Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы игровых технологий в образовательном процессе в
начальной школе 9
1.1 Игровые технологии как вид педагогических технологий: сущность,
функции 9
1.2 Классификации игровых технологий в современной дидактике 16
2 Организационно-педагогические условия применения игровых технологий на
уроках русского языка в 4 классе 34
2.1 Формирование познавательной активности учащихся 4 классов на уроках
русского языка с помощью игр по ролям 34
2.2 Активизация познавательной активности учащихся 4 классов на уроках
русского языка посредством проведения интеллектуальных игр 40
2.3 Оценка результативности использования игровых технологий на уроках
русского языка в 4 классе 47
Заключение 59
Списокиспользованныхисточников 61
В настоящее время в современной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. В Федеральном государственном стандартеначального общего образования особое место отведено деятельностному и практическому содержанию образования. Подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение определенных знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных ее способностей. В связи с этим необходимы новые способы активизации учебного процесса и стимуляции познавательной деятельности, что объясняет повышенный интерес к внедрению в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.
На данный момент, исходя из современной образовательной практики, у большого числа обучающихся встречается низкий уровень познавательного интереса к предмету, поэтому главной задачей учителя выступает поиск наиболее эффективных форм, методов, условий и приемов обучения, так проблема активизации учебно-познавательной деятельности остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В зависимости от ее решения находится эффективность осуществления всего образовательного процесса, деятельность преподавателя и учащегося, а, следовательно, и результат обучения в целом [18].
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является внедрение на уроках игровых технологий, что способствует созданию у учащихся эмоционального настроя на весь урок, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.
В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно младшего школьного возраста. В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков, М.В. Кларин, А.С. Прутченков).
Ряд специальных исследований по игровой деятельности осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном,
О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким.
Несмотря на обширную теоретическую базу, в современной российской школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в части активных форм обучения. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии [10].
В связи с этим, проблема исследования звучит следующим образом: какими должны быть игровые технологии, применяемые на уроках русского языка в начальной школе, активизирующие учебно-познавательную деятельность детей младшего школьного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения игровых технологий как средства активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования - игровые технологии как форма организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.
Гипотеза исследованиязаключается в том, что изучение нового материала на уроках русского языка при использовании игровых технологий, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, будет эффективным, если игровые технологии:
• организованы согласно исходным теоретическим положениям о применении игровых технологий в обучении;
• отобраны и сконструированы в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков;
• используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала;
• соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.
Для эмпирической проверки выдвинутой гипотезы в рамках поставленной цели исследования, были определены следующие ведущие задачи:
1. Провести теоретический анализ научно-педагогической литературы с целью выявления сущности игры и определения подходов к проблеме исследования;
2. Изучить состояние практики использования игровых технологий при изучении нового материала на уроках русского языка в современной школе;
3. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий;
4. Разработать игровые технологии, которые бы способствовали активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка;
5. Экспериментально определить эффективность разработанных игровых технологий в рамках образовательного процесса....
В ходе работы над данным исследованием были получены следующие теоретические и практические результаты:
1. Была определена структура дидактической игры и выделены особенности игровых технологий от других педагогических технологий;
2. Были выявлены функции игровых технологий в образовательном процессе (обучающая, воспитательная, развлекательная, коммуникативная, релаксационная, психологическая, развивающая) и раскрыто их содержание;
3. Была проведена классификация дидактических игр по ряду признаков и выделены ключевые особенности;
4. Была раскрыта взаимосвязь познавательной активности и игр по ролям, а также подробно рассмотрены этапы разработки и проведения ролевых игр в образовательном процессе. В тексте работы были приведены примеры таких игр и ожидаемый положительный результат от их применения.
5. Была подробно раскрыта сущность и предмет интеллектуальных игр в контексте обучения русскому языку в 4 классе и приведены примеры актуальных интеллектуальных игр, способствующих активизации познавательной активности.
6. Было отобрано содержание диагностики уровня познавательной активности на материалах опросника Ч.Л. Спилберга и анкеты Н. Лускановой и проведен педагогический эксперимент.
В ходе внедрения игровых технологий в образовательный процесс 4 класса по предмету «Русский язык», а так же согласно исследованию уровня познавательной активности, описанные в работе игровые технологии продемонстрировали свою эффективность.
Таким образом, все поставленные задачи исследования были выполнены, результаты достигнуты, а гипотеза об эффективности применения игровых технологий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся - 59
подтверждена. Дальнейшая исследовательская работа в этом направлении должна быть сконцентрирована в области разработки подробной программы применения игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
1. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку : науч. изд. /Л. И. Айдарова. - Москва : Педагогика, 1978. - 144 с.
2. Аксенова Л.А. В поисках методики, способствующей повышению орфографической грамотности учащихся / Л. А. Аксенова // Начальная школа. - 2003. - №7. - C. 132-136.
3. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах : сб. статей /под ред. Н. С. Рождественского, Р. А. Фомичевой - Москва : Педагогика, 1977. - 249 с.
4. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интерес: Ученые записки Ленинградского Государственного Университета : науч. изд. / Б. Г. Ананьев. - Ленинград : Психология, 1959. - 809 с.
5. Балабаева, Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников / Н.В. Балабаева // Вестник Шадринского государственного педагогического института, - 2015. - № 2 (26). - С. 19-23.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : науч. изд. /Л. И. Божович - Москва: Просвещение, 1968. - 350 с.
7. Бузарова, Е.А. К вопросу о формах организации учебно- познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - № 5. - С. 327-338.
8. Вильков, Л. В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения : науч. изд. / Л. В. Вильков - Москва : Педагогика, 1966. - 134 с.
9. Власенков, А. И. Развивающее обучение русскому языку : науч. изд. /
А. И. Власенков- Москва : Педагогика, 1983. - 208 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология: науч. изд. / Л. С. Выготский - Москва : Педагогика, 1991. - 536 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : науч. изд. / Л. С. Выготский - Санкт-Петербург: Союз, 1997. - 96 с.
12. Гаврилина, О. В. Формирование познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности / О. В. Гаврилина // Наука и школа. - 2019. - №4. - C. 144-152.
13. Гаврилова, Г.Ф. Проблемные вопросы и ситуации при обучении грамматике / Г. Ф. Гаврилова // Русский язык в школе. - 1991. - № 2. - C. 161169.
14. Герасимов, С. В. Когда учение становится привлекательным : науч. изд. / С. В. Герасимов- Москва : Педагогика, 1993. - 96 с.
15. Давыдов, В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте : науч. изд. / В. В. Давыдов- Москва : Педагогика, 1993. - 83 с...56