Реферат 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты проведения физкультурного мероприятия в
физическом воспитании 6
1.1 Характеристика физкультурного мероприятия 6
1.1.2 Особенности проведения эстафеты 11
1.1.3 Значение физкультурного мероприятия в развитии детей младшего
школьного возраста 13
1.1.4 Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного
возраста 14
1.2 Эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста 15
1.2.1 Проявление эмоционального состояния детей в жестах, позах и
мимике 18
1.3 Теоретические основы методики психоэмоционального состояния
ребенка 22
2 Методы и организация исследования 26
2.1 Методы исследования 26
2.2 Организация исследования 30
3 Результаты исследования 32
3.1 Сценарий физкультурного мероприятия 32
3.2 Результаты тестирования 40
Заключение 50
Список использованной
литературы 52
Приложения А - В 56
Актуальность данного вопроса заключается в том, что физкультурные мероприятия проводятся с целью полноценного решения задач физического воспитания, по двигательной активности, формировании здорового образа жизни школьников. Младший школьный возраст - это этап, когда у ребенка в особенности выражается потребность в физической деятельности.
Исследования Д. Н. Исаева показали, что среди причин ухудшения нервно-психического здоровья учащихся, связанных со школой, первое место занимает их перегрузка, то есть неспособность справиться с возложенной на них учебной нагрузкой; второе место - отношение педагога, порой несправедливое, унижающее достоинство ученика; третье -неприятие детским коллективом, смена его и т. Д [11].
В научных исследованиях показано, что в учреждениях с интенсификацией процесса обучения (гимназиях, лицеях, авторских школах) фактический объем недельной нагрузки (время, затраченное в образовательном учреждении и на выполнение домашних заданий) приводит к увеличению «рабочего дня» школьника до 10 -12 часов для учащихся начальных классов. Недостаток времени учащиеся компенсируют за счет сна, в том числе ночного, и двигательной активности (75 % школьников находятся в состоянии гиподинамии) [11].
Школа дает много нагрузки интеллектуальной и совсем мало физической и трудовой, что является фактором, негативно влияющим на здоровье детей, в частности на их эмоциональное состояние. Выбранная нами тема исследования является не спонтанной.
Объект исследования - организация физкультурного мероприятия для детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - определить влияние физкультурного мероприятия на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа научно-методической литературы рассмотреть характеристику физкультурного мероприятия, его значения в организации досуга для детей младшего школьного возраста, изучить эмоциональные состояния детей младшего школьного возраста.
2. Разработать сценарий физкультурного мероприятия для детей младшего школьного возраста.
3. С целью определения эмоциональных состояний младших школьников провести опрос САН, цветовой тест Люшера, наблюдение за жестами, позами и мимикой в процессе мероприятия по методике Макса Эггерта.
4. Экспериментальным путем определить влияние физкультурного мероприятия на эмоциональные состояния детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ литературных источников, опрос, наблюдение, эксперимент, методы математической статистики.
Гипотезой данной работы является предположение о том, что применение физкультурного мероприятия положительным образом влияет на эмоциональное состояние детей, а именно: увеличивается активность, улучшается настроение и самочувствие, снижается уровень тревожности.
1. Анализируя литературные источники, нам удалось изучить характеристику физкультурного мероприятия, анатомо-физиологические особенности и эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - это этап, когда у ребенка в особенности выражается потребность в физической деятельности.
Эмоциональное состояние характеризуется высокой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой эмоциональных состояний (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и интенсивным эмоциональным реакциям; интенсивным эмоциональным реагированием на игры и общение со сверстниками, достижения в учебе и оценку своих успехов учителем и одноклассниками.
В процессе речевой коммуникации ученики начальных классов активно используют разнообразные типы жестов, поз и мимики.
2. Мы разработали 2 сценария физкультурного мероприятия: ко дню защитника отечества и мероприятие, посвященное теме спорта. Мероприятие к 23 февраля включало в себя: эстафету, спортивные игры, творческий экспромт. Физкультурное мероприятие, проведенное по платформе Zoom, включало в себя: викторину на тему спорта, физические упражнения.
3. Мы провели исследование для определения уровня активности, настроения, самочувствия с помощью опросника «САН», ситуативную тревожность благодаря цветовому тесту Люшера, и закреплением было наблюдение по методике Макса Эггерта.
4. После проведения эксперимента мы повторно определили наши характеристики самочувствия, активности, настроения, показателя тревожности, и обработали их с помощью математической статистики.
Расчеты t-критерия Стьюдента показали, что после физкультурного мероприятия достоверно значимо изменились показатели самочувствия, активности, настроения. В показателях отражающих эмоциональное состояние занимающихся по методике САН произошли положительные изменения. По оценке самочувствия было 63,5 %, после мероприятия уровень повысился на 8,1 %, по активности было 63 % , показатель повысился на 8,2 %, а по оценке настроения до мероприятия было 62,8 %, показатель поднялся на 7,8 %.
Результаты цветового теста Люшера показало, что до физкультурного мероприятия у 50% (11 человек) испытуемых была незначительная тревожность, у 45,5% (10 человек) - эмоциональная напряженность, у 4,5% (1 человек) - состояние дезадаптации. После физкультурного мероприятия повторное исследование показало, что в категории - незначительная тревожность повысилась на 32% (7 человек), в категории эмоциональная напряженность снизился на 27,3% (6 человек), в категории состояние дезадаптации снизился на 4,5%. Результаты коэффициента ранговой корреляции Спирмена вполне подтверждают, что существует статистическая значимая корреляционная связь между параметрами.
Увеличилась активность, улучшилось настроение и самочувствие, а также снизился уровень тревожности. Что и говорит о положительном влиянии физкультурного мероприятия на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста. Тем самым, мы можем утверждать, что наша гипотеза подтверждена.
1. Барчуков И. С. Физическая культура. Методики практического обучения. Учебник / И. С. Барчуков. - М.: Кнорус, 2014. - 304 с.
2. Барышников В. Я. Физическая культура. 1 -2 классы. Учебник / В. Я. Барышников, А. И. Белоусов. - М.: Русское слово, 2013. - 96 с.
3. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - Москва: Большая российская энциклопедия, 2002. - 527 с.
4. Болонов Г. П. Сценарий спортивно-театрализованных праздников / Г. П. Болонов Н. В. Болонова. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 80 с.
5. Вайнер М. Э. Игра и эмоциональное развитие младших школьников / М. Э Вайнер // Начальная школа: плюс - минус. - 2001. - № 4. - С. 12-14.
6. Вальтер И. В. Спортивный праздник как средство физического развития школьников / И. В. Вальтер // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы IV Международной научной практической конференции. - Чебоксары: Издательство: ЦНС «Интерактив плюс». - 2015. - С. 211-212.
7. Ващенко Н. С. Влияние физкультурно-оздоровительной работы на развитие физических качеств и здоровье младших школьников / Н. С. Ващенко // Таврический научный обозреватель. - 2016. -№ 11-3 (16). - С. 2529.
8. Восьмицветовой тест Люшера [Электронный ресурс]: тест
Люшера. - Режим доступа: https://psytests.org/luscher/8color-run.html
9. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста (7 -10 лет) Характерные заболевания и их профилактика [электронный ресурс]: Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. - Режим доступа: https://studopedia.ru/6_107131_vozrastnie-anatomo-fiziologicheskie- osobennosti-detey-mladshego-shkolnogo-ovzrasta---let-harakternie-zabolevaniya- i-ih-profilaktika.html
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология: в 6 т. / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 2012. - 418 с.
11. Гайдина Л. И. Группа продленного дня. Конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3 -4 классы / Л. И Гайдина, А. В Кочергина. - М.: ВАКО, 2015. - 304 с.
12. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие. - М.: Наука, Флинта, 2016. - 272 с.
13. Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
14. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова. - М.: Изд-во Просвещение, 1991. - 303 с.
15. Елизарова Е. М. Физическая культура. 2-4 классы. Уроки двигательной активности / Е. М Елизарова. - М.: Учитель, 2014. - 96 с.
... всего 50 источников