ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
|
Введение 5
1 Основные тенденции в представлении литературоведов,
культурологов, методистов об интерпретации и интерпретационной деятельности 9
1.1 Представление литературоведов и культурологов об
интерпретации 9
1.2 Интерпретационная деятельность в представлении
методистов 15
2 Основные тенденции в исследовании драм А.П. Чехова и их
изучении в школе 21
2.1 Критики и литературоведы о драматургии Чехова 21
2.2 Изучение драматургии А.П. Чехова в учебно-методическом
комплексе «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 27
3 Использование иллюстративного материала при изучении в школе
драм А.П. Чехова 33
3.1 Основные тенденции в использовании иллюстративного
материала учителям литературы при изучении пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» 33
3.2 Методические рекомендации по использованию
произведений изобразительного искусства при изучении в школе драмы А.П. Чехова «Вишневый сад» 38
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение А. Борисов-Мусатов В.Э. «Весна» 62
Приложение Б. Максимов В.М. «Все в прошлом» 63
Приложение В. Крамской И.Н. «Осмотр старого дома» 64
1 Основные тенденции в представлении литературоведов,
культурологов, методистов об интерпретации и интерпретационной деятельности 9
1.1 Представление литературоведов и культурологов об
интерпретации 9
1.2 Интерпретационная деятельность в представлении
методистов 15
2 Основные тенденции в исследовании драм А.П. Чехова и их
изучении в школе 21
2.1 Критики и литературоведы о драматургии Чехова 21
2.2 Изучение драматургии А.П. Чехова в учебно-методическом
комплексе «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 27
3 Использование иллюстративного материала при изучении в школе
драм А.П. Чехова 33
3.1 Основные тенденции в использовании иллюстративного
материала учителям литературы при изучении пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» 33
3.2 Методические рекомендации по использованию
произведений изобразительного искусства при изучении в школе драмы А.П. Чехова «Вишневый сад» 38
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение А. Борисов-Мусатов В.Э. «Весна» 62
Приложение Б. Максимов В.М. «Все в прошлом» 63
Приложение В. Крамской И.Н. «Осмотр старого дома» 64
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) предусматривает внедрение современных образовательных технологий, которые способствуют всестороннему развитию личности обучающихся. Особая роль при изучении учебного предмета «Литература» отведена предметным результатам, среди которых - «сформированность умений учитывать исторический, историко¬культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения» [42], а также «умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств» [42].
Положения ФГОС СОО определяют весь образовательный процесс современной школы, являются основой образовательных программ всех учебных предметов. В примерной основной образовательной программе среднего общего образования (далее - ПООП СОО) содержится общее указание о том, что обучающийся при изучении учебного предмета «Литература» на базовом уровне должен научиться «анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст» [35, с. 32]. Таким образом, при изучении художественного произведения на уроках литературы продуктивной и интересной формой работы будет являться обращение к произведениям изобразительного искусства. Они оказывают воспитательное и развивающее воздействие на личность подростка, способствуют художественно-образному освоению мира.
Обращение на уроках литературы к произведениям изобразительного искусства ведет к более глубокому изучению идейно-художественных особенностей литературного произведения, а также создает условия для развития образного мышления школьников, расширение их кругозора, развитие эстетического восприятия.
Актуальность квалификационного исследования обусловлена тем, что связь живописи и литературы позволяет эффективно решать задачи ФГОС СОО. Обращение к произведениям живописи при интерпретации художественного текста формирует духовные качества личности обучающегося, определяет возможности использования межпредметных связей на уроках литературы, развивает коммуникативные навыки обучающихся.
Настоящая выпускная квалификационная работа была выполнена по заказу МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Лесосибирска».
Новаторство выпускной квалификационной работы заключается в разработке методических рекомендаций по использованию произведений живописи при интерпретации драмы А.П. Чехова «Вишневый сад». Использование живописи в интерпретационной деятельности обучающихся обусловливает отбор и структуру учебного материала, выбор технологий и методических приемов, обеспечивающих единство учебно-воспитательного процесса. Все это способствует более внимательному, целостному восприятию художественного текста, развивает эстетический вкус школьников.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - интерпретационная деятельность обучающихся на уроках литературы
Предмет исследования - организация интерпретационной деятельности обучающихся с использованием произведений живописи при изучении драмы «Вишневый сад» А.П. Чехова в 10 классе.
Цель выпускного квалификационного исследования - разработка методических рекомендаций по использованию произведений живописи при интерпретации драмы «Вишневый сад» А.П. Чехова.
Исходя из цели выпускного квалификационного исследования, мы сформулировали следующие задачи:
1. Определить основные тенденции в представлениях литературоведов, культурологов и методистов об интерпретации и интерпретационной деятельности;
2. Изучив документы, регламентирующие образовательный процесс в 10¬11 классах, выявить изложенные в них требования к результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Литература», в т.ч. при изучении драм А.П. Чехова;
3. Проанализировав работы методистов, определить основные направления в изучении драматургии А.П. Чехова современной школе;
4. Разработать методические рекомендации по использованию произведений изобразительного искусства при изучении драмы А.П. Чехова «Вишневый сад» в школе.
Методологической основой квалификационной работы являются исследования отечественных литературоведов А.М. Каторовой, В М. Кожевникова, А.П. Скафтымова, В.Е. Хализева, Л.В. Чернец, М.Н. Эпштейна [13; 14; 37; 43; 44; 51], а также методистов О.Ю. Богдановой, Л.И. Емельянова, Г.Н. Ионина, С.А. Леонова, В.Г. Маранцмана, М.И. Шутана, Е.Р. Ядровской и др. [3; 8; 12; 26; 30; 44; 52], в которых рассматривается определение интерпретации и интерпретационной деятельности обучающихся. Мы обращались к трудам известных литературоведов С.Д. Балухатого, Г.А. Бялого, Ю.В. Лебедева, А.П. Скафтымова, Б.В. Томашевского, Т.К. Шах- Азизовой и др. [2; 4; 23; 36; 41; 47], посвященным проблемам поэтики драм А.П. Чехова; а также к работам искусствоведов и методистов В.А. Доманского, Я.А. Коменского, З.С. Старковой и др. [7; 16; 40], рассматривающих возможности использования произведений живописи при изучении литературы в школе. В процессе написания выпускной квалификационной работы мы неоднократно обращались к различным словарям, справочникам и т.п.[ 46; 50].
В процессе исследования наряду с общенаучными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение) мы обращались к следующим литературоведческим методам:
1. биографический метод, при котором «биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества» [11, с. 38];
2. культурно-исторический метод, для которого характерна интерпретация литературы как «запечатления духа народа в разные этапы его исторической жизни» [11, с. 61];
3. метод анализа научной и методической литературы [11, с. 132];
Практическая значимость квалификационной работы заключается в возможности использования материалов исследования студентами во время педагогической практики в школе, учителями литературы - на уроках в старших классах при изучении драматургии А.П. Чехова и при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Апробация отдельных материалов выпускной квалификационной работы была осуществлена следующим образом:
1. Защита курсовой работы по методике обучения литературе «Изучение драматургии А.П. Чехова в средней школе» (2018 г.);
2. Защита проекта по теме «Использование произведений живописи в интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы» (2019);
3. Публикация статьи «Интерпретационная деятельность обучающихся на уроках литературы» [32];
4. Выступление на внутривузовской научно-практической конференции с докладом «Литературоведы, критики и методисты об интерпретационной деятельности обучающихся» (ЛПИ- филиал СФУ, май 2020 г.).
5. Материалы работы были обсуждены на методическом объединении учителей русского языка и литературы МБОУ «Рассветовская СОШ» Бирилюсского района Красноярского края (акт прилагается).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы в количестве 53 источников. Общий объем работы - 64 печатных листа.
Положения ФГОС СОО определяют весь образовательный процесс современной школы, являются основой образовательных программ всех учебных предметов. В примерной основной образовательной программе среднего общего образования (далее - ПООП СОО) содержится общее указание о том, что обучающийся при изучении учебного предмета «Литература» на базовом уровне должен научиться «анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст» [35, с. 32]. Таким образом, при изучении художественного произведения на уроках литературы продуктивной и интересной формой работы будет являться обращение к произведениям изобразительного искусства. Они оказывают воспитательное и развивающее воздействие на личность подростка, способствуют художественно-образному освоению мира.
Обращение на уроках литературы к произведениям изобразительного искусства ведет к более глубокому изучению идейно-художественных особенностей литературного произведения, а также создает условия для развития образного мышления школьников, расширение их кругозора, развитие эстетического восприятия.
Актуальность квалификационного исследования обусловлена тем, что связь живописи и литературы позволяет эффективно решать задачи ФГОС СОО. Обращение к произведениям живописи при интерпретации художественного текста формирует духовные качества личности обучающегося, определяет возможности использования межпредметных связей на уроках литературы, развивает коммуникативные навыки обучающихся.
Настоящая выпускная квалификационная работа была выполнена по заказу МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Лесосибирска».
Новаторство выпускной квалификационной работы заключается в разработке методических рекомендаций по использованию произведений живописи при интерпретации драмы А.П. Чехова «Вишневый сад». Использование живописи в интерпретационной деятельности обучающихся обусловливает отбор и структуру учебного материала, выбор технологий и методических приемов, обеспечивающих единство учебно-воспитательного процесса. Все это способствует более внимательному, целостному восприятию художественного текста, развивает эстетический вкус школьников.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - интерпретационная деятельность обучающихся на уроках литературы
Предмет исследования - организация интерпретационной деятельности обучающихся с использованием произведений живописи при изучении драмы «Вишневый сад» А.П. Чехова в 10 классе.
Цель выпускного квалификационного исследования - разработка методических рекомендаций по использованию произведений живописи при интерпретации драмы «Вишневый сад» А.П. Чехова.
Исходя из цели выпускного квалификационного исследования, мы сформулировали следующие задачи:
1. Определить основные тенденции в представлениях литературоведов, культурологов и методистов об интерпретации и интерпретационной деятельности;
2. Изучив документы, регламентирующие образовательный процесс в 10¬11 классах, выявить изложенные в них требования к результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Литература», в т.ч. при изучении драм А.П. Чехова;
3. Проанализировав работы методистов, определить основные направления в изучении драматургии А.П. Чехова современной школе;
4. Разработать методические рекомендации по использованию произведений изобразительного искусства при изучении драмы А.П. Чехова «Вишневый сад» в школе.
Методологической основой квалификационной работы являются исследования отечественных литературоведов А.М. Каторовой, В М. Кожевникова, А.П. Скафтымова, В.Е. Хализева, Л.В. Чернец, М.Н. Эпштейна [13; 14; 37; 43; 44; 51], а также методистов О.Ю. Богдановой, Л.И. Емельянова, Г.Н. Ионина, С.А. Леонова, В.Г. Маранцмана, М.И. Шутана, Е.Р. Ядровской и др. [3; 8; 12; 26; 30; 44; 52], в которых рассматривается определение интерпретации и интерпретационной деятельности обучающихся. Мы обращались к трудам известных литературоведов С.Д. Балухатого, Г.А. Бялого, Ю.В. Лебедева, А.П. Скафтымова, Б.В. Томашевского, Т.К. Шах- Азизовой и др. [2; 4; 23; 36; 41; 47], посвященным проблемам поэтики драм А.П. Чехова; а также к работам искусствоведов и методистов В.А. Доманского, Я.А. Коменского, З.С. Старковой и др. [7; 16; 40], рассматривающих возможности использования произведений живописи при изучении литературы в школе. В процессе написания выпускной квалификационной работы мы неоднократно обращались к различным словарям, справочникам и т.п.[ 46; 50].
В процессе исследования наряду с общенаучными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение) мы обращались к следующим литературоведческим методам:
1. биографический метод, при котором «биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества» [11, с. 38];
2. культурно-исторический метод, для которого характерна интерпретация литературы как «запечатления духа народа в разные этапы его исторической жизни» [11, с. 61];
3. метод анализа научной и методической литературы [11, с. 132];
Практическая значимость квалификационной работы заключается в возможности использования материалов исследования студентами во время педагогической практики в школе, учителями литературы - на уроках в старших классах при изучении драматургии А.П. Чехова и при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Апробация отдельных материалов выпускной квалификационной работы была осуществлена следующим образом:
1. Защита курсовой работы по методике обучения литературе «Изучение драматургии А.П. Чехова в средней школе» (2018 г.);
2. Защита проекта по теме «Использование произведений живописи в интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы» (2019);
3. Публикация статьи «Интерпретационная деятельность обучающихся на уроках литературы» [32];
4. Выступление на внутривузовской научно-практической конференции с докладом «Литературоведы, критики и методисты об интерпретационной деятельности обучающихся» (ЛПИ- филиал СФУ, май 2020 г.).
5. Материалы работы были обсуждены на методическом объединении учителей русского языка и литературы МБОУ «Рассветовская СОШ» Бирилюсского района Красноярского края (акт прилагается).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы в количестве 53 источников. Общий объем работы - 64 печатных листа.
Изучив работы литературоведов и культурологов (В.Е. Хализев, Л.В Чернец, В.А. Доманский и др.), посвященные определению интерпретации и ее отличию от анализа произведения, мы пришли к выводу о том, что интерпретацию считают способом переоформления текста. При анализе исследователь характеризует текст посредством понятийно-логического языка, реализуя установку на объективность всестороннего целостного рассмотрения произведения, которая позволяет акцентировать вневременные смыслы текста, определяя его типологический ряд в истории литературы.
При интерпретации основной становится установка на субъективность переоформления текста, отражающая познание интерпретатором самого себя и предъявление результата этого постижения я миру. Придавая дополнительную ясность произведению, интерпретатор, опираясь на собственный жизненный опыт, акцентирует внимание в тексте на тех явлениях и процессах, которые актуальны для его времени.
Результат анализа произведения оформляется в научном тексте (статья, монография, диссертация и др.), тогда как результатом интерпретации (например, литературного) чаще всего становится произведение другого жанра или другого вида искусства (живопись, театр, кинематография и т.д.).
Именно эта особенность интерпретации, способствующая формированию внутреннего мира человека, оказалась особенно значима для методистов (В. Г. Маранцмана, Г. Н. Ионина, Е. Р. Ядровской и др.), которые при изучении литературы в школе исходят из того, интерпретационная деятельность является бесконечным процессом постижения смысла художественных произведений, при котором каждому тексту соответствует неограниченный диапазон его прочтения школьниками, отражая их дисциплинарные и коммуникационные бэкграунды, под которыми понимают их культурную подготовку, уровень образования, жизненный опыт и т.д.
Методисты единогласны в своей оценке интерпретационной деятельности как важнейшей в методике обучения литературе. В процессе интерпретации углубляется восприятие изучаемого текста, раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал личности обучающегося, органично решаются задачи литературного и нравственно-эстетического воспитания школьников.
Изучив документы, регламентирующие образовательный процесс в 10-11 классах, выявив изложенные в них требования к результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Литература», а также проанализировав методические материалы, подготовленные известными методистами (О. Ю. Богданова, А. Г. Кутузов, В. Я. Коровина и др.) и учителями - практиками, мы пришли к выводу, что при изучении драм Чехова в школе использованы не все возможности для эффективной организации интерпретационной деятельности обучающихся.
Значимым ресурсом, способствующим интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы в целом, и при изучении драм А.П. Чехова в частности, являются произведения изобразительного искусства, о чем в последнее время все чаще говорят учителя - словесники. Мы разработали методические рекомендации по использованию при изучении в 10 классе драмы А.П. Чехова «Вишневый сад» популярных в эпоху писателя произведений живописи. Предлагаемые творческие задания помогут обучающимся выявить концептуально значимые компоненты образной системы драмы (составление кластера), более детально рассмотреть художественное полотно (создание «синквейна»), выявить идеи эпохи, близкие авторам анализируемых произведений литературы и живописи (прием «фиш-боун») и т.д.
Предлагаемый подход к использованию произведений живописи в интерпретационной деятельности способствует достижению обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов в соответствие с требованиями ФГОС СОО.
При интерпретации основной становится установка на субъективность переоформления текста, отражающая познание интерпретатором самого себя и предъявление результата этого постижения я миру. Придавая дополнительную ясность произведению, интерпретатор, опираясь на собственный жизненный опыт, акцентирует внимание в тексте на тех явлениях и процессах, которые актуальны для его времени.
Результат анализа произведения оформляется в научном тексте (статья, монография, диссертация и др.), тогда как результатом интерпретации (например, литературного) чаще всего становится произведение другого жанра или другого вида искусства (живопись, театр, кинематография и т.д.).
Именно эта особенность интерпретации, способствующая формированию внутреннего мира человека, оказалась особенно значима для методистов (В. Г. Маранцмана, Г. Н. Ионина, Е. Р. Ядровской и др.), которые при изучении литературы в школе исходят из того, интерпретационная деятельность является бесконечным процессом постижения смысла художественных произведений, при котором каждому тексту соответствует неограниченный диапазон его прочтения школьниками, отражая их дисциплинарные и коммуникационные бэкграунды, под которыми понимают их культурную подготовку, уровень образования, жизненный опыт и т.д.
Методисты единогласны в своей оценке интерпретационной деятельности как важнейшей в методике обучения литературе. В процессе интерпретации углубляется восприятие изучаемого текста, раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал личности обучающегося, органично решаются задачи литературного и нравственно-эстетического воспитания школьников.
Изучив документы, регламентирующие образовательный процесс в 10-11 классах, выявив изложенные в них требования к результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Литература», а также проанализировав методические материалы, подготовленные известными методистами (О. Ю. Богданова, А. Г. Кутузов, В. Я. Коровина и др.) и учителями - практиками, мы пришли к выводу, что при изучении драм Чехова в школе использованы не все возможности для эффективной организации интерпретационной деятельности обучающихся.
Значимым ресурсом, способствующим интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы в целом, и при изучении драм А.П. Чехова в частности, являются произведения изобразительного искусства, о чем в последнее время все чаще говорят учителя - словесники. Мы разработали методические рекомендации по использованию при изучении в 10 классе драмы А.П. Чехова «Вишневый сад» популярных в эпоху писателя произведений живописи. Предлагаемые творческие задания помогут обучающимся выявить концептуально значимые компоненты образной системы драмы (составление кластера), более детально рассмотреть художественное полотно (создание «синквейна»), выявить идеи эпохи, близкие авторам анализируемых произведений литературы и живописи (прием «фиш-боун») и т.д.
Предлагаемый подход к использованию произведений живописи в интерпретационной деятельности способствует достижению обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов в соответствие с требованиями ФГОС СОО.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2022 - ИЗУЧЕНИЕ ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЕЙ Н.В. ГОГОЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ТРАКТОВОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
СРЕДСТВАМИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МЕЖПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
(ФИЗИКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7-9 КЛАССАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020



