СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения специфики работы социального
педагога с подростками, имеющими девиантное поведение 9
1.1 Девиантное поведение: понятие, характеристика 9
1.2 Проявление девиантного поведения у подростков 17
1.3 Социально-педагогическая деятельность с подростками с
девинтным поведением 24
2 Экспериментальное исследование психологических особенностей
подростков с девиантным поведением и специфики работы социального педагога с ними 30
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 30
2.2 Описание системы работы социального педагога с подростками
с девиантным поведением 43
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 58
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение А Программа «Мир глазами детей» 74
1 Теоретические аспекты изучения специфики работы социального
педагога с подростками, имеющими девиантное поведение 9
1.1 Девиантное поведение: понятие, характеристика 9
1.2 Проявление девиантного поведения у подростков 17
1.3 Социально-педагогическая деятельность с подростками с
девинтным поведением 24
2 Экспериментальное исследование психологических особенностей
подростков с девиантным поведением и специфики работы социального педагога с ними 30
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 30
2.2 Описание системы работы социального педагога с подростками
с девиантным поведением 43
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 58
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение А Программа «Мир глазами детей» 74
Развитие современного общества, спровоцировало целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного (отклоняющегося) поведения детей и подростков.
Важность данной проблемы заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, массовое распространение среди подрастающего поколения курения, употребления алкоголя, наркомании и токсикомании, факты грубого поведения учащихся в школе и вне ее, разрыв между пониманием норм поведения и антисоциальными поведенческими проявлениями подростков, бродяжничество и другие формы девиантного поведения.
Распространенным является то, что девиантных подростков относят к трудновоспитуемым, что составляет проблему исследования - неверная интерпретация характера поведения подростков и, как следствие, неверный выбор средств, форм и методов работы с ними. Трудновоспитуемость предусматривает, прежде всего, противостояние ребенка педагогическому воздействию, вызванное достаточно разнообразными причинами, включающими педагогические ошибки или неверные решения родителей и учителя, отклонения в социальном и психологическом развитии, особенности темперамента и характера, прочие характеристики личности подростка.
В результате можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «подростки с ярко выраженными акцентуациями характера»:
- достаточно часто характеризуются отклонением от «нормы» поведения;
- нарушение поведения таких детей трудно поддаются исправлению;
- эти дети более всего нуждаются в индивидуальном подходе со стороны как педагогов, так и психологов, внимания сверстников.
Акцентуация в основном проявляется в форме различного рода конфликтов подростка с его ближайшим окружением.
Нехватка специальных знаний и умений во взаимодействии с подростками, актуальных социально-адаптивных поведенческих стратегий у взрослого населения - педагогов, родителей - не дает им возможности оказать эффективное воспитательное воздействие, реализовать психологическое и социальное сопровождение. Это приводит к усилению влияния семейных факторов на развитие девиантного поведения у подростков, а также его закрепление как модели поведения у подростка в силу педагогических просчетов работающих с подростком педагогов. Профессионалы, которые работают с несовершеннолетними, должны постоянно искать эффективные подходы к взаимодействию с ними.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение специфики работы социального педагога с подростками, имеющими девиантное поведение.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: специфика работы социального педагога с подростками с девиантным поведением.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения подростков.
2. Провести экспериментальное исследование с целью выявления склонности к девиантному поведению у подростков.
3. Описать систему работы социального педагога с подростками с девиантном поведением.
4. Провести повторное исследование склонности к девиантному поведению подростков, проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (Личностный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант), «Склонность к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел)); констатирующий и формирующий эксперименты.
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов, раскрывающих проблему девиантного поведения подростков (Горьковая И. А., Змановская Е. В., Клейберг Ю. А., Остапенко Г. С., Селиванова 3. К. и др.).
Экспериментальная база исследования - МБОУ «ООШ №5» г. Лесосибирска. Выборка представлена учащимися 7-9 классов в количестве 25 человек.
Этапы исследования:
I этап (декабрь 2019 г.) - изучение теоретических аспектов по теме исследования, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики по выявлению у подростков отклоняющегося поведения, разработка системы социально-педагогической работы с данной группой учащихся.
II этап (январь 2020 г. - март 2020 г.) - реализация системы социально-педагогической работы с подростками, имеющими девиантное поведение.
III этап (апрель 2020 г. - май 2020 г.) - проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности системы социально-педагогической работы, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме девиантного поведения в подростковом возрасте, описаны особенности отклоняющегося поведения, свойственные подросткам. Данные, полученные в ходе исследования, можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований). Общий объем работы составляет 73 страницы.
Важность данной проблемы заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, массовое распространение среди подрастающего поколения курения, употребления алкоголя, наркомании и токсикомании, факты грубого поведения учащихся в школе и вне ее, разрыв между пониманием норм поведения и антисоциальными поведенческими проявлениями подростков, бродяжничество и другие формы девиантного поведения.
Распространенным является то, что девиантных подростков относят к трудновоспитуемым, что составляет проблему исследования - неверная интерпретация характера поведения подростков и, как следствие, неверный выбор средств, форм и методов работы с ними. Трудновоспитуемость предусматривает, прежде всего, противостояние ребенка педагогическому воздействию, вызванное достаточно разнообразными причинами, включающими педагогические ошибки или неверные решения родителей и учителя, отклонения в социальном и психологическом развитии, особенности темперамента и характера, прочие характеристики личности подростка.
В результате можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «подростки с ярко выраженными акцентуациями характера»:
- достаточно часто характеризуются отклонением от «нормы» поведения;
- нарушение поведения таких детей трудно поддаются исправлению;
- эти дети более всего нуждаются в индивидуальном подходе со стороны как педагогов, так и психологов, внимания сверстников.
Акцентуация в основном проявляется в форме различного рода конфликтов подростка с его ближайшим окружением.
Нехватка специальных знаний и умений во взаимодействии с подростками, актуальных социально-адаптивных поведенческих стратегий у взрослого населения - педагогов, родителей - не дает им возможности оказать эффективное воспитательное воздействие, реализовать психологическое и социальное сопровождение. Это приводит к усилению влияния семейных факторов на развитие девиантного поведения у подростков, а также его закрепление как модели поведения у подростка в силу педагогических просчетов работающих с подростком педагогов. Профессионалы, которые работают с несовершеннолетними, должны постоянно искать эффективные подходы к взаимодействию с ними.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение специфики работы социального педагога с подростками, имеющими девиантное поведение.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: специфика работы социального педагога с подростками с девиантным поведением.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения подростков.
2. Провести экспериментальное исследование с целью выявления склонности к девиантному поведению у подростков.
3. Описать систему работы социального педагога с подростками с девиантном поведением.
4. Провести повторное исследование склонности к девиантному поведению подростков, проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (Личностный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант), «Склонность к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел)); констатирующий и формирующий эксперименты.
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов, раскрывающих проблему девиантного поведения подростков (Горьковая И. А., Змановская Е. В., Клейберг Ю. А., Остапенко Г. С., Селиванова 3. К. и др.).
Экспериментальная база исследования - МБОУ «ООШ №5» г. Лесосибирска. Выборка представлена учащимися 7-9 классов в количестве 25 человек.
Этапы исследования:
I этап (декабрь 2019 г.) - изучение теоретических аспектов по теме исследования, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики по выявлению у подростков отклоняющегося поведения, разработка системы социально-педагогической работы с данной группой учащихся.
II этап (январь 2020 г. - март 2020 г.) - реализация системы социально-педагогической работы с подростками, имеющими девиантное поведение.
III этап (апрель 2020 г. - май 2020 г.) - проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности системы социально-педагогической работы, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме девиантного поведения в подростковом возрасте, описаны особенности отклоняющегося поведения, свойственные подросткам. Данные, полученные в ходе исследования, можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований). Общий объем работы составляет 73 страницы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что отклоняющееся действие подростков представляет собой поведенческие нарушения, которые тесно связаны с действиями или рядом действий, не соответствующих общепризнанным нормам поведения в обществе или преступлениям, однако всегда характеризующееся тем, что оно располагается в пределах медицинских норм.
Проявления девиантного поведения у большинства подростков могут выражаться наличием повышенного уровня агрессивности, конфликтности и тревожности, заниженной самооценки личности.
Отечественные психологи выделяют биологические, индивидуальные (психопатологические и психологические), социальные факторы риска отклоняющегося поведения у подростков.
Нами организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к девиантному поведению подростков, на базе МБОУ «ООШ № 5» г. Лесосибирска, среди учащихся 7-9 классов. В качестве диагностического инструментария были использованы методики: личностный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант), «Склонность к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел). Данная выборка была разделена на 2 группы - на экспериментальную и контрольную. К контрольной группе были отнесены подростки, у кого только наметились тенденции к развитию девиантного поведения. К экспериментальной группе были отнесены подростки, у которых наблюдается и фиксируется длительное проявление девиантного поведения. Контрольная группа состоит из 10 человек, экспериментальная группа состоит из 15 человек.
Проанализировав результаты экспериментального исследования, мы пришли к выводу, что 60% подростков имеют девиантное поведение, 40% склонны к девиантному поведению.
С целью снижения уровня девиантного поведения подростков нами была составлена и реализована система социально-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу, что представленная нами система работы социального педагога является эффективным средством первичной профилактики склонности к девиантному поведению у подростков.
Таким образом, понимание психологических особенностей подростков, распознание их склонности к отклоняющемуся поведению и своевременная грамотно построенная программа помогут своевременно предотвратить отклонения в их поведении.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, считаем успешно реализованными.
Проявления девиантного поведения у большинства подростков могут выражаться наличием повышенного уровня агрессивности, конфликтности и тревожности, заниженной самооценки личности.
Отечественные психологи выделяют биологические, индивидуальные (психопатологические и психологические), социальные факторы риска отклоняющегося поведения у подростков.
Нами организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к девиантному поведению подростков, на базе МБОУ «ООШ № 5» г. Лесосибирска, среди учащихся 7-9 классов. В качестве диагностического инструментария были использованы методики: личностный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант), «Склонность к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел). Данная выборка была разделена на 2 группы - на экспериментальную и контрольную. К контрольной группе были отнесены подростки, у кого только наметились тенденции к развитию девиантного поведения. К экспериментальной группе были отнесены подростки, у которых наблюдается и фиксируется длительное проявление девиантного поведения. Контрольная группа состоит из 10 человек, экспериментальная группа состоит из 15 человек.
Проанализировав результаты экспериментального исследования, мы пришли к выводу, что 60% подростков имеют девиантное поведение, 40% склонны к девиантному поведению.
С целью снижения уровня девиантного поведения подростков нами была составлена и реализована система социально-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу, что представленная нами система работы социального педагога является эффективным средством первичной профилактики склонности к девиантному поведению у подростков.
Таким образом, понимание психологических особенностей подростков, распознание их склонности к отклоняющемуся поведению и своевременная грамотно построенная программа помогут своевременно предотвратить отклонения в их поведении.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, считаем успешно реализованными.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Социально-педагогическое сопровождение детей девиантного поведения в образовательной организации (Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - СИСТЕМА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Социально-педагогическое сопровождение детей с девиантым поведением из семей в тяжелой жизненной ситуации (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018



