ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения связной устной речи младших
школьников 8
1.1 Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста 8
1.2 Методы и приемы формирования связной устной речи 12
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию связной устной
речи у младших школьников 20
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 20
2.2 Описание комплекса упражнений, направленных на формирование
связной устной речи младших школьников на уроках литературного чтения 26
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 34
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А 49
Приложение Б 51
1 Теоретические аспекты изучения связной устной речи младших
школьников 8
1.1 Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста 8
1.2 Методы и приемы формирования связной устной речи 12
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию связной устной
речи у младших школьников 20
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 20
2.2 Описание комплекса упражнений, направленных на формирование
связной устной речи младших школьников на уроках литературного чтения 26
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 34
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А 49
Приложение Б 51
Современное состояние общества требует людей, которые умеют лаконично и грамотно выражать свои мысли. Этим во многом определяются приоритетные направления в образовании подрастающего поколения.
В ходе реализации основной образовательной программы начального образования, важно учитывать нормативно-правовые акты в том числе Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО). В нем обозначены предметные и метапредметные результаты освоения программы начального общего образования в аспекте речевого развития в предметных областях «Русский язык», «Литературное чтение», «Родной русский язык», «Литературное чтение на родном языке» и «Иностранный язык» [16].
Ученик начальной школы по окончании своей общеобразовательной программы, согласно ФГОС НОО, должен овладеть учебными действиями с языковыми единицами, активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, определять язык как явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и обозначать русский язык как государственный язык Российской Федерации [16].
Цель исследования - изучение методов и приемов формирования связной устной речи у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования - связная устная речь младших школьников.
Предмет исследования - формирование связной устной речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач:
1. Охарактеризовать особенности речевого развития учеников начальной школы.
2. Описать методы и приемы формирования устной связной речи у младших школьников.
3. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на формирование устной связной речи у младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Описать комплекс упражнений, направленных на формирование связной устной речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Тестовая диагностика устной речи младших школьников» (автор - Т. А. Фотекова); методика «Определение понятий» (автор - Р. С. Немов); констатирующий и формирующий эксперименты.
3. Методы количественной и качественной обработки полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды педагогов по проблеме формирования связной устной речи младших школьников (Е. С. Антонова, Н. И. Жинкин, М. Р. Львов, Л. Д. Мали, М. С. Соловейчик, Г. С. Щеголева, М. В. Хализева и др.) и психологов по вопросам развития речи и мышления (Л. С. Выготский, Ж-Ж. Пиаже, Р. С. Немов и др.) [1], [7], [15], [18], [25], [36], [40], [4], [21].
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МБОУ «СОШ № 2» города Лесосибирска. Выборка представлена младшими школьниками в количестве 20 человек. Возраст испытуемых - 9-10 лет.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в ней систематизирован материал по проблеме формирования связной устной речи младших школьников. Данные, полученные в ходе исследования, можно использовать учителям начальных 6
классов в практической работе с младшими школьниками на уроках литературного чтения, а также материал, представленный в работе, могут применять студенты при подготовке к семинарским занятиям, составлении технологических карт уроков литературного чтения на производственной практике, написании докладов, курсовых и дипломных работ.
Апробация и внедрение результатов исследования: подготовлена и опубликована научная статья «Формирование связной устной речи детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения» в сборнике по материалам международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы», 2023.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 45 наименований, и 2 приложения. В работе содержится 4 таблицы и 22 рисунка. Общий объём работы составляет 52 страниц.
В ходе реализации основной образовательной программы начального образования, важно учитывать нормативно-правовые акты в том числе Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО). В нем обозначены предметные и метапредметные результаты освоения программы начального общего образования в аспекте речевого развития в предметных областях «Русский язык», «Литературное чтение», «Родной русский язык», «Литературное чтение на родном языке» и «Иностранный язык» [16].
Ученик начальной школы по окончании своей общеобразовательной программы, согласно ФГОС НОО, должен овладеть учебными действиями с языковыми единицами, активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, определять язык как явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и обозначать русский язык как государственный язык Российской Федерации [16].
Цель исследования - изучение методов и приемов формирования связной устной речи у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования - связная устная речь младших школьников.
Предмет исследования - формирование связной устной речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач:
1. Охарактеризовать особенности речевого развития учеников начальной школы.
2. Описать методы и приемы формирования устной связной речи у младших школьников.
3. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на формирование устной связной речи у младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Описать комплекс упражнений, направленных на формирование связной устной речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Тестовая диагностика устной речи младших школьников» (автор - Т. А. Фотекова); методика «Определение понятий» (автор - Р. С. Немов); констатирующий и формирующий эксперименты.
3. Методы количественной и качественной обработки полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды педагогов по проблеме формирования связной устной речи младших школьников (Е. С. Антонова, Н. И. Жинкин, М. Р. Львов, Л. Д. Мали, М. С. Соловейчик, Г. С. Щеголева, М. В. Хализева и др.) и психологов по вопросам развития речи и мышления (Л. С. Выготский, Ж-Ж. Пиаже, Р. С. Немов и др.) [1], [7], [15], [18], [25], [36], [40], [4], [21].
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МБОУ «СОШ № 2» города Лесосибирска. Выборка представлена младшими школьниками в количестве 20 человек. Возраст испытуемых - 9-10 лет.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в ней систематизирован материал по проблеме формирования связной устной речи младших школьников. Данные, полученные в ходе исследования, можно использовать учителям начальных 6
классов в практической работе с младшими школьниками на уроках литературного чтения, а также материал, представленный в работе, могут применять студенты при подготовке к семинарским занятиям, составлении технологических карт уроков литературного чтения на производственной практике, написании докладов, курсовых и дипломных работ.
Апробация и внедрение результатов исследования: подготовлена и опубликована научная статья «Формирование связной устной речи детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения» в сборнике по материалам международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы», 2023.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 45 наименований, и 2 приложения. В работе содержится 4 таблицы и 22 рисунка. Общий объём работы составляет 52 страниц.
В психолого-педагогической литературе встречается множество определений «связной речи». Вслед за Е. С. Антоновой мы определяем связную речь как законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое высказывание.
Речевое развитие младших школьников имеет свои особенности. Выделяют два основных направления работы по развитию речи - обогащение словарного запаса и усвоение строения и формы языка, на котором говорят; перестройка познавательных процессов.
Эти особенности необходимо учитывать учителю начальных классов в своей работе.
Основными методами и приемами развития устной связной речи младших школьников на уроках литературного чтения являются: работа над фразами и предложениями, ответ на вопрос по тексту, характеристика героя произведения, различные виды выразительного чтения (чтение наизусть, чтение вслух), пересказ (подробный, выборочный, краткий), описание или рассказ о своем отношении к герою произведения или самому произведению, рассказ о писателе на основе ранее изученного материала. На уроках литературного чтения ученики учатся последовательно и логично строить свои высказывания, совершенствуя связную устную речь.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение формирования связной устной речи младших школьников, на базе МБОУ «СОШ № 2» города Лесосибирска. Выборка исследования представлена учащимися 3 «Б» класса в количестве 20 человек (9 мальчиков и 11 девочек). Возраст испытуемых - 9-10 лет. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Тестовая диагностика устной речи младших школьников» (автор - Т. А. Фотекова) и методика «Определение понятий» (автор - Р. С. Немов).
На основании полученных результатов первичной диагностики речевого развития у младших школьников по методике «Определение понятий» (автор - Р. С. Немов), можно сделать вывод о том, что в «группе риска» находится 5 учеников (25%). Это те младшие школьники, которые имеют низкий и очень низкий уровни речевого развития.
На основе результатов первичной диагностики мы разработали и реализовали комплекс упражнений, направленных на формирование связной устной речи у младших школьников на уроках литературного чтения. Данный комплекс включает в себя следующие задания: составление предложения, по представленным словам; составление текста, по представленным предложениям; определение границ предложений; ответы на вопросы, по прочитанному тексту; составление рассказа по вопросам, по картинкам. Нами были использованы методы и приемы описанные в первой главе.
Беря во внимание результаты контрольной диагностики формирования связной устной речи у младших школьников по методикам «Тестовая диагностика устной речи младших школьников» (автор - Т. А. Фотекова) и «Определение понятий» (автор - Р. С. Немов), мы можем констатировать, что количество испытуемых с уровнями формирования связной устной речи «средний», «выше среднего» и высокий» значительно увеличилось.
Таким образом, мы можем говорить о том, что у младших школьников произошли следующие изменения: они стали более развернуто и лаконично оформлять свои высказывания, а также способны образовывать новые слова и определять свойства языкового явления.
Все это свидетельствует о том, что разработанный нами комплекс упражнений, направленных на формирование связной устной речи у младших школьников в процессе обучения литературному чтению оказался достаточно эффективным и может быть использован в образовательном учреждении.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
Речевое развитие младших школьников имеет свои особенности. Выделяют два основных направления работы по развитию речи - обогащение словарного запаса и усвоение строения и формы языка, на котором говорят; перестройка познавательных процессов.
Эти особенности необходимо учитывать учителю начальных классов в своей работе.
Основными методами и приемами развития устной связной речи младших школьников на уроках литературного чтения являются: работа над фразами и предложениями, ответ на вопрос по тексту, характеристика героя произведения, различные виды выразительного чтения (чтение наизусть, чтение вслух), пересказ (подробный, выборочный, краткий), описание или рассказ о своем отношении к герою произведения или самому произведению, рассказ о писателе на основе ранее изученного материала. На уроках литературного чтения ученики учатся последовательно и логично строить свои высказывания, совершенствуя связную устную речь.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение формирования связной устной речи младших школьников, на базе МБОУ «СОШ № 2» города Лесосибирска. Выборка исследования представлена учащимися 3 «Б» класса в количестве 20 человек (9 мальчиков и 11 девочек). Возраст испытуемых - 9-10 лет. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Тестовая диагностика устной речи младших школьников» (автор - Т. А. Фотекова) и методика «Определение понятий» (автор - Р. С. Немов).
На основании полученных результатов первичной диагностики речевого развития у младших школьников по методике «Определение понятий» (автор - Р. С. Немов), можно сделать вывод о том, что в «группе риска» находится 5 учеников (25%). Это те младшие школьники, которые имеют низкий и очень низкий уровни речевого развития.
На основе результатов первичной диагностики мы разработали и реализовали комплекс упражнений, направленных на формирование связной устной речи у младших школьников на уроках литературного чтения. Данный комплекс включает в себя следующие задания: составление предложения, по представленным словам; составление текста, по представленным предложениям; определение границ предложений; ответы на вопросы, по прочитанному тексту; составление рассказа по вопросам, по картинкам. Нами были использованы методы и приемы описанные в первой главе.
Беря во внимание результаты контрольной диагностики формирования связной устной речи у младших школьников по методикам «Тестовая диагностика устной речи младших школьников» (автор - Т. А. Фотекова) и «Определение понятий» (автор - Р. С. Немов), мы можем констатировать, что количество испытуемых с уровнями формирования связной устной речи «средний», «выше среднего» и высокий» значительно увеличилось.
Таким образом, мы можем говорить о том, что у младших школьников произошли следующие изменения: они стали более развернуто и лаконично оформлять свои высказывания, а также способны образовывать новые слова и определять свойства языкового явления.
Все это свидетельствует о том, что разработанный нами комплекс упражнений, направленных на формирование связной устной речи у младших школьников в процессе обучения литературному чтению оказался достаточно эффективным и может быть использован в образовательном учреждении.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
Подобные работы
- Развитие речи на уроках литературного чтения: методические подходы (Теоретические основы и технологии начального языкового и литературного образования)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Реализация ситуативного подхода в формировании коммуникативных умений младшего школьника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Обогащение речи младших школьников фразеологизмами
на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Реализация интегрированного подхода в процессе развита речи младших школьников («Русский язык» и «Литературное чтение»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование речевой деятельности младших школьников
в процессе литературного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития связной речи у младших школьников (Волгоградский государственный социально-педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024



