Введение 3
1 Общие положения о качестве продукции 7
1.1 Понятие качества продукции и его значение 7
1.2 Показатели качества продукции 13
1.3 Подтверждение соответствия в обеспечении качества продукции 17
2 Обеспечение качества продукции, закупаемой для государственных и
муниципальных нужд 27
2.1 Внутренний контроль качества продукции в механизме государственных
закупок 27
2.2 Оценка качества закупаемой продукции 43
3 Ответственность за поставку некачественной продукции 53
3.1 Объем ответственности поставщика за некачественную продукцию53
3.2 Включение в реестр недобросовестных поставщиков как специальная
мера ответственности 59
Заключение 67
Список использованных источников 72
Качеству продукции во всем мире придается огромное значение уже очень много десятилетий. И это неспроста, ведь качество — одна из основополагающих характеристик товара, которая оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений, формирование конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, развитие научнотехнического прогресса, повышение благосостояния населения и многое другое.
Продукцию приобретают не только граждане - потребители, но и государство в лице своих органов и учреждений. Однако способы покупки товаров этими субъектами различные. Государство приобретает продукцию путем размещения госзаказа на поставку и проведения процедуры закупки. Целью закупок является не просто приобретение заказчиком товаров для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а приобретение именно качественной продукции. И, если процедуры закупок достаточно детально регламентированы ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ-44), то порядок действий заказчиков, направленных на противодействие исполнителям контрактов, нарушающим условие о качестве товаров, зачастую вызывает вопросы.
После вступления в силу ФЗ-44 вся информация о закупках стала в обязательном порядке размещаться на едином официальном портале, вследствие чего государственные закупки стали более прозрачными. Однако качественные характеристики объекта закупки стали еще менее значимыми. Основным критерием выбора контрагента по контракту выступает цена, тогда как качество товара имеет далеко не первостепенное значение. Все усилия участников закупок теперь направлены на то, чтобы обеспечить минимальную цену. Для снижения стоимости исполнения контракта они прибегают не только - к выявлению резервов по снижению затрат, таких как, например, переход на более модернизированные технологии, оптимизация штата сотрудников, но и к снижению качества товара. Наибольший риск влечет поставка ненадлежащего качества продукции для социальных и медицинских учреждений. Например, большая часть молочной продукции, поставляемой в детские учреждения, содержит пальмовое масло, использование которого в производстве хоть и прямо не запрещено законом, но очевидно вредит здоровью людей, сыр и масло все чаще оказываются фальсификатами1. Нередки случаи выявления несоответствия качества оригинальных лекарственных препаратов для лечения онкобольных качеству закупаемых аналоговых препаратов более низкой стоимости и, соответственно, не оказывающих должного эффекта на выздоровление, а иногда и ухудшающих здоровье.1 2 В связи с этим вопросы контроля и обеспечения качества продукции госзаказа имеет на сегодняшний день особую актуальность.
Под объектом выпускной квалификационной работы понимаются отношения, возникающие в процессе обеспечения качества продукции, закупаемой для государственных и муниципальных нужд.
Предметом же является - нормы права, регулирующие порядок обеспечения качества продукции в сфере госзаказа.
Целями выпускной квалификационной работы являются:
1) определение способов обеспечения качества продукции госзаказа;
2) изучение порядка проведения контроля качества продукции в механизме закупок;
3) определение особенностей и объема ответственности поставщика за некачественную продукцию.
Перечисленные цели могут быть достигнуты решением следующих задач:
1) обобщение точек зрения по вопросу о понятии качества продукции;
2) изучение классификации показателей качества продукции;
3) изучение форм подтверждения соответствия;
4) определение этапов закупок, на которых возможно проведение внутреннего контроля качества продукции;
5) изучение форм внутреннего контроля качества продукции;
6) изучение правил приемки заказчиком поставленной продукции;
7) выявление особенностей проведения экспертизы в рамках процедуры приемки;
8) определение объема ответственности поставщика за ненадлежащее качество продукции;
9) определение оснований включения информации об исполнителе контракта в реестр недобросовестных поставщиков;
10) анализ правоприменительной практики по теме выпускной квалификационной работы.
...
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, можно утверждать, что поставленные цели и задачи, в целом были достигнуты. Были обобщены различные точки зрения по вопросу о понятии качества продукции; изучена классификация показателей качества продукции и существующие формы добровольного и обязательного подтверждения соответствия; определены этапы закупочного процесса, на которых возможно проведение внутреннего контроля качества продукции; изучены формы внутреннего контроля качества продукции, правила приемки заказчиком поставленной продукции; выявлены особенности проведения внешней и внутренней экспертиз; определен объем ответственности поставщика за ненадлежащее качество поставленной им продукции; изучены основания включения информации об исполнителе контракта в реестр недобросовестных поставщиков; проанализирована правоприменительная практика по теме выпускной квалификационной работы.
Рассмотрев ряд вопросов, касающихся обеспечения качества продукции госзаказа, можно подвести некоторые итоги и сделать определенные выводы.
В общем смысле качество продукции - это совокупность свойств продукции, которые обусловливают ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Свойства продукции выражаются в показателях качества. Самой распространенной в литературе считается классификация десяти групп показателей качества в зависимости от характеризуемых свойств: 1) показатели назначения; 2) показатели экономного использования ресурсов; 3) показатели надежности;
4) показатели технологичности; 5) эргономические показатели; 6) эстетические показатели; 7) экологические показатели; 8) показатели стандартизации и унификации; 9) патентно-правовые показатели; 10) показатели безопасности. Эти показатели используются для оценки качества продукции при ее создании, испытаниях, сертификации, покупке (в том числе на торгах) и потреблении (эксплуатации).
В обеспечении качества продукции большую роль играет процедура подтверждения соответствия, посредством которой происходит документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, стандартов или положениям договоров. Она носит как обязательный, так и добровольный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в виде добровольной сертификации, а обязательное - в виде декларирования соответствия или обязательной сертификации. Результатом прохождения является получение хозяйствующими субъектами документа - сертификата соответствия или декларации о соответствии.
Г осударство, совершая закупки для государственных и муниципальных нужд, желает получить исключительно качественную продукцию. В связи с этим контрактным законодательством предусмотрен механизм обеспечения качества закупаемых на торгах товаров. Закупочный процесс состоит из нескольких этапов: 1) планирование, обоснование, нормирование и общественное обсуждение закупок; 2) осуществление закупки; 3) заключение контракта; 4) исполнение контракта. Контроль качества продукции носит фрагментарный характер и возможен лишь на двух этапах: на этапе планирования, когда заказчик закладывает в техническое задание желаемые качественные характеристики объекта закупки, и на этапе исполнения контракта, когда заказчик совершает действия по приемке товара и проводит своими силами либо с привлечением специалистов экспертизу.
...
1. Актуальные проблемы добровольной сертификации [Электронный ресурс]
/ И.В. Куличкова [и др.] // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика, 2019. - С. 130-132. - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37629144_55153481.pdf
2. Аристов, О.В. Управление качеством: учеб. пособие для вузов [Электронный ресурс] / О. В. Аристов - М.: ИНФРА-М, 2018. - 240 с. - URL: http s: //www.rsl.ru
3. Аристотель. Метафизика. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 448 с.
4. Бальзамова, А.В. Система показателей качества [Электронный ресурс] /
А.В. Бальзамова, И.В. Логинова // Современные инновации в науке и технике. - 2019. - 39 с. - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38094692_43697488.pdf
5. Башкирова, Ю.Н. Проблемы добровольной сертификации [Электронный
ресурс] / Ю.Н. Башкирова, О.В. Карпова // Аллея науки. - Т. 2. - 2017. - №10. - С. 716-721. - URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29736741_94738595.pdf
6. Беляева, О.А. Контрактная система: основные проблемы
правоприменения и пути их преодоления [Электронный ресурс] / О.А. Беляева // Журнал российского права. - 2015. - №7. - С. 10-12. - URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts= 1561147616076221872180 41552&cacheid=83BAD9203296CCCB49A93F8380F47082&mode=splus&base= CJI&n=87633&rnd=6A4A44ADC5DA0E4C607D492CBACCDDAC# 1 fmf1 i7v00 4
7. Борисов, A.H. Комментарий к Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" № 44-ФЗ от 05.05.2013г. (постатейный) [Электронный ресурс] / А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова. - М.: Деловой двор, 2017. - 662 с. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007486775
8. Борисова, Е.Р. Проблемы описания объекта закупки в контрактной системе государственных закупок [Электронный ресурс] / Е.Р. Борисова // Вестник российского университета кооперации, 2017. - №3(29). - С. 16-17. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-opisaniya-obekta-zakupki-v- kontraktnoy-sisteme-gosudarstvennyh-zakupok/viewer
9. Брославский, Л.И. Техническое регулирование и стандартизация качества продукции и безопасности окружающей среды: монография / Брославский Л.И. - М.: Проспект. - 2017. - 192 с.
10. Гегель, Т.Ф. Энциклопедия философских наук. T.1. Наука логики. - М.: Мысль, 1974. - 452 с.
11. Гвоздева, С.М. Сертификация как инструмент повышения качества продукции [Электронный ресурс] / С.М. Гвоздева // Известия Саратовского университета. - Т. 10. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2010. - 67 с. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15275490_91818978.pdf
12. Гличев, А.В. Основы управления качеством продукции [Электронный ресурс] / А.В. Гличев - М.: РИА Стандарты и качество, 2001. - 120 с. - URL: http s: //www.rsl.ru
13. Горбашко, Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров / Е.А. Горбашко.- М.: Юрайт, 2016. - 462 с.
14. Дыкман, Е.С. Роль качества в повышении конкурентоспособности
предприятия [Электронный ресурс] / Е.С. Дыкман // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2016. - С. 1819. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kachestva-v-povyshenii-
konkurentosposobnosti-predpriyatiya
15. Еремушкин, А.А. Меры повышения качества товаров, закупаемых в рамках федеральной контрактной системы государственного заказа [Электронный ресурс] / А.А. Еремушкин // Вестник Челябинского государственного университета, 2015. - №1 (356). - С. 12-14. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mery-povysheniya-kachestva-tovarov- zakupaemyh-v-ramkah-federalnoy-kontraktnoy-sistemy-gosudarstvennogo- zakaza/viewer
... всего 72 источника