ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА 7
1.1 Сущность, методы и виды развития персонала в организациях 7
1.2 Современные технологии развития персонала в образовательной сфере 19
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ГАПОУ ПО «ПЕНЗЕНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 27
2.1 Характеристика системы управления и кадрового состава в ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж» 27
2.2 Анализ системы развития персонала в ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж» и направления ее совершенствования
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Сегодня не только в кадровом менеджменте, но и в целом на рынке технологии развития персонала приобретают все большее значение. Во многом это обосновано тем, что в результате внедрения системы развития персонала в организациях повышается уровень знаний и компетенций персонала, влияющих на эффективность и успешность их профессиональной деятельности. Кроме того, организации, в которых действуют системы развития персонала, являются более конкурентоспособными по отношению к другим организациям.
Особенно актуальной тема совершенствования системы развития персонала является образовательной сфере. Безусловно, педагогические кадры образовательной организации должны проходить непрерывное обучение и повышение квалификации на протяжении всей карьеры для того чтобы быть компетентными в вопросах преподавания, общения со студентами, работы в коллективе и повышать конкурентоспособность образовательного учреждения. Поэтому внедрение эффективных технологий системы развития персонала в образовательной сфере является стратегически важным для развития учреждений образования.
Непрерывность развития и обучения педагогических кадров также закреплена в Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года.
В связи с этим, актуальность совершенствования системы развития персонала именно в образовательной сфере приобретает на сегодняшний день особенную силу.
Отечественные и зарубежные исследователи во многом рассмотрели и изучили вопросы развития персонала, однако, большая часть исследований носит общий характер, а более узкие вопросы, такие как совершенствование системы развития персонала в образовательной сфере, на сегодняшний день являются не до конца изученными.
В бакалаврской работе использованы работы по теме исследования таких авторов как: Н.А. Александрова, Т.Ю. Базаров, Н.А. Бармакова, В. В. Бирюков, Е.О. Гаспарович, А.П. Егоршин, Т. О. Земцова, А. П. Ильина, А.В. Карпов, А. И. Китаева другие.
Объект исследования: ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж».
Предмет исследования: система развития персонала в образовательной сфере.
Цель бакалаврской работы заключается в исследовании системы развития персонала в образовательной сфере и разработке направлений по ее совершенствованию в ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж».
Задачи бакалаврской работы:
1) рассмотреть сущность, методы и виды развития персонала в организациях;
2) охарактеризовать современные технологии развития персонала в образовательной сфере;
3) дать характеристику системы управления и кадрового состава в ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж»;
4) провести анализ системы развития персонала в ГАПОУ ПО
«Пензенский социально-педагогический колледж» и разработать направления ее совершенствования.
Методы исследования, использованные в бакалаврской работе: анализ литературы и ЛНА, классификация, системный анализ, синтез, глубинное интервьюирование, SWOT-анализ, моделирование.
Структура бакалаврской работы состоит из следующих элементов: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников, приложения.
Развитие персонала представляет собой целенаправленную и непрерывную работу кадрового менеджмента при участии сотрудника по продвижению его по карьерной лестнице, включающую непрерывное обучение, мониторинг знаний, а также развитие его квалификационного статуса. Система развития персонала включает в себя такие элементы как работа с кадровым резервом, обучение, стажировка, ротация, построение индивидуальных карьерных планов и планов развития персонала. Развитие персонала позволяет достичь такого уровня квалификации персонала, который обеспечит решение всех необходимых вопросов по достижению стратегических целей организации.
Современные технологии развития персонала в образовательной сфере включают совокупность разнообразных методов развития персонала, таких как, курсы повышения квалификации, внутриорганизационное обучение, система наставничества, работа с психологом по проработке возникающих профессиональных затруднений, привлечение педагогов к работе профессиональных методических объединений, составление индивидуального плана развития персонала образовательной сферы. При этом переход к индивидуальным планам развития персонала образовательной организации обеспечит учет вариативности индивидуальных особенностей образования каждого сотрудника сферы образования (в том числе уровня базового образования), наличие дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности и др.
Управление Колледжем строится на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. В исследуемой образовательной организации отсутствует кадровый отдел. Руководство и организация кадровой работы в ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж» реализует специалист по кадрам. Средний возраст сотрудников ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж» - 45 лет. По стажу работы штатных сотрудников, следующие показатели: до 5 лет - 36 человек; до 10 лет - 18 человека; до 20 лет - 26 человек; более 20лет - 28 человек. Основная категория сотрудников - педагогические работники. Учебный процесс в колледже осуществляют квалифицированные педагогические кадры. Базовое образование преподавателей соответствует профилю преподаваемых дисциплин. Текучесть персонала имеет неблагоприятные и слишком высокие показатели с растущей динамикой.
Проведя оценку системы развития персонала в ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж» можно сделать вывод о наличии некоторых недостатков данной системы:
1) отсутствует в структуре локальных нормативных актов по управлению персонала Положение об обучении и развитии персонала;
2) не составляются перспективные планы профессионального развития педагогических работников;
3) все процессы и технологии развития персонала в исследуемой организации разрозненные, нет системного подхода.
Направления по совершенствованию управления деловой карьерой персонала включают в себя реализацию следующих мероприятий:
- разработка Положения об обучении и развитии персонала ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж»;
- составление для развития сотрудников перспективных планов профессионального развития педагогических работников;
- проектирование модели управления профессиональным развитием педагогов со стороны системного и процессного подходов.
1. Александрова, Н. А. Основы кадровой политики и кадрового планирования / Н.А. Александрова, Л.И. Васильцова, Н.Б. Фатеева. - Екатеринбург: УрГАУ, 2019. - 228 с.
2. Базаров, Т. Ю. Технология центров оценки персонала: процессы и результаты (практическое руководство) / Т.Ю. Базаров. - М.: Издательство «КноРус», 2018. - 507с.
3. Бармакова, Н.А. Современные методы подбора персонала / Н.А. Бармакова // Кадровик.ру. - 2018. - № 8. - С. 60-64.
4. Бирюков В.В. Управление развитием персонала : учебное пособие / В. В. Бирюков. - Омск : Изд-во ОмГА, 2019. - 168 с.
5. Брюхова, О. Ю. Обучение персонала в современной организации: ориентация на цифровизацию / О. Ю. Брюхова, Н. Н. Старцева // Экономика, предпринимательство и право. - 2023. - Т. 13, № 2. - С. 551-566.
6. Бунатян, А. Н. Оптимальная схема отбора персонала при приеме на работу в организацию / А.Н. Бунатян //Вестник Университета Российской академии образования. - 2019. - № 5. - С. 152-154.
7. Гаспарович, Е.О. Технологии управления развитием персонала: учебно-методическое пособие / Е.О. Гаспарович. - Екатеринбург: УрФУ, 2020.-213с.
8. Дуракова, И.Б. Управление персоналом: отбор и найм: анкеты, графологическая экспертиза, тестирование, профессиональный экзамен, свидетельства, интервью: исследование зарубежного опыта / И.Б. Дуракова. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 2018. - 310 с.
9. Егоршин, А. П. Основы управления персоналом: Учебное пособие / А.П. Егоршин. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 263с.
10. Ильина, А. П. Обучение персонала: значение и развитие / А. П. Ильина, Т. Е. Лебедева, М. П. Прохорова // Актуальные вопросы современной экономики. - 2019. - № 5. - С. 437-442.
11. Карпов, А.В. Технологии управления развитием персонала: учебник / А.В. Карпов, М.В. Клюева, Н.В. Башкин. - М.: Проспект, 2023. - 408 с.
12. Китаева, А. И. Управление развитием персонала через управление по компетенциям / А. И. Китаева // Региональная специфика и российский опыт развития бизнеса и экономики : Материалы XII Международной научно - практической конференции. - Астрахань: Астраханский университет, 2021. - С. 75-79.
13. Коновалова, Н. А. Развитие персонала в организации / Н. А. Коновалова // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами : Сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. - Москва: ЭДЕЛЬВЕЙС, 2021. - С. 309-319.
14. Крысина, К. С. Цель, задачи и направления развития персонала в организации / К. С. Крысина // Аллея науки. - 2022. - Т. 1, № 3(66). - С. 351-355.
15. Кязимов, К. Г. Управление персоналом: профессиональное обучение и развитие: учебник для среднего профессионального образования / К. Г. Кязимов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 202 с....(37)