Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Работа №151505

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2020
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения специфики работы социального
педагога с подростками, имеющими девиантное поведение 9
1.1 Девиантное поведение: понятие, характеристика 9
1.2 Проявление девиантного поведения у подростков 17
1.3 Социально-педагогическая деятельность с подростками с
девинтным поведением 24
2 Экспериментальное исследование психологических особенностей
подростков с девиантным поведением и специфики работы социального педагога с ними 30
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 30
2.2 Описание системы работы социального педагога с подростками
с девиантным поведением 43
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 58
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение А Программа «Мир глазами детей» 74

Развитие современного общества, спровоцировало целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного (отклоняющегося) поведения детей и подростков.
Важность данной проблемы заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, массовое распространение среди подрастающего поколения курения, употребления алкоголя, наркомании и токсикомании, факты грубого поведения учащихся в школе и вне ее, разрыв между пониманием норм поведения и антисоциальными поведенческими проявлениями подростков, бродяжничество и другие формы девиантного поведения.
Распространенным является то, что девиантных подростков относят к трудновоспитуемым, что составляет проблему исследования - неверная интерпретация характера поведения подростков и, как следствие, неверный выбор средств, форм и методов работы с ними. Трудновоспитуемость предусматривает, прежде всего, противостояние ребенка педагогическому воздействию, вызванное достаточно разнообразными причинами, включающими педагогические ошибки или неверные решения родителей и учителя, отклонения в социальном и психологическом развитии, особенности темперамента и характера, прочие характеристики личности подростка.
В результате можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «подростки с ярко выраженными акцентуациями характера»:
- достаточно часто характеризуются отклонением от «нормы» поведения;
- нарушение поведения таких детей трудно поддаются исправлению;
- эти дети более всего нуждаются в индивидуальном подходе со стороны как педагогов, так и психологов, внимания сверстников.
Акцентуация в основном проявляется в форме различного рода конфликтов подростка с его ближайшим окружением.
Нехватка специальных знаний и умений во взаимодействии с подростками, актуальных социально-адаптивных поведенческих стратегий у взрослого населения - педагогов, родителей - не дает им возможности оказать эффективное воспитательное воздействие, реализовать психологическое и социальное сопровождение. Это приводит к усилению влияния семейных факторов на развитие девиантного поведения у подростков, а также его закрепление как модели поведения у подростка в силу педагогических просчетов работающих с подростком педагогов. Профессионалы, которые работают с несовершеннолетними, должны постоянно искать эффективные подходы к взаимодействию с ними.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение специфики работы социального педагога с подростками, имеющими девиантное поведение.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: специфика работы социального педагога с подростками с девиантным поведением.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения подростков.
2. Провести экспериментальное исследование с целью выявления склонности к девиантному поведению у подростков.
3. Описать систему работы социального педагога с подростками с девиантном поведением.
4. Провести повторное исследование склонности к девиантному поведению подростков, проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (Личностный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант), «Склонность к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел)); констатирующий и формирующий эксперименты.
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов, раскрывающих проблему девиантного поведения подростков (Горьковая И. А., Змановская Е. В., Клейберг Ю. А., Остапенко Г. С., Селиванова 3. К. и др.).
Экспериментальная база исследования - МБОУ «ООШ №5» г. Лесосибирска. Выборка представлена учащимися 7-9 классов в количестве 25 человек.
Этапы исследования:
I этап (декабрь 2019 г.) - изучение теоретических аспектов по теме исследования, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики по выявлению у подростков отклоняющегося поведения, разработка системы социально-педагогической работы с данной группой учащихся.
II этап (январь 2020 г. - март 2020 г.) - реализация системы социально-педагогической работы с подростками, имеющими девиантное поведение.
III этап (апрель 2020 г. - май 2020 г.) - проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности системы социально-педагогической работы, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме девиантного поведения в подростковом возрасте, описаны особенности отклоняющегося поведения, свойственные подросткам. Данные, полученные в ходе исследования, можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований). Общий объем работы составляет 73 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что отклоняющееся действие подростков представляет собой поведенческие нарушения, которые тесно связаны с действиями или рядом действий, не соответствующих общепризнанным нормам поведения в обществе или преступлениям, однако всегда характеризующееся тем, что оно располагается в пределах медицинских норм.
Проявления девиантного поведения у большинства подростков могут выражаться наличием повышенного уровня агрессивности, конфликтности и тревожности, заниженной самооценки личности.
Отечественные психологи выделяют биологические, индивидуальные (психопатологические и психологические), социальные факторы риска отклоняющегося поведения у подростков.
Нами организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к девиантному поведению подростков, на базе МБОУ «ООШ № 5» г. Лесосибирска, среди учащихся 7-9 классов. В качестве диагностического инструментария были использованы методики: личностный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант), «Склонность к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел). Данная выборка была разделена на 2 группы - на экспериментальную и контрольную. К контрольной группе были отнесены подростки, у кого только наметились тенденции к развитию девиантного поведения. К экспериментальной группе были отнесены подростки, у которых наблюдается и фиксируется длительное проявление девиантного поведения. Контрольная группа состоит из 10 человек, экспериментальная группа состоит из 15 человек.
Проанализировав результаты экспериментального исследования, мы пришли к выводу, что 60% подростков имеют девиантное поведение, 40% склонны к девиантному поведению.
С целью снижения уровня девиантного поведения подростков нами была составлена и реализована система социально-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу, что представленная нами система работы социального педагога является эффективным средством первичной профилактики склонности к девиантному поведению у подростков.
Таким образом, понимание психологических особенностей подростков, распознание их склонности к отклоняющемуся поведению и своевременная грамотно построенная программа помогут своевременно предотвратить отклонения в их поведении.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, считаем успешно реализованными.



1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон Российской Федерации от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ [Электронный ресурс] // Документы системы «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/12116087/1.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - Москва : Академический Проект, 2011. - 240 с.
3. Акопов, А. Ю. Свобода от зависимости : социальные болезни Личности / А. Ю. Акопов. - Санкт - Петербург : Речь, 2008. - 244 с.
4. Акутина, С. П. Психолого-педагогические условия профилактики употребления психоактивных веществ подростками / С. П. Акутина, Е. М. Гроздова // Молодой ученый. - 2014. - № 21. - С. 51-54.
5. Алистратова, Е. Ю. Проактивная агрессия в Интернете : причины, последствия и возможные пути профилактики [Электронный ресурс] / Е. Ю. Алистратова // Психология и психотехника. - 2014. - № 1. - C. 39-54. - Режим доступа: http://www.e-notabene.ru/psp/article_11636.html.
6. Аникина, Г. А. Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков [Электронный ресурс] / Г. А. Аникина. // Молодой ученый. - 2014. - № 19 (78). - С. 448-451. - Режим доступа: https: //moluch.ru/archive/78/13287/ .
7. Аникудимова, Е. А. Современные формы проявления девиантного поведения подростков в аспекте социально педагогической деятельности / Е. А. Аникудимова // Сибирский научный вестник. - 2015. - № 4(22). - С. 14-19.
8. Баринова, А. Н. Педагогические аспекты профилактики вредных привычек у юношей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Баринова Анна Николаевна. - Москва, 2006. - 20 с.
9. Берн, Э. Игры, в которые играют люди : психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. - Москва : Эксмо, 2012. - 352 с.
10. Ветерок, Е. В. Психофизиологические и психологические особенности подростков группы риска в отношении химических аддикций : дис... канд. психол. наук : 19.00.02 / Ветерок Екатерина Владимировна. - Санкт-Петербург, 2010. - 162 с.
11. Воробьева, Т. В. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Подготовка и проведение тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков группы риска / Т. В. Воробьева, А. Ялтонская. - Москва : Академия, 2008. - 371 с.
12. Выготский, Л. С. Избранные психологические труды / Л. С. Выготский. - Москва : Смысл, 2014. - 618 с.
13. Гречаный, С. В. Клинико-психологическая характеристика мотивов употребления психоактивных веществ подростками / С. В. Гречаный // Педиатр / Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. - Санкт-Петербург, 2015. - Т. 6, № 2. - С. 12-16.
14. Гришина, А. В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Гришина Анна Викторовна. - Нижний Новгород, 2011. - 196 с.
15. Добровидова, Н. А. Особенности эмоционально-волевой сферы старшеклассников и студентов с различным уровнем компьютерной игровой активности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Добровидова Наталья Александровна. - Самара, 2013. - 192 с.
16. Дубинин, С. Н. Особенности семьи, способствующие возникновению наркотической зависимости у детей и подростков / С. Н. Дубинин // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 6. - С. 175-181.
17. Емелин, В. А. Психологические факторы развития и хронификации технологических зависимостей [Электронный ресурс] / В. А. Емелин, А. Ш. Тхостов, Е. И. Рассказова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. -
2013. - № 1. - Режим доступа:
http: //psyj ournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59107.shtml.
18. Зайдуллина, Г. Г. Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции [Электронный ресурс] / Г. Г. Зайдулина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 3-2. - С. 186-188. - Режим доступа: https ://applied- research.ru/ru/article/view?id=4926.
19. Иванова, Т. В. Социальная и педагогическая запущенность как проблема современного общества [Электронный ресурс] / Т. В. Иванова // Вопросы современной науки и практики. - 2011. - № 4. - С. 142-148. - Режим доступа: http: //vernadsky.tstu.ru/pdf/2011/04/21.pdf.
20. Исламова, А. А. Проблемы подростковой наркомании
[Электронный ресурс] / А. А. Исламова // Психология, социология и педагогика. - 2016. - № 10. - Режим доступа:
http: //psychology.snauka.ru/2016/10/7175.
21. Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин. - Москва : Эксмо, 2007. - 53 с.
22. Кедрова, И. А. Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема [Электронный ресурс] / И. А. Кедрова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20813.
23. Кенсаринова, М. В. Девиантное поведение как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / М. В. Кенсаринова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 1-2. - С. 264-266. - Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8364.
24. Короленко, Ц. П. Аддиктология: настольная книга : учеб. пособие / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева ; под ред. В. В. Макарова. - Москва : Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига : Институт консультирования и системных решений, 2012. - 536 с.
25. Куприянова, В. М. Девиантное поведение у подростков.
Профилактические мероприятия в медицине [Электронный ресурс] / В. М. Куприянова, Т. М. Богданова // Международный студенческий научный вестник - 2018. - № 5. - Режим доступа:
http://www.eduherald.ru/ru/article/view7idM9180.
26. Лидере, А. Г. Исследование представлений об особенностях родительского воспитания «Глазами подростка» и «Глазами родителя» / А. Г. Лидере, А. В. Катаев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук : сб. научи. тр. / Самарский федеральный исследовательский центр Российской академии наук. - Самара, 2012. - Т. 14, № 2(2). - С. 382-389.
27. Лебедева, О. В. Девиантное поведение подростков [Электронный ресурс] / О. В. Лебедева, С. А. Великова // Психология учебной и профессиональной деятельности. - 2018. - С. 165-168. - Режим доступа: http s: //www.elibrary .ru/item.asp?id=3 5305382.
28. Милютин, С. Г. Влияние модели социально-педагогической профилактики наркотической зависимости на формирование у обучающихся профессиональных образовательных учреждений антинаркотического мировоззрения [Электронный ресурс] / С. Г. Милютин, Д. В. Тютяев // Молодой ученый. - 2016. - № 15. - С. 30-33. - Режим доступа: https: //moluch.ru/archive/119/33089.
29. Мицык, Т. А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучного взросления [Электронный ресурс] / Т. А. Мицык // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2016. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-podrostkov-kak-sledstvie- neblagopoluchnogo-vzrosleniya.
30. Пегова, А. В. Формирование личностной устойчивости к «технологическим зависимостям» у студентов вузов физической культуры на основе опыта их двигательной активности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Пегова Анна Владимировна. - Смоленск, 2015. - 162 с.
31. Перетолчина, Д. С. Особенности семейного контекста в возникновении девиантного поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Д. С. Перетолчина // Психолог. - 2014. - № 2. - С. 24-51. - Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=11907.
32. Свинцицкая, Т. А. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе [Электронный ресурс] / Т. А. Свинцицкая // Молодой ученый. - 2015. - № 11. - С. 1224-1226. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/91/19250.
33. Семенова, О. Ю. Психофизиологические и психологические особенности подростков с риском различных видов аддикций : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.02 / Семенова Оксана Юрьевна. - Санкт-Петербург, 2012. - 177 с.
34. Смирнова, А. Н. Социальная субъектность и девиантное поведение подростков / А. Н. Смирнова // Социологические исследования. - 2017. - № 6. - С. 117-122.
35. Сихынбаева, Ж. С. Профилактика девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] / Ж. С. Сихынбаева, Б. Ш. Омарова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 6-1. - С. 30 -32. - Режим доступа: http://expeducation.ru/ru/article/view7idM0097.
36. Тараканова, В. В. Эффективность педагогической поддержки подростков с аддиктивным поведением/ В. В. Тараканова, И. В. Волкова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 5. - С. 22 - 28.
37. Тормосина, Н. Г. Психологическая профилактика
аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Тормосина Наталья Геннадьевна. - Ставрополь, 2014. - 237 с.
38. Чиксентмихайи, М. В поисках потока : психология включенности в повседневность / М. Чиксентмихайи. - Москва : Изд-во Альпина нон-фикшн, 2015. - 194 с.
39. Чистякова, А. А. Психологические особенности подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.02 / Чистякова Анастасия Александровна. - Ташкент, 2013. - 91 с.
40. Шаломова, Е. В. Особенности аддиктивного поведения подростков / Е. В. Шаломова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 1-8.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ