Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ МИГРАНТА В РОССИЙСКИХ И БРИТАНСКИХ СМИ: ФАКТОР ПАНДЕМИИ COVID-19

Работа №151382

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Мигранты как социально уязвимая группа в российском и британском медиадискурсах 8
1.1 Репрезентация в медиа социально уязвимых групп 8
1.1.1 Образ мигранта в российском медиадискурсе 10
1.1.2 Образ мигранта в британском медиадискурсе 13
1.2 Положение мигрантов до и после пандемии COVID-19 в России 15
1.3 Положение мигрантов до и после пандемии COVID-19 в Великобритании
20
2 Образ мигрантов в российских и британских СМИ 26
2.1 Образ мигранта в информационном онлайн-портале RT 26
2.2 Образ мигранта в издании BBC News 31
2.3 Сравнение репрезентации образа мигранта в изданиях RT и BBC News 36
2.4 Образ мигранта в издании «Новая газета» 38
2.5 Образ мигранта в издании The Independent 43
2.6 Сравнение репрезентации образа мигранта в изданиях «Новая газета» и
The Independent 48
Заключение 51
Список использованных источников 55

Миграция была и будет одним из самых острых процессов, которые влияют на все отрасли той или иной страны - экономику, политику, общественную жизнь, а мигранты — очень податливый для идеологического воздействия социальный материал со стороны средств массовой коммуникации. СМИ, будучи мощным рычагом воздействия, формируют сознание общества и отношение к определённым социально уязвимым группам.
Исторический опыт показывает, что негативный образ той или иной социальной группы усиливается в моменты кризисных и непредвиденных ситуаций - существует множество таких примеров, когда иностранные граждане воспринимались как потенциальные носители заболеваний, в частности во времена эпидемии ВИЧ в 1980-х г. и эпидемии холеры в 1830-х г.
Тема миграции часто используется как инструмент воздействия на массы. Журналисты, использующие тему миграции для того, чтобы управлять общественным мнением, не всегда учитывают, что использование тех или иных средств и приёмов могут негативно влиять на формирование образа мигранта в общественном сознании, так как приоритет отдаётся их первоначальной цели [Осин, 2017].
С наступлением пандемии COVID-19 на фоне общего падения глобальной мобильности из-за ограничений на пересечение границ как в России, так и в Великобритании мигранты столкнулись с множество проблем, которые связаны с потерей рабочего места, невозможностью въехать в страну или выехать из нее, а также с медицинским обслуживанием.
Исследователи Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) провели массовый опрос в 2020 году, в котором приняли участие 2074 трудовых мигранта из Киргизии и Узбекистана. Согласно представленному по его итогам докладу, в период пандемии COVID- 19 40% опрошенных потеряли работу. Если к этому результату прибавить тех респондентов, кто был вынужден уйти в неоплачиваемый отпуск, доля мигрантов, потерявших источник дохода, вырастет до 75% [Варшавер, Иванова, Рочева, 2020]. Так, иностранные граждане, пребывающие на территории РФ, оказались в безвыходном положении: мало того, что большинство из них лишились основного источника дохода, они так же столкнулись с невозможностью вернуться на родину.
В Великобритании ситуация приняла следующие обороты: начало локдауна в Европе пришлось на март 2020 года - последний месяц финансового года в стране, когда многие работники уходят в отпуск. Часть мигрантов, покинувших Великобританию, в которой зарабатывали, планировали вернуться - но оказались запертыми в своих родных странах из -за закрытых границ и отсутствия прямых рейсов. С начала пандемии COVID-19 Великобританию покинули более 700 тыс. иностранных рабочих. Как и в России, многие бизнесы были вынуждены приостановить свою деятельность или же закрыться, что также побудило мигрантов вернуться на родину [700,000 migrant workers leave UK, 2020]. Данный факт негативно сказался как на экономике Великобритании, так и на самих мигрантах.
Таким образом, актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что миграция оказывает влияние на многие процессы, происходящие в обществе. Во времена кризисных ситуаций, таких как пандемия COVID-19, все процессы обостряются, тем самым тема миграции приобретает особую остроту.
Объект исследования - публикации на тему миграции в российских и британских СМИ на примере материалов изданий RT, «Новая газета», BBC News и The Independent.
Предмет исследования - медиаконструирование образа мигрантов в условиях пандемии в изданиях RT, «Новая газета», BBC News и The Independent.
Цель работы - выявить и сравнить составляющие образа мигранта в российских и британских СМИ на примере изданий RT, «Новая газета», BBC News и The Independent.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Освещение актуальных событии в стране и в мире, связанных с миграционным процессами, влияет на представление общества о мигрантах и их роль в современном мире. Эксперты утверждают, что, как в русскоязычных, так и в англоязычных медиатекстах проблема миграции представлена в контексте внутренней политики принимающей страны и её установок [Комарова, 2020].
С развитием информационных технологий средства массовой информации приобретают все больше возможностей для того, чтобы способствовать налаживанию диалога между принимающим обществом и иноэтническими группами, а также для того, чтобы способствовать адаптации и интеграции иностранных граждан в новую социальную среду. Однако зачастую СМИ выбирают позицию ретрансляторов негативных установок и стереотипов по отношению к социально-уязвимым группам, в нашем случае - к мигрантам. Ксенофобский дискурс, возникающий в массовом сознании, лишь усугубляет этнополитические мировые проблемы адаптации и интеграции мигрантов в общество. Возникновение кризисных ситуаций часто сопровождается обостренным вниманием СМИ к социально -уязвимым группам. Данный факт обуславливает наш интерес к тому, как меняется и меняется ли образ мигрантов в российских и британских СМИ в период пандемии COVID-19.
Для того, чтобы выявить, какой образ мигрантов конструируется в российском и британском медиадискурсах, мы выбрали допандемийный период с начала и до конца 2019 года, а также период появления нового вируса и его внедрения в Россию и Великобританию - с 1 февраля 2020 года по 31 декабря 2021 года. В выбранных временных рамках были проанализированы материалы на тему миграции четырёх изданий, относящихся к разным типам СМИ - RT, BBC News, The Independent и «Новая газета».
В результате контент-анализа 200 материалов мы выяснили, что фактор пандемии COVID-19 оказал предполагаемое нами негативное влияние на характер материалов только в одном из 4 изданий - RT. Однако, стоит отметить, что повлияла пандемия на настроение публикаций незначительным образом, так как нами было выявлено, что еще до появления в России коронавируса материалы о мигрантах данного издания носили в основном негативный характер. Иностранные граждане в издании RT в основном упоминаются в контексте либо низкоквалифицированной рабочей силы, с упором на то, что нашей стране ее достаточно, либо в контексте миграции квалифицированных иностранных специалистов, к которой страна стремится. RT формирует как до, так и после пандемии COVID-19 следующий образ мигранта: он обезличен, информация о его проблемах практически отсутствует, миграция часто выступает как причина проблем в стране.
«Новая газета» формирует несколько иной образ мигранта. Следует отметить, что на характер материалов издания фактор пандемии COVID-19 почти не оказал влияния. Еще до пандемии в «Новой газете» формировался следующий образ мигранта: присутствие персонификации, раскрывается личность героев, упор делается на их проблемы, этнокультурные особенности и адаптацию в новой стране. COVID-19 как фактор не повлиял на настроение публикаций, так как в материалах, опубликованных в период пандемии, так же поднимаются темы, связанные с проблемами мигрантов и их личными историями.
Что касается британских изданий, пандемия COVID-19 как фактор формирования образа мигрантов значительным образом повлияла на настроение публикаций издания The Independent. По результатам анализа материалов за 2019 год нами было выявлено, что данное СМИ делают акцент на бедственном положении мигрантов. В публикациях, которые пришлись на время пандемии коронавируса, миграционная тема носит в основном «побуждающий сочувствие» характер, большинство текстов посвящены проблемам мигрантов, таким как ограниченный доступ к здравоохранению, ограничение мобильности, общественное настроение местных по отношению к ним.
В издании BBC News образ мигранта носит следующие характеристики: он обезличен, представлен как одна социально -уязвимая группа, которая подвержена множеству проблем из-за внешних факторов, таких как ситуации в их родной стране, а также из-за внутренних факторов, таких как сложная система получения документов в новой стране. Как показал анализ, BBC News часто прибегают к экспертному мнению политиков и общественных деятелей, но не учитывают мнения и голос самих мигрантов. Пандемия COVID-19 как фактор формирования образа мигрантов незначительным образом повлияла на настроение публикаций BBC News, так как по результатам проведенного нами анализа было выявлено, что образ мигранта за 2020 и 2021 год не приобрел более позитивный или более негативный характер. Издание продолжило публиковать проблемные материалы, однако влияние пандемии коронавируса в них почти не упоминалось.
По результатам сравнительного анализа образа мигрантов в изданиях «Новая газета» и The Independent мы выявили, что как британская независимая пресса, так и российская создают достаточно благоприятную почву для формирования отношения общественности к мигрантам. СМИ уделяют большое внимание проблемам, с которыми сталкиваются иностранные граждане и тому, в каких условиях они живут. Также в обоих изданиях часто присутствует информация об отдельных личностях, раскрывается их история. Еще одним сходством является жанровое разнообразие - оба издания отдают предпочтения аналитическим жанрам.
В приёмах формирования образа мигранта в изданиях RT и BBC News мы выявили достаточно много различий. Несмотря на это, важно отметить, что в конечном счёте и там, и там образ мигранта обезличен, и представлены они как одно целое. Главным отличием является то, в RT мигранты — это рабочая сила, те, у кого не существует проблем, их личность стирается. В издании BBC News мигранты — это одна социально-уязвимая группа, прежде всего люди, которые находятся в тяжелом положении, те, кому необходима помощь от государства.
...


1 Аблажай, Н. Н. Образ трудового мигранта в прессе и массовом сознании россиян / Н. Н. Аблажай // История журналистики. - 2012. - № 6. - C. 17-23.
2 Амандин, Р. Образ мигрантов и миграционная политика в России / Р. Амандин // Антропологический форум. - 2010. - № 13. - C. 389-406.
3 Андреева, А. А. Определение понятий «Внешняя трудовая миграция» и «Внутренняя трудовая миграция» в рамках социологического исследования / А. А. Андреева // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 8. - C. 1-4.
4 Баринова, А. О. Языковая репрезентация собирательного образа мигранта в российском обществе / А. О. Баринова // Вопросы психолингвистики.
• 2013. - № 18. - C. 175-179.
5 Бердибаева, А. Категория мигрантов в контексте понятия «уязвимые группы» / А. Бердибаева // Социально-политические науки. - 2018. - № 2. - C. 213-214.
6 Береналиев, А. Б. Понятия «мигрант» и «миграция»: соотношение сущности и содержания / А. Б. Береналиев // Журнал Института Философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики. - 2015. - № 2-7. - С. 19—22.
7 Бизюков, А. А. Незаконная миграция. Пути правового противодействия / А. А. Бизюков, Д. С. Новиков // Символ науки. - 2021. - № 11­
2. - C. 68-71.
8 Британия меняет миграционные правила: больше специалистов, меньше гастарбайтеров // BBC News / Русская служба : [сайт]. - 2020. - 19 февр.
• URL: https://www.bbc.com/russian/news-51557920 (дата обращения:
26.05.2022).
9 Варшавер, Е. А. Уязвимые группы в чрезвычайных ситуациях: солидарность и доверие государству как основа стратегий мигрантов в России во время пандемии COVID-19 / А. Л. Рочева, Е. А. Варшавер, Н. С. Иванова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -
2020. - № 6. - C. 488-511.
10 Варшавер, Е. А. Положение мигрантов в России во время пандемии коронавируса (COVID-19): результаты опроса Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. / Е. А. Варшавер, Н. С. Иванова, А. Л. Рочева // Июль, 2020 г., РАНХиГС, Москва. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm7abstract id=3672397
11 Васильев, В. Е. Образ мигрантов в российских интернет-СМИ в период пандемии COVID-19 / В. Е. Васильев, К. В. Власова // Вестник общественных и гуманитарных наук. - 2020. - № 8. - C. 114-122.
12 Васюкова, И. А. Словарь иностранных слов / И. А. Васюкова; под редакцией И. К. Сазоновой. - АСТ-ПРЕСС, 1999. - 640 с.
13 Володин, О. С. Миграции в современном британском обществе / О. С. Володин, Н. Ф. Хренова // Globus. - 2020. - № 3(49). - С. 11-13.
14 Гаунова, Д. X. Некоторые методологические принципы исследования феномена стигматизации / Д. X. Гаунова, А. А. Таучев // Социально-гуманитарные знания. - 2016. - № 7. - С. 191-197.
15 Гелла, Т. Н. Миграция, брекзит и пандемия в Великобритании в 2016 - 2021 гг. // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -
2021. - № 4(93). - С. 37-43.
... всего 59 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ