Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование системы преемственности образования ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Работа №151478

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации обучения детей с РАС
1.1 Клинико-психологическая структура расстройств аутистического спектра
1.2 Особые образовательные потребности детей с РАС
1.3 Основные направления организации обучения детей с РАС
1.4 Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения
Глава 2. Концептуальные основы преемственности дошкольного и начального школьного образования.
2.1 Методологические, социально-психологические основы преемственности
2.2 Организационные аспекты преемственности
2.3 Средства обеспечения преемственности
Глава 3. Модель преемственности «Детский сад - школа» для детей с расстройствами аутистического спектра
3.1 Апробация и реализация модели
3.2 Комплексная программа по преемственности
Заключение
Библиографический список

Одним из основных направлений в реформировании современного школьного образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для части детей с ОВЗ наиболее эффективным является инклюзивное обучение.
Количество детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивных классах и школах, постоянно увеличивается. Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи, в настоящее время выявляются следующие проблемы:
- в инклюзивном образовании в настоящее время нет единой системы, позволяющей разработать и реализовать весь образовательный маршрут ребенка с ОВЗ с раннего детства и подготовить его к следующим жизненным этапам (профессиональному и предпрофессиональному);
- учителя, работающие в системе инклюзивного образования, получают дополнительные знания на краткосрочных курсах повышения квалификации, и поэтому им не хватает опыта работы с детьми с нарушениями развития. И зачастую у них нет возможности проконсультироваться со специалистами по текущим проблемам, возникающим в процессе работы, нет регулярного надзора со стороны специалистов для решения проблем;
- учителя, воспитатели, специалисты и родители недостаточно взаимодействуют между собой.
Кроме того, несмотря на то, что в зарубежной практике накоплен большой опыт и этой теме посвящено много исследований ученых и практиков, этот потенциал нельзя использовать в современной российской школе без адаптации и учета особенностей российской образовательной системы.
Анализ существующей практики показывает, что для разных категорий детей с особыми образовательными потребностями должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, которые позволят максимально реализовать потенциал этих детей, в том числе модель преемственности «Детский сад - школа».
Дети с особенностями развития – это неоднородная группа детей, поэтому можно утверждать, что не существует единой универсальной для всех модели преемственности образования. Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в поддержке и сопровождении при обучении в детском саду, а затем в школе.
Особую группу детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с расстройствами аутистического спектра.
Проблема инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра является дискутируемой как у нас в стране, так и за рубежом. В западных странах инклюзия как форма обучения возникла раньше, и в настоящее время существуют мнения как поддерживающие такую форму обучения для детей с расстройствами аутистического спектра, так и выдвигающие ряд ограничений. В связи с этим вопрос об организации обучения и социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с детского сада в общеобразовательную школу в настоящее время стоит особенно остро, так как достаточно много детей уже обучается и будет обучаться в режиме инклюзивного образования.
Обучение и социальное благополучие ребенка с РАС во многом зависит от того, как он приспособлен и адаптирован к окружающей действительности, как он ощущает себя в ней. Для комфортного существования ребенка в социуме необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать. Полноценное развитие ребенка – это неотъемлемое право человека и оно является одной из важнейших задач образования на современном этапе, требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. В настоящее время общество глубоко заинтересовано в том, чтобы школа выпускала готовых к жизни в социуме детей, всесторонне развитую личность. Одна из важнейших проблем этого ряда – это проблема преемственности образования между дошкольным и начальным звеньями.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с нарушением преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания и изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста.
Целесообразное взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в этом возрасте определяет успешность всего дальнейшего развития ребенка, комфортность его пребывания в начальной школе и не должно ставиться в зависимость от организационных сторон системы обучения.
Преемственность образования между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако это не означает, что основная цель дошкольного образования – это подготовка к школе.
Приведем философское определение понятия преемственности.
Преемственность – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания. Материалистическая диалектика связывает преемственность с процессами поступательного развития в природе, обществе и мышлении, при котором более высокая форма развития объекта или явления, будучи преемственно связана с низшей, не отменяет ее, а включает в себя и подчиняет себе.
Диалектически понятое отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования обусловлена высокой частотой встречаемости, сложностью и недостаточной эффективностью оказания помощи детям с РАС. Проблема организации обучения и комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра является одной из наиболее актуальных для системы отечественного образования. Расстройства аутистического спектра – это «первазивное нарушение психического развития, то есть нарушение, которое захватывает все стороны психики – сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную, эмоциональную сферы» (18). Следовательно, система обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с РАС должна включать компоненты, направленные на коррекцию нарушений развития во всех этих областях с самого раннего детства. Причем все эти компоненты должны быть связаны между собой и направлены на организацию такой среды, в которой ребенок с РАС мог бы освоить процесс обучения в широком смысле. Эффективная адаптация учащихся с РАС в условиях современного социума необходима и возможна в специально организованной среде образования.
Анализ литературы показал, что несмотря на свою актуальность и практическую значимость, проблема психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в период перехода из дошкольного в общеобразовательное учреждение еще не получила более глубокого освещения в научной литературе. Хотя понятие «психолого-педагогическое сопровождение» и описано на достаточно высоком научно-методическом уровне, но, к к сожалению, четкой структуры работы по этому направлению нет, а существующие формы сопровождения не приведены в единую систему и требуют дальнейшей разработки.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей с РАС при переходе из дошкольного в общеобразовательное учреждение – это построение образовательной среды, которая ориентирована на сохранение психологического и физического здоровья и развитие личности каждого ребенка. Такое сопровождение детей с РАС обеспечивает непрерывность образовательного процесса. К сожалению, формы психолого-педагогического сопровождения, которые существуют в настоящее время, при переходе из дошкольного в общеобразовательное учреждение, не всегда отвечают требованиям современного образования.
Особенности психологического сопровождения учащихся в инновационных типах школ определяются спецификой образовательной траектории и концепцией каждой конкретной школы, их структурно-функциональной организацией и, соответственно, теми задачами, которые решаются в обучении детей с РАС в каждой из образовательных сред.
Исследование позволило описать модель преемственности «Детский сад - школа». В основе модели - обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования детей с РАС. Модель основана на организации образовательной среды дошкольного учреждения и лицея, учитывающей особенности детей с РАС и позволяющей обеспечить преемственность между этими учреждениями.
В диссертационном исследовании предложена, научно обоснована и реализована программа преемственности «Детский сад - школа» для детей с расстройствами аутистического спектра.
В ходе решения задач были определены концептуальные, методологические, социально-психологические основы преемтсвенности. Представлены различные подходы к организации процесса психолого-педагогического сопровождения детей с РАС.
Результаты исследования могут стать основой для разработки методических рекомендаций, которые будут использоваться специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, учителями начальной школы, воспитателями дошкольных учреждений).
Использование такой модели образования позволяет добиться устойчивых положительных результатов для каждого ребенка с РАС: достижение обучающимися с РАС предметных, метапредметных, личностных результатов в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой; успешной адаптации и расширению адаптивных возможностей личности обучающихся с РАС к условиям образовательной среды школы.
Практика показала, что данная модель универсальна и применима в любой организации. Таким образом, задачи исследования решены, результаты исследования дают основание заключить, что подтвердились положения, выносимые на защиту.


1. Андреева В. Старая новая проблема: школа — детский сад // Дошкольное воспитание. 1994. № 1.
2. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. – М.: Теревинф, 2006. – 216с.
3. Арапова Н. О преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школ // Дошкольное воспитание. 1994. № 1.
4. Асмолов А. В. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального образования // Дошкольное воспитание. 1994. № 6.
5. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь: Метод. пособие для воспитателей, педагогов, психологов и дефектологов дошкольных и школьных общеобразоват. и спец. Учреждений / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. – М.: Полиграф Сервис, 2003. – 231с.
6. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании дете й с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст. – М.: Институт учебника «Пайдея», 1999. – 88с.
7. Беляева О.Л., Философ М.Г., Черенева Е.А., Юкина Т.Л. Организация инклюзивного образования детей с РАС в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие / Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. Сер. Социальные практики инклюзивного образования.
8. Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. – М: Сентябрь, 1998.
9. Богдашина О.Б. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие / под науч.ред. Е.А. Череневой / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014.
10. Богдашина О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие / под науч.ред. Е.А. Череневой / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014.
11. Булатов В. Школа и детский сад: Парадоксы в преемственности обучения // Дошкольное воспитание. 1992. № 7 — 8.
12. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 3.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 533с.
14. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 524с.
15. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. – 1969. - №1. – с.15-25....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ