансовых активов. Также наблюдается ежегодный рост расходов будущих периодов.
Подводя общие итоги, можно сказать, что собственных источников финансирования, складывающихся непосредственно из доходов от деятельности УПФР не хватает на покрытие всех его расходов. Основную часть доходов УПФР Советского района получает за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и страховых взносов. Самыми объемными статьями расходов являются: Заработная плата, начисления на заработную плату, аренда и пользование имуществом. Нерациональность использования денежных средств наблюдается только в показателе «Услуги по содержанию имущества» характеризующаяся превышением утвержденной суммы.
Исполнение всей выделенной суммы в 2019 и 2020 году происходит с остатком денежных средств. Это является положительным результатом деятельности, так как УПФР не выходит за рамки выделенных денежных средств из бюджета страны. Отклонения в исполнении большинства статей расходов в 2020 году связаны со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране и в мире.
В третьей главе были рассмотрены пути совершенствования механизма финансирования пенсионной системы, через сокращение затрат по главным расходным статьям, путем реорганизации численности сотрудников и территориальных органов ПФР на примере УПФР в Советском районе г. Красноярска.
Сокращение численности специалистов позволяет увеличить фонд заработной платы и уменьшить статью расходов «Заработная плата».
Сокращение территориальных органов позволяет уменьшить затраты на аренду помещений и пользование имуществом.
Говоря в общем, данная реорганизация оказывает положительное влияние, позволяя сократить самые объемные статьи расходов.
1 Бюджетный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон №145-ФЗ от 11.06.2021 в ред. от 08.12.2020. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
3 Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» URL:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34419/
4 Федеральный закон от от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34443/
5 Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ (последняя редакция) «О
дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_76593/
6 Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156541/
7 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
[электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» URL:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156525/
8 Федеральный закон от 11 декабря 2018 года №462-ФЗ «О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2018. -№51. - ст. 7859.06 утверждении Правил обязательного медицинского страхования: Приказ Минздрава России от 28.02.2019г. № 108н [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru/
9 Федеральный Закон от 02.12.2019 N 385-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период
2021 и 2022 годов»
10 Федеральный закон от 28 ноября 2020 года №432-Ф3 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период
2022 и 2023 годов» // СЗ РФ. - 2020. - №49. - ст. 7504
11 Федеральный закон РФ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»
12 Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» 15 декабря 2001г. - № 166
13 Федеральный закон РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»
14 Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» 210-ФЗ. (Внёс дополнения в 27-ФЗ в части представления документов в органы ПФР в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг)
15 Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ»
16 Постановление от 15 мая 1929 года Совета народных комиссаров СССР «Об обеспечение в порядке социального страхования по случаю старости» [электронный ресурс]: // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL:http ://www.libussr.ru/ doc_ussr/ussr_3570.htm
17 Постановление Правления ПФР от 29.04.2011 №142п «Об утверждении Регламента по установлению и выплате пенсий территориальными органами Пенсионного Фонда РФ»
18 Закон от 14 июля 1956 года Союза советских социалистических республик «О государственных пенсиях» [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=396#008487965890088134
19 Закон от 15 июля 1964 года Союза советских социалистических республик «О пенсиях и пособиях членам колхозов» [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=364#07591960096151402
20 Закон СССР от 01.08.1989 N 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
21 Закон РСФСР от 20 ноября 1990 «О государственных пенсиях в РСФСР» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
22 Декрет от 31 октября 1918 года Совета народных комиссаров РСФСР «Положение о социальном обеспечении трудящихся» [электронный ресурс]: // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=4478#034854 61268456721
23 Постановление Правления ПФР от 29.04.2011 №142п «Об утверждении Регламента по установлению и выплате пенсий территориальными органами Пенсионного Фонда РФ»
24 Распоряжение Правления ПФР от 5 мая 2021 г. № 273р «По формированию проекта отдельных расходов на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ПФР на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
25 Распоряжение Правления ПФР от 4 мая 2021 г. № 270р «Нормативные затраты на обеспечение функций территориальных органов ПФР»
26 Перечень государственных услуг, представляемых ПФР,
утвержденный Правлением ПФР от 12 июля 2018 г. № 352р.
27 Отчет ОПФ РФ за 2019 год [сайт]. -
URL:http://www.pfrf.ru/press_center/annual_report/
28 Положение об УПФР в Советском районе г. Красноярска.
29 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно- тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов [Электронный ресурс]: письмо Минфина России. - Минфин России. - Москва.
- 2021. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document/7id_4M3 1644osnovnye_napravleniya_byudzhetnoi_nalogovoi_i_tamozhennotarifnoi_politiki _na_2021_god_i_na_planovyi_period_2022_i_2023_godov
30 Россия в цифрах. 2020: Крат.стат.сб. / М.: Росстат, 2020. - 549 с.
31 Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://pfr. gov.ru/
32 Матвеев Д. А. Проблемы Пенсионного фонда России / Д.А. Матвеев // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 299-301.
33 Прохоренко Ю.И., Русских А.В. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - Том 7.
- №1. - С.259-263.
34 Разумовская Т.В., Евтушенко Е.А. Основные проблемы государственного пенсионного обеспечения в РФ / Т.В. Разумовская, Е.А. Евтушенко // Электронный вестник Ростовского социально -экономического института. - 2016. - №1. С.52-59.
35 Григорьев И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И.В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт. 2019. 428 с.
36 Хмыз О.В. Государственные и негосударственные пенсионные фонды: какой выбрать? // Финансы. - 2016. - № 11. -С. 54-59.
37 Галимова И.В. Пенсионное обеспечение населения России / И.В. Галимова // Инновационная наука. -2016. - №5. - С. 45-46.
38 Клепач, Е. В. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации в 2012-2019 годах / Е. В. Клепач. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (58). — С. 352-354.
39 Романычев, И.С. Механизмы и критерии оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания / И.С. Романычев // Приволжский научный вестник. - 2012. - № 3. - С.64.
40 Чирг Д.Н., Чермит З.А. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации, проблемы и пути его совершенствования / Д.Н. Чирг, З.А. Чермит // Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса. - 2016. - С. 120-122.
41 Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации: федеральный закон от 1.01.2015 № 442-ФЗ // Консультант: справочная система.
42 Левшина В.В., Трошкова Е.В. Система менеджмента качества: инновационный проект. -Монография.-Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017.-160 с.
43 Лавлок, К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия / К. Лавлок. - М.: Изд-во «Вильямс», 2007. - 108 с.
44 Леонова, Т.Н. Процессная модель затрат на качество в организации / Леонова Т.П., Бабарин М.С. - Текст: непосредственный // Век качества. - 2014. - № 2. - С. 14-19.
45 Голобуцкий А., Шевчук О. Электронное правительство. - М.: Знание, 2007
46 Долотов В. А. О признаках финансовой устойчивости пенсионной системы// Финансы. - 2020.-№5.
47 Романычев, И.С. Механизмы и критерии оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания / И.С. Романычев // Приволжский научный вестник. - 2012. - № 3. - С.64.
48 История пенсионной реформы России, Синявская О.В. [электронный ресурс] // История новой России. URL: http://www.ru- 90.га/соП:епЕсинявская- ов-история-пенсионной-реформы-в-россии
49 Цветова М. Нескончаемая пенсионная реформа. Интернет - издание Личные деньги - 24.10.2020 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.personalmoney.ru/default.asp
50 Мусалимов Е. Ш. Социальное обеспечение в России и Франции: сравнительный анализ // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 401-403. — URL https://moluch.ru/archive/84/15730/
51 Портал государственных услуг www.gosuslugi.ru
52 «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно¬тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (утв. Минфином России)