Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №151271

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2021
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы проблемного обучения на уроках русского языка .... 8
1.1 Понятия «проблемная ситуация» и «проблемный вопрос» 8
1.2 Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС
НОО 13
2 Методы проблемного обучения в методике преподавания русского языка 20
2.1 Применение проблемного обучения в практике для младших классов
средней общеобразовательной школы 20
2.2 Классификация проблемных ситуаций, пути и способы их создания 27
3 Опытно-экспериментальная работа по применению проблемного обучения
на уроках русского языка в начальной школе 34
3.1 Содержание работы по использованию технологии проблемного
обучения на уроках русского языка в начальной школе 34
3.2 Результаты экспериментальной работы 41
Заключение 45
Список использованных источников 47


Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит в себе основные требования, предъявляемые к выпускнику начальной школы. Овладение метапредметными результатами, проявление волевых качеств характеризуют ученика младших классов как субъекта учебной деятельности, и считаются основой умения учиться [44].
Младший школьник начинает действовать как субъект собственной деятельности, только выходя за рамки учебной деятельности. При этом он способен самостоятельно выбирать свой путь, проявлять себя как творческая личность, решать жизненные задачи. В связи с вышеизложенным, на сегодняшний день является актуальной проблема организации обучения, которое будет способствовать формированию способов действий, обеспечивающие решение проблем, и достижению метапредметных результатов обучения. В качестве такой технологии выступает технология проблемного обучения в начальных классах.
В психолого-педагогической литературе процессу проблемного обучения посвящено большое количество работ. Труды Я. А. Каменского, Ж.- Ж. Руссо, И.Г. Песталоции, К.Д. Ушинский и многие другие педагоги занимались изучением данной технологии, но не получили широкого распространения, так как не соответствовали уровню социального развития того времени, поскольку являлись слишком прогрессивными.
Глубоким исследованием проблемного обучения занимался А.Н. Матюшкин. Им было определено значение проблемного обучения, была оценена эффективность его применения на уроках. Основные этапы проведения проблемного обучения выделил М.И. Махмутов.
Классификация методов проблемного обучения была разработана И.Я. Лернером и М.К. Скаткиным. В основе данной классификации лежит принцип возрастающей степени самостоятельности учащихся: проблемное изложение знаний, частично-поисковый метод, исследовательский метод.
Тема исследования является актуальной в связи с тем, что в методике обучения младших школьников существует большое количество недостатков, несмотря на то, что теоретически она достаточно разработана. Причинами возникновения этих трудностей М.И. Махмутов считает высокую сложность подготовки материала для организации проблемного обучения, а также низкий уровень педагогической подготовки в данном вопросе [23, С. 257].
Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - методика организации проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе
Цель исследования - охарактеризовать методику организации проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «проблемная ситуация» и «проблемный вопрос»;
2. Охарактеризовать технологию проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО;
3. Обосновать методы проблемного обучения в практике для младших классов средней общеобразовательной школы;
4. Провести опытно-экспериментальную работу по применению проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких авторов, как А.Р. Джиоева, И.А. Ильницкая, Г.Ю. Ксензова, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Е.Л. Мельникова, Л.И. Ягодко и другие.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, обобщение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобран и систематизирован материал по проблемному обучению, разработаны методические рекомендации по использованию проблемного обучения на 7 русского языка в начальной школе. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в школе, а также учителям начальных классов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования нами были решены следующие задачи.
1. Раскрыты понятия «проблемная ситуация» и «проблемный вопрос». В данном исследовании за основу были взяты определения, данные М.И. Махмутовым, согласно которому проблемная ситуация - затруднение, стоящее перед школьником, побуждающее к поиску способа решения и его обоснованию. Проблемный вопрос - это вопрос, который является основой проблемной ситуации, и требует ответа на него посредством мышления. За основу взяты определения, данные М.И. Махмутовым.
2. Изучена технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО.Мы выявили, что проблемное обучение является важным инструментом реализации ФГОС НОО, поскольку оно строится на основе системно-деятельностного подхода, который является основным требованием ФГОС. Проблемное обучение способствует решению таких педагогических задач, как формирование у школьников навыков решения задач, самостоятельного поиска информации, развитие инициативности, навыков сотрудничества, активности, и других личностных качеств.
3. Рассмотрены методы проблемного обучения в практике для младших классов средней общеобразовательной школы. Для проведения проблемного обучения на уроках в начальной школе используются групповые дискуссии, дебаты, коллективная творческая деятельность и т.д. К приемам проблемного обучения относят следующие: «кластер», синквейн, «круги на воде» и т.д.
4. Проведена опытно-экспериментальная работа по применению проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
На констатирующем этапе исследования мы провели анализ традиционных уроков по следующим методикам: тестовый аспектный анализ урока; оценка эффективности урока; анализ документации. Цель исследования состояла в выявлении эффективности проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе. На формирующем этапе исследования нами были использованы проблемные методы обучения. На контрольном этапе результаты проведенных методик показали положительную динамику. Поэтому мы можем утверждать, что проблемное обучение является эффективным на уроках русского языка в начальной школе.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.


1. Айтбаева, Б. М. Технология применения инноватики при работе с учебным текстом / Б. М. Айтбаева, А. М. Мауленова, К. Д. Сатибекова // Кронос. - 2021. - № 1. - С. 57-59.
2. Амиралиев, А. Д. Использование инновационных технологий и методов в процессе обучения / А. Д. Амиралиев, 3. А. Ахмедова, Ш. А. Лутов // Инновационные технологии в образовании. - 2020. - №1. - С. 16-20.
3. Астафьева, Е. Н. Традиции и инновации в образовании: взгляд российских ученых / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. - 2019. - №4. - С.45.
4. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов. - Москва: Академия, 2001. - 368 с.
5. Безруких, М. М. Обучение письму / М. М. Безруких. - Екатеринбург,
2016. - 456 с.
6. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. - Воронеж: Воронежский университет, 2014. - 240 с.
7. Бобровская, Г. В. Обогащение словаря младших школьников / Г. В. Бобровская // Начальная школа - 2015. - №6. - С.76-80.
8. Борякова, Н. Ю., Матросова, Т. А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития / Н. Ю. Борякова, Т. А. Матросова. - Москва, 2015. - 256 с.
9. Быстрова, Е. А.Обучение русскому языку в школе: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Е. А. Быстровой. - Москва: Дрофа, 2004. - 240 с.
10. Винникова, И. В. Проблемные задания на развитие психических процессов / И. В. Винникова // Начальная школа. -2013. - №3. - С. 25 -
11. Виноградов, В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов. - Москва, 2014. - 234 с.
12. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку / Т. М. Воителева. - Москва: Дрофа, 2006. - 320 с.
13. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва: Лабиринт, 1996. - 416 с.
14. Гудкова, Л. М. Проблемные задания на уроках английского языка в младших классах / Л. М. Гудкова // Иностранные языки в школе. - 2017. - №7. - С. 54.
15. Джиоева, А. Р. О реализации проблемного обучения в начальной школе / А. Р. Джиоева Г. X. Джиоева // Мир науки, культуры, образования. -
2017. - № 3. - С. 135 - 137.
16. Зайнуллина, Г. М. Игровые технологии на начальном этапе обучения / Г. М. Зайнуллина // Альманах школы. -2017. -№139. -С. 68 - 69.
17. Ильницкая, И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И. А. Ильницкая. - Москва, 2016. - 277 с.
18. Кильдиярова, А. П. Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе / А. П. Кильдиярова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2014. - № 1. - С.170 - 172.
19. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. - Москва: Педагогическое общество России, 2017. - 222 с.
20. Ладыженская, Т. А. Русский язык / Т. А. Ладыженская. - Москва: Просвещение, 2016. - 81 с.
21. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - Москва: Педагогика, 1981. - 186 с.
22. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие / М. Р. Львов. - Москва: Академия, 2015.- 664 с.
23. Львов, М. Р. Работа над сочинением / М. Р. Львов. - Москва: Просвещение, 2014. - 248 с.
24. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - Москва, 2014. - 197 с.
25. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. - Москва: Просвещение, 2017. - 321 с.
26. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. - Москва: Педагогика, 2015. - 239 с.
27. Мельникова, Е. Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации / Е. Л. Мельникова. - Москва: Баласс, 2017. - 266 с.
28. Митькина, А. Д. Проблемное обучение в современном образовании / А. Д. Митькина // Вестник науки и образования. - 2019. - №5. - С. 56 - 59.
29. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. - Москва: Академия, 2017. - 192 с.
30. Пахнова, Т. М. Актуальные проблемы развития речи учащихся / Т. М. Пахнова. - Москва, 1980. - 151 с.
31. Плотникова, Г. Н. Лингвометодические основы обучения русскому словообразованию / Г. Н. Плотникова. - Москва: Либроком, 2015. - 146 с.
32. Плотникова, С. В. Теория и технология начального языкового образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2015. - 277 с.
33. Погодина, А. А. Словарнаяработанаосновеметодаяркихассоциаций /А. А. Погодина // Начальная школа. -2010. -№13. - С. 45-48.
34. Пузанкова, E. H. Формирование языковой способности учащихся начальной и средней общеобразовательной школы на основе реализации принципа преемственности при обучении русскому языку / Е. Н. Пузанкова, Н. И. Киселева. - Орел, 2008. - 347 с.
35. Равинская, С. В. Проблемные задания как средство обучения / С. В. Равинская // Иностранные языки в школе. -2017.- №1. - С. 59.
36. Сабаткоев Р. Б. Теория и практика обучения русскому языку: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. Б. Сабаткоев. - Москва: Академия, 2005. - 320 с.
37. Скаткин, Н. М. Совершенствование процесса обучения / Н. М. Скаткин. - Москва: Педагогика, 1971. - 208 с.
38. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина. - Москва: Педагогика, 2013. - 400 с.
39. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе. - 3-е изд., перераб. / А. В. Текучев. - Москва: Просвещение, 2014. - 414 с.
40. Темиров, У. X. Условия повышения эффективности проблемного обучения / У. X. Темиров // Проблемы педагогики. - 2020. - № 1. - С. 37 - 38.
41. Тимиркаева, А. В. Технология проблемного обучения / А. В. Тимиркаева // Студнет. - 2021. - № 1. - С. 21 - 23.
42. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. - Москва: Просвещение, 2015. - 159 с.
43. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности
общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - № 5. - С. 10.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. -Москва: Просвещение, 2010. - 31 с.
45. Царева, С. Е. Учебная деятельность и умение учиться в современных условиях / С. Е. Царева // Начальная школа. - 2019. - № 5. - С. 13 - 17.
46. Чиркова, Е. Б. Развитие универсальных учебных действий в проектно-исследовательской деятельности / Е. Б. Чиркова // Начальная школа. - 2019. - № 12. - С. 55 - 58.
47. Чубисова, А. А. Постановка и решение проблем на уроках русского языка в начальных классах / А. А. Чубисова // Русский язык. - 2013. - №2. - С.177 - 180.
48. Эльконин, Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Д. Б. Эльконин. - Москва, 1962. - 288 с.
49. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - Москва: Владос, 1999. - 360 с.
50. Ягодко, Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе / Л. И. Ягодко // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. - С. 36 - 38.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ