Содержание 3
Введение 4
1 Теоретические аспекты трудовой адаптации персонала 6
1.1 Сущность процесса адаптации на рабочем месте, элементы адаптации .... 6
1.2 Методы организации эффективной адаптации персонала 11
1.3 Современная успешная практика адаптации 23
2. Анализ практики адаптации персонала в организации «JB» 28
2.1 Организационно-управленческая характеристика компании «JB» 28
2.2 Анализ эффективности практики адаптации 42
3 Совершенствование методов адаптации персонала в компании «JB» 54
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию методов адаптации
персонала в компании «JB» 54
3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий 62
Заключение 67
Список использованных источников 72
Приложения 76-89
По мере того, как окружающая среда становится все более нестабильной, способность сотрудников справляться с чрезвычайными ситуациями, быстро учиться и решать новые проблемы становится необходимой. Ранее взгляды на производительность труда не охватывали всего спектра индивидуального поведения, которое способствует эффективности работы в неопределенных и взаимозависимых системах. В результате адаптивная производительность, определяемая как способность сотрудников адаптироваться к быстроменяющимся рабочим ситуациям, привлекла внимание как способ лучше понять динамическую природу производительности сотрудников в текущей быстроменяющейся бизнес-среде.
Актуальность темы. Процесс адаптации решает множество важных задач: ознакомление сотрудников со спецификой работы, обучение их необходимым технологиями процедурам, знакомство с коллективом, выстраивание взаимодействия с коллективом, постановка целей на будущую работу. Удачно выстроенный процесс адаптации помогает новым сотрудникам получить необходимые навыки и стать эффективным членом команды. Поэтому очень важно помочь новичку адаптироваться, раскрыть свои лучшие стороны, влиться в коллектив.
Одним из самых сложных вопросов для любой компании является текучесть кадров- она постоянно мешает формированию постоянного коллектива и, соответственно, мешает корпоративному духу. Текучесть может быть связана с неудовлетворенность ю сотрудника рабочим местом или неудовлетворенностью компании сотрудником, что приводит к возникновению дополнительных расходов.
Цель работы-разработать мероприятия по совершенствованию практики адаптации персонала в организации.
Для достижения поставленной цели следует решить следующий ряд задач:
- уточнить состав элементов практики адаптации персонала,
- определить нормативные требования к практике адаптации персонала, выявить сильные и слабые стороны практики адаптации персонала в организации «5Б »,
- разработать мероприятия по улучшению практики адаптации персонала в компании «ДБ».
Объектом исследования является система управления персоналом компании «JB».
Предмет исследования- практика адаптации персонала в компании «JB».
Практика адаптации новых сотрудников на рабочем месте является важным процессом. Без этого есть риск столкнуться с увеличением текучести кадров и увольнениями сотрудников в течение первого года работы. Если все мероприятия проводить правильно, профессионалы быстрее включатся в работу и будут работать с большей эффективностью. Сотрудники будут получать моральное и материальное удовлетворение от работы в компании, работать на ее благо и развиваться вместе с предприятием. Если адаптации на предприятии не будет уделено должного внимания, добиться уважения от сотрудников компании будет намного сложнее.
Исследование проводилось в магазине «JB» по адресу: г. Москва, пр. Мира, д. 7, стр. 1.
Организация «JB» - сеть ювелирных магазинов. JerusalemBazar (JB)— бренд израильских lifestyle-украшений из фактурного серебра с натуральными минералами.
По рассчитанным показателям текучести кадров выявлено, что самый низкий процент текучести был в 2020 году (13%), а в 2022 году текучесть кадров увеличилась до 21%. Руководству данного торгового предприятия необходимо обратить внимание на стабильно высокую текучесть кадров.
Исследуемое предприятие является торговым предприятием по розничным продажам товаров первой необходимости и им сопутствующим. Ключевой персонал — торгово-операционный, а именно — продавцы- консультанты. Более того, по информации специалиста по персоналу, именно среди продавцов-консультантов присутствует высокая текучесть кадров.
Большинство увольнений происходит из-за отсутствия своевременной помощи в сложных ситуациях, сложностей в решении нестандартных ситуаций с покупателями и неблагоприятного психологического климата, и процент увольнений в 2022 году повысился. Это объясняется тем, что руководство исследуемого магазина не считает нужным понимать потребность новых работников в своевременной помощи, не интересуясь психологическим климатом в коллективе.
Процент уволившихся из-за плохих условий труда сравнительно невелик и в отчетном году он также снизился (2% и 1% соответственно). Тоже самое можно сказать относительно причины увольнения, заключающейся в неинтересной работе: доля уволившихся мала - 5% и 7% соответственно. Ежегодно уходит и приходит до 8 человек, при наличии 30 единиц продавцов- консультантов в штатном расписании. Это значит, что 27% торгового персонала постоянно меняется.
В ходе исследования также выявлено, что ситуация требует совершенствования взаимодействия более опытных сотрудников с менее опытными коллегами с целью передачи опыта, развития профессионализм и повышения качества работы данного торгового предприятия. При наличии высокой текучести кадров именно среди торгового персонала и высокого процента сотрудников из данной категории персонала, не прошедших испытательный срок, можно сделать выводы о не эффективно организованного периода адаптации персонала.
Практика адаптации сотрудников организации «JB» регламентирована внутренним Положением организации об адаптации новых сотрудников.
Для оценки социально-психологической адаптации применена методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Согласно данным, полученным в результате исследования видно, что большинство утверждений, выбранных адаптантами, указывают на их дезадаптивность, то есть они не могут прижиться в коллективе, им не комфортна работа, они не заинтересованы в успешности ее выполнения. В то же время прослеживаются такие положительные черты адаптантов, как принятие других, внутренний контроль и возможность к адаптивности, что говорит об их готовности к работе, к положительным контактам в коллективе. Немного адаптантов испытывают эмоциональный дискомфорт, что является также положительным признаком.
Результаты оценки социально-психологической адаптации по опроснику Р.Х. Исмаилова показали проблемные места в отношении адаптантов к руководству, отношению их к труду. Адаптантами дана низкая оценка коллективизму в организации, удовлетворенности своим положением. Эти результаты говорят о низкой поддержке адаптантов в коллективе.
За три года успешно прошли адаптационный период и испытательный срок 7 сотрудников, что составляет 20% от числа всех принятых за исследуемый период. 3 человека ушли из организации до окончания испытательного срока (8,6%). За три года уволились по собственному желанию 8 сотрудников с небольшим стажем работы в данной организации (до 1 года), что составляет 22,9% от среднесписочной численности исследуемого организации.
По итогам проведенного анализа можно выделить ряд положительных и отрицательных сторон в существующей адаптации персонала в «JB».
Сильными сторонами действующей практики адаптации являются:
- наличие минимальных организованных адаптационных мероприятий.
Слабыми сторонами выступают:
- недостаточная комплексность практики адаптации: процесс адаптации нового сотрудника в организации «JB» не включает мероприятия, направленных на социальную и психологическую адаптацию новых сотрудников.
- отсутствует индивидуальная программа адаптации для новых сотрудников: новые сотрудники после испытательного срока продолжают длительное время чувствовать себя не комфортно в новой среде и покидают организацию.
- программа адаптации носит только общий характер, в результате последовательность мероприятий составляется ситуативное, то есть отсутствует индивидуализированные программы адаптации.
- не разработаны нормативные документы (индивидуальная программа, индивидуальный план, бланк оценки эффективности программы и т.п.).
В результате проведенного исследования разработаны мероприятия по совершенствованию методов адаптации персонала «JB».
1. Внедрение вводного инструктажа для адаптанта.
Рекомендовано разработать пособие для вновь принятых сотрудников, в котором будет предоставлена исчерпывающая информация о политиках и льготах для сотрудников в организации.
2. Внедрение программного обеспечения для управления процессом адаптации: SMART HCM и LMS.
Так как исследуемая копания - небольшая по численности и специалист по персоналу один, актуально установить программное обеспечение, помогающее управлять процессом адаптации новых сотрудников.
3. Совершенствование организации процесса адаптации персонала.
В Приложении 1 представлена новая модель адаптации персонала, состоящая из этапов: начальный, основной и заключительный. При правильно организованном переходе от одного этапа к другому будет повышаться уверенность сотрудников, инициативу и общение, одновременно уменьшая разочарование, беспокойство и стресс.
4. Внедрение ситуационного наставничества.
Проведенное исследование показало, что после завершения периода адаптации у торгово-операционного персонала все равно остаются вопросы, неуверенность в себе во многих вопросах. Отсутствие своевременной поддержки от более опытных коллег приводит к увольнениям в первый год работы и высокой текучести торгово-операционного персонала.
Внедрение разработанных мероприятий по совершенствованию практики адаптации в исследуемой компании «JB» должно совершенствовать качество работы и квалифицированность торгового персонала, улучшить сплоченность и психологический климат в коллективе и снизить текучесть персонала.
Эффективность разработанных мероприятий будет заключаться в повышении производительности труда, снижению текучести персонала, снижению затрат на обучение вновь принятых сотрудников, принятых на место уволенных, повышении мотивации сотрудников при привлечении новых клиентов, выполнении заказов, что приведет к улучшению экономических показателей деятельности компании.
Расчеты показали, что разработанные мероприятия можно принять к реализации, вследствие их доказанной эффективности в виде окупаемости затрат и увеличения показателей деятельности исследуемой компании.
Социальный эффект разработанных мероприятий заключается в снижении текучести персонала, повышении ответственности персонала за свою работу, повышении лояльности персонала к организации.
1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Информационно-справочная система Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/.
2 Агарков А.П. Теория организации. Организация производства: Интегрированное: Учебное пособие для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов. - М.: Дашков и К, 2018. - 272 c.
3 Айператова О. 5 новейших тенденций в сфере адаптации персонала // Социально-экономические явления и процессы. - 2020. - № 1. - С. 21-24.
4 Аксенова Е. А. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2017. - 560 с.
5 Акулич В.А. Исследуем трудовые ресурсы / В.А. Акулич // Финансовый директор. - 2019. - №5. - С.33-45.
6 Белоусова М.Е. Проблемы управления персоналом в организации Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 1-1 (71). - С. 43-45.
7 Бурко, Р.А., Соколкова, В.Д. Выбор и обоснование организационной структуры предприятия // Молодой ученый. - 2019. - №7. - С. 313-315.
8 Бычков В.П. Управление персоналом: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров. - М.: Инфра-М, 2019. - 352 c.
9 Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2019. - 688 с.
10 Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2019. - 688 с.
11 Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2015. - 386 с.
12 Виханский, О.С., Наумов, А. И. Менеджмент: Учебник. - 7-е изд. - М.: Гардарики, 2018. - 528 с.
13 Воловская Н.М. Социально-трудовые отношения: учебное пособие / Н.М. Воловская. - М.: Инфра-М, 2020. - 186 с.
14 Вяткина Г.Я. Некоторые аспекты теории поколений в управлении персоналом / Г. Я. Вяткина // Актуальные психолого-педагогические, философские, экономические и юридические проблемы современного российского общества. - Ульяновск: Зебра, 2021. - С. 38-61.
15 Галенко В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий / В.П. Галенко, О.А. Страхова, С.И Файбушевич. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 213 с.
16 Герасимова, А. В. Система адаптации персонала организации: проблемы и пути решения / А. В. Герасимова, И. А. Коноплева, М. Ж. Киракосян // Заметки ученого. - 2021. - № 10. - С. 309-317.
17 Головкина А.И. Проблема адаптации персонала в современной организации // Эпомен. - 2018. - №. 10. - С. 20-26.
18 Горленко О.А., Ерохин Д.В., Можаева Т.П. Управление персоналом. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт. 2020. - 250 с.
19 Грибов В.Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. - М.: КноРус. 2020. - 224 с.
20 Грихно В.В. Влияние системы наставничества на текучесть кадров в организации// Междисциплинарный научный форум: сборник работ IV Международной Студенческой Научной Конференции, 2020. - Т. 5 (Экономика). С.22-25.
21 Грунистая О.С. Наставничество, как способ адаптации и обучения персонала / О.С. Грунистая // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2018. - № 10. - С. 89-94.
22 Данько Т.П., Голубев М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 416 с.
23 Джонсон Д., Шоулз К., Уиттингтон Р. Корпоративная стратегия. Теория и практика: Руководство для профессионалов / Д. Джонсон, К. Шоулз, Р. Уиттингтон. - М.: Альфа, 2017. - 503 с.
24 Джумиго Н.А., Петрова, Л.И. Организационная структура как объект стратегических изменений // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы. - 2017. - № 2 (8). - С. 111-118.
25 Есикова Р.С., Выжимова Н.Г. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта адаптации персонала. Вестник Северо¬Кавказского федерального университета. 2020;(2) - с. 46-52.
26 Живица О.В. Лидерство: учебное пособие. - М.: Издательство: Университет «Синергия», 2020. - 192 с.
27 Зайцева С.В. Адаптация персонала в современной организации // Редакционная коллегия. - 2018. - С. 127-130.
28 Зайцева Т.А. К вопросу об адаптации молодых специалистов // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. - 2018. - С. 245-251.
29 Захарова Л.Н. Организационный психолог как помогающая профессия: специфика деятельности и подготовки // Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии. - Н. Новгород: изд-во НИСОЦ, - 2018. - С. 729-735.
30 Зинов В.Г. Инновационное развитие компании. Управление интелектуальными ресурсами. Учебное пособие / В.Г. Зинов, Т.Я. Лебедева, С.А. Цыганов. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2020. - 248 с.
31 Иванова-Швец Л.Н. Управление персоналом: Учебно-методический комплекс / Л.Н. Иванова-Швец. - М.: Изд. Центр ЕАОИ. 2019. - 200 с.
32 Исаева О.М., Припорова Е.А. Управление персоналом. Учебник и практикум для СПО. - М.: Юрайт. 2020. - 168 с.
33 Кален Р. Комплексное управление проектным циклом: учебное пособие / Р. Кален, С. В. Панова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 3. - С. 18-28.
34 Каплюк П.В. Подходы к стимулированию персонала / П.В. Каплюк,
А.В. Мельничук // Новое поколение. - 2020. - № 11 (1). - С. 34-40.
35 Кибанов А. Я. Управление персоналом. Теория и практика. Управление организационной культурой. Учебно-практическое пособие / А. Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2018. - 72 с.
36 Кибанов А.Я. Управление персоналом в России: история и современность: монография / А.Я. Кибанов. - М.: Инфра-М, 2020. - 240с.
37 Кибанов А.Я., Ивановская Л.В. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Учебно-практическое пособие. - М.: Проспект. 2020. - 64 с.
38 Килина Н.А. Наставничество как процесс формирования личности молодого специалиста / Н.А. Килина // Образование. Карьера. Общество - 2019. - № 5-3. - С.8-12.
39 Кобызева У.В., Галина А.Э. Управление эффективностью труда персонала // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 26. С. 159-165.
40 Компетентностный подход в управлении персоналом: схемы, таблицы, практика применения: учеб. пособие / О.Л. Чуланова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 116 с.
41 Кузина И.Г., Панфилова А.О. Социология управления персоналом. Учебное пособие. - М.: Проспект. 2020. - 160 с.
42 Куршаков А.Ю. Адаптация новых сотрудников: понятие, цели, инструменты // Молодежь и наука. 2018. № 4. - С. 20-24.
43 Кучугурная А.С. Современные цифровые технологии адаптации персонала. Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). - 2020. - 6(1). - С. 35-38.
44 Кязимов К.Г. Управление персоналом. Профессиональное обучение и развитие. - М.: Юрайт. 2020. - 202 с.
45 Маслова В. М. Управление персоналом. Учебник и практикум для СПО. - М.: Юрайт. 2020. - 432 с.
46 Пичугин В. Г. Психология влияния в управлении персоналом. Учебное пособие. - М.: Прометей. 2020. - 144 с.
47 Сапунова Т.А., Тонгуш В.В. Система обучения персонала как управленческий ресурс организации // Символ науки, 2017. - № 4.
48 Слющенкова, М.С. Современные проблемы адаптации персонала на производственном предприятии / М.С. Слющенкова, М.Г. Побегайло // Современные проблемы отраслевой экономики и управления: VIII нац. научно- практ. конф. обучающихся в магистратуре и аспирантуре: материалы. - Калининград: Изд-во ФГБОУ ВО «КГТУ», 2019.- Ч. 1. - 213 с. - С. 171-178.
49 Старцева Н.Н. Аудит практики адаптации молодых сотрудников // Современные концепции развития науки. 2017. С. 219-221.
50 Тебекин А. В. Стратегическое управление персоналом. Учебник. — М.: КноРус. 2020. - 720 с.
51 Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. КибановаА.Я.. - М.: Инфра-М, 2017. - 136 с.
52 Управление персоналом: учебное пособие / Т.П. Вернигорова, В.С. Нечипоренко. - М.: Реал Принт, 2018. - 209 с.
53 Фокс Джеффри Дж. Как стать первоклассным руководителем. Правила привлечения и удержания лучших специалистов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. - 172 с.