Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа №151524

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Основные тенденции в представлении литературоведов,
культурологов, методистов об интерпретации и интерпретационной деятельности 9
1.1 Представление литературоведов и культурологов об
интерпретации 9
1.2 Интерпретационная деятельность в представлении
методистов 15
2 Основные тенденции в исследовании драм А.П. Чехова и их
изучении в школе 21
2.1 Критики и литературоведы о драматургии Чехова 21
2.2 Изучение драматургии А.П. Чехова в учебно-методическом
комплексе «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 27
3 Использование иллюстративного материала при изучении в школе
драм А.П. Чехова 33
3.1 Основные тенденции в использовании иллюстративного
материала учителям литературы при изучении пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» 33
3.2 Методические рекомендации по использованию
произведений изобразительного искусства при изучении в школе драмы А.П. Чехова «Вишневый сад» 38
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение А. Борисов-Мусатов В.Э. «Весна» 62
Приложение Б. Максимов В.М. «Все в прошлом» 63
Приложение В. Крамской И.Н. «Осмотр старого дома» 64

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) предусматривает внедрение современных образовательных технологий, которые способствуют всестороннему развитию личности обучающихся. Особая роль при изучении учебного предмета «Литература» отведена предметным результатам, среди которых - «сформированность умений учитывать исторический, историко¬культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения» [42], а также «умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств» [42].
Положения ФГОС СОО определяют весь образовательный процесс современной школы, являются основой образовательных программ всех учебных предметов. В примерной основной образовательной программе среднего общего образования (далее - ПООП СОО) содержится общее указание о том, что обучающийся при изучении учебного предмета «Литература» на базовом уровне должен научиться «анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст» [35, с. 32]. Таким образом, при изучении художественного произведения на уроках литературы продуктивной и интересной формой работы будет являться обращение к произведениям изобразительного искусства. Они оказывают воспитательное и развивающее воздействие на личность подростка, способствуют художественно-образному освоению мира.
Обращение на уроках литературы к произведениям изобразительного искусства ведет к более глубокому изучению идейно-художественных особенностей литературного произведения, а также создает условия для развития образного мышления школьников, расширение их кругозора, развитие эстетического восприятия.
Актуальность квалификационного исследования обусловлена тем, что связь живописи и литературы позволяет эффективно решать задачи ФГОС СОО. Обращение к произведениям живописи при интерпретации художественного текста формирует духовные качества личности обучающегося, определяет возможности использования межпредметных связей на уроках литературы, развивает коммуникативные навыки обучающихся.
Настоящая выпускная квалификационная работа была выполнена по заказу МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Лесосибирска».
Новаторство выпускной квалификационной работы заключается в разработке методических рекомендаций по использованию произведений живописи при интерпретации драмы А.П. Чехова «Вишневый сад». Использование живописи в интерпретационной деятельности обучающихся обусловливает отбор и структуру учебного материала, выбор технологий и методических приемов, обеспечивающих единство учебно-воспитательного процесса. Все это способствует более внимательному, целостному восприятию художественного текста, развивает эстетический вкус школьников.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - интерпретационная деятельность обучающихся на уроках литературы
Предмет исследования - организация интерпретационной деятельности обучающихся с использованием произведений живописи при изучении драмы «Вишневый сад» А.П. Чехова в 10 классе.
Цель выпускного квалификационного исследования - разработка методических рекомендаций по использованию произведений живописи при интерпретации драмы «Вишневый сад» А.П. Чехова.
Исходя из цели выпускного квалификационного исследования, мы сформулировали следующие задачи:
1. Определить основные тенденции в представлениях литературоведов, культурологов и методистов об интерпретации и интерпретационной деятельности;
2. Изучив документы, регламентирующие образовательный процесс в 10¬11 классах, выявить изложенные в них требования к результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Литература», в т.ч. при изучении драм А.П. Чехова;
3. Проанализировав работы методистов, определить основные направления в изучении драматургии А.П. Чехова современной школе;
4. Разработать методические рекомендации по использованию произведений изобразительного искусства при изучении драмы А.П. Чехова «Вишневый сад» в школе.
Методологической основой квалификационной работы являются исследования отечественных литературоведов А.М. Каторовой, В М. Кожевникова, А.П. Скафтымова, В.Е. Хализева, Л.В. Чернец, М.Н. Эпштейна [13; 14; 37; 43; 44; 51], а также методистов О.Ю. Богдановой, Л.И. Емельянова, Г.Н. Ионина, С.А. Леонова, В.Г. Маранцмана, М.И. Шутана, Е.Р. Ядровской и др. [3; 8; 12; 26; 30; 44; 52], в которых рассматривается определение интерпретации и интерпретационной деятельности обучающихся. Мы обращались к трудам известных литературоведов С.Д. Балухатого, Г.А. Бялого, Ю.В. Лебедева, А.П. Скафтымова, Б.В. Томашевского, Т.К. Шах- Азизовой и др. [2; 4; 23; 36; 41; 47], посвященным проблемам поэтики драм А.П. Чехова; а также к работам искусствоведов и методистов В.А. Доманского, Я.А. Коменского, З.С. Старковой и др. [7; 16; 40], рассматривающих возможности использования произведений живописи при изучении литературы в школе. В процессе написания выпускной квалификационной работы мы неоднократно обращались к различным словарям, справочникам и т.п.[ 46; 50].
В процессе исследования наряду с общенаучными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение) мы обращались к следующим литературоведческим методам:
1. биографический метод, при котором «биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества» [11, с. 38];
2. культурно-исторический метод, для которого характерна интерпретация литературы как «запечатления духа народа в разные этапы его исторической жизни» [11, с. 61];
3. метод анализа научной и методической литературы [11, с. 132];
Практическая значимость квалификационной работы заключается в возможности использования материалов исследования студентами во время педагогической практики в школе, учителями литературы - на уроках в старших классах при изучении драматургии А.П. Чехова и при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Апробация отдельных материалов выпускной квалификационной работы была осуществлена следующим образом:
1. Защита курсовой работы по методике обучения литературе «Изучение драматургии А.П. Чехова в средней школе» (2018 г.);
2. Защита проекта по теме «Использование произведений живописи в интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы» (2019);
3. Публикация статьи «Интерпретационная деятельность обучающихся на уроках литературы» [32];
4. Выступление на внутривузовской научно-практической конференции с докладом «Литературоведы, критики и методисты об интерпретационной деятельности обучающихся» (ЛПИ- филиал СФУ, май 2020 г.).
5. Материалы работы были обсуждены на методическом объединении учителей русского языка и литературы МБОУ «Рассветовская СОШ» Бирилюсского района Красноярского края (акт прилагается).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы в количестве 53 источников. Общий объем работы - 64 печатных листа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив работы литературоведов и культурологов (В.Е. Хализев, Л.В Чернец, В.А. Доманский и др.), посвященные определению интерпретации и ее отличию от анализа произведения, мы пришли к выводу о том, что интерпретацию считают способом переоформления текста. При анализе исследователь характеризует текст посредством понятийно-логического языка, реализуя установку на объективность всестороннего целостного рассмотрения произведения, которая позволяет акцентировать вневременные смыслы текста, определяя его типологический ряд в истории литературы.
При интерпретации основной становится установка на субъективность переоформления текста, отражающая познание интерпретатором самого себя и предъявление результата этого постижения я миру. Придавая дополнительную ясность произведению, интерпретатор, опираясь на собственный жизненный опыт, акцентирует внимание в тексте на тех явлениях и процессах, которые актуальны для его времени.
Результат анализа произведения оформляется в научном тексте (статья, монография, диссертация и др.), тогда как результатом интерпретации (например, литературного) чаще всего становится произведение другого жанра или другого вида искусства (живопись, театр, кинематография и т.д.).
Именно эта особенность интерпретации, способствующая формированию внутреннего мира человека, оказалась особенно значима для методистов (В. Г. Маранцмана, Г. Н. Ионина, Е. Р. Ядровской и др.), которые при изучении литературы в школе исходят из того, интерпретационная деятельность является бесконечным процессом постижения смысла художественных произведений, при котором каждому тексту соответствует неограниченный диапазон его прочтения школьниками, отражая их дисциплинарные и коммуникационные бэкграунды, под которыми понимают их культурную подготовку, уровень образования, жизненный опыт и т.д.
Методисты единогласны в своей оценке интерпретационной деятельности как важнейшей в методике обучения литературе. В процессе интерпретации углубляется восприятие изучаемого текста, раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал личности обучающегося, органично решаются задачи литературного и нравственно-эстетического воспитания школьников.
Изучив документы, регламентирующие образовательный процесс в 10-11 классах, выявив изложенные в них требования к результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Литература», а также проанализировав методические материалы, подготовленные известными методистами (О. Ю. Богданова, А. Г. Кутузов, В. Я. Коровина и др.) и учителями - практиками, мы пришли к выводу, что при изучении драм Чехова в школе использованы не все возможности для эффективной организации интерпретационной деятельности обучающихся.
Значимым ресурсом, способствующим интерпретационной деятельности обучающихся на уроках литературы в целом, и при изучении драм А.П. Чехова в частности, являются произведения изобразительного искусства, о чем в последнее время все чаще говорят учителя - словесники. Мы разработали методические рекомендации по использованию при изучении в 10 классе драмы А.П. Чехова «Вишневый сад» популярных в эпоху писателя произведений живописи. Предлагаемые творческие задания помогут обучающимся выявить концептуально значимые компоненты образной системы драмы (составление кластера), более детально рассмотреть художественное полотно (создание «синквейна»), выявить идеи эпохи, близкие авторам анализируемых произведений литературы и живописи (прием «фиш-боун») и т.д.
Предлагаемый подход к использованию произведений живописи в интерпретационной деятельности способствует достижению обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов в соответствие с требованиями ФГОС СОО.



1. Ачкасова, Г. Л. О некоторых теоретических основаниях изучения литературы на основе идеи диалога искусств [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2014. - №1. - Режим доступа:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/o-nekotoryh-teoreticheskih-osnovaniyah-izucheniya-literatury-na-osnove-idei-dialoga-iskusstv
2. Балухатый, С. Д. Чехов-драматург / С. Д. Балухатый. - Ленинград : Гослитиздат, 1936. - 319 с.
3. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы : учеб. пособие для пед. вузов / О. Ю. Богданова, Н. М. Лохова, П. Э. Лион ; под общ. ред. Е. Л. Ерохина. - Москва : Флинта, 2000. - С. 430-447.
4. Бялый, Г. А. Антон Павлович Чехов // История русской литературы XIX века / Г. А. Бялый ; под общ. ред. Н. Н. Скатова. - Москва : Просвещение, 1987. - С. 550-606.
5. Волкова, И. А. Виды анализа на уроках литературы / И. А. Волкова. - Бийск, 2018. - 91 с.
6. Гатева, М. И. Символ сада в пьесе Чехова «Вишневый сад» [Электронный ресурс] / М. И. Гатева // Инфоурок. - Режим доступа: https://inlburok.ru/konspekturokaliteraturvnatemu-446121 .htm
7. Доманский, В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе : учебное пособие / В. А. Доманский. - Москва : Флинта, 2015. - 346 с.
8. Емельянов, Л. И. Об интерпретации художественного произведения / Л. И. Емельянов // Русская литература. - 1983. - № 1. - С. 145-151.
9. Есин, А. Б. Интерпретация литературного произведения как
теоретическая проблема / А. Б. Есин. - Москва : Наука, 1985. - С. 164-177.
10. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие для студ. и преподавателей филолог. фак-тов, учителей- словесников / А. Б. Есин. - Москва : Флинта : Наука, 2010. - 248 с.
11. Зинченко, В. Г. Литература и методы ее изучения. Системно-синергетический подход : учеб. пособие / В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, 3. И. Кирнозе. - Москва : Флинта : Наука, 2011. - 280 с.
12. Ионин, Г. Н. Проблема интерпретации художественного текста в учебной и профессиональной деятельности / Г. Н. Ионин. - Санкт-Петербург : Образование, 1993. - 146 с.
13. Каторова, А. М. Теоретико-литературное образование студентов- филологов национальных отделений вузов (на материале Республики Мордовия) / А. М. Каторова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2004. - 320 с.
14. Кожевников, В. М. Интерпретация : литературный энциклопедический словарь / В. М. Кожевников, П. А. Николаев. - Москва : Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
15. Кокошко, О. О. Гибнущий мир дворянских усадеб (по пьесе А.П.
Чехова «Вишневый сад», 10 класс) [Электронный ресурс] / О. О. Кокошко - Режим доступа: https: //oksanakoko shko .ucoz.com/load/urok
gibnushhij mir dvorjanskikh usadeb po pese a p chekhova vishnevyj sad 10 klass/1-1-0-1
16. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. - Москва : Книга по Требованию, 2012. - 321 с.
17. Коровина, В. Я. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (базовый уровень) 10-11 (профильный уровень) / ВЯ.Коровиной. - Москва : Просвещение, 2010. - 254 с.
18. Коровина, В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2015.
19. Коровина, В. Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 5-е изд. - Москва : Просвещение, 2016.
20. Коровина, В. Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 5-е изд. - Москва : Просвещение, 2017.
21. Кулешова, С. А. Основные преимущества проектно¬
исследовательской педагогической технологии. / С. А. Кулешова. - Воронеж,
2012. - С. 36-39.
22. Кутузов, А. Г. В мире литературы. 11 кл. : учеб. для образован учреждений гуманитар. профиля / А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С. Романичева и др. - 3-е изд., стереотип. - Москва : Дрофа, 2006. - 463 с.
23. Лебедев, Ю. В. Драматургия А. П. Чехова. «Вишневый сад»: книга для учителя / Ю. В. Лебедев. - Москва : Просвещение,1990. - С. 29-39.
24. Лебедев, Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / Ю. В. Лебедев. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2016. - 368 с.
25. Левит, С. Я. Культурология. XX век. Энциклопедия / Л. Т. Мильская // Т 1. - Санкт-Петербург : Университетская книга, 1998. - 447 с.
26. Леонов, С. А. Интерпретационная деятельность на школьных занятиях по литературе / С. А. Леонов // Изучение и преподавание литературы в школе и вузе : сб.ст. - Самара : Изд-во Сам. ГПУ, 2001. - С. 41-47.
27. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин ; под ред. В. Я. Коровиной. - Москва : Просвещение, 2012.
28. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский ; под ред. В. Я. Коровиной. - 20-е изд. - Москва : Просвещение,
2013.
29. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч. 2 / В. И. Коровин, Н. Л. Вершинина, Л. А. Капитанова и др. ; под ред. В. И. Коровина. - 12-е изд. - Москва : Просвещение, 2012. - 384 с.
30. Маранцман, В. Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством / В. Г. Маранцман // Литература в школе. - Санкт-Петербург. - 1998. - № 8. - С. 91-98.
31. Мищенко, Н. О. Будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» [Электронный ресурс] / Н. О. Мищенко // Инфоурок. - Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-na-temu-buduschee-v-pese-apchehova-vishneviy-sad-klass-939742.html
32. Никитина, Е. С. Интерпретационная деятельность обучающегося на уроках литературы / Е. С. Никитина // Проблемы и перспективы реализации междисциплинарных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции (5 марта 2020 г., г. Магнитогорск). - Уфа : Аэтерна, 2020. - №1. - С. 84-85.
33. Перевозная, Е. В. Современный урок литературы [Электронный ресурс] / Е. В. Перевозная. - Режим доступа:https://rumk.ucoz.ru/rus/lit/ .pdf
34. Порудоминский, В. И. «Половина жизни моей...» /. С. Мухина. - Москва : Детская литература, 1987. С. 13-101
35. Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16 -з). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://mosmetod.ru/files/dokumenty/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf
36. Скафтымов, А. П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках / А. П. Скафтымов. - Москва : Художественная литература, 1972. - 544 с.
37. Скафтымов, А. П. Поэтика художественного произведения /
А. П. Скафтымов. - Москва : Высшая школа, 2007. - 536 с.
38. Соболев, Ю. В. Чехов - жизнь замечательных людей / Ю. В. Соболев. - Москва : Журнально-газетное издательство, 1934. - 336 с.
39. Станиславский, К. С. А. П. Чехов в художественном театре. Переписка А. П. Чехова и К. С. Станиславского / К. С. Станиславский. - Москва : Директ- Медиа, 2015. - 114 с.
40. Старкова, 3 С. Литература и живопись : книга для уч-ся / 3. С. Старкова. - Москва : Просвещение, 1985. - 112c
41. Топалер, Е. Театр Чехова / Е. Топалер. - Москва : Просвещение, 1993. - 87с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййрз://минобрнауки.рф/ документы/2365
43. Хализев, В. Е. Теория литературы : учебник / В. Е. Хализев. - Москва : Высшая школа, 2002. - 437 с.
44. Чернец, Л. В. «Как слово наше отзовется...» : судьбы литературных произведений : учеб. пособие / Л. В. Чернец. - Москва : Высшая школа, 1995. - 239 с.
45. Чехов, А. П. Вишневый сад / А. П. Чехов. - Москва : Мир «Искателя», 2012. - 64 с.
46. Шанский, Н. М. Этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. - Москва : Дрофа, 2004. - 399 с.
47. Шах-Азизова, Т. К. Чехов и западноевропейская драма его времени / Т. К. Шах-Азизова. - Москва : Наука, 1966. - 150 с.
48. Шолпо, И. Л. Музыкальные, живописные и архитектурные образы на уроках по пьесе А.П. Чехова «Три сестры»: 10 класс [Электронный ресурс] // Литература. - Первое сентября. - 2008. - №. 9. - С. 21-27. - Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200800909
49. Шустова, Н. В. Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» и русская живопись [Электронный ресурс] / Н. В. Шустова // Инфоурок. - Режим доступа: https://mfourok.ru/statya-pesa-a-p-chehova-vishneviy-sad-i-russkaya-zhivopis-3739716.html
50. Энциклопедический словарь 1998 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.vedu.ru/bigencdic/24089/
51. Эпштейн, М. Н. Интерпретация / М. Н. Эпштейн // Краткая литературная энциклопедия : в 9-ти т. - Москва : Современная энциклопедия, 1978. - С. 330-332.
52. Ядровская, Е. Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя- школьника в процессе литературного образования (5-11 классы): монография. - Санкт-Петербург : ООО «Книжный Дом», 2012. - 184 с.
53. Яковлева, Н. А. Творчество Ивана Крамского [Электронный ресурс] / Н. А. Яковлева - Режим доступа:http://tphv.ru/kramskoi yakovleva10.php


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ