ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В КРЕОЛИЗОВАННЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ТЕКСТАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНКОЯЗЫЧНЫХ БЛОГОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ИЗУЧЕНИЮ КРЕОЛИЗОВАННЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ТЕКСТОВ В ПЕРСОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ИНСТАГРАМ 6
1.1 Интернет-дискурс как объект лингвистического исследования 6
1.2 Персональный дискурс социальной сети 9
1.3 Социальная сеть Инстаграм как средства коммуникации 12
1.4 Понятие креолизованного, семиотически осложненного, поликодового,
мультимодального, вербально-визуального текста 14
1.5 Классификация креолизованных текстов 18
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ В КРЕОЛИЗОВАННЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ТЕКСТАХ В ПЕРСОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ИНСТАГРАМ 27
2.1. Краткая характеристика субжанров персонального дискурса
социальной сети Инстаграм 27
2.2. Субжанры персонального дискурса социальной сети Инстаграм 28
2.3. Анализ лингвистических средств в креолизованных интегративных
текстов социальной сети Инстаграм 37
2.4. Анализ взаимодействия вербальной и невербальной составляющих в
креолизованных интегративных текстах в персональном дискурсе социальной сети Инстаграм 50
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 63
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ИЗУЧЕНИЮ КРЕОЛИЗОВАННЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ТЕКСТОВ В ПЕРСОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ИНСТАГРАМ 6
1.1 Интернет-дискурс как объект лингвистического исследования 6
1.2 Персональный дискурс социальной сети 9
1.3 Социальная сеть Инстаграм как средства коммуникации 12
1.4 Понятие креолизованного, семиотически осложненного, поликодового,
мультимодального, вербально-визуального текста 14
1.5 Классификация креолизованных текстов 18
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ В КРЕОЛИЗОВАННЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ТЕКСТАХ В ПЕРСОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ИНСТАГРАМ 27
2.1. Краткая характеристика субжанров персонального дискурса
социальной сети Инстаграм 27
2.2. Субжанры персонального дискурса социальной сети Инстаграм 28
2.3. Анализ лингвистических средств в креолизованных интегративных
текстов социальной сети Инстаграм 37
2.4. Анализ взаимодействия вербальной и невербальной составляющих в
креолизованных интегративных текстах в персональном дискурсе социальной сети Инстаграм 50
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 63
В современном мире Интернет является неотъемлемым элементом повседневной жизни каждого человека. Благодаря появлению социальных сетей и вовлечению огромного количества пользователей в Интернет- коммуникацию у исследователей появляется все больше материала, который требует пристального внимания для изучения. Общеупотребительная лексика в интернете, определенный компьютерный сленг, стремительно развивающийся каждый день, и многие другие аспекты интернет- коммуникации изучаются лингвистами. Особый интерес у представителей науки о языке вызывают различные способы самопрезентации в интернет- сообществе, а именно новые возможности презентовать себя в социальных сетях с использованием всего спектра семиотических систем.
Все пять органов чувств выполняют значимую роль для восприятия поступающей извне информации. Но наибольшая часть социально значимых и существенных для общества знаковых систем ориентирована на восприятие посредством органов зрения. Визуальная информация в текстах различного характера может содержать как вербальный, так и невербальный компоненты. В этой связи закономерен интерес исследователей к изучению большого разнообразия взаимодействий между компонентами визуальных знаковых систем.
Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, высокой значимостью исследований к новым способам распространения и передачи информации в современном обществе посредством сети Интернет, а также вниманием ученых к персональному дискурсу и креолизованным текстам, в целом, и к взаимодействию вербальных и невербальных компонентов в рамках семиотически осложненных текстов, в частности.
Теоретической базой для исследования являются работы современных лингвистов по семиотике, креолизованным и поликодовым текстам, лингвистике текстов. В числе таких авторов Ю.А. Сорокин, Гюнтер Кресс и Тео ван Лювен, Е.Н. Галичкина, Н.А. Ахренова, А.А. Бернацкая, Т.Г. Добросклонская, Т.Ю. Виноградова, Т.Г. Орлова, И.Г. Сидорова и др.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при изучении особенностей взаимодействия вербальных и невербальных компонентов в креолизованных текстах в различных типах дискурса в пространстве социальных сетей.
Материалом исследования являются креолизованные интегративные тексты в рамках персональных страниц франкоязычных блогеров louisefollain, carineroitfeld, jeannedamas, camillecharierre, angele_vl, bettyautier, enjoy_phoenix (общее количество публикаций - 200).
Материал исследования был отобран по нескольким критериям: женские блоги о жизни, творчестве, красоте и моде, количество подписчиков не менее 200.000.
Объектом исследования являются вербальные и невербальные компоненты в креолизованных интегративных текстах в персональном дискурсе в социальной сети Инстаграм на французском языке.
Предметом исследования является взаимодействие вербальных и невербальных компонентов в креолизованных интегративных текстах в персональном дискурсе в социальной сети Инстаграм на французском языке.
Методы исследования:
1. Мультимодальный анализ;
2. Контекстуальный анализ;
3. Описательный метод;
4. Экспертная оценка от носителя языка с высшим образованием.
Цель исследования - выявление особенностей взаимодействия вербальных и невербальных компонентов в креолизованных интегративных текстах в дискурсе самопрезентации в социальной сети Инстаграм (на материале французского языка).
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «дискурс социальной сети»;
2. Изучить понятие «персональный дискурс социальной сети»;
3. Рассмотреть понятия креолизованного, семиотически
осложненного, поликодового, мультимодального, вербально-визуального текста;
4. Проанализировать классификации креолизованных текстов;
5. Изучить современные подходы к изучению социальной сети Инстаграм как средства коммуникации;
6. исследовать субжанры персонального дискурса социальной сети Инстаграм;
7. Проанализировать взаимодействие вербальной и невербальной составляющих в креолизованных интегративных текстах в персональном дискурсе в социальной сети Инстаграм на французском языке.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, списка использованной литературы и списка источников иллюстративного материала.
Во введении обосновывается актуальность исследования, предмет, объект, цель, задачи и практическая значимость работы.
Первая глава посвящена теоретическому изучению понятия дискурса социальной сети как объекта лингвистического исследования, современные подходам к изучению социальной сети Инстаграм, исследованию понятия креолизованного, семиотически осложненного, поликодового, мультимодального, вербально-визуального текста.
Во второй главе проводится подробный анализ реализации взаимодействия вербальных и невербальных компонентов в дискурсе самопрезентации на примере социальной сети Инстаграм.
В заключении обобщаются полученные результаты, намечаются перспективы проделанной работы.
Все пять органов чувств выполняют значимую роль для восприятия поступающей извне информации. Но наибольшая часть социально значимых и существенных для общества знаковых систем ориентирована на восприятие посредством органов зрения. Визуальная информация в текстах различного характера может содержать как вербальный, так и невербальный компоненты. В этой связи закономерен интерес исследователей к изучению большого разнообразия взаимодействий между компонентами визуальных знаковых систем.
Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, высокой значимостью исследований к новым способам распространения и передачи информации в современном обществе посредством сети Интернет, а также вниманием ученых к персональному дискурсу и креолизованным текстам, в целом, и к взаимодействию вербальных и невербальных компонентов в рамках семиотически осложненных текстов, в частности.
Теоретической базой для исследования являются работы современных лингвистов по семиотике, креолизованным и поликодовым текстам, лингвистике текстов. В числе таких авторов Ю.А. Сорокин, Гюнтер Кресс и Тео ван Лювен, Е.Н. Галичкина, Н.А. Ахренова, А.А. Бернацкая, Т.Г. Добросклонская, Т.Ю. Виноградова, Т.Г. Орлова, И.Г. Сидорова и др.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при изучении особенностей взаимодействия вербальных и невербальных компонентов в креолизованных текстах в различных типах дискурса в пространстве социальных сетей.
Материалом исследования являются креолизованные интегративные тексты в рамках персональных страниц франкоязычных блогеров louisefollain, carineroitfeld, jeannedamas, camillecharierre, angele_vl, bettyautier, enjoy_phoenix (общее количество публикаций - 200).
Материал исследования был отобран по нескольким критериям: женские блоги о жизни, творчестве, красоте и моде, количество подписчиков не менее 200.000.
Объектом исследования являются вербальные и невербальные компоненты в креолизованных интегративных текстах в персональном дискурсе в социальной сети Инстаграм на французском языке.
Предметом исследования является взаимодействие вербальных и невербальных компонентов в креолизованных интегративных текстах в персональном дискурсе в социальной сети Инстаграм на французском языке.
Методы исследования:
1. Мультимодальный анализ;
2. Контекстуальный анализ;
3. Описательный метод;
4. Экспертная оценка от носителя языка с высшим образованием.
Цель исследования - выявление особенностей взаимодействия вербальных и невербальных компонентов в креолизованных интегративных текстах в дискурсе самопрезентации в социальной сети Инстаграм (на материале французского языка).
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «дискурс социальной сети»;
2. Изучить понятие «персональный дискурс социальной сети»;
3. Рассмотреть понятия креолизованного, семиотически
осложненного, поликодового, мультимодального, вербально-визуального текста;
4. Проанализировать классификации креолизованных текстов;
5. Изучить современные подходы к изучению социальной сети Инстаграм как средства коммуникации;
6. исследовать субжанры персонального дискурса социальной сети Инстаграм;
7. Проанализировать взаимодействие вербальной и невербальной составляющих в креолизованных интегративных текстах в персональном дискурсе в социальной сети Инстаграм на французском языке.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, списка использованной литературы и списка источников иллюстративного материала.
Во введении обосновывается актуальность исследования, предмет, объект, цель, задачи и практическая значимость работы.
Первая глава посвящена теоретическому изучению понятия дискурса социальной сети как объекта лингвистического исследования, современные подходам к изучению социальной сети Инстаграм, исследованию понятия креолизованного, семиотически осложненного, поликодового, мультимодального, вербально-визуального текста.
Во второй главе проводится подробный анализ реализации взаимодействия вербальных и невербальных компонентов в дискурсе самопрезентации на примере социальной сети Инстаграм.
В заключении обобщаются полученные результаты, намечаются перспективы проделанной работы.
Настоящее исследование было посвящено изучению взаимодействия вербальных и невербальных компонентов в рамках стратегии самопрезентации в креолизованных интегративных текстах (на материалах франкоязычных и англоязычных блогов в социальной сети).
Социальная сеть - это особый жанр Интернет-коммуникации, направленный на объединение пользователей и способствующий непрерывному, мгновенному, успешному взаимодействию в Сети.
Инстаграм является одной из самых популярных и востребованных на сегодняшний день социальных сетей. Это идеальная Интернет-площадка для различных способов самопрезентации в Интернет-дискурсе, изучению которой посвящено множество лингвистических трудов, что, с одной стороны, определяет актуальность данного исследования.
Отличительной особенностью Инстаграма, как и любой другой социальной сети, является сложное сочетание вербальных и невербальных компонентов. Подобные форматы, сочетающие в себе словесную составляющую и изображение, определяют с помощью различных терминов: «креолизованный», «семиотически осложненный», «поликодовый»,
«мультимодальный», «вербально-визуальный тексты». В целом, границы между этими терминами достаточно размыты. В данном исследовании при анализе вербальных и невербальных составляющих социальной сети Инстаграм используется понятие «креолизованный».
В первой теоретической главе были кратко представлены классификации креолизованных текстов следующих авторов Е.Е. Анисимовой, А.А. Бернацкой, А.А. Мусохрановой и О.А. Крапивкиной, О.В. Поймановой, Л.В. Головиной. В основу каждой классификации положены различные критерии. По определению О.В. Поймановой интегративные тексты - это тексты, где вербальный компонент встроен в изображение или вербальный текст дополняет изображение в интересах совместной передачи информации. Интегративные тексты могут быть разделены на:
- репетиционные тексты (вербальный текст в основном повторяет изображение);
- аддитивные тексты (вербальный текст привносит дополнительную информацию изображению).
При анализе 200 публикаций креолизованных интегративных текстов мы разработали собственную классификацию (вербально-центрические посты, изобразительно-центрические и семиотически-смешанные) и собственная жанровая классификация.
Статистические данные по субжанрам могут быть представлены следующим образом: наибольшее количество интегративных текстов встречается в постах смешанной природы (21%), в коммерческой рекламе (20%), философском размышлении (19%). Наименьшее количество - в социальной рекламе (6,5%) и соболезнованиях (0,5%). Одним из главных выводов является то, что взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов служит в первую очередь определенной прагматической цели.
Взаимосвязь вербального и невербального компонентов на фото и на подписи к посту направлена на усиление прагматической цели (целям). Это усиление может быть слабым, средним и сильным.
Слабое усиление: вербально-невербальный пост, комментарий отсутствует.
Среднее усиление: вербально-невербальный пост, комментарий либо только вербальный, либо только невербальный.
Максимальное усиление прагматической цели: вербально-невербальный пост, вербально-невербальный комментарий.
Максимальное усиление прагматической цели выявлено в субжанрах: «хваст», «коммерческая реклама», «поздравление» и в постах смешанной природы. Среднее усиление прагматической цели - в субжанрах «Социальная реклама и «Соболезнование». Слабое усиление прагматической цели - в субжанрах «Философское размышление» и «соболезнование».
Перспективой данного исследования можно назвать изучение интегративных текстов в других жанрах, а также выявление семантико-прагматических особенностей взаимодействия вербально-невербальных компонентов, сравнительно-сопоставительный анализ интегративных текстов на материале различных языков, анализ интегративных текстов в других типах дискурса.
Социальная сеть - это особый жанр Интернет-коммуникации, направленный на объединение пользователей и способствующий непрерывному, мгновенному, успешному взаимодействию в Сети.
Инстаграм является одной из самых популярных и востребованных на сегодняшний день социальных сетей. Это идеальная Интернет-площадка для различных способов самопрезентации в Интернет-дискурсе, изучению которой посвящено множество лингвистических трудов, что, с одной стороны, определяет актуальность данного исследования.
Отличительной особенностью Инстаграма, как и любой другой социальной сети, является сложное сочетание вербальных и невербальных компонентов. Подобные форматы, сочетающие в себе словесную составляющую и изображение, определяют с помощью различных терминов: «креолизованный», «семиотически осложненный», «поликодовый»,
«мультимодальный», «вербально-визуальный тексты». В целом, границы между этими терминами достаточно размыты. В данном исследовании при анализе вербальных и невербальных составляющих социальной сети Инстаграм используется понятие «креолизованный».
В первой теоретической главе были кратко представлены классификации креолизованных текстов следующих авторов Е.Е. Анисимовой, А.А. Бернацкой, А.А. Мусохрановой и О.А. Крапивкиной, О.В. Поймановой, Л.В. Головиной. В основу каждой классификации положены различные критерии. По определению О.В. Поймановой интегративные тексты - это тексты, где вербальный компонент встроен в изображение или вербальный текст дополняет изображение в интересах совместной передачи информации. Интегративные тексты могут быть разделены на:
- репетиционные тексты (вербальный текст в основном повторяет изображение);
- аддитивные тексты (вербальный текст привносит дополнительную информацию изображению).
При анализе 200 публикаций креолизованных интегративных текстов мы разработали собственную классификацию (вербально-центрические посты, изобразительно-центрические и семиотически-смешанные) и собственная жанровая классификация.
Статистические данные по субжанрам могут быть представлены следующим образом: наибольшее количество интегративных текстов встречается в постах смешанной природы (21%), в коммерческой рекламе (20%), философском размышлении (19%). Наименьшее количество - в социальной рекламе (6,5%) и соболезнованиях (0,5%). Одним из главных выводов является то, что взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов служит в первую очередь определенной прагматической цели.
Взаимосвязь вербального и невербального компонентов на фото и на подписи к посту направлена на усиление прагматической цели (целям). Это усиление может быть слабым, средним и сильным.
Слабое усиление: вербально-невербальный пост, комментарий отсутствует.
Среднее усиление: вербально-невербальный пост, комментарий либо только вербальный, либо только невербальный.
Максимальное усиление прагматической цели: вербально-невербальный пост, вербально-невербальный комментарий.
Максимальное усиление прагматической цели выявлено в субжанрах: «хваст», «коммерческая реклама», «поздравление» и в постах смешанной природы. Среднее усиление прагматической цели - в субжанрах «Социальная реклама и «Соболезнование». Слабое усиление прагматической цели - в субжанрах «Философское размышление» и «соболезнование».
Перспективой данного исследования можно назвать изучение интегративных текстов в других жанрах, а также выявление семантико-прагматических особенностей взаимодействия вербально-невербальных компонентов, сравнительно-сопоставительный анализ интегративных текстов на материале различных языков, анализ интегративных текстов в других типах дискурса.



