Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Супружеские установки женщин как предиктор их родительской позиции

Работа №151464

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы115
Год сдачи2019
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Типология и функции современной семьи 9
1.2. Мотивы вступления в брак, супружеские установки, распределение
семейных ролей 17
1.3. Семья в жизни женщины. Роль матери в социализации детей 27
1.4. Детерминанты родительских установок женщин и типы
материнского воспитания 38
1.5. Понятие родительской позиции, ее содержание и виды 46
Выводы по Главе 1 57
Глава 2. Изучение родительских позиций женщин с разными супружескими установками
2.1. Описание процедуры и методов исследования 60
2.2. Анализ диагностических данных по изучению супружеских
установок 66
2.3. Анализ и интерпретация диагностических данных по изучению
родительских позиций женщин с разными супружескими установками 71
Выводы 88
Заключение 92
Список используемых источников 94
Приложение 102


Влияние родителей на процесс социализации и результаты развития личности ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи, а родительские позиции в семейном воспитании выполняют регулятивную функцию.
Различные типы родительских позиций как системы семейных отношений обусловлены ценностными ориентирами родителей, их целями, установками и мотивами, они придают воспитательной практике каждой семьи свой специфичный характер.
Анализ теоретических работ по проблеме родительской позиции показывает, что этот термин употребляется в одном ряду с такими, как родительские установки, отношение, воспитание, что указывает на отсутствие исследований, посвященных определению сущностных характеристик данного психологического феномена. Тенденция объяснения родительских позиций на основе категории отношения является устойчивой, но в каждом из таких подходов отражается какой-то один тип отношений родителя. В проведенном нами исследовании родительская позиция рассмотрена как целостная система отношений родителя, как система отношений к своему ребенку, себе как родителю, своей родительской роли и к воспитательной практике в целом.
В семейном консультировании рассмотрение нарушений семейного воспитания с точки зрения родительских позиций позволяет более четко нацеливать родителей на изменение своего поведения и восприятия ребенка - либо это изменения в степени контроля за его поведением, либо это построение качественно новых эмоциональных связей с ребенком. При этом необходимо учитывать, что родительская позиция формируется под влиянием целого ряда факторов, и эффективная работа по оптимизации родительских позиций возможна только с их учетом.
На формирование родительской позиции оказывают влияние близкородственные отношения, собственный опыт проживания в родительской семье, профессиональная занятость, уровень образования, психологическая культура личности, а также распределение супружеских ролей в семье.
Родительские позиции в нуклеарной семье в значительной степени зависят от того, какую модель брачного союза супруги предполагают создать с учетом личных установок, своих представлений о роли каждого из них в семейном союзе. Формирование супружеских установок является длительным процессом, в результате которого сформированные ранее взгляды, личностные установки и ориентации, побуждают человека к деятельности в направлении удовлетворения своих социальных и природных потребностей в браке. В течение этого процесса в сознании человека складываются определенные взгляды по вопросам семьи и семейных отношений. При этом содержание установок определяется характером социально-экономических условий, в которых человек живет, существующими в обществе традиционными установками и нормами поведения. Супружеские установки являются базой для дальнейших семейных отношений, на основании которых выделяют различные типы брака...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Семья представляет собой сложную систему отношений, объединяющую супругов, их детей, а также других родственников. Основу нуклеарной семьи составляют супружеские отношения. Прочность и стабильность семьи зависит от совпадения ролевых ожиданий супругов и особенностей ролевого поведения брачных партнеров.
Наличие семьи является важнейшей предпосылкой полноценной жизни для большинства женщин. Современные женщины отличаются от представительниц предыдущих поколений большей самостоятельностью, независимостью, уровнем развития, социальной активностью. Однако роль женщины в семье в целом остается традиционной. Женщины по -прежнему ведут домашнее хозяйство, заботятся о членах семьи, организуют быт и выполняют воспитательные функции.
С древнейших времен в различных культурах роль женщины -матери занимала особое место, поскольку дети представляют ценность для всего общества, его будущего. Неизменность биологической основы рождения детей и социокультурных функций матери ставит материнства вне сиюминутных социальных правил, норм. Материнство соединяет человека со всей культурой человечества.
Материнство наиболее полно удовлетворяет все виды потребностей ребенка, обеспечивает его постепенное вхождение в систему социальных отношений. Отношения, которые устанавливаются между матерью и ребенком, являются важнейшим фактором его развития. Разные модели родительских позиций формируют особенности психики, личности и поведения ребенка.
Стили материнского воспитания формируются под воздействием многих, как объективных, так и субъективных факторов. На формирование родительской позиции оказывают влияние близкородственные отношения, собственный опыт проживания в родительской семье, профессиональная занятость, уровень образования, психологическая культура личности, распределение супружеских ролей в семье.
Проведенное исследование было направлено на изучение вопроса о том, какое влияние супружеские установки оказывают на материнскую модель воспитания. Нами было предпринято исследование, в котором супружеские установки рассматриваются как предиктор родительской позиции женщин.
Результаты исследования свидетельствуют о связи между супружескими установками женщин и их родительскими позициями. Было установлено, что различия в супружеских установках по отношению к автономности/зависимости супругов и по отношению к патриархальному/эгалитарному устройству семьи отражаются в родительских позициях женщин. Родительские позиции женщин с разными супружескими установками различаются по когнитивному, эмоциональному и поведенческому компонентам.
Полученные результаты могут быть применены в индивидуальном и семейном консультировании родителей для профилактики проблем детско - родительских отношений.


1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 448 с.
2. Акименко Н.К., Багинская С.В. Изучение ценностей семьи и осознание семейных ролей современной молодежью // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 38. - С. 211-217.
3. Алёшина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. - М.: Класс, 2004. - 284 с.
4. Альбисетти В. Терапия супружеской любви. Как решать проблемы совместной жизни / В. Альбисетти. - М.: Паолине, 2001. - 360 с.
5. Андреева Т.В. Психология семьи / Т.В. Андреева - СПб: Речь, 2007. - 384 с.
6. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие - СПб.: Речь, 2004. - 244 с. http://pedlib.rU/Books/2/0356/2 0356-14.shtml
7. Антонов А.И. Социология семьи. / А.И. Антонов, В.Н. Медведков. - М.: МГУ, 2010. - 304 с.
8. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
9. Архиреева Т.В. Психология родительства и детско-родительских отношений Учеб-метод. пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород: НовГУ, 2006. - 16 с.
10. Богданова Л.П., Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // СОЦИС. - 2003. - №7. - С.100-105 12.
11. Бодалев А.А. Семья и формирование личности / А.А. Бодалев. - М.: Просвещение, 2000. - 206 с.
12. Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: Дис. канд. психол. наук. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000. - С. 3155.
13. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии - СПб.: Питер, 2001 -352 с.
14. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений /А.Я. Варга. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358 с.
15. Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей http://iour.isras.ru/upload/ioumals/1/articles/291/public/291-542-1-PB.pdf...88


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ