Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №151392

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2023
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения связной устной речи младших
школьников 8
1.1 Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста 8
1.2 Методы и приемы формирования связной устной речи 12
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию связной устной
речи у младших школьников 20
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 20
2.2 Описание комплекса упражнений, направленных на формирование
связной устной речи младших школьников на уроках литературного чтения 26
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 34
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А 49
Приложение Б 51

Современное состояние общества требует людей, которые умеют лаконично и грамотно выражать свои мысли. Этим во многом определяются приоритетные направления в образовании подрастающего поколения.
В ходе реализации основной образовательной программы начального образования, важно учитывать нормативно-правовые акты в том числе Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО). В нем обозначены предметные и метапредметные результаты освоения программы начального общего образования в аспекте речевого развития в предметных областях «Русский язык», «Литературное чтение», «Родной русский язык», «Литературное чтение на родном языке» и «Иностранный язык» [16].
Ученик начальной школы по окончании своей общеобразовательной программы, согласно ФГОС НОО, должен овладеть учебными действиями с языковыми единицами, активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, определять язык как явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и обозначать русский язык как государственный язык Российской Федерации [16].
Цель исследования - изучение методов и приемов формирования связной устной речи у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования - связная устная речь младших школьников.
Предмет исследования - формирование связной устной речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач:
1. Охарактеризовать особенности речевого развития учеников начальной школы.
2. Описать методы и приемы формирования устной связной речи у младших школьников.
3. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на формирование устной связной речи у младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Описать комплекс упражнений, направленных на формирование связной устной речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Тестовая диагностика устной речи младших школьников» (автор - Т. А. Фотекова); методика «Определение понятий» (автор - Р. С. Немов); констатирующий и формирующий эксперименты.
3. Методы количественной и качественной обработки полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды педагогов по проблеме формирования связной устной речи младших школьников (Е. С. Антонова, Н. И. Жинкин, М. Р. Львов, Л. Д. Мали, М. С. Соловейчик, Г. С. Щеголева, М. В. Хализева и др.) и психологов по вопросам развития речи и мышления (Л. С. Выготский, Ж-Ж. Пиаже, Р. С. Немов и др.) [1], [7], [15], [18], [25], [36], [40], [4], [21].
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МБОУ «СОШ № 2» города Лесосибирска. Выборка представлена младшими школьниками в количестве 20 человек. Возраст испытуемых - 9-10 лет.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в ней систематизирован материал по проблеме формирования связной устной речи младших школьников. Данные, полученные в ходе исследования, можно использовать учителям начальных 6
классов в практической работе с младшими школьниками на уроках литературного чтения, а также материал, представленный в работе, могут применять студенты при подготовке к семинарским занятиям, составлении технологических карт уроков литературного чтения на производственной практике, написании докладов, курсовых и дипломных работ.
Апробация и внедрение результатов исследования: подготовлена и опубликована научная статья «Формирование связной устной речи детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения» в сборнике по материалам международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы», 2023.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 45 наименований, и 2 приложения. В работе содержится 4 таблицы и 22 рисунка. Общий объём работы составляет 52 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В психолого-педагогической литературе встречается множество определений «связной речи». Вслед за Е. С. Антоновой мы определяем связную речь как законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое высказывание.
Речевое развитие младших школьников имеет свои особенности. Выделяют два основных направления работы по развитию речи - обогащение словарного запаса и усвоение строения и формы языка, на котором говорят; перестройка познавательных процессов.
Эти особенности необходимо учитывать учителю начальных классов в своей работе.
Основными методами и приемами развития устной связной речи младших школьников на уроках литературного чтения являются: работа над фразами и предложениями, ответ на вопрос по тексту, характеристика героя произведения, различные виды выразительного чтения (чтение наизусть, чтение вслух), пересказ (подробный, выборочный, краткий), описание или рассказ о своем отношении к герою произведения или самому произведению, рассказ о писателе на основе ранее изученного материала. На уроках литературного чтения ученики учатся последовательно и логично строить свои высказывания, совершенствуя связную устную речь.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение формирования связной устной речи младших школьников, на базе МБОУ «СОШ № 2» города Лесосибирска. Выборка исследования представлена учащимися 3 «Б» класса в количестве 20 человек (9 мальчиков и 11 девочек). Возраст испытуемых - 9-10 лет. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Тестовая диагностика устной речи младших школьников» (автор - Т. А. Фотекова) и методика «Определение понятий» (автор - Р. С. Немов).
На основании полученных результатов первичной диагностики речевого развития у младших школьников по методике «Определение понятий» (автор - Р. С. Немов), можно сделать вывод о том, что в «группе риска» находится 5 учеников (25%). Это те младшие школьники, которые имеют низкий и очень низкий уровни речевого развития.
На основе результатов первичной диагностики мы разработали и реализовали комплекс упражнений, направленных на формирование связной устной речи у младших школьников на уроках литературного чтения. Данный комплекс включает в себя следующие задания: составление предложения, по представленным словам; составление текста, по представленным предложениям; определение границ предложений; ответы на вопросы, по прочитанному тексту; составление рассказа по вопросам, по картинкам. Нами были использованы методы и приемы описанные в первой главе.
Беря во внимание результаты контрольной диагностики формирования связной устной речи у младших школьников по методикам «Тестовая диагностика устной речи младших школьников» (автор - Т. А. Фотекова) и «Определение понятий» (автор - Р. С. Немов), мы можем констатировать, что количество испытуемых с уровнями формирования связной устной речи «средний», «выше среднего» и высокий» значительно увеличилось.
Таким образом, мы можем говорить о том, что у младших школьников произошли следующие изменения: они стали более развернуто и лаконично оформлять свои высказывания, а также способны образовывать новые слова и определять свойства языкового явления.
Все это свидетельствует о том, что разработанный нами комплекс упражнений, направленных на формирование связной устной речи у младших школьников в процессе обучения литературному чтению оказался достаточно эффективным и может быть использован в образовательном учреждении.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.



1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка в начальной школе / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - Санкт - Петербург : Академия,
2014. - С. 464 - 466.
2. Божович, Е. Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С. 70 - 78.
3. Бутусова, Н. Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения : учебное пособие / Н. Н. Бутусова. - Санкт - Петербург : Детство-Пресс, 2019. - С. 299 - 304.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : АСТ, 2021. - С. 500 - 576.
5. Гончарова, К. С. Нейропсихологические игры : 10 волшебных
занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. С. Гончарова. - Ростов - на - Дону : Феникс, 2016. - С. 151 - 154.
6. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. - Москва : Медгиз, 1962. - С. 289 - 299.
7. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин. - Москва : Лабиринт, 1998. - С. 362 - 368.
8. Жукова, Н. С. Развитие речи : мир вокруг тебя / Н. С. Жукова. - Москва : Эксмо, 2019. - С. 320 - 326.
9. Кожурова, А. А. Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом / А. А. Кожурова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70. - С. 171 - 177.
10. Коротаева, Е. В. Развитие речи : тетрадь - тренажер / Е. В. Коротаева. - Москва : Эксмо, 2019. - С. 112 - 117.
11. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. - Москва : Академия, 2020. - С. 178 - 183.
12. Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. - Москва : Либроком,
2014. - С. 244 - 248.
13. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - Москва : Просвещение, 1969. - С. 219 - 223.
14. Липина, С. В. Развитие речи / С. В. Липина, И. В. Полещук. - Москва : Эксмо, 2022. - С. 64 - 71.
15. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учебное пособие / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, М. Р. Львов. - Москва : Академия, 1995. - С. 88 - 93.
16. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р. Львов. - Москва : Просвещение, 1975. - С. 170 - 175.
17. Маланка, Т. Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т. Г. Маланка. - Москва : Эксмо, 2018. - С. 192 - 196.
18. Мали, Л. Д. Речевое развитие младших школьников : Методические рекомендации к работе по программе «Речь». 3 класс / Л. Д. Мали, О. С. Арямова, С. А. Климова, Н. С. Пескова. - Пенза : Наш город, 2021. - С. 187 - 201.
19. Мали, Л. Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах (развитие речи) / Л. Д. Мали, С. А. Климова. - Пенза : ПГУ,
2015. - С. 79 - 81.
20. Матвеева, А. С. Говорю, понимаю, объясняю правильно. Развитие речи 6 - 7 лет / А. С. Матвеева, Н. Н. Яковлева. - Москва : АСТ, 2020. - 224 с.
21. Немов, Р. С. Психология : психодиагностика / П. С. Немов. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - С. 633 - 640.
22. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения : Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. - Москва : Просвещение, 2010. - [Электронный ресурс] URL:http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Material/noo-prim 4.pdf(дата обращения : 04.12.2022).
23. Пятница, Т. В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т. В. Пятница. - Ростов - на - Дону : Феникс, 2018. - С. 171 - 179.
24. Сиварева, Т. Л. Давай почитаем : Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т. Л. Сиварева. - Минск : Современная школа, 2019. - С. 69 - 80.
25. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах : Теория и практика обучения : учебное пособие / М. С. Соловейчик. - Москва : Академия, 2005. - С. 369 - 384.
26. Сущевская, С. А. Тексты с дырками и хвостами. Развитие речи 5 - 8 лет / С. А. Сущевская. - Москва : Сфера, 2017. - С. 64 - 68.
27. Соловейчик, М. С. Первые шаги в изучении языка и речи / М.С. Соловейчик. - Москва : Флинта, 2019. - С. 314 - 332.
28. Соловейчик, М. С. Русский язык : К тайнам нашего языка 1 - 4 классы / М.С. Соловейчик. - Москва : Ассоциация 21 век, 2017. - С. 279 - 284.
29. Уракова, Ф. К. Формирование речевой культуры младших школьников средствами метафоричности речи / Ф. К. Уракова, И. В. Щербашина, С. Н. Пханаева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2020. - № 4. - С. 94 - 102. - [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-rechevoy-kultury-mladshih-shkolnikov-sredstvami-metaforichnosti-rechi/viewer(дата обращения : 11.12.2022).
30. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5 - 7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации по ФГОС / О. С. Ушакова. - Москва : Сфера, 2015. - С. 267 - 272.
31. Ушакова, Т. Н. Речь: истоки и принципы развития / Т. Н. Ушакова. - Москва : ПЕР СЭ, 2021. - С. 243 - 256.
32. Ушинский, К. Д. Родное слово / К. Д. Ушинский. - Санкт - Петербург : Белый город, 2008. - С. 121 - 128.
33. Шишкина, Т. В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи / Т. В. Шишкина // Начальная школа. - 2020. - № 9. - С. 44 - 47.
34. Шишкова, С. Ю. Буквограмма. В школу с радостью : коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С. Ю. Шишкова. - Москва : АСТ, 2019. - 192 с.
35. Шупик, А. В. Развитие связной речи младших школьников в процессе написания сочинений / А. В. Шупик // Научные дискуссии. - 2022. - № 2. - С. 43 - 45.
36. Щеголева, Г. С. Уроки развития связной речи в начальной школе / Г. С. Щеголева. - Санкт - Петербург : Питер, 2020. - 270 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - 2021. - [Электронный ресурс] URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/(дата обращения : 04.12.2022).
38. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников / Т. В. Ахитина, Т. А. Фотекова. - Москва : Айрис-Пресс, 2022. - С. 149 - 157.
39. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей школьного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. - Москва : Просвещение, 1984. - С. 215 - 239.
40. Хализева, М. В. Характеристика речевого развития младших
школьников / М. В. Хализева. - 2015 - [Электронный ресурс]
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-rechevogo-razvitiya-mladshih-shkolnikov(дата обращения : 05.12.2022).
41. Хопренинова, В. А. Речевое развитие младших школьников : учебное пособие / В. А. Хопренинова ; Оренбургский государственный педагогический университет. - Оренбург : ОГПУ, 2021. - С. 66 - 71.
42. Царева, М. А. Психолингвистические особенности речи дошкольников и младших школьников // М. А. Царева, Е. В. Головина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Филологические науки. - 2021. - № 3 (156). - С. 100 - 104. - [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psiholingvisticheskie-osobennosti- rechi-doshko(дата обращения : 11.12.2022).
43. Черемкина, О. П. Развитие связной устной и письменной речи младших школьников посредством сочинения / О. П. Черемкина // Вестник науки и образования. - 2021. - № 10 - 1 (113). - С. 72 - 76 - [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-mladshih- shkolnikov(дата обращения : 11.12.2022).
44. Юртаев, С. В. Первоначальное языковое образование и речевое развитие / С. В. Юртаев. - Орск : ОГТИ, 2009. - С. 58 - 64.
45. Якупова В. А. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте / В. А. Якупова, Д. А. Бухаленкова, Е. С. Ощепкова // Современное образование. Теория и практика. - 2022. - № 3 (99). - С. 32 - 39. - [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/nZrazvitie-svyaznoy-ustnoy-rechi-v-starshem(дата обращения : 11.12.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ