Введение 4
1 Теоретическое обоснование технической подготовки юных горнолыжников .. 6
1.1 Горнолыжный спорт как вид спорта 6
1.2 Техническая подготовка горнолыжника 9
1.3 Анатомо-физиологические особенности юных горнолыжников 12
2 Организация и методы исследования 18
2.1 Организация исследования 18
2.2 Методы исследования 19
3 Результаты исследования технических упражнений для обучения повороту в
дисциплине слалом-гигант 24
3.1 Анализ анкетирования тренеров Красноярского края и Иркутской области..
24
3.2 Методика обучения технике поворота в дисциплине слалом-гигант у юных
горнолыжников 28
3.3 Результаты внедрения в тренировочный процесс юных горнолыжников разработанной методики обучения технике поворота в дисциплине слалом-гигант 31
Заключение 36
Практические рекомендации 38
Список использованных источников 39
Приложение А-В
Актуальность. Горнолыжный спорт набирает все большую популярность. С каждым годом количество детей, занимающихся в школах горнолыжного спорта, увеличивается на 15%. Не менее стремительными темпами развиваются и техника вида спорта и инвентарь [1].
Актуальность исследования определяет факт, что теория и методика горнолыжного спорта требует проведения новых научных исследований и разработки практических рекомендаций с целью оптимизации и совершенствования тренировочного процесса и повышения результативности.
Достижение результатов в современном горнолыжном спорте невозможно без высокого уровня технической подготовленности спортсменов. Поставленная стабильная техника придаёт спортсмену необходимую уверенность. Спортсмены, которые по-настоящему технически
сбалансированы, могут добиваться успеха во всех дисциплинах. Поэтому повышению уровня технической подготовки необходимо уделять большое внимание уже с первых лет занятия горнолыжным спортом и корректировать на протяжении всего пути спортивного совершенствования [2].
Объект работы: процесс технической подготовки юных горнолыжников.
Предмет работы: методика обучения технике поворота в дисциплине слалом - гигант у юных горнолыжников.
Цель: совершенствование методики обучения технике поворота в дисциплине слалом - гигант и проверка ее эффективности.
Задачи:
1. Рассмотреть техническую подготовку горнолыжников.
2. Выявить особенности технической подготовки в дисциплине слалом - гигант.
3. Усовершенствовать и экспериментально проверить эффективность разработанной методики обучения технике поворота в дисциплине слалом - гигант у юных горнолыжников.
Гипотеза: мы предполагаем, что внедрение в тренировочный процесс юных горнолыжников методики, основу которой составляют специально подобранные упражнения на склоне, будет способствовать более успешному овладению техникой прохождения поворотов в дисциплине слалом-гигант.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, контрольное тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
В ходе исследования решены следующие задачи:
1. В ходе анализа литературных источников мы рассмотрели техническую подготовку горнолыжников. Были проанализированы основные требования технической подготовки: результативность, эффективность, вариативность, стабильность, экономичность, минимальная тактическая информативность. Средствами технической подготовки горнолыжников являются общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения.
2. Для выявления особенностей технической подготовки в дисциплине слалом - гигант у юных горнолыжников мы провели анкетирование среди тренеров по горнолыжному спорту из Иркутской области и Красноярского края. Нам удалось выяснить, что основы техники должны быть заложены на 2¬3 год обучения. Основной фактор, влияющий на технику прохождения поворотов в дисциплине слалом-гигант, является техническая ошибка. Самой распространённой ошибкой при прохождении дистанции является несвоевременный перенос массы тела при переходе к другому повороту.
3. По результатам анкетирования была разработана методика обучения технике поворота в дисциплине слалом - гигант у юных горнолыжников. Основу разработанной нами методики составляет использование специально подобранных упражнений на склоне. В экспериментальной группе, которая занималась с применением разработанной нами методики, результаты тестов после проведения эксперимента оказались достоверно выше, чем у контрольной группы, которая занималась по общепринятой методике. Наибольший прирост в экспериментальной группе, наблюдается в тесте «Контрольный заезд по трассе слалом-гигант из 22 ворот» - 30%, наименьший - 3,7% в тесте «Заезд с использованием «Бананов» на трассе слалом-гигант из 30 ворот».
Таким образом, использование в тренировочном процессе разработанной методики обучения технике поворота
1. Алексеева, Н.Д. Влияние физической подготовленности на технические характеристики юных горнолыжников / Н.Д. Алексеева, П.Б. Святченко, А.А. Зиновьев, М.В. Купреев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - №10. - С. 15-18.
2. Алексеева, Н.Д. Проблемы детского горнолыжного спорта в России / Н.Д. Алексеева, Н.А. Зиновьев, Н.В. Пелагеич //Инновационные технологии научного развития: сборник статей международной научно-практической конференции. - Уфа: Аэтерна, 2016. - С. 103-105.
3. Бабич, В.В. Система подготовки горнолыжников: учеб. пособие. / В. В. Бабич. - Сочи: Ясная поляна, 2006. - 258 с.
4. Бака, Р. Подготовленность студентов в условиях обучения технике горнолыжного спорта / Р. Бака // Педагогика, психология и медико¬биологические проблемы физического воспитания и спорта. -2009. -№9. -С. 11¬14.
5. Богданова, В.А. Применение всесезонных горнолыжных комплексов в специальной физической подготовке у горнолыжников и сноубордистов / В.А. Богданова, О.Г. Рысакова // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма, адаптивной физической культуры и физической реабилитации. - 2018. - С. 24-26.
6. Галкина, И. С. Горные лыжи / И.С. Галкина - М.: Вече, 2003. - 384 с.
7. Горазд, Я. Детский горнолыжный спорт в Словении: автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Я. Горазд. - М., 2001. - 12 с.
8. Горные лыжи: Обучение и совершенствование техники катания на горных лыжах и сноуборде / Под ред. ФГССР. - М.: УЦФГССР, 2009. - 47 с.
9. Горяйнов, А.С. Горные лыжи и сноуборд / А.С Горяйнов. - Москва.: Рипол классик, 2006- 96 с.
10. Гуршман, Г. «Пьянта су!» или горные лыжи глазами тренера / Г. Гуршман. - М. : ФиС, 2005. - 255 с.
11. Данилин, В.И. Обучение и совершенствование техники катания на горных лыжах и сноуборде: учебно-методическое пособие / В.И. Данилин, С.В. Алехина, В.П. Алешин и др. - М.: Альт-Консул, 2009. - 238 с.
12. Долматова, Т.В. Анализ современных методик спортивной подготовки юных спортсменов в горнолыжном спорте / Т.В. Долматова // Вестник спортивной науки. - 2015. - №2. - С. 18-21.
13. Долматова, Т.В. Анализ современных методик спортивной подготовки юных спортсменов в горнолыжном спорте/ Т.В. Долматова// Вестник спортивной науки.- 2015.-№2.- С.18-21.
14. Ермакова, В.Э. Методическое пособие: Физическая подготовка горнолыжников / В.Э. Ермакова, И.А. Шимохин. - М.: ФиС, 2010. - 24 с.
15. Зиновьев, Н.А. Влияние двигательных способностей на результативность в горнолыжном спорте / Н.А. Зиновьев, П.Б. Святченко // Теоретические и практические аспекты развития научно мысли в современном мире. - 2017. - №2. - С. 155-157.
16. Зиновьев, Н.А. Применение технических средств подготовки в горнолыжном спорте / Н.А Зиновьев, М.В. Давыдов, Е.А. Изотов // Роль инноваций в трансформации современной науки: Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. - 2016. - С. 107¬109.
17. Зырьянов, В.А. Техника горнолыжного спорта / В.А. Зырьянов. - Москва: Физкультура и спорт, 1998.- 309 с.
18. Кеммлер, Ю. Горные лыжи / Ю. Кеммлер. - М.: БММ АО, 2002. - 17 с.
19. Коваленко, Т.Г. Моисеева О.А., Рыжкина М.Г. Основы спортивной тренировки: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. — 88 с.
20. Кожевникова, Е. Горные лыжи с самого начала / Е. Кожевникова. - М: Орбита, 1999. - 17 с.
21. Константинов, Ю. С. Глаголева О. Л. Горные лыжи и сноуборд / Ю. С.
Константинов, Глаголева О. Л. - М.: ЦДЮТиК, 2005. - 328 с.
22. Коренберг, В. Б. Спортивная метрология : учебное пособие / В. Б. Коренберг. - Москва : Советский спорт, 2004. - 339 с.
23. Крутень, Е. Свободные спуски на горных лыжах / Е. Крутень. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 59 с.
24. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480 с.
25. Кузьмин, В.Г., Калюжный Е.А., Крылова Е.В., Полетаева О.Н. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2004. - 207с.
26. Купреев, М.В. Особенности физической подготовки юных горнолыжников / М.В. Купреев, Н.В. Пелагеич // Инновационные технологии научного развития. - 2016. - №2. - С. 173-177.
27. Курмашин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / Ю. Ф. Курамшин - М.: Советский спорт, 2010. - 260 с.
28. Лисовский, А.Ф. Современные исследования техники спусков в горнолыжном спорте и их перспективы в XXI веке / А.Ф. Лисовский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2000. - № 2. - С. 63- 65.
29. Марковим, К.К. Современные направления совершенствования методик обучения двигательным действиям в спорте/ К.К. Марков, О.О. Николаева//Фундаментальные исследования. - 2012. - № 6-1. - С. 34-38.
30. Мартынов, А. С. Мышечная работа в горнолыжном спорте/А.С.Мартынов, Н.А. Зиновьев, Н.Д. Алексеева//Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения: сборник научных трудов. - Санкт-Петербург, 2018. -С. 403-405.
31. Мартынов, А.С. Мышечная работа в горнолыжном спорте / А.С. Мартынов, Н.А. Зиновьев, Н.Д. Алексеева // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения : сборник научных трудов. - Санкт- Петербург, 2018. - С. 403-405.
32. Мастер, Р.Л. Мастерство горнолыжника: секреты правильной техники / Р.Л. Мастер. - М.: Астраль, 2010. - 160 с.
33. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. - М.: Омега-Л, 2004. - 160 с.
34. Никитушкин, ВТ. Современная подготовка юных спортсменов: методическое пособие / ВТ. Никитушкин. - М., 2009. - 114с.
35. Никитушкин, ВТ. Теория и методика юношеского спорта: учебник / ВТ. Никитушкин. - М.: Физическая культура, 2010. - 208 с.
36. Огородников, Б.И. Горные лыжи как форма организации учебного процесса / Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., - М.: Физкультура и спорт, 2008.- 11с.
37. Пасишников, А.А. Горные лыжи: основы техники и методика обучения: учеб. пособие. 2 изд., испр. и доп. М. Академия, 2013. 32 с.
38. Пеццей, 3. Горные лыжи. Современная техника для начинающих и продвинутых / 3. Пеццей.- Москва: Проект Плюс, 2009.-56с.
39. Попова, Г. И. Высшая математика и математическая статистика : учебное пособие / Г. И. Попова. - Москва : Физическая культура, 2007. - 368 с.
40. Преображенский, В. С. Горные лыжи. Азбука спорта: учеб.пособие. / В. С. Преображенский. - М.: Физкультура и Спорт, 2005. - 201 с.
41. Ремизов, Л. П. Современная школа обучения горнолыжной технике: от «плуга» до карвинга: учеб. пособие. М. : Физическая культура, 2004. 176 с.
42. РонЛеМастер Анатомия поворота / РонЛеМастер // На кантах. - 2002. - №1. - 29 с.
43. Ростовцев, Д. Е. Подготовка горнолыжника / Д. Е. Ростовцев - М.: Физкультура и Спорт, 2003. - 231 с.
44. Ростовцев, Д.Е. Подготовка горнолыжника / Д. Е. Ростовцев. -М.: ФиС, 1997. -176 с.
45. Селуянов, В. Н. Контроль и физическая подготовка горнолыжников: методическое пособие / В. Н. Селуянов, В. А. Рыбаков, М. П. Шестаков. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 79 с.
46. Франко, Ж. Французская горнолыжная школа М. : Рипол классик, 2004. 143 с.
47. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
48. Эллинг, М. Универсальный горнолыжник. Ваш путь к совершенству / М. Эллинг.-Москва.: Олимп-Бизнес, 2012.- 234 с.
49. Якенда, Д. Горные лыжи: учеб. пособие. / Д. Якенда, Т. Росс. - М.: Ски - Горные лыжи, 2003. - 126 с.
50. Якимов, А. М. Основы тренерского мастерства : учебное пособие / А. М. Якимов. - Москва : Терра-спорт, 2003. - 176 с.