ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1. Интеллектуальное развитие ребёнка дошкольного возраста как
педагогическая проблема 8
1.2. Пути развития интеллектуальных способностей дошкольников при
ознакомлении с социальным миром 16
1.3. Общая характеристика экспериментирования как одного из средств
развития интеллектуальных способностей дошкольников 21
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
2.1. Роль экспериментирования в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Организация и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного
возраста средствами экспериментирования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Каждый ребёнок является маленьким исследователем в большом, окружающем мире, он изначально настроен на познание. Именно его внутреннее стремление к исследованию порождает познавательную деятельность и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, гораздо прочнее и надежнее тех, которые получены репродуктивным путем.
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников является одной из актуальных проблем. Одним из наиболее эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается [8, с. 104].
Экспериментирование может использоваться в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравиться вместе со взрослыми совершать первые открытия, где они учатся объяснять и доказывать. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, вызывает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Дети очень любят экспериментировать. Это связано с тем, что они обладают наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Совмещая игру с экспериментами, получаем возможность сделать процесс обучения наиболее интересным. Дошкольники учатся ставить цели, решать задачи и проверять их опытным путем, делать выводы. Самое главное - заинтересовать каждого ребёнка, пробудить его творческую активность.
В ходе эксперимента память ребёнка обогащается, активизируются его мыслительные процессы, из-за того, что постоянно возникает необходимость выполнения операций анализа, сравнения, классификации, обобщения. Эксперименты оказывают положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, развитие его творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности [26]...
Тема настоящей выпускной квалификационной работы актуальна. В период, дошкольного детствам наряду с игровой деятельностью огромное, значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой формируются и развиваются интеллектуальные способности.
Одна, из, формы исследовательской деятельности - экспериментирование. Проведение экспериментов, занимательных, опытов из доступных материалов, развивает наблюдательность, интеллектуальные и творческие способности, расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, даёт навыки исследовательской деятельности.
В первой главе представлен анализ научных источников по проблеме исследования,, раскрывающие содержание, и структуру, интеллектуальных, способностей, их значением для, развитиям личности ребёнка,, общую характеристику понятий интеллект, мышление, интеллектуальные способности.
Умственное развитие дошкольников можно рассматривать с точки зрения овладения детьми все более сложными и эффективными преобразованиями объектов. Собственно, одна из наиболее ранних форм мышления возникает в тесной связи с реальными преобразованиями объектов, вызываемыми практическими действиями детей. Это наглядно-действенное, мышление. Основным признаком наглядно-действенного мышления является тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями (преобразующими познаваемый предмет), принципиальная невозможность решить поставленную задачу без участия. практических действий. Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований,, ситуации, вызываемых практическими действиями. Каждый, очередной акт преобразования может принести информацию, вызывающую необходимость резкой смены направления следующих преобразований, переориентировку на другие стороны объекта...