Только Word
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации обучения детей с РАС
1.1 Клинико-психологическая структура расстройств аутистического спектра
1.2 Особые образовательные потребности детей с РАС
1.3 Основные направления организации обучения детей с РАС
1.4 Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения
Глава 2. Концептуальные основы преемственности дошкольного и начального школьного образования.
2.1 Методологические, социально-психологические основы преемственности
2.2 Организационные аспекты преемственности
2.3 Средства обеспечения преемственности
Глава 3. Модель преемственности «Детский сад - школа» для детей с расстройствами аутистического спектра
3.1 Апробация и реализация модели
3.2 Комплексная программа по преемственности
Заключение
Библиографический список
Одним из основных направлений в реформировании современного школьного образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для части детей с ОВЗ наиболее эффективным является инклюзивное обучение.
Количество детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивных классах и школах, постоянно увеличивается. Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи, в настоящее время выявляются следующие проблемы:
- в инклюзивном образовании в настоящее время нет единой системы, позволяющей разработать и реализовать весь образовательный маршрут ребенка с ОВЗ с раннего детства и подготовить его к следующим жизненным этапам (профессиональному и предпрофессиональному);
- учителя, работающие в системе инклюзивного образования, получают дополнительные знания на краткосрочных курсах повышения квалификации, и поэтому им не хватает опыта работы с детьми с нарушениями развития. И зачастую у них нет возможности проконсультироваться со специалистами по текущим проблемам, возникающим в процессе работы, нет регулярного надзора со стороны специалистов для решения проблем;
- учителя, воспитатели, специалисты и родители недостаточно взаимодействуют между собой.
Кроме того, несмотря на то, что в зарубежной практике накоплен большой опыт и этой теме посвящено много исследований ученых и практиков, этот потенциал нельзя использовать в современной российской школе без адаптации и учета особенностей российской образовательной системы.
Анализ существующей практики показывает, что для разных категорий детей с особыми образовательными потребностями должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, которые позволят максимально реализовать потенциал этих детей, в том числе модель преемственности «Детский сад - школа».
Дети с особенностями развития – это неоднородная группа детей, поэтому можно утверждать, что не существует единой универсальной для всех модели преемственности образования. Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в поддержке и сопровождении при обучении в детском саду, а затем в школе.
Особую группу детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с расстройствами аутистического спектра.
Проблема инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра является дискутируемой как у нас в стране, так и за рубежом. В западных странах инклюзия как форма обучения возникла раньше, и в настоящее время существуют мнения как поддерживающие такую форму обучения для детей с расстройствами аутистического спектра, так и выдвигающие ряд ограничений. В связи с этим вопрос об организации обучения и социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с детского сада в общеобразовательную школу в настоящее время стоит особенно остро, так как достаточно много детей уже обучается и будет обучаться в режиме инклюзивного образования.
Обучение и социальное благополучие ребенка с РАС во многом зависит от того, как он приспособлен и адаптирован к окружающей действительности, как он ощущает себя в ней. Для комфортного существования ребенка в социуме необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать. Полноценное развитие ребенка – это неотъемлемое право человека и оно является одной из важнейших задач образования на современном этапе, требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. В настоящее время общество глубоко заинтересовано в том, чтобы школа выпускала готовых к жизни в социуме детей, всесторонне развитую личность. Одна из важнейших проблем этого ряда – это проблема преемственности образования между дошкольным и начальным звеньями.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с нарушением преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания и изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста.
Целесообразное взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в этом возрасте определяет успешность всего дальнейшего развития ребенка, комфортность его пребывания в начальной школе и не должно ставиться в зависимость от организационных сторон системы обучения.
Преемственность образования между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако это не означает, что основная цель дошкольного образования – это подготовка к школе.
Приведем философское определение понятия преемственности.
Преемственность – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания. Материалистическая диалектика связывает преемственность с процессами поступательного развития в природе, обществе и мышлении, при котором более высокая форма развития объекта или явления, будучи преемственно связана с низшей, не отменяет ее, а включает в себя и подчиняет себе.
Диалектически понятое отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед....
Актуальность исследования обусловлена высокой частотой встречаемости, сложностью и недостаточной эффективностью оказания помощи детям с РАС. Проблема организации обучения и комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра является одной из наиболее актуальных для системы отечественного образования. Расстройства аутистического спектра – это «первазивное нарушение психического развития, то есть нарушение, которое захватывает все стороны психики – сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную, эмоциональную сферы» (18). Следовательно, система обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с РАС должна включать компоненты, направленные на коррекцию нарушений развития во всех этих областях с самого раннего детства. Причем все эти компоненты должны быть связаны между собой и направлены на организацию такой среды, в которой ребенок с РАС мог бы освоить процесс обучения в широком смысле. Эффективная адаптация учащихся с РАС в условиях современного социума необходима и возможна в специально организованной среде образования.
Анализ литературы показал, что несмотря на свою актуальность и практическую значимость, проблема психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в период перехода из дошкольного в общеобразовательное учреждение еще не получила более глубокого освещения в научной литературе. Хотя понятие «психолого-педагогическое сопровождение» и описано на достаточно высоком научно-методическом уровне, но, к к сожалению, четкой структуры работы по этому направлению нет, а существующие формы сопровождения не приведены в единую систему и требуют дальнейшей разработки.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей с РАС при переходе из дошкольного в общеобразовательное учреждение – это построение образовательной среды, которая ориентирована на сохранение психологического и физического здоровья и развитие личности каждого ребенка. Такое сопровождение детей с РАС обеспечивает непрерывность образовательного процесса. К сожалению, формы психолого-педагогического сопровождения, которые существуют в настоящее время, при переходе из дошкольного в общеобразовательное учреждение, не всегда отвечают требованиям современного образования.
Особенности психологического сопровождения учащихся в инновационных типах школ определяются спецификой образовательной траектории и концепцией каждой конкретной школы, их структурно-функциональной организацией и, соответственно, теми задачами, которые решаются в обучении детей с РАС в каждой из образовательных сред.
Исследование позволило описать модель преемственности «Детский сад - школа». В основе модели - обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования детей с РАС. Модель основана на организации образовательной среды дошкольного учреждения и лицея, учитывающей особенности детей с РАС и позволяющей обеспечить преемственность между этими учреждениями.
В диссертационном исследовании предложена, научно обоснована и реализована программа преемственности «Детский сад - школа» для детей с расстройствами аутистического спектра.
В ходе решения задач были определены концептуальные, методологические, социально-психологические основы преемтсвенности. Представлены различные подходы к организации процесса психолого-педагогического сопровождения детей с РАС.
Результаты исследования могут стать основой для разработки методических рекомендаций, которые будут использоваться специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, учителями начальной школы, воспитателями дошкольных учреждений).
Использование такой модели образования позволяет добиться устойчивых положительных результатов для каждого ребенка с РАС: достижение обучающимися с РАС предметных, метапредметных, личностных результатов в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой; успешной адаптации и расширению адаптивных возможностей личности обучающихся с РАС к условиям образовательной среды школы.
Практика показала, что данная модель универсальна и применима в любой организации. Таким образом, задачи исследования решены, результаты исследования дают основание заключить, что подтвердились положения, выносимые на защиту.
1. Андреева В. Старая новая проблема: школа — детский сад // Дошкольное воспитание. 1994. № 1.
2. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. – М.: Теревинф, 2006. – 216с.
3. Арапова Н. О преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школ // Дошкольное воспитание. 1994. № 1.
4. Асмолов А. В. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального образования // Дошкольное воспитание. 1994. № 6.
5. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь: Метод. пособие для воспитателей, педагогов, психологов и дефектологов дошкольных и школьных общеобразоват. и спец. Учреждений / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. – М.: Полиграф Сервис, 2003. – 231с.
6. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании дете й с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст. – М.: Институт учебника «Пайдея», 1999. – 88с.
7. Беляева О.Л., Философ М.Г., Черенева Е.А., Юкина Т.Л. Организация инклюзивного образования детей с РАС в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие / Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. Сер. Социальные практики инклюзивного образования.
8. Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. – М: Сентябрь, 1998.
9. Богдашина О.Б. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие / под науч.ред. Е.А. Череневой / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014.
10. Богдашина О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие / под науч.ред. Е.А. Череневой / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014.
11. Булатов В. Школа и детский сад: Парадоксы в преемственности обучения // Дошкольное воспитание. 1992. № 7 — 8.
12. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 3.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 533с.
14. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 524с.
15. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. – 1969. - №1. – с.15-25....50