Реферат
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ КАК МЕТОД ПРОДВИЖЕНИЯ В
РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ 13
1.1 Маркетинговый анализ рынка общественного питания г. Красноярска ... 13
1.2 Анализ особенностей и возможностей интернет-маркетинга для
привлечения рестораном потребителей 45
1.3 Анализ существующих методов оценки эффективности интернет-
продвижения на ресторанном рынке 67
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 82
2 СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ИНТЕРНЕТ-
МАРКЕТИНГА В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ Г. КРАСНОЯРСКА 85
2.1 Исследование влияния инструментов интернет-маркетинга на
потребительский выбор в ресторанном бизнесе 85
2.2 Воронка продаж как способ управления эффективностью интернет-
маркетинга 97
2.3 Разработка воронки продаж в интернет-среде для сети ресторанов
быстрого питания «Грильница» 108
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 134
ПРИЛОЖЕНИЕ А 147
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 155
ПРИЛОЖЕНИЕ В 156
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 167
В современном быстро меняющемся мире использование интернет- маркетинга стало неотъемлемой частью любого бизнеса, в том числе и ресторанного [72].
Исследование роли интернет-маркетинга в ресторанном бизнесе Красноярска обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, растущая значимость онлайн-продвижения. С ростом популярности онлайн-сервисов доставки еды и увеличивающимся влиянием онлайн-отзывов, ресторанам в Красноярске крайне важно иметь сильное присутствие в сети. Исследование специфики интернет-маркетинга в ресторанном бизнесе может дать ценную информацию о наиболее эффективных способах продвижения ресторанов в сети и привлечения клиентов.
Следующий фактор — это необходимость в эффективных маркетинговых стратегиях. В условиях конкурентного рынка ресторанам важно выделяться и привлекать клиентов. Интернет предоставил организациям множество возможностей для установления контактов с клиентами и продвижения своих товаров и услуг, и ресторанная индустрия не является исключением. Изучив особенности интернет-маркетинга в ресторанном бизнесе, предприятия могут лучше понять, как эффективно использовать инструменты онлайн-продвижения для увеличения продаж и достижения долгосрочного успеха.
Ресторанный бизнес в Красноярске может иметь свои уникальные особенности и проблемы. Проведение исследования, касающегося специфики интернет-маркетинга на этом рынке, поможет в понимании уникальных возможностей и проблем красноярского рынка общественного питания для применения инструментов интернет-маркетинга в городе Красноярске и впоследствии корректировки маркетинговых стратегий, учитывая региональную специфику.
Таргетированная реклама в социальных сетях, например, «ВКонтакте» — это экономически выгодный способ для ресторанов наладить контакт с клиентами, повысить узнаваемость бренда и вовлеченность клиентов.
Инфлюенс-маркетинг задействует блогеров, которые в свою очередь могут помочь с продвижением ресторана, привлечь новых клиентов и улучшить имидж заведения. Они могут поделиться своим опытом посещения ресторана, показать атмосферу заведения и рассказать о качестве еды и сервиса. Платформы интернет-рекламы, такие как Яндекс Директ и реклама на онлайн- картах, таких как Яндекс Карты, 2GIS и других, предоставляют ресторанам эффективные способы привлечения новых клиентов и стимулирования роста бизнеса [8].
В рамках данной выпускной квалификационной работы была поставлена задача выявить наиболее эффективные инструменты интернет-маркетинга в ресторанном бизнесе города Красноярска. В ходе исследования проведены качественное и количественное исследования, чтобы понять, как посетители заведений общественного питания реагируют на различные инструменты продвижения в Интернете. В них были рассмотрены инструменты интернет- маркетинга, которые используют рестораны города Красноярска для продвижения своего бизнеса и установления контактов с клиентами. Результаты данных исследований могут быть источником информации для владельцев и управляющих ресторанов в Красноярске о том, как эффективно использовать интернет-маркетинг для привлечения клиентов.
Кроме того, исследование позволило определить проблемы и возможности, с которыми сталкивается ресторанный бизнес в Красноярске в цифровую эпоху, и то, как интернет-маркетинг может быть использован для продвижения заведений общественного питания.
Данная выпускная квалификационная работа вносит вклад в изучение роли интернет-маркетинга в ресторанном бизнесе Красноярска и его использования для стимулирования роста бизнеса и привлечения клиентов. Исследование предоставляет ценные сведения для владельцев и маркетологов 5
ресторанов города и поможет им оставаться конкурентоспособными в цифровую эпоху.
Степень изученности
Множество исследователей занималось изучением современных проблем развития интернет-маркетинга. Ученые проявляют интерес к различным аспектам, включая ценообразование, типы продвижения и другие проблемы. Исследователями в данной теме являются: Казибекова Н. А., Агасиева М. Н., Исмиева З. М. Татаринов К. А., Мачнева Е. А., Башкина Н. А., Чекалов А. Г., Денисевич Е. И., Лазутина А.Л., Лебедева Т.Е., Джабасова З. Н., Юдакова О. В. и другие.
Что касается теоретического аспекта рекламной индустрии, связанного с определением фундаментальных концепций и теорий, многочисленные ученые внесли заметный вклад. К ним относятся работы Армстронга Г., Аакера Д., Бове К.Л., Сондерса Ж., Бонда Ж., Аренса В.Ф., Котлера Ф., Киршенбаума Р., Бодияра Ж., Ривза Р., Бернетта Д., Хромова Л.Н., Гермогенова Л.Ю., Росспер Дж.Р., Фрайбургер В., Роттолл К., Сэндидж И., Майерс Дж. и Викентьев И.Л. Каждый из этих исследователей фокусировался на различных аспектах рекламной деятельности.
Автор статьи «Развитие интернет-маркетинга и его инструментов» Татаринов К.А. исследует инструменты интернет-маркетинга и их влияние на маркетинговую деятельность компаний. Автор в своей статье рассмотрел преимущества и недостатки интернет-маркетинга для компаний и их клиентов. Он считает, что в малом бизнесе простой рассказ в социальных сетях о своем деле приводит тех, кто доверяет продукции маленькой фирмы. Традиционная рекламная кампания, напротив, приводит тех, кто часто делает возвраты и оставляет негативные отзывы, что может стать фатальным для представителей малого бизнеса [65].
Мачнева Е.А. и Башкина Н.А. в своей работе «Развитие цифрового маркетинга в России» показали, что интернет-брендинг играет огромную роль в продвижении компании. Продвижение бизнеса в Интернете имеет множество 6
преимуществ, так как позволяет охватить нужную аудиторию, а количество потенциальных потребителей в сети увеличивается с каждым днем. Также в статье были изучены перспективы развития цифрового маркетинга в современных условиях [33].
Виды интернет-маркетинга рассматривали следующие исследователи: Плотников А. В., Булгаков А. В., Сидоров В. А, Плотникова Н.И. И другие.
Проблему оценки эффективности интернет-маркетинга рассматривали исследователи: Сажина Д.С., Прохорова Л.М., Платунина Г. П., Рахматуллина И. Р., Меньшикова М. А., Гребенникова М. А.
В научной статье «Способы оценки эффективности интернет маркетинга» Сажина Д.С. разбирает существующие способы оценки интернет-маркетинга для понимания эффективности канала привлечения потребителей. В итоге, автор приходит к выводу, что организации важно постоянно улучшать взаимодействие с потенциальными клиентами, информация в интернете и в жизни должна соответствовать реальности, ведь это влияет на конечный результат и отклик потребителя. Руководство и сотрудники должны уделять должное внимание всем составляющим Интернет-маркетинга, поскольку Интернет-активность предприятия — это единое целое внутренних составляющих и внешнего облика организации. Маркетологам следует грамотно представлять организацию во всех социальных сетях, сайтах, СМИ, ведь таким образом создаётся образ, который отражается в сознании клиентов. Если в этом комплексе будет пробел, это негативно скажется на репутации организации [58].
В книге «Мобильные технологии в маркетинге услуг: новые возможности и проблемы» автор Дэниел Роулс рассказывает о принципах работы в мобильной среде: как правильно спроектировать приложение или мобильный веб-сайт, как привлечь клиентов из социальных сетей и спланировать email- рассылку. Анализируя технологию коммуникации ближнего поля (NFC) и QR- коды, автор размышляет о возможностях виртуальной и дополненной....
Цель данного исследования заключалась в выявлении специфики применения инструментов интернет-продвижения и исследовании влияния инструментов интернет-маркетинга на потребительский выбор в ресторанном бизнесе г. Красноярска, а также в применении полученных знаний для разработки воронки продаж. Для достижения цели был изучен теоретический материал по данной теме, проведен маркетинговый анализ рынка общественного питания города Красноярска, который включал в себя контент- анализ открытых источников с целью сбора и изучения информации о размерах, динамике, сегментах, конкуренции, трендах и влияющих факторах, анализ маркетинговой деятельности конкретного участника рынка общественного питания рынка г. Красноярска на примере «Грильница» на основе данных, полученных в ходе преддипломной практики.
Помимо этого, был проведен PEST-анализ рынка общественного питания, анализ конкурентов сегмента быстрого питания и в результате выполнен SWOT-анализ для сети ресторанов быстрого питания «Грильница». Также были проанализированы особенности и возможности интернет-маркетинга для привлечения рестораном потребителей, изучены методы оценки эффективности инструментов интернет-маркетинга в ресторанном бизнесе и проеден их анализ.
Были проведены количественное и качественное социологические исследования на тему влияния инструментов интернет-маркетинга на потребительский выбор в ресторанном бизнесе г. Красноярска.
По результатам исследований выяснилось, что абсолютно все возрастные сегменты обращают внимание на рекламу в Интернете, что доказывает актуальность интернет-рекламы. Также наблюдается тенденция, что с возрастом люди чаще видят рекламу заведений общественного питания в Интернете. Молодые люди до 24 лет более активно взаимодействуют с рекламой в социальных сетях и следят за акциями. В то же время, люди сорокалетнего и более возраста обращают внимание на рекламу в поисковиках и мессенджерах.
Социальные сети являются одним из наиболее привлекательных каналов для интернет-рекламы во всех возрастных сегментах, но особенно это характерно для возрастной группы до 24 лет и от 31 до 39 лет. Реклама в поисковых системах также является заметной для людей во всех возрастных группах, особенно старше 25 лет. Реклама у блогеров в мессенджерах имеют место быть в привлечении клиентов, но их влияние несколько менее значительно по сравнению с социальными сетями и поисковиками. Рекламе в социальных сетях, картах и поисковиках доверяют больше, чем рекламе в мессенджерах или от блогеров.
Также стоит отметить, что интернет-маркетинг играет значительную роль в принятии решения о посещении заведений общественного питания или заказе еды на дом. Отмечается, что 73% респондентов посетили заведение или заказали еду, благодаря рекламе в Интернете.
Потребители также отметили, что не обращают на Push-уведомления и рассылку по электронной почте особого внимания.
Визуальный контент играет важную роль при привлечении внимания респондентов. Красивые фотографии еды и интерьера заведения были названы как факторы, заставляющие перейти по ссылке в рекламном объявлении. Реклама в социальных сетях может оказаться просмотренной потребителями, если она представлена в привлекательной форме с использованием красочных рисунков, видео и оригинальных идей.
Посещение заведений оффлайн остается предпочтительным для большинства респондентов, так как это позволяет им насладиться атмосферой, сменить обстановку и насладиться социальным опытом. Однако, возможность онлайн-заказа и доставки пользуется большим спросом среди респондентов. Рестораны, предоставляющие такие услуги, имеют преимущество на рынке.
Таким образом, гипотеза исследования, о том, что инструменты продвижения и оценка эффективности в ресторанном бизнесе имеют специфику, оказывающую влияние на построение воронки продаж, выявление и учёт которой позволяет оптимизировать процесс привлечения клиентов, подтвердилась. Социальные сети, особенно ВКонтакте, были названы важным источником информации для респондентов при выборе заведений, а также местом, где они находят акции, скидки и отзывы о заведениях. Помимо этого, уровень доверия к рекламе в социальных сетях был самым высоким, среди остальных каналов интернет-маркетинга....
1. Андреева, В. А. Коммуникационное продвижение ресторанного бизнеса / В. А. Андреева // Гуманитарные технологии в современном мире. - Калининград: Полиграфычъ, 2022. - С. 363-364. (дата обращения: 17.04.2023).
2. Афонин, С. Как разработать стратегию мессенджер-маркетинга [Электронный ресурс] // Blog.callibri.ru. URL: https://blog.callibri.ru/kak- razrabotat-strategiyu-messenger-marketinga (дата обращения: 26.05.2023).
3. Банки ужесточили условия выдачи кредитов для кафе и ресторанов [Электронный ресурс] // Retail.ru. - 2021. - URL: https://www.retail.ru/news/banki- uzhestochili-usloviya-vydachi-kreditov-dlya-kafe-i-restoranov- 19-noyabrya-2021 - 211182/ (дата обращения: 27.05.2023).
4. Булгаков, Артур Вадимович, Сидоров, Виктор Александрович
Виды интернет-маркетинга // Концепт. 2016. №S9. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-internet-marketinga (дата обращения:
17.02.2023).
5. Гальченко, К. 70+ метрик интернет-маркетинга, которые помогут следить за эффективностью продвижения проекта [Электронный ресурс] // vc.ru - Интернет-издание о бизнесе, стартапах, инновациях, маркетинге и технологиях. - 2022. - URL: https://vc.ru/marketing/445714-70-metrik-internet- marketinga-kotorye-pomogut-sledit-za-effektivnostyu-prodvizheniya-proekta (дата обращения: 29.04.2023).
6. Где вкусно поесть в Красноярске. Сетевое издание «Комсомольская правда». - [Электронный ресурс] URL: https://www.kp.ru/russia/krasnoyarsk/gde - vkusno-poest/ (дата обращения: 15.03.2023).
7. Герасимчик, С. С. Интернет-маркетинг в ресторанном бизнесе на примере MCDONALD'S / С. С. Герасимчик, В. А. Иванова, Н. Е. Свирейко // Перспективы развития цифровой экономики в России и за рубежом : сборник статей международной научно-практической конференции, Тольятти, 20 мая 2021 года. - Тольятти: Тольяттинская академия управления, 2021. - С. 151-155.
8. Глебова, Г. С. Разновидности digital-технологий в маркетинговых коммуникациях в отрасли общепита / Г. С. Глебова // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 6(46). - С. 412-418.
9. Горбачевская, Т. С., Худешова, А. Е. ВОЗМОЖНОСТИ SMM В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ // Modern Science. - 2020. - №. 6-3. - С. 56-59. (дата обращения: 16.04.2023).
10. Данные по безработице в Красноярском крае [Электронный ресурс]
// Красноярскстат. - URL: ййрз://адш-кг24.ги/2023/05/17/данные-по-
безработице-в-красноярском-3/ (дата обращения: 27.05.2023).
11. Денисевич, Е. И. Роль интернет маркетинга в продвижении компаний в эпоху развития цифровых технологий / Е. И. Денисевич // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 89-3. - С. 19-23.
12. Джабасова, З. Н., Юдакова, О. В. Особенности интернет- маркетинга в России // Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики. - 2020. - С. 290-293.
13. Золотарева, Ю. В. Сегментация рынка ресторанных услуг //
Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2008. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/segmentatsiya-rynka-restorannyh-uslug (дата
обращения: 27.02.2023).
14. Зонин, Н. А., Продан, А. А. Кодовое слово: оценка эффективности привлечения клиентов с помощью инструментов интернет-маркетинга (на примере предприятия общественного питания) //Экономика и управление: современные тенденции. - 2019. - С. 73-78.
15. Индексация МРОТ 1 июля 2023 года повысит зарплаты
красноярцам [Электронный ресурс] // Проспект Мира. - URL:
https://prmira.ru/news/2023-04-24/indeksatsiya-mrot-1-iyulya-2023-goda-povysit- zarplaty-krasnoyartsam-2911500 (дата обращения: 27.05.2023)....98