ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Сущность понятия «творческие способности» 9
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Изобразительное искусство как основа творческого развития детей
старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста средствами изобразительного
искусства 39
2.3. Результаты экспериментальной работы по развитию творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Проблема развития творческих способностей в настоящее время является одной из наиболее существенной как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах дошкольного образования. На первый план выступает личность ребенка, раскрытие его творческого потенциала, учет его индивидуальности, создание условий для гармоничного развития. Многие педагогические и психологические работы указывают на обязательность занятий изобразительным творчеством для полноценного умственного и эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования важной задачей является раскрытие творческих способностей ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста. Согласно ФГОС ДО, содержание образовательной работы должно быть направлено на развитие у детей ценностно-смыслового восприятия и знания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношения к миру; формирование представлений о видах искусства; формирование позитивных установок к различным видам творчества, а также на развитие таких целевых ориентиров, как проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творческих способностей [37].
Развитие творческих способностей личности является более эффективным в зависимости от того, насколько рано начинается данный процесс. В связи с этим, на современном этапе довольно большое число исследований посвящено развитию творческих способностей дошкольников, которые рассматриваются в разных аспектах. Вместе с тем, эта проблема не утрачивает своей актуальности, что, на наш взгляд, связано с ее сложностью, отсутствием комплексного подхода к рассмотрению механизмов, методов и приемов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Творческие способности представляют собой синтез индивидуально - психологических особенностей личности и новых качественных состояний, которые возникают в процессе новой для индивида деятельности, что приводит к ее успешному выполнению и появлению нового (субъективно или объективно) продукта, в качестве которого может выступать идея, художественное произведение, предмет и т. д.
Проблема развития творческих способностей чрезвычайно важна и остра именно на уровне дошкольного детства, поскольку именно в этот период формируются предпосылки для их развития. Л.С. Выготский, Н.В. Захарюта, Т.С. Комарова и другие отмечают, что в дошкольном возрасте у ребенка формируются навыки самостоятельной творческой деятельности. В частности, это проявляется в художественно-творческой деятельности, например, в том, что дети уже могут создавать оригинальный замысел, воплощать его в своих рисунках, используют для этого разнообразие усвоенных приемов и способов воображения...
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек (формы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
Творческие способности - это совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение художественно-творческой
деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи в сфере искусства. Художественно-творческие способности являются частью общетворческих способностей. Следовательно, в узком смысле под художественно-творческими способностями следует понимать совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение
изобразительной деятельности, направленной на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи, выходящие за пределы стандартного исполнительства.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста происходит в процессе воспитания установок на творчество, формирования способов и приемов творческой деятельности и при возможности самостоятельного творческого поиска, в условиях развивающей художественноэстетической среды.
Старший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития творческих способностей. Это этап интенсивного психологического развития личности, так как происходят прогрессивные изменения во многих сферах сознания, совершенствуются психические процессы, активно развиваются личностные качества, на их основе происходит становление способностей и склонностей.
Роль дошкольной образовательной организации в процессе развития творческих способностей огромна. Поэтому основная задача педагога в работе с детьми старшего дошкольного возраста состоит в создании благоприятных условий для развития творческих способностей у старших дошкольников.
Творческое самовыражение детей дошкольного возраста через средства изобразительной деятельности - это целеустремленный высокорезультативный процесс творческого развития ребенка-дошкольника.
Основой творческого развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности являются:
- личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
- развитие способностей к изобразительной деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
- создание художественного образа: личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративносилуэтных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
- синтез искусства для создания художественного образа, атмосфера
эмоционального сопереживания, сотворчества, то есть акцентирование внимания на отдельных видах искусства (доминанта) и моделях синтеза: 1) музыка, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, художественное слово (трехуровневая модель); 2) изобразительное искусство, художественная литература (двухуровневая модель); 3) музыка,
художественная литература, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность (многоуровневая модель);
- изменение структуры педагогического процесса и методов
педагогического руководства.
Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль
советчика, партнера)...
1. Андреева И.А. 30 уроков для развития творческих способностей и воображения. - М.: Современная школа, 2009. - 65 с.
2. Анищенкова А.В. Феномен воображения как важнейший компонент
творческой деятельности. // Гуманизация образования. - 2010. - №1. -
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyber-leninka.ru/article/n/fenomen- voobrazheniya-kak-vazhney-shiy-komponent-tvorcheskoy-deyatelnosti
3. Бабич О.М. Развитие творческих способностей у старших дошкольниковю. / О.М. Бабич, Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар. // Психолог в детском саду. - 2004. - №3. - С. 33-51.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.:
Академия, 2010. - 287 с.
5. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. / В.А. Борзова, А.А. Борзов. - Самара: Дом печати, 1994. - 314 с.
6. Вишня А.С. Формирование творчества дошкольников средствами изобразительного искусства. // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1191-1194. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/114/30151/
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2014. - 536 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2011. - 124 с.
9. Галанов Л.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: Сфера, 2003. - 212 с.
10. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
11. Григорьева О.А., Шинкарева Н.А. Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек 6-го года жизни. // Современная педагогика. - 2015. - №10(35). - С. 62-63.
12. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. -
М.: Скрипторий, 2003. - 80 с.
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб.: Питер Ком, 2009. - 368 с.
14. Дубровина И.В. Психология: учебник для студентов средних педагогических заведений. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
15. Дягилева Н.В. Педагогическая диагностика и развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством: метод. рекомендации. - Екатеринбург, 1993. - 31 с...42