Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Преступления против личности, совершаемые на железнодорожном
транспорте, как объект криминологического исследования 5
1.1 Понятие и признаки транспортного преступления 5
1.2 Сравнительно-правовая характеристика категорий “преступление против
жизни и здоровья” и “транспортное преступление” на примере уголовного законодательства России и стран англо-саксонской и континентальной правовых систем 14
1.3 Криминологическая характеристика преступлений против личности,
совершаемых на железнодорожном транспорте 22
2 Предупреждение преступлений против личности, совершаемых на
железнодорожном транспорте 37
2.1 Система предупреждения преступлений против личности, совершаемых
на железнодорожном транспорте 37
2.2 Комплекс мер, организуемых для предупреждения преступлений против
личности, совершаемых на железнодорожном транспорте 43
Заключение 54
Список использованных источников
1 Преступления против личности, совершаемые на железнодорожном
транспорте, как объект криминологического исследования 5
1.1 Понятие и признаки транспортного преступления 5
1.2 Сравнительно-правовая характеристика категорий “преступление против
жизни и здоровья” и “транспортное преступление” на примере уголовного законодательства России и стран англо-саксонской и континентальной правовых систем 14
1.3 Криминологическая характеристика преступлений против личности,
совершаемых на железнодорожном транспорте 22
2 Предупреждение преступлений против личности, совершаемых на
железнодорожном транспорте 37
2.1 Система предупреждения преступлений против личности, совершаемых
на железнодорожном транспорте 37
2.2 Комплекс мер, организуемых для предупреждения преступлений против
личности, совершаемых на железнодорожном транспорте 43
Заключение 54
Список использованных источников
Человек, его права и свободы являются объектами особой правовой охраны со стороны государства. У государства как у публичной власти есть позитивные обязательства, связанные с обеспечением реализации гражданами их прав, связанные с недопущением произвольного вмешательства в реализацию гражданами своих прав. Преступления против личности - это преступления особого характера, которые, в первую очередь, посягают на самые ценные, но в то же время неотчуждаемые блага - жизнь и здоровье человека, свобода, честь и достоинство человека, его конституционные права и свободы.
Актуальность темы данного исследования обусловлена, во-первых, тем обстоятельством, что криминологическая характеристика и анализ системы и мер предупреждения преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте, имеет практическую ценность, которая выражается в возможности выработки наиболее эффективных мер предупреждения подобного рода преступлений, основывающейся на показателях эффективности предпринимаемых мер предупреждения и профилактики таких преступлений.
Во-вторых, актуальность темы исследования связана с низкой степенью научной разработанности данной темы. В основном, исследования подобного плана связаны с преступлениями в сфере экономики, совершаемыми на железнодорожном транспорте, но не с преступлениями против личности.
Целями данной работы являются проведение криминологической характеристики преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте, а также изучение роли правоохранительных органов и иных субъектов в системе предупреждения таких преступлений.
Для достижения данных целей были сформулированы следующие задачи:
1) Выявить понятие и признаки транспортного преступления как смежного понятия;
2) Сравнить характеристику понятия транспортного преступления с характеристикой понятия преступления против личности, совершённого на железнодорожном транспорте;
3) Произвести сравнительно-правовую характеристику уголовного законодательства России и уголовного законодательства стран континентальной и англо-саксонской правовых семей для возможного выявления недостатков национальной правовой системы;
4) Произвести криминологическую характеристику личности преступника, совершающего преступление против личности на железнодорожном транспорте;
5) Определить причинный комплекс преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте;
6) Охарактеризовать сферу совершения подобного рода преступлений;
7) Дать общую характеристику системы предупреждения преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте;
8) Описать частные вопросы (меры) предупреждения преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте;
9) Оценить эффективность предпринимаемых мер предупреждения подобного рода преступлений.
Объектом исследования в данной работе является деятельность различных субъектов по предупреждению преступлений против личности, совершённых на железнодорожном транспорте.
Предметом исследования являются система предупреждения преступлений против личности и меры, которые к ней относятся, а также личность преступника и само преступление против личности как объект криминологического исследования.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников.
Актуальность темы данного исследования обусловлена, во-первых, тем обстоятельством, что криминологическая характеристика и анализ системы и мер предупреждения преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте, имеет практическую ценность, которая выражается в возможности выработки наиболее эффективных мер предупреждения подобного рода преступлений, основывающейся на показателях эффективности предпринимаемых мер предупреждения и профилактики таких преступлений.
Во-вторых, актуальность темы исследования связана с низкой степенью научной разработанности данной темы. В основном, исследования подобного плана связаны с преступлениями в сфере экономики, совершаемыми на железнодорожном транспорте, но не с преступлениями против личности.
Целями данной работы являются проведение криминологической характеристики преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте, а также изучение роли правоохранительных органов и иных субъектов в системе предупреждения таких преступлений.
Для достижения данных целей были сформулированы следующие задачи:
1) Выявить понятие и признаки транспортного преступления как смежного понятия;
2) Сравнить характеристику понятия транспортного преступления с характеристикой понятия преступления против личности, совершённого на железнодорожном транспорте;
3) Произвести сравнительно-правовую характеристику уголовного законодательства России и уголовного законодательства стран континентальной и англо-саксонской правовых семей для возможного выявления недостатков национальной правовой системы;
4) Произвести криминологическую характеристику личности преступника, совершающего преступление против личности на железнодорожном транспорте;
5) Определить причинный комплекс преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте;
6) Охарактеризовать сферу совершения подобного рода преступлений;
7) Дать общую характеристику системы предупреждения преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте;
8) Описать частные вопросы (меры) предупреждения преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте;
9) Оценить эффективность предпринимаемых мер предупреждения подобного рода преступлений.
Объектом исследования в данной работе является деятельность различных субъектов по предупреждению преступлений против личности, совершённых на железнодорожном транспорте.
Предметом исследования являются система предупреждения преступлений против личности и меры, которые к ней относятся, а также личность преступника и само преступление против личности как объект криминологического исследования.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников.
Целями данной работы являлись криминологическая характеристика преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте, а так же раскрытие роли субъектов, входящих в систему предупреждения преступлений против личности.
Данная цель была достигнута посредством выполнения поставленных задач:
1) Был продемонстрирован сравнительный анализ двух понятий, - “транспортного преступления” и “преступления против личности, совершённого на железнодорожном транспорте”. Было выявлено, что “транспортное преступление” не является синонимичным понятием к “преступлению против личности, которое совершено на объектах железнодорожного транспорта”: главным сущностным отличием, на наш взгляд, является объект преступного посягательства, на который оно направлено. Преступления против личности хотя и могут совершаться на объектах железнодорожной инфраструктуры, но от этого данное преступление транспортным не становится, оно является “совершённым на транспорте”;
2) Была произведена сравнительно-правовая характеристика уголовного законодательства Российской Федерации с уголовным законодательством Германии, Франции и Швеции. Был сделан вывод, согласно которому традиция выделения здоровья человека как автономного объекта уголовного посягательства, которая обнаруживается в нормативных актах зарубежных стран, может служить призывом к изменению и усовершенствованию национального российского уголовного законодательства при существующих проблемах квалификации преступлений. Кроме этого, было обнаружено сходство уголовного законодательства Российской Федерации и Германии: и российский законодатель, и немецкий законодатель склонны выделять в отдельную группу транспортные преступления, что свидетельствует о наиболее полной правовой регламентации и более чётком разграничении смежных, но не синонимичных понятий “транспортного преступления” и ‘преступления против личности, совершённого на железнодорожном транспорте”;
3) Была осуществлена криминологическая характеристика личности преступника, совершающего рассматриваемую группу преступлений. Был определён причинный комплекс преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте. Кроме этого, была охарактеризована сфера совершения таких преступлений. Так, личности преступника присущи следующие характеристики: средний возраст от 30 до 49 лет, грубость и склонность к насилию, безответственное отношение к последствиям при совершении преступлений с небрежной формой вины, склонность к рецидиву. Как было описано в работе, такого рода преступления представляют собой ответную реакцию индивида на воздействие социальных деформаций в обществе, то есть влияние оказывает не одна причина, а их совокупность. Наиболее существенной причиной, по нашему мнению, является правовой нигилизм, которым пронизаны отдельные индивиды, а так же целые социальные группы;
4) Была изучена система предупреждения преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте: были рассмотрены отдельные элементы системы, их взаимосвязь. В особенности были изучены меры предупреждения преступлений против личности, было отражено их применение на уровне субъекта Российской Федерации - Красноярского края. Был сделан вывод о том, что применяемые меры не носят случайного характера, а применяются целенаправленно и в совокупности на основе анализа факторов, связанных с условиями и причинами преступности.
Подводя финальную черту, следует отметить, что преступления против личности, совершаемые на железнодорожном транспорте, являются важным объектом криминологического исследования. Так, изучив статистические данные, полученные во время прохождения практики в Сибирском Линейном Управлении МВД, ведомственные акты, акты федерального уровня, а так же нормативную базу Красноярского края, можно сделать следующие выводы:
1) удельный вес преступлений против личности, совершённых на железнодорожном транспорте и зарегистрированных по Сибирскому Линейному Управлению МВД или по Сибирскому Федеральному Округу, является низким и есть тенденция к его снижению;
2) работа правоохранительных органов во взаимодействии с общественными организациями, общественными активистами, а так же в сотрудничестве с субъектами железнодорожной инфраструктуры может быть оценена положительно с точки зрения её эффективности - об этом свидетельствует низкий уровень регистрации преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте, высокий уровень раскрываемости преступлений против личности, а так же фактическое применение и реализация организационных, материально-технических и иных мер социальной направленности, которые имеют предупредительный эффект.
По нашему мнению, для продолжения тенденции к снижению удельного веса преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте, необходимо более полное изучение причин и условий, лежащих в основе преступности данного вида, субъектами системы предупреждения преступлений. Кроме этого, предлагается усовершенствовать федеральное законодательство в области взаимодействия субъектов железнодорожной инфраструктуры и правоохранительных органов: необходимо детализировать сроки осуществления отдельных предписаний правоохранительных органов, а так же конкретизировать формы осуществления содействия по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте.
Данная цель была достигнута посредством выполнения поставленных задач:
1) Был продемонстрирован сравнительный анализ двух понятий, - “транспортного преступления” и “преступления против личности, совершённого на железнодорожном транспорте”. Было выявлено, что “транспортное преступление” не является синонимичным понятием к “преступлению против личности, которое совершено на объектах железнодорожного транспорта”: главным сущностным отличием, на наш взгляд, является объект преступного посягательства, на который оно направлено. Преступления против личности хотя и могут совершаться на объектах железнодорожной инфраструктуры, но от этого данное преступление транспортным не становится, оно является “совершённым на транспорте”;
2) Была произведена сравнительно-правовая характеристика уголовного законодательства Российской Федерации с уголовным законодательством Германии, Франции и Швеции. Был сделан вывод, согласно которому традиция выделения здоровья человека как автономного объекта уголовного посягательства, которая обнаруживается в нормативных актах зарубежных стран, может служить призывом к изменению и усовершенствованию национального российского уголовного законодательства при существующих проблемах квалификации преступлений. Кроме этого, было обнаружено сходство уголовного законодательства Российской Федерации и Германии: и российский законодатель, и немецкий законодатель склонны выделять в отдельную группу транспортные преступления, что свидетельствует о наиболее полной правовой регламентации и более чётком разграничении смежных, но не синонимичных понятий “транспортного преступления” и ‘преступления против личности, совершённого на железнодорожном транспорте”;
3) Была осуществлена криминологическая характеристика личности преступника, совершающего рассматриваемую группу преступлений. Был определён причинный комплекс преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте. Кроме этого, была охарактеризована сфера совершения таких преступлений. Так, личности преступника присущи следующие характеристики: средний возраст от 30 до 49 лет, грубость и склонность к насилию, безответственное отношение к последствиям при совершении преступлений с небрежной формой вины, склонность к рецидиву. Как было описано в работе, такого рода преступления представляют собой ответную реакцию индивида на воздействие социальных деформаций в обществе, то есть влияние оказывает не одна причина, а их совокупность. Наиболее существенной причиной, по нашему мнению, является правовой нигилизм, которым пронизаны отдельные индивиды, а так же целые социальные группы;
4) Была изучена система предупреждения преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте: были рассмотрены отдельные элементы системы, их взаимосвязь. В особенности были изучены меры предупреждения преступлений против личности, было отражено их применение на уровне субъекта Российской Федерации - Красноярского края. Был сделан вывод о том, что применяемые меры не носят случайного характера, а применяются целенаправленно и в совокупности на основе анализа факторов, связанных с условиями и причинами преступности.
Подводя финальную черту, следует отметить, что преступления против личности, совершаемые на железнодорожном транспорте, являются важным объектом криминологического исследования. Так, изучив статистические данные, полученные во время прохождения практики в Сибирском Линейном Управлении МВД, ведомственные акты, акты федерального уровня, а так же нормативную базу Красноярского края, можно сделать следующие выводы:
1) удельный вес преступлений против личности, совершённых на железнодорожном транспорте и зарегистрированных по Сибирскому Линейному Управлению МВД или по Сибирскому Федеральному Округу, является низким и есть тенденция к его снижению;
2) работа правоохранительных органов во взаимодействии с общественными организациями, общественными активистами, а так же в сотрудничестве с субъектами железнодорожной инфраструктуры может быть оценена положительно с точки зрения её эффективности - об этом свидетельствует низкий уровень регистрации преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте, высокий уровень раскрываемости преступлений против личности, а так же фактическое применение и реализация организационных, материально-технических и иных мер социальной направленности, которые имеют предупредительный эффект.
По нашему мнению, для продолжения тенденции к снижению удельного веса преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте, необходимо более полное изучение причин и условий, лежащих в основе преступности данного вида, субъектами системы предупреждения преступлений. Кроме этого, предлагается усовершенствовать федеральное законодательство в области взаимодействия субъектов железнодорожной инфраструктуры и правоохранительных органов: необходимо детализировать сроки осуществления отдельных предписаний правоохранительных органов, а так же конкретизировать формы осуществления содействия по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений против личности, совершаемых на железнодорожном транспорте.
Подобные работы
- Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых по неосторожности.
Курсовые работы, . Язык работы: Русский. Цена: 1900 р. Год сдачи: 2012 - ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ КРАЖИ, ГРУППОЙ ЛИЦ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ СГОВОРУ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - Хулиганство: понятие, признаки, виды, вопросы квалификации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Первоначальный этап расследования грабежей
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Право на достоинство несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Административное расследование в механизме производства по делам об административных правонарушениях
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Административно правовой механизм противодействия незаконному обороту наркотиков
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019



