Введение 4
1 Теоретическое обоснование технической подготовки юных горнолыжников .. 6
1.1 Горнолыжный спорт как вид спорта 6
1.2 Техническая подготовка горнолыжника 9
1.3 Анатомо-физиологические особенности юных горнолыжников 12
2 Организация и методы исследования 18
2.1 Организация исследования 18
2.2 Методы исследования 19
3 Результаты исследования технических упражнений для обучения повороту в
дисциплине слалом-гигант 24
3.1 Анализ анкетирования тренеров Красноярского края и Иркутской области..
24
3.2 Методика обучения технике поворота в дисциплине слалом-гигант у юных
горнолыжников 28
3.3 Результаты внедрения в тренировочный процесс юных горнолыжников разработанной методики обучения технике поворота в дисциплине слалом-гигант 31
Заключение 36
Практические рекомендации 38
Список использованных источников 39
Приложение А-В
Актуальность. Горнолыжный спорт набирает все большую популярность. С каждым годом количество детей, занимающихся в школах горнолыжного спорта, увеличивается на 15%. Не менее стремительными темпами развиваются и техника вида спорта и инвентарь [1].
Актуальность исследования определяет факт, что теория и методика горнолыжного спорта требует проведения новых научных исследований и разработки практических рекомендаций с целью оптимизации и совершенствования тренировочного процесса и повышения результативности.
Достижение результатов в современном горнолыжном спорте невозможно без высокого уровня технической подготовленности спортсменов. Поставленная стабильная техника придаёт спортсмену необходимую уверенность. Спортсмены, которые по-настоящему технически
сбалансированы, могут добиваться успеха во всех дисциплинах. Поэтому повышению уровня технической подготовки необходимо уделять большое внимание уже с первых лет занятия горнолыжным спортом и корректировать на протяжении всего пути спортивного совершенствования [2].
Объект работы: процесс технической подготовки юных горнолыжников.
Предмет работы: методика обучения технике поворота в дисциплине слалом - гигант у юных горнолыжников.
Цель: совершенствование методики обучения технике поворота в дисциплине слалом - гигант и проверка ее эффективности.
Задачи:
1. Рассмотреть техническую подготовку горнолыжников.
2. Выявить особенности технической подготовки в дисциплине слалом - гигант.
3. Усовершенствовать и экспериментально проверить эффективность разработанной методики обучения технике поворота в дисциплине слалом - гигант у юных горнолыжников.
Гипотеза: мы предполагаем, что внедрение в тренировочный процесс юных горнолыжников методики, основу которой составляют специально подобранные упражнения на склоне, будет способствовать более успешному овладению техникой прохождения поворотов в дисциплине слалом-гигант.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, контрольное тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
В ходе исследования решены следующие задачи:
1. В ходе анализа литературных источников мы рассмотрели техническую подготовку горнолыжников. Были проанализированы основные требования технической подготовки: результативность, эффективность, вариативность, стабильность, экономичность, минимальная тактическая информативность. Средствами технической подготовки горнолыжников являются общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения.
2. Для выявления особенностей технической подготовки в дисциплине слалом - гигант у юных горнолыжников мы провели анкетирование среди тренеров по горнолыжному спорту из Иркутской области и Красноярского края. Нам удалось выяснить, что основы техники должны быть заложены на 2¬3 год обучения. Основной фактор, влияющий на технику прохождения поворотов в дисциплине слалом-гигант, является техническая ошибка. Самой распространённой ошибкой при прохождении дистанции является несвоевременный перенос массы тела при переходе к другому повороту.
3. По результатам анкетирования была разработана методика обучения технике поворота в дисциплине слалом - гигант у юных горнолыжников. Основу разработанной нами методики составляет использование специально подобранных упражнений на склоне. В экспериментальной группе, которая занималась с применением разработанной нами методики, результаты тестов после проведения эксперимента оказались достоверно выше, чем у контрольной группы, которая занималась по общепринятой методике. Наибольший прирост в экспериментальной группе, наблюдается в тесте «Контрольный заезд по трассе слалом-гигант из 22 ворот» - 30%, наименьший - 3,7% в тесте «Заезд с использованием «Бананов» на трассе слалом-гигант из 30 ворот».
Таким образом, использование в тренировочном процессе разработанной методики обучения технике поворота