Использование виртуальных экскурсий в работе по формированию представлений о достопримечательностях родного города у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯХ РОДНОГО ГОРОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста в ДОО 9
1.2. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с
достопримечательностями родного города как часть патриотического воспитания 16
1.3. Особенности использования виртуальных экскурсий в работе с
детьми старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ
ЭКСКУРСИЙ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯХ РОДНОГО ГОРОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сформированности представлений старших
дошкольников о достопримечательностях родного города 28
2.2. Содержание работы по знакомству старших дошкольников с достопримечательностями родного города в ходе виртуальных экскурсий ...34
2.3. Анализ эффективности использования виртуальных экскурсий в работе по формированию представлений о достопримечательностях родного
города у старших дошкольников 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Все чаще с помощью телевидения в детские души вторгается реклама «красивой жизни», нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи: в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколениями. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс нашей страны, залог ее будущего развития. Именно поэтому, развитие у детей нравственно-патриотических чувств является наиболее актуальной задачей.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества» [3]. Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
Основной целью образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» ФГОС ДО является - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям и обычаям семьи, общества и государства в целом [27].
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
С дошкольного возраста, закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом - воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируются в условиях семьи и группы детского сада. Постепенно у дошкольника складывается «образ собственного дома», с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» и становится основой любви к Родине, формирует чувство защищенности.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек [21].
Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а со знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду - в семье, СМИ, на улице, на народных праздниках, мероприятиях и в детском саду, под руководством воспитателя.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольной образовательной организации, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
В настоящее время в работе с дошкольниками активно используются компьютерные технологии, помогающие достичь максимальной эффективности. Одной из таких технологий является виртуальная экскурсия.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально- существующих объектов [11].
Зачастую в ДОО нет возможности, например, воочию полюбоваться красотой природы разных уголков нашего края. Что же делать?
В данной ситуации будет уместно проведение виртуальной экскурсии. Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
- не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОО, города и даже страны;
- автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов;
- помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями;
- ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.
При этом освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяется. Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта [10].
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования...
Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, являющимся наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.
Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников - это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного города, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей родине.
От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом родины, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее своей малой родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.
Цель нашего исследования заключалась в определении эффективности использования виртуальных экскурсий в работе по формированию представлений о достопримечательностях родного города у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с этим были решены следующие задачи: во-первых, была изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме; была раскрыта сущностная характеристика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также методические аспекты ознакомления дошкольников с достопримечательностями родного города; была подобрана методика и проведена диагностика сформированности представлений о достопримечательностях родного города у детей старшего дошкольного возраста; была разработана и апробирована серия виртуальных экскурсий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями родного города; была изучена динамика в сформированности представлений о достопримечательностях родного города у детей старшего дошкольного возраста.
Благодаря проведенной работе у детей старшего дошкольного возраста, участвующих в формирующем эксперименте, расширились представления о достопримечательностях родного города, появился интерес к познанию нового в данном направлении. Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы.
Таким образом, систематическая работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о достопримечательностях родного города с использованием виртуальных экскурсий имеет свои положительные результаты, а современный детский сад выступает той социокультурной средой, которая создает оптимальные условия для
воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине.
1. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации образовательного процесса. // Дошкольное воспитание. - 2010. - №10. - С. 22-24.
2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и
страной (патриотическое воспитание). - М.: УЦ «Перспектива», 2011. -
240 с.
3. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. // Дошкольное воспитание. - 1992. - №5 . - С. 26-29.
4. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М.: Педагогика, 1995. - 146 с.
5. Бесова М.А. Воспитываем патриотов. - Мозырь: Белый ветер,
2007. - 235 с.
6. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М., 1995. - 180 с.
7. Вересов Н.Н. Мы - земляне. // Дошкольное воспитание. - 1994. -
№12. - С. 20-28.
8. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. - М.: Просвещение, 1990. - 212 с.
9. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. // Дошкольное воспитание. - 2001. - №12. - С. 47-53.
10. Дашкова Е.В. Особенности организации экскурсий для современных дошкольников. // Педагогика и современность. - 2014. - №1. - С. 1-2.
11. Деревякина А.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». - 2013. - №4. - С. 16-21.
12. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
13. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №3. - С. 24-26.
14. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. - М., 1990. - 95 с.
15. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа): пособие для воспитателя ДОУ. - М.: Скрипторий, 2008. - 104 с...34