МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 5
1 Теоретические основы проблемного обучения на уроках русского языка .... 8
1.1 Понятия «проблемная ситуация» и «проблемный вопрос» 8
1.2 Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС
НОО 13
2 Методы проблемного обучения в методике преподавания русского языка 20
2.1 Применение проблемного обучения в практике для младших классов
средней общеобразовательной школы 20
2.2 Классификация проблемных ситуаций, пути и способы их создания 27
3 Опытно-экспериментальная работа по применению проблемного обучения
на уроках русского языка в начальной школе 34
3.1 Содержание работы по использованию технологии проблемного
обучения на уроках русского языка в начальной школе 34
3.2 Результаты экспериментальной работы 41
Заключение 45
Список использованных источников 47
1 Теоретические основы проблемного обучения на уроках русского языка .... 8
1.1 Понятия «проблемная ситуация» и «проблемный вопрос» 8
1.2 Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС
НОО 13
2 Методы проблемного обучения в методике преподавания русского языка 20
2.1 Применение проблемного обучения в практике для младших классов
средней общеобразовательной школы 20
2.2 Классификация проблемных ситуаций, пути и способы их создания 27
3 Опытно-экспериментальная работа по применению проблемного обучения
на уроках русского языка в начальной школе 34
3.1 Содержание работы по использованию технологии проблемного
обучения на уроках русского языка в начальной школе 34
3.2 Результаты экспериментальной работы 41
Заключение 45
Список использованных источников 47
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит в себе основные требования, предъявляемые к выпускнику начальной школы. Овладение метапредметными результатами, проявление волевых качеств характеризуют ученика младших классов как субъекта учебной деятельности, и считаются основой умения учиться [44].
Младший школьник начинает действовать как субъект собственной деятельности, только выходя за рамки учебной деятельности. При этом он способен самостоятельно выбирать свой путь, проявлять себя как творческая личность, решать жизненные задачи. В связи с вышеизложенным, на сегодняшний день является актуальной проблема организации обучения, которое будет способствовать формированию способов действий, обеспечивающие решение проблем, и достижению метапредметных результатов обучения. В качестве такой технологии выступает технология проблемного обучения в начальных классах.
В психолого-педагогической литературе процессу проблемного обучения посвящено большое количество работ. Труды Я. А. Каменского, Ж.- Ж. Руссо, И.Г. Песталоции, К.Д. Ушинский и многие другие педагоги занимались изучением данной технологии, но не получили широкого распространения, так как не соответствовали уровню социального развития того времени, поскольку являлись слишком прогрессивными.
Глубоким исследованием проблемного обучения занимался А.Н. Матюшкин. Им было определено значение проблемного обучения, была оценена эффективность его применения на уроках. Основные этапы проведения проблемного обучения выделил М.И. Махмутов.
Классификация методов проблемного обучения была разработана И.Я. Лернером и М.К. Скаткиным. В основе данной классификации лежит принцип возрастающей степени самостоятельности учащихся: проблемное изложение знаний, частично-поисковый метод, исследовательский метод.
Тема исследования является актуальной в связи с тем, что в методике обучения младших школьников существует большое количество недостатков, несмотря на то, что теоретически она достаточно разработана. Причинами возникновения этих трудностей М.И. Махмутов считает высокую сложность подготовки материала для организации проблемного обучения, а также низкий уровень педагогической подготовки в данном вопросе [23, С. 257].
Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - методика организации проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе
Цель исследования - охарактеризовать методику организации проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «проблемная ситуация» и «проблемный вопрос»;
2. Охарактеризовать технологию проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО;
3. Обосновать методы проблемного обучения в практике для младших классов средней общеобразовательной школы;
4. Провести опытно-экспериментальную работу по применению проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких авторов, как А.Р. Джиоева, И.А. Ильницкая, Г.Ю. Ксензова, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Е.Л. Мельникова, Л.И. Ягодко и другие.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, обобщение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобран и систематизирован материал по проблемному обучению, разработаны методические рекомендации по использованию проблемного обучения на 7 русского языка в начальной школе. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в школе, а также учителям начальных классов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Младший школьник начинает действовать как субъект собственной деятельности, только выходя за рамки учебной деятельности. При этом он способен самостоятельно выбирать свой путь, проявлять себя как творческая личность, решать жизненные задачи. В связи с вышеизложенным, на сегодняшний день является актуальной проблема организации обучения, которое будет способствовать формированию способов действий, обеспечивающие решение проблем, и достижению метапредметных результатов обучения. В качестве такой технологии выступает технология проблемного обучения в начальных классах.
В психолого-педагогической литературе процессу проблемного обучения посвящено большое количество работ. Труды Я. А. Каменского, Ж.- Ж. Руссо, И.Г. Песталоции, К.Д. Ушинский и многие другие педагоги занимались изучением данной технологии, но не получили широкого распространения, так как не соответствовали уровню социального развития того времени, поскольку являлись слишком прогрессивными.
Глубоким исследованием проблемного обучения занимался А.Н. Матюшкин. Им было определено значение проблемного обучения, была оценена эффективность его применения на уроках. Основные этапы проведения проблемного обучения выделил М.И. Махмутов.
Классификация методов проблемного обучения была разработана И.Я. Лернером и М.К. Скаткиным. В основе данной классификации лежит принцип возрастающей степени самостоятельности учащихся: проблемное изложение знаний, частично-поисковый метод, исследовательский метод.
Тема исследования является актуальной в связи с тем, что в методике обучения младших школьников существует большое количество недостатков, несмотря на то, что теоретически она достаточно разработана. Причинами возникновения этих трудностей М.И. Махмутов считает высокую сложность подготовки материала для организации проблемного обучения, а также низкий уровень педагогической подготовки в данном вопросе [23, С. 257].
Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - методика организации проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе
Цель исследования - охарактеризовать методику организации проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «проблемная ситуация» и «проблемный вопрос»;
2. Охарактеризовать технологию проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО;
3. Обосновать методы проблемного обучения в практике для младших классов средней общеобразовательной школы;
4. Провести опытно-экспериментальную работу по применению проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких авторов, как А.Р. Джиоева, И.А. Ильницкая, Г.Ю. Ксензова, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Е.Л. Мельникова, Л.И. Ягодко и другие.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, обобщение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобран и систематизирован материал по проблемному обучению, разработаны методические рекомендации по использованию проблемного обучения на 7 русского языка в начальной школе. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в школе, а также учителям начальных классов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В ходе исследования нами были решены следующие задачи.
1. Раскрыты понятия «проблемная ситуация» и «проблемный вопрос». В данном исследовании за основу были взяты определения, данные М.И. Махмутовым, согласно которому проблемная ситуация - затруднение, стоящее перед школьником, побуждающее к поиску способа решения и его обоснованию. Проблемный вопрос - это вопрос, который является основой проблемной ситуации, и требует ответа на него посредством мышления. За основу взяты определения, данные М.И. Махмутовым.
2. Изучена технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО.Мы выявили, что проблемное обучение является важным инструментом реализации ФГОС НОО, поскольку оно строится на основе системно-деятельностного подхода, который является основным требованием ФГОС. Проблемное обучение способствует решению таких педагогических задач, как формирование у школьников навыков решения задач, самостоятельного поиска информации, развитие инициативности, навыков сотрудничества, активности, и других личностных качеств.
3. Рассмотрены методы проблемного обучения в практике для младших классов средней общеобразовательной школы. Для проведения проблемного обучения на уроках в начальной школе используются групповые дискуссии, дебаты, коллективная творческая деятельность и т.д. К приемам проблемного обучения относят следующие: «кластер», синквейн, «круги на воде» и т.д.
4. Проведена опытно-экспериментальная работа по применению проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
На констатирующем этапе исследования мы провели анализ традиционных уроков по следующим методикам: тестовый аспектный анализ урока; оценка эффективности урока; анализ документации. Цель исследования состояла в выявлении эффективности проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе. На формирующем этапе исследования нами были использованы проблемные методы обучения. На контрольном этапе результаты проведенных методик показали положительную динамику. Поэтому мы можем утверждать, что проблемное обучение является эффективным на уроках русского языка в начальной школе.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Раскрыты понятия «проблемная ситуация» и «проблемный вопрос». В данном исследовании за основу были взяты определения, данные М.И. Махмутовым, согласно которому проблемная ситуация - затруднение, стоящее перед школьником, побуждающее к поиску способа решения и его обоснованию. Проблемный вопрос - это вопрос, который является основой проблемной ситуации, и требует ответа на него посредством мышления. За основу взяты определения, данные М.И. Махмутовым.
2. Изучена технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО.Мы выявили, что проблемное обучение является важным инструментом реализации ФГОС НОО, поскольку оно строится на основе системно-деятельностного подхода, который является основным требованием ФГОС. Проблемное обучение способствует решению таких педагогических задач, как формирование у школьников навыков решения задач, самостоятельного поиска информации, развитие инициативности, навыков сотрудничества, активности, и других личностных качеств.
3. Рассмотрены методы проблемного обучения в практике для младших классов средней общеобразовательной школы. Для проведения проблемного обучения на уроках в начальной школе используются групповые дискуссии, дебаты, коллективная творческая деятельность и т.д. К приемам проблемного обучения относят следующие: «кластер», синквейн, «круги на воде» и т.д.
4. Проведена опытно-экспериментальная работа по применению проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
На констатирующем этапе исследования мы провели анализ традиционных уроков по следующим методикам: тестовый аспектный анализ урока; оценка эффективности урока; анализ документации. Цель исследования состояла в выявлении эффективности проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе. На формирующем этапе исследования нами были использованы проблемные методы обучения. На контрольном этапе результаты проведенных методик показали положительную динамику. Поэтому мы можем утверждать, что проблемное обучение является эффективным на уроках русского языка в начальной школе.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС И ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ЭТИМОЛОГИЕЙ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Грамматический разбор на уроках русского языка в 4 классе
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



