Введение 3
1. Теоретико-методологические основания изучения структуры и функций
современной миграции 5
1.1 Основные социологические подходы к изучению миграции 5
1.2 Анализ современных исследований на тему молодёжной миграции 11
2. Эмпирический анализ отношения студентов СФУ молодежной миграции ... 23
2.1 Методическое обоснование социологического исследования: «Отношение
студентов СФУ к молодёжной миграции» 23
2.2 Анализ результатов исследования 30
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение А 53
Миграционные процессы является важной проблемой, как для отдельных регионов, так и для страны и общества, в целом. Это сложный социальный процесс, который оказывает большое влияние на различные характеристики отдельных регионов и стран.
В мире происходят глобальные миграционные процессы, и с помощью них происходит функционирование народно-хозяйственного комплекса как отдельных государств, так и мирового хозяйства в целом. От интенсивности миграционных потоков зависит то, как изменяются различные сферы социальной структуры, и как меняется территориальное размещение.
В XX веке происходил рост потоков миграции. К окончанию века, миграционные потоки переросли в массовые, и стали оказывать большое влияние на существующие глобальные проблемы. Вследствие этого, развивались новые подходы и концепции к изучению миграционных процессов, целью которых стала поддержка и сохранение баланса интересов акторов на международной арене.
Процессы миграции оказали влияние на заселения регионов: их количество, хозяйственный уклад, национальный состав, половозрастную структуру, а также, уровень жизни и профессиональные качества людей.
Эта проблема является актуальной и для такой социальной группы, как молодёжь. На современном этапе развития общества, представители этой группы стали интенсивнее мигрировать за границу. Стоит отметить, что в настоящее время, для молодёжи, созданы благоприятные условия для перемещения на постоянное место жительство в другою страну, при помощи различных программ, например, как обучение по обмену. К тому же, многие молодые люди имеют возможность посещать разные страны, и для некоторых из них, возможно, другие страны кажутся наиболее привлекательными для проживания.
Одним из важных последствий миграционных процессов является утрата трудоспособной молодежи, что приводит к изменению демографических, социальных и экономических характеристик регионов. Тема молодёжной миграции является важной для понимания в современном обществе, ведь развитие страны, её будущее зависит именно от данной социально-возрастной категории.
Объект исследования - студенты СФУ
Предмет исследования - отношение студентов СФУ к молодёжной миграции
Цель исследования состоит в выявлении отношения студентов СФУ к молодёжной миграции
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить социологические подходы к анализу данной проблемы
2) Проанализировать современные исследования на тему молодёжной миграции
3) Определить методические основания изучения темы
4) Провести исследование, обработать данные, сформулировать выводы
Гипотеза: Большинство респондентов положительно относятся к молодежной миграции
Данная бакалаврская работа была посвящена изучению отношения студентов к молодёжной миграции.
В процессе проведения исследования были получены данные об информированности студентов о миграции; об источниках получения информации на тему миграции; о заинтересованности студентов к проблеме, а также, данные об информированности студентов, о состоянии проблемы на современном этапе.
Рассмотрев различные подходы к изучению, как миграции в целом, так и молодежной миграции, в частности, и проанализировав исследования на данную тему, можно сделать вывод о том, что проблема миграции населения, в том числе, миграция молодёжи, является сложным социальным процессом, и его значимость увеличивается на современном этапе общественного развития.
Молодое поколение является значимым слоем в социальной структуре. От этой социально-возрастной категории зависит будущее страны. Уровень активности молодых людей, напрямую связан с деятельностью общества и государства. Поэтому, необходимо создавать условия и принимать меры поддержки, которые бы способствовали развитию молодых людей.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута. Гипотеза исследования, в большей степени, подтвердилась: большинство респондентов положительно относятся к молодежной миграции. Полученные результаты, по нашему мнению, имеют практическое и теоретическое значение. По полученным данным, студенты СФУ заинтересованы темой миграции, ознакомлены с информацией по данной теме. Большинство респондентов считают, что данная тема актуальна на сегодняшний день, также, студенты задумываются над тем, чтобы переехать за границу. Некоторые из них уже делают шаги для достижения своей цели, например: изучают иностранные языки, делают финансовые накопления, занимаются поиском образовательных программ. Заинтересованность студентов данной темой подтверждает факторный анализ, в котором 6 выделенных компонентов имеют высокую описательную силу.
Молодое поколение является значимым слоем в социальной структуре. От этой социально-возрастной категории зависит будущее страны. Уровень активности молодых людей, напрямую связан с деятельностью общества и государства. Поэтому, необходимо создавать условия и принимать меры поддержки, которые бы способствовали развитию молодых людей.
Молодежная миграция является более выраженной и имеет четкие границы, в отличие от общих миграционных потоков. Молодёжь, для миграции, выбирает для жизни регионы, которые, по большей части, являются крупными городами, в которых уровень жизни и условия будут лучше, чем на прежнем месте проживания. Отличительной чертой молодежной миграции является то, что старшие поколения, в основном, не уделяют внимания культурной составляющей нового места проживания. Молодёжь, напротив, кроме вопросов трудоустройства и работы, берет во внимание культурные аспекты нового места жительства.
1. Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы развития образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций/ Е.Н. Алексеева// Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2012.-№4.
2. Арутюнян , Ю.В, Дробижева, Л.М, Сусоколов, А.А. Этносоциоло- гия/Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов// - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 271 с
3. Ахметова С. А., Гузельбаева Г. Я., Егорова Л. Г. [и др.]. Социология : конспект лекций. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2014. С. 153.
4. Баньковская С. П. Роберт Парк // Современная американская социология / под ред. В. И. Добренькова. М. : Изд-во МГУ, 1994. С. 3-20.
5. Басов, Н. Ф. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / Н.Ф. Басов под ред. и др. [Электронный ресурс]. — Москва: КноРус, 2016 — 528 с
6. Байков А. А., Лукьянец А. С., Письменная Е. Е., Ростовская Т. К., Рязанцев С. В. Эмиграция молодежи из России: масштабы, каналы, последствия // Социологические исследования. 2018. № 11. С. 75-84.
7. Berger, P. L., Luckmann, T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociologyof Knowl-edge. 1966. Бергер П., Лукман T. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: "Медиум", 1995. - 323 с. Перевод Е. Руткевич.
8. Блантер С., Нагайцева Е. Указ. соч. С. 260.
9. Беляева, Л. А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса / Л.А. Беляева // Социологические исследования. - 2013. -№ 10. - С. 345-351.
10. Бондырева, С.К. Понятие и признаки миграции и миграционных отношений [Текст] / С.К. Бондырева // Юридическая наука: история и современность. - 2014. - № 10. - С. 118-122.
11. Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов». М., 2011
12. Вебер М. Избранные произведения : пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко ; коммент. А. Ф. Филиппова. М. : Прогресс, 1990. С. 629.
13. Власенко, А.С. Некоторые вопросы воспитания студенчества на современном этапе [Текст] / А.С. Власенко. - М. : Наука, 2014. - 254 с.
14. Волков, Ю.Г Социология : учебник / Ю.Г. Волков. — 4-е изд., пере- раб. и доп. —М. : КНОРУС, 2017 — 320 с.
15. Гельман, В.Я. Динамика субнационального авторитаризма [Текст] / В.Я. Гельман // Общественные науки и современность. -2011. -№ 3. - С. 92-102....46