Введение 3
1.Общие теоретические представления о заочной форме обучения в системе образования РФ 6
1.1 История становления заочной формы обучения 6
1.2 Понятие и значение системы заочного образования. Правовое регулирование 10
2.Особенности правового регулирования заочной формы обучения в ВУЗах РФ 15
2.1 Внутренняя нормативно-правовая регламентация заочной формы обучения 15
2.2 Проблемы правового регулирования заочной формы обучения в ВУЗах РФ 17
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложения 28
Актуальность вопросов правового регулирования заочной формы обучения в ВУЗах РФ обусловлена возрастающей ролью и значением системы образования среди граждан. Возрастающий интерес к заочной форме обучения обусловлен ее доступностью. Так заочная форма обучения предоставляет более широкие возможности для всех групп населения, учитывая временной и финансовый фактор при выборе программ обучения.
Развитие заочной формы обучения позволяет повысить уровень образования граждан нашей страны. С точки зрения права, данный аспект способствует развитию правовой культуры среди населения и преодолению проблемы правового нигилизма.
Исследование в рамках выбранной темы курсовой работы имеет особое значение также в силу того, что развитие и совершенствование норм отечественного законодательства в данной сфере, способствует становлению дистанционного формата обучения и соблюдение прав и обязанностей сторон в сфере реализации образовательных программ при заочной форме обучения. Законодательные нормы и стандарты устанавливают требования к содержанию образовательных программ, квалификации преподавателей, а также условиям реализации учебного процесса. Это позволяет гарантировать, что студенты заочной формы обучения получают образование, соответствующее современным требованиям и стандартам.
Несмотря на высокую значимость системы заочного образования, данная сфера сталкивается с большим количеством проблем. Имеются проблемы в области понятийного аппарата, что обусловлено стремительным развитием дистанционной формы обучения. Имеются также проблемы правовой регламентации организации документооборота, использования цифровых и информационных технологий, проблемы защиты персональных данных.
Исследование вопросов правового регулирования заочной формы обучения в ВУЗах РФ позволит определить тенденции и закономерности данной формы обучения на основании критической оценки данных статистики, а также выявить наиболее актуальные проблемы и наметить перспективы развития.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с реализацией заочной формы обучения в ВУЗах РФ.
Предметом исследования стали нормы права, регламентирующие вопросы реализации заочной формы обучения в ВУЗах РФ.
Целью курсовой работы является исследование вопросов правового регулирования заочной формы обучения в ВУЗах РФ в целях определения наиболее актуальных проблем и перспектив развития данного направления в отечественной системе образования.
Для реализации обозначенной цели в рамках курсовой работы требуется решить следующий ряд задач:
1. изучить историю становления и развития заочной формы обучения;
2. определить понятие заочной формы обучения и основы правового регулирования;
3. охарактеризовать внутренние нормативно-правовые акты, регулирующие заочную форму обучения;
4. выделить ключевые проблемы заочной формы обучения в ВУЗах РФ и представить пути их решения.
Информационной базой для выполнения работы стали учебники, учебные пособия, а также статьи в периодических изданиях, регламентирующие и отображающие правовые и практические вопросы организации заочной формы обучения в ВУЗах РФ.
Для выполнения курсовой работы были использованы методы анализа сравнения, синтеза. Также при написании работы применялся исторический метод исследования, который позволил определить этапы становления и развития заочной формы обучения, выявить специфику и особенности дореволюционного и советского периодов времени. Изучение истории развития и становления заочной формы обучения позволяет более объективно оценить перспективы ее развития на современном этапе. При выполнении курсовой работы также был использован формально-логический метод. Системный подход к исследованию изучаемого вопроса позволил выделить перспективы развития заочной формы обучения в ВУЗах РФ.
Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников. Основная часть курсовой работы состоит из двух глав. В первой главе представлено исследование понятийного аппарата и значение заочной формы обучения для граждан нашей страны. Вторая глава представляет собой изучение прав и обязанностей участников заочной формы обучения, выделение проблем и перспектив развития.
В результате выполнения курсовой работы достигнута цель и решены поставленные задачи. Исследование общих представлений о заочной форме обучения позволило выделить исторические пути развития и их особенности. Уместно сделать вывод о том, что появление данной формы обучения было обусловлено необходимостью оперативной подготовки квалифицированных кадров и необходимостью повышения интеллектуального уровня граждан. Исторический путь становления заочной формы обучения включает в себя три основных этапа: дореволюционный, советский и современный периоды. Каждый из этапов имеет свои специфические характеристики, которые оказали влияние на становление современных фундаментальных основ правового регулирования заочной формы обучения в ВУЗах РФ. В качестве примера можно отметить нормы Конституции РСФСР 1936 года, закрепляющие обязанность получения образования, а также его доступность (образование советского периода времени было бесплатным).
В рамках выполнения первой главы также изучено определение заочной формы обучения и ее значение для современного общества. Обобщая исследование понятие и правовых основ регулирования заочной формы обучения в ВУЗах РФ можно сделать вывод о том, что данная форма обучения играет колоссальную роль в развитии уровня образования среди граждан нашей страны. Отличительной особенностью заочной формы обучения является самостоятельность изучения материала в течение семестра. Студенты заочной формы обучения могут варьировать уровень собственной учебной нагрузки, что доказывает гибкость данной формы обучения. Значительным преимуществом также является ценовая доступность. С точки зрения права возможность заочной формы обучения регулируется федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании». Однако данный нормативно-правовой акт в статье 17 не раскрывает полного определения. Отличительная особенность заочной формы обучения проявляется в организации учебного процесса, в порядке взаимодействия с педагогическим составом, в оплате. Данные аспекты определяются локальными нормативно-правовыми актами конкретного ВУЗа РФ.
По мере выполнения второй главы определены особенности правового регулирования заочной формы обучения. В рамках проведенного исследования уместно сделать вывод, что правовые основы регулирования заочной формы обучения в ВУЗах РФ определяются большим числом внутренних нормативно-правовых актов.
Внутренние нормативно-правовые акты дополняют и конкретизируют особенности применения заочной формы обучения в высшем учебном заведении. Опираясь на нормативно-правовые акты федерального уровня, каждый ВУЗ в РФ принимает и утверждает собственное Положение о порядке организации заочного обучения, о порядке проведения вступительных экзаменов, определяет критерии оценки и прочие аспекты. Тем самым высшие учебные заведения конкретизируют правовое регулирование заочной формы обучения, определяют права и обязанности участников данного процесса. От качества принятых внутренних нормативно-правовых актов зависит в целом успешность функционирования и перспективы развития заочной формы обучения.
Представленное исследование проблем правового регулирования заочной формы обучения в ВУЗах РФ позволяет сделать вывод о наличии пробелов правовой регламентации, а также о наличии ряда организационных проблемы. Среди правовых проблем можно обозначить необходимость разработки единой методической базы и критериев оценивания работ. Организационные проблемы достаточно ярко проявляются в низком качестве воспитательной деятельности, в отсутствии самостоятельности и ответственности. Для решения этих проблем необходимо активное участие государства и образовательных учреждений в разработке и внедрении новых подходов к организации заочного обучения.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
2 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 272-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №53. – Ст. 7598
3 Бурцев, С. А. Социология права : учебное пособие для вузов / С. А. Бурцев, П. С. Самыгин, О. В. Степанов ; под общей редакцией П. С. Самыгина. –2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 180 с
4 Зерчанинова, Т. Е. Социология : учебник для среднего профессионального образования / Т. Е. Зерчанинова, Е. С. Баразгова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 196 с.
5 Исаев, Б. А. Социология в схемах и комментариях : учебное пособие для среднего профессионального образования / Б. А. Исаев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 124 с.
6 Игнатская, Л.Я. Актуальные проблемы повышения эффективности заочной формы обучения в региональных вузах / Л.Я. Игнатская // Управленческий учет. – 2023. – №9. – С. 234-241.
7 Кадимова, Н.А. Концептуальные основы современного высшего образования в России (современные тенденции правовых исследований) / Н.А. Кадимова // Наука и образование: взаимодействие бизнеса и общества в условиях трансформации информационных процессов и технологий: сб. науч. статей. – Казань, 2023. С. 24-27.
8 Касьянов, В. В. Социология права : учебник для вузов / В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 442 с
9 Касьянов, В. В. Социология для юристов : учебное пособие для вузов / В. В. Касьянов. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 292 с.
10 Коновалова, Л.В. Исторические аспекты становления дистанционного образования / Л.В. Коновалова // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2023. – №4. – С.52-67.
11 Медушевский, А.С. Социология права / А.С. Медушевский. - М.: Директ-Медиа, 2021. – 268 c.
12 Мукина А.Н. К вопросу о воспитательном потенциале заочной формы обучения в высшем учебном заведении / А.Н. Мукина // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – №5. – с.44-46.
13 Нехорошева, Я.Д. Некоторые аспекты становления системы заочного обучения в 1920-1930-е / Я.Д. Нехорошева // Вопросы педагогики. – 2024. – №5-1. – С. 49-52.
14 Орехова, Т.Ф. Факторы повышения качества учебных достижений обучающихся в системе высшего образования в дистанционном формате / Т.Ф. Орехова // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 4. С. 56-61.
15 Полякова, М.Д. Проблема интеграции дистанционного обучения в систему заочного образования в неязыковом вузе / М.Д. Полякова // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 76-2. С. 58-60.
16 Савинова, В.Е. Реализация конституционного права на образование в России: прошлое и настоящее / В.Е. Савинова // Молодежная наука: сб. науч. статей. – Иркутск, 2024. С. 210-217.
17 Степаненко, Р.Ф. Правокультурные процессы в юридическом образовании: проблемы и перспективы / Р.Ф. Степаненко, А.В. Солдатова // Вестник «ТИСБИ». - 2021. - № 2. - С. 5-12.
18 Пушкаренко, А. С. История развития конституционного права на образование в России / А. С. Пушкаренко // Скиф. – 2022. – №4 (68). – Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-konstitutsionnogo-prava-na-obrazovanie-v-rossii
19 Шкатулла, В. И. Образовательное право России : учебник для вузов / В. И. Шкатулла. – М.: Юстицинформ, 2019. – 312 с.
20 Яфарова, Д.Ф. Цифровизация образования: тренды и перспективы развития / Д.Ф. Яфарова, Л.В. Абдрахманова // Цифровая трансформация в высшем и профессиональном образовании. Материалы 16-ой Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Р.С. Сафина, И.Э. Вильданова. Казань, 2022. С. 556-559.